Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-11-22 | 377 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
СЛАЙД 1
Жизнь показывает, что для успеха в профессиональной деятельности необходимы не только опыт и эксп е ртные знания, но и эффективные навыки коммуникаций. Умение показать значимость своей позиции, быть убедительным на презентации, побеждать в дискуссии, профессионально работать с возражениями — важные компетенции для успешного специалиста.
Сегодня мы коснемся такого раздела педагогики, как Основы профессионально-педагогического общения. Этот раздел изучает особенности взаимодействия учителей и воспитателей со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса: с учениками и их родителями, со своими коллегами. И постараемся найти, вывести формулы такого успешного общения.
СЛАЙД 2
Что означает слово «общение»?
Прежде чем ответить на этот вопрос, предлагаю начать наше с вами профессионально-педагогическое общение с
упражнения «Никто не знает, что я…»
СЛАЙД 3
Общение — одна из распространенных категорий, описывается и в философской, социологической и психолого-педагогической литературе.
Б.Ф.Ломов рассматривает общение как специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми, в ходе которого осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками. В общении конкретный индивид овладевает «фондом духовного богатства», созданным другими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем через общение он вносит в этот «фонд» то, что создал сам. Именно этим определяется значение общения в жизни человека. Как вы думаете, общение и коммуникация – понятия тождественные, или какое-то из них шире?
СЛАЙД 4
Коммуникация – передача сообщения, сознательное, адресное целесообразное влияние на взгляды и ценности собеседника, построенное преимущественно на рациональной основе. (Н.И. Козлов — доктор психологических наук, профессор, ректор Университета практической психологии).
Психологи условно выделяют в общении три аспекта, три стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
СЛАЙД 5
Интерактивная сторона —этовзаимодействие и воздействие людей друг с другом в процессе межличностных отношений. Действие является одним из главных компонентов общения. Общаясь, мы постоянно задаемся вопросами: «Что делает мой партнер?», «Что я должен сделать для него?»
Это позиции, которые занимают партнеры в общения. Среди возможных позиций в общении можно отметить «пристройку» к партнеру «свысока», «на равных», «снизу», либо отстраненную позицию. Ни одна из них не является однозначно хорошей или плохой. Правильнее рассматривать занимаемую позицию с точки зрения ее продуктивности в конкретной ситуации. Так, пристройка «снизу» уместна в некоторых случаях, например, когда необходимо принести извинения. Позиция «на равных» может вызывать неудовлетворение в случае, когда, например, от руководителя ожидается принятие решения, а он занимает позицию одного из участников обсуждения. Умение использовать всю палитру возможностей в общении, как бы играя на всех психологических инструментах, — один из возможных показателей психологической зрелости.
|
Перцептивная сторона — процесс восприятия партнерами друг друга, определение контекста встречи. Перцептивные навыки проявляются в умении управлять своим восприятием; понимать, «читать» настроение партнеров по различным характеристикам; видеть, как он реагирует на наше взаимодействие, понимать психологические эффекты восприятия и учитывать их.
Коммуникативный аспект общения, прежде всего, связан с обменом информацией. Человек передает некую информацию (знания, идеи, факты, указания), которую получатель должен всего-навсего принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать.
Однако если мы будем сводить коммуникацию лишь к обмену информацией, то человека можно сравнить с магнитофоном. Например, в процессе обучения учитель стремится не просто послать информацию своим ученикам, а непременно заботится о том, чтобы эта информация была интересна и значима для них, чтобы каждый из сидящих в классе учеников понял, осмыслил. При этом учитель использует различные коммуникативные техники, средства общения – вербальные и невербальные.
Итак, именно коммуникативная сторона — эффективное использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные.
СЛАЙД 6
Главным средством профессионально-педагогического общения является язык, человеческая речь. Психологи называют такое общение вербальным, т.е. словесным, поскольку информация между общающимися передается с помощью слов.
|
Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка, устной и письменной речи. Общение посредством слова закрепляет и сохраняет опыт человечества, культурные и нравственные ценности, передавая их от поколения к поколению. Слово является сильным раздражителем и способно оказать огромное воздействие на человека: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», — говорится в известном стихотворении Рудольфа Шефнера.
В качестве иллюстрации позвольте рассказать притчу.
Притча «Лиса и осел».
Приходит как-то Лиса к Зайцу и просит написать характеристику на Осла. Тот, не долго думая, пишет: "Туп и упрям".
– Но это же характеристика на повышение, – возмущается Лиса.
– А что писать?
– Напиши: "Устойчив в своих убеждениях и упорен в их достижении".
Это одна из возможностей языка – называть одно и то же действие по-разному. И тут же меняется оценка.
Выделяют отдельно паравербальные средства: это громкость речи, интонация, темп, мелодика.
Существует также невербальное (бессловесное) общение, которое не предполагает использования звучащей речи в качестве средства общения. Это — общение с помощью взглядов, жестов, мимики и других невербальных сигналов.
СЛАЙД 7
В нашем профессионально – педагогическом общении уже определен круг людей: это дети, родители, и педагоги (коллеги)
СЛАЙД 8
ДЕТИ
При определении своей профессиональной позиции, мы, как педагоги, должны задуматься над такими вопросами: кем я являюсь для своих воспитанников? Для чего я иду к ним? Кем мои воспитанники являются для меня? Иначе говоря, Профессиональная позиция — это, прежде всего, отношение педагога-профессионала к своей миссии в детском саду, к своим воспитанникам, которая предопределяет его действия и операции в общении с ними.
Основываясь на выделенных в работе педагога приоритетах, можно определить пять основных видов его профессиональной позиции (Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения)
СЛАЙД 9
Профессиональная позиция педагога (лучше всего просматривается как вы думаете где? в организованной деятельности – на занятии):
- источник нужной и полезной информации
Порой педагог бывает настолько увлечен самим процессом работы с информацией, что дети для него как бы уходят на второй план. Он понимает, что все, что он говорит и показывает, предназначено для ребят, однако его захватывает роль интересного рассказчика, и сам процесс подачи материала интересует его больше, чем то, как этот материал воспринимается детьми.
|
Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым ограничивая развитие способностей.
- роль человека, бдительно следящего за порядком, в роли своеобразного надзирателя
Главная задача воспитанников — не отвлекаться и внимательно следить за действиями педагога, быстро реагировать на все его требования и вопросы. Основной заботой педагога является дисциплина. Любые дисциплинарные отклонения вызывают раздражение и гнев педагога. Он отводит детям пассивную роль своеобразных марионеток.
у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков.
- позиция «заботливой наседки»,
направляющей свои действия на опеку и защиту своих «Деток». Педагог исходит из того, что его воспитанники — это еще маленькие неразумные существа, которых в жизни поджидают постоянные трудности, неприятности, преграды. Поэтому он видит свою главную задачу в том, чтобы уберечь от этих трудностей, максимально помогать им в преодолении всех препятствий.
У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности. Знаменитый фонвизинский недоросль, воспитанный мамашей-наседкой, заявлял: «Зачем мне география, когда есть извозчики».
- позиция невмешательства
Педагог не очень-то обременяет себя лишними заботами, не утруждает себя поисками дополнительных источников информации и стремлением расширить свой методический арсенал, идет по пути наименьшего сопротивления. Находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе.
Дети могут стать неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье. Такое поведение свидетельствует об отсутствии целенаправленной деятельности, являющейся основным показателем психического развития.
- позиция старшего товарища, мудрого и заботливого друга и наставника
Он видит свое назначение в том, чтобы понять каждого воспитанника, максимально учесть особенности его интеллектуального, физического и нравственного развития, оказать ему необходимую помощь и поддержку. Нацеливает себя на организацию сотрудничества с детьми, на включение их в совместный поиск и диалог, на субъект-субъектное взаимодействие.
Какие Образы! сразу появляются перед глазами? Образы сказочных героев.
Что же способствует расширению диапазона общения педагога с воспитанниками и создает дополнительные возможности для приобщения детей к культурным ценностям общества?
Рассмотрим некоторые операции общения.
СЛАЙД 10
«Я-сообщение» - это оглашение педагогом своего состояния, самочувствия, мыслей и чувств по поводу того или иного события или явления, свидетелем или участником которого он является. Например: «Я всегда радуюсь, когда вижу настоящего рыцаря, маминого помощника», — говорит педагог, отметив, что сын одевается сам, когда мама уставшая пришла за ним с работы.
|
«Я-сообщение» — это такое оценочное суждение педагога, при котором педагогическая оценка превращается из открытой формы в скрытую. Она не предписывает детям, как они должны поступить, но корректирует их отношение и поведение, предоставляя свободу выбора. В «Я-сообщении» педагог использует такие речевые формулы, как «Я всегда...!», «Мне всегда...!», «Меня всегда...!».
К «Я-сообщению» можно прибегать как для одобрения, так и для порицания тех или иных действий дошколят.
ПРИМЕР: уважаемые коллеги, а как бы вы сказали, побуждая детей здороваться со взрослыми?
«Мне так приятно слышать вежливых ребят, которые первыми здороваются со взрослым».
А когда мальчик обидел девочку?
«Мне всегда становится больно, когда я вижу, как мальчик обижает девочку».
«Ты-сообщение» — это оглашение педагогом своего предположения о вероятном состоянии ребенка в момент совершения им конкретного действия. Здесь используются такие речевые формулы, как «Ты, вероятно...», «Ты, конечно...», «У тебя, видимо...».
ПРИМЕР: ребенок неаккуратно сделал аппликацию.
«Ты, наверное, поспешил, стараясь побыстрее закончить аппликацию, и поэтому не успел убрать остатки клея с открытки», — говорит воспитатель ребенку, у которого работа очень неаккуратна. Педагог как бы оправдывает ребенка, пытается найти свое объяснение его небрежности и неряшливости, и через это пытается обратить его внимание на необходимость следить за качеством работы.
«Мы-сообщение» заключается в приобщении ребят к тем задачам, которые собирается решать педагог: «Мы сегодня постараемся узнать...»; «Настало время проверить наши силы в ловкости и умении...». Воспитатель ненавязчиво включает каждого ребенка в свою команду, он как бы заявляет об общей готовности к конкретному делу.
«Положительное подкрепление» заключается в публичном оглашении реально существующих достоинств партнера.
У каждого малыша всегда можно найти что-то хорошее, позитивное. Это могут быть как внешние данные — высокий рост, крепкое телосложение, так и его интеллектуальные особенности — хорошая память, умение красиво говорить. Уважения, восхищения могут заслуживать увлечения и достижения: успешное выступление на конкурсе или спортивных соревнованиях, участие в выставках. Поэтому, когда мы говорим, что приятно было узнать о достижениях ребенка, стимулируем его к новым творческим успехам.
Очевидно, задача педагога заключается в том, чтобы видеть как достоинства, так и слабые стороны ребенка, но делать акцент на его позитивных проявлениях, заботиться о создании положительной репутации в группе детей и благоприятной психологической атмосферы, в которой легче преодолевать недостатки.
|
РОДИТЕЛИ
СЛАЙД 11
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!