Личность информационного общества — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Личность информационного общества

2017-11-22 295
Личность информационного общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В условиях информационного общества появляются новые требования к человеку: его личностным и профессиональным качествам, знаниям и умениям с ними работать, творческим способностям.

Ученые предполагают, что мир стоит на пороге появления человека с новой парадигмой восприятия мира - “Человека Кликающего”, нажимающего на клавишу мыши и получающего доступ в информационное социокультурное пространство, в котором существуют как равноправные и взаимодействуют между собой различные культурные традиции и культурные смыслы.

Человек информационного общества, с одной стороны, управляет информацией и распределением информационных потоков, а с другой стороны, становление его личности и идентичности обусловлено самими информационными технологиями. Он вынужден адаптироваться к новой информационной среде.

Непрерывное нахождение в потоке информации актуализирует для личности проблему ее оценки, отбора, умения обмениваться ею и производить новую информацию. В ситуации перехода к информационному обществу от человека требуется большая гибкость и динамичность в осуществлении коммуникаций, креативность, способность к самоизменению, рефлексии, интерпретации, умение решать задачи открытого типа, что позволит человеку вначале адаптироваться к социуму, а затем успешно интегрироваться в его структуры. Понятие «соответствие» становится одним из ключевых понятий современности. Современные принципы устойчивого развития, включающие в себя экономическую, социальную и экологическую составляющие, требуют от личности соответствия, адекватной реакции на происходящее. Успех в различных областях деятельности зависит от способности быстро адаптироваться к меняющимся социокультурным условиям. Личность современного типа предстает как типичный носитель своей национальной культуры, адаптированный к интеркультурной среде.

Несформированные готовность и способность к постоянному обучению, повышению квалификации, а в случае необходимости - и смене профессии может привести к потере жизненных ориентиров. Ученые отмечают, что акцент смещается с «человека знающего» на «человека, подготовленного к жизни» (Акулич М.М.).

В условиях глобализационных процессов в России, как и в странах Европы и США, меняются роль и значение различных социальных структур, институтов, организаций, в том числе - системы образования.Причем, осмысление феномена образования происходит не только на уровне социального института или субъекта образовательной деятельности, а в более широком ракурсе включенности образования в культурологический контекст, в соотнесенности с основополагающими культурными ценностями.

Социокультурным контекстом образования стало информационное глобальное пространство знаний и информации, которое непрерывно меняется. Существовавший ранее «вертикальный» (от поколения к поколению) способ передачи значимой информации сменяется сетевым путем, проявляющимся как «взаимодействие между персонализированными гипертекстами» (М.Кастельс). Гипертекст называют моделью современной культуры. Увеличивается разнообразие способов информационного обмена, появляются новые типы коммуникации, связанные преимущественно с глобальной сетью Интернет. С большой скоростью идет процесс накопления культурной информации на разных носителях и в разных знаковых системах, которые образуют информационное поле – новую социокультурную среду обитания человека, состоящую из текстов, графики, звуковых и аудиальных сообщений.

Непрерывное нахождение в потоке информации актуализирует для личности проблему владения информационной культурой, включающей в себя ряд умений:

1. Осознавать потребность в информации.

2. Определять, каким образом можно восполнить «пробел» в информации:

– благодаря знанию соответствующих видов ресурсов (печатных и цифровых);

– благодаря отбору ресурсов, адекватных стоящей задаче;

– благодаря способности понимать те обстоятельства, которые влияют на доступность источников информации.

3. Конструировать стратегии обнаружения информации:

– четко осознавать, какую информацию следует обнаружить;

– разрабатывать систематические методы, подходящие для удовлетворения этого требования;

– понимать принципы конструирования и создания баз данных;

4. Искать и получать доступ к информации:

– разрабатывать соответствующие техники поиска;

– использовать коммуникативные и информационные технологии, включая международные академические сети;

– использовать соответствующие библиографические и аннотационные службы, индексы цитирования и базы данных;

– использовать методы повышения осведомленности, быть в курсе современных данных;

5. Сравнивать и оценивать информацию, полученную из разных источников:

– понимать, что информация может быть представлена предвзято, осознавать значение научных авторитетов;

– иметь представление о процессе реферирования научных публикаций;

– знать способы извлечения требуемой информации из информационного пространства;

6. Организовывать, применять и передавать информацию различными способами, в соответствии с существующей ситуацией:

– создавать библиографические ссылки;

– создавать личную библиографическую систему;

– применять информацию для решения насущных проблем;

– эффективно передавать информацию с помощью соответствующих посредников;

– знать о проблемах авторских прав и плагиата;

7. Синтезировать и собирать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание.

Этот список следует дополнить умениями коммуникации в информационном пространстве и владением компьютерной грамотностью[1].

Еще в 1972 г. Комиссией Юнеско под руководством бывшего министра образования Франции Эдгара Фора (Edgar Faure) были определены цели, которые следует поставить перед образованием в свете быстрых преобразований, охватывающих общество, в свете требований развития[2]. В докладе Комиссии Фора, опубликованном под названием «Учиться быть», была представлена концепция образования в течение всей жизни и определены четыре «столпа образования»:

1.Учить учиться и пользоваться знаниями, то есть получать образование в течение всей жизни, углубленно работать в своей узкой области при достаточно широких общих знаниях;

2.Учиться делать дело, не только пользуясь стандартными навыками, но шире, научиться в рамках как формального, так и неформального социального опыта справляться с разными си-туациями и работать в команде;

3. Учиться жить вместе, развивая и понимая других людей и их стремление к независимости (выполняя совместные проекты и учась улаживать конфликты), укрепляя плюрализм, взаимо-понимание и мир;

4. Учиться быть, то есть в большей степени развивать свои личностные качества и способность действовать с большей независимостью, руководствуясь собственными суждениями и личной ответственностью. Образование не должно игнорировать ни одного аспекта человеческого потенциала: памяти, разума, чувства прекрасного, физических возможностей и навыков общения.

Достичь таких целей образования позволяет компетентностный подход.

Компетентностный подход

Понятие «компетентностный подход» получило распространение в начале ХХI века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования[3]. Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

• Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

• Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

• Смысл организации образовательного процесса заключается в том, чтобы создать условия для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

• Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе, формирование некоего набора ключевых (сквозных) компетенций, которые позволяют успешно продолжать образование каждый раз, когда в этом возникает необходимость, при столкновении с проблемами, появляющимися в личной и профессиональной жизни человека.

В компетентностном подходе меняется цель обучения: от формирования научных знаний к формированию компетентной личности, то есть формированию умений самостоятельно приобретать знания, ориентироваться в информационном пространстве, находить и преобразовывать нужную информацию. Эта цель неизменно приводит к вопросу «как?». Какими средствами, методами, технологиями, изменением какого содержания она может быть достигнута? От того, насколько полно учителя получат ответ на этот вопрос, будет зависеть реализация самого подхода в образовательной практике. Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.

Совет Культурной Кооперации при Совете Европы (Страсбург, Франция) определил ключевые компетентности, которые должны освоить выпускники образовательных учреждений:

– социально-политические, позволяющие человеку реализовать активную жизненную позицию в жизни в многокультурном обществе;

– коммуникативные, рассматриваемые как способность эффективно общаться, устанавливать деловые контакты, сотрудничать, взаимодействовать в команде и так далее, то есть обеспечивающие эффективную устную и письменную коммуникацию;

– информационные, включающие в себя умения поиска, отбора, представления информации, решения профессиональных задач с помощью ИКТ и обусловленные возникновением и развитием информационного общества;

– личностные, связанные с самоуправлением – умение ставить и реализовывать жизненные цели, организационно-управленческий потенциал, эффективно использовать собственные ресурсы и ресурсы других, рефлексивные умения;

– отдельно выделен элемент познавательной компетентности – «способность учиться всю жизнь».

Можно сказать, что выделенные компетенции – это требования информационного общества к тем результатам, которые оно ожидает от системы образования в виде характеристик успешных членов общества.

1.4.Противоречия и трудности современного образования. Инновационные процессы в образовании

Реализация компетентностного подхода в России совпадает с ее попытками вписаться в мировое образовательное пространство: развивается материально-техническая база образовательных учреждений, заимствуются западные образовательные новации: ЕГЭ, изменение образовательных программ, приведение отечественных стандартов в соответствие с международными нормами. Институты преобразовываются в университеты, академии; техникумы – в колледжи; средние школы – в гимназии и лицеи. Подписано Болонское соглашение, введены бакалавриат и магистратура, налажен обмен учащимися и студентами, преподавателями с зарубежными вузами, введена рейтинговая система оценок.

Все эти шаги воспринимаются общественностью неоднозначно, но вовлечения в процесс глобализации (постепенное, неуклонное вовлечение всех стран во всеобщий социально-экономический круговорот) нам не избежать. Важно выработать национальную образовательную политику, максимально учитывающую интересы нашего общества и государства в рамках мирового сообщества.

В последнее десятилетие не удалось избежать ошибок и потерь.

Ошибки и потери в образовании последнего времени

В официальных документах, выступлениях руководителей, статьях человек трактуется как «человеческий капитал», «человеческий ресурс», «человеческий фактор», образование – как сфера услуг и особый сегмент рыночной экономики. В отчетных документах появилось выражение «человеко-час».

Происходит безудержная коммерциализация образования; его реформирование, исходя из задач экономии финансов; подмена гуманистической стратегии рыночно-финансовыми ориентирами.

Слабое внимание уделяется совершенствованию воспитательной системы, а образование сводится к обучению. Административно вводится ЕГЭ как тотальный способ контроля за качеством образования.

В ряде регионов активно идет свертывание бесплатного дополнительного образования под девизом оптимизации.

Все указанные меры были выработаны без соответствующей научной экспертизы, без обсуждения с практиками, без учета передового опыта. Обнаружился глубокий разрыв между правильными стратегическими посылами и принимаемыми на уровне федеральной и региональной политики решениями.

Что же нужно делать в связи с названными проблемами, каковы пути улучшения ситуации?

Пути улучшения ситуации в образовании. Инновационные процессы

В числе первоочередных мер ученые называют следующие.

Необходимо скорректировать образовательную политику в соответствии с гуманистической парадигмой развивающего личностно – и социально ориентированного образования.

Используя рыночные механизмы для поддержки и развития образования, рассматривать его как важнейший компонент культуры, обеспечивающий её сохранение и развитие.

Перевести из разряда декларируемых в разряд реализуемых подходов приоритетную миссию воспитания в системе образования.

Эти и другие проблемы приходится решать в процессе инновационного развития российской образовательной системы, модернизации системы образования, совершенствования технологий, оптимизации условий обучения. Решают их не только руководители образования, теоретики, но и практики, непосредственно работающие в школах и других образовательных учреждениях.

В развитии образования всегда сочетаются консерватизм и стремление к новому. Для образования важны оба этих качества. Образование должно быть одновременно и основательным, глубоким, и динамичным, идущим в ногу со временем. Консерватизм закрывает дорогу рискованным экспериментам, позволяет сохранять для новых поколений достижения предшествующих эпох, исторического опыта. Стремление к новому позволяет учитывать новые потребности, условия, иногда - опережать и стимулировать эти потребности.

Говоря об инновационных процессах в образовании, нам необходимо пояснить ряд терминов.

Новшество – элемент педагогической действительности, кот. в представленном виде не встречался.

Нововведение – носитель новшества, средство его распространения (новые программы, средства обучения, пособия, типы ОУ и др.).

Инновация – распространение новшеств в пед. практике.

Инновационный процесс – процесс совершенствования образовательных практик, развитие образовательных систем на основе нововведений.

Развитие педагогики всегда было связано с инновационностью.

Какие примеры этого мы можем привести? Их много.

Классно-урочная система Я.А. Коменского, сформировавшего ведущие принципы массового обучения. Теория свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, воспитания, которое происходит в процессе наблюдений, чтения, труда, бесед. В конце XIX - начале XX века, когда быстро развиваются наука и техника, происходят социальные катаклизмы, усиливается интерес к социальному воспитанию, к проблеме формирования личности, появляются теория педоцентризма и активной школы Д. Дьюи, метод проектов Д. Килпатрика, система свободного развивающего обучения и воспитания М. Монтессори, школа свободного развития Р. Штайнера – основателя вальдорфской педагогики.

В нашей стране инновационными для своего времени были идеи К.Д, Ушинского – основателя научной педагогики в России, система свободного нравственного воспитания Л.Н. Толстого, основанная на народной мудрости, опыт трудового воспитания С.Т. Шацкого, новаторская теория и практика воспитания в коллективе А.С. Макаренко, гуманная школа радости В.А. Сухомлинского, идеи которого во многом легли в основу того, что мы сегодня понимаем под гуманной педагогикой.

В 80-90 гг. XX века появилась блестящая плеяда педагогов-новаторов, которые получили мировую известность: Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов. С.Н. Лысенкова и другие – все они стремились помочь ребенку, сотрудничать с ним, раскрыть его способности, помочь раскрыться.

В последние годы XX века, когда в России произошел переход к рыночной экономике и демократии, инновационное движение вновь стало набирать силу. Стали появляться новые типы учебных заведений, стал меняться характер образования, его содержание, стало возможным выбирать профиль обучения.

Конечно, не все те процессы, которые назывались инновационными, являлись такими на самом деле. Было и псевдоноваторство, и имитация научных исследований, поиск ради имиджа, моды, материальной поддержки. Но в целом инновационное движение было плодотворным, появилось много интересных образовательных учреждений и авторских школ.

Авторская школа – учебное заведение, деятельность которого построена на основе оригинальных и эффективных авторских идей и технологий. Автором-организатором такой школы чаще всего является талантливый педагог, выдвинувший оригинальные философские и педагогические идеи.

Идея – это мысль о способах преобразования действительности, о способах перехода от существующего состояния в необходимое, желаемое. Замысел – мысленное воплощение возникшей идеи, ее инструментовка в планируемой системе действий и средств.

Среди авторских школ: "Школа самоопределения" Александра Тубельского, "Школа вероятностного образования" Александра Лобка, "Школа-парк" Милослава Балабана, "Адаптивная модель" школы Евгения Ямбурга.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.