Лекция 1.5. Социокультурный эффект инноваций. Инновационные ошибки. Инновационные конфликты и возможности их разрешения. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Лекция 1.5. Социокультурный эффект инноваций. Инновационные ошибки. Инновационные конфликты и возможности их разрешения.

2017-11-22 911
Лекция 1.5. Социокультурный эффект инноваций. Инновационные ошибки. Инновационные конфликты и возможности их разрешения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В социологии существует и иной срез в рассмотрении инновации — анализ ее как социокультурного процесса. Инновация всегда является результатом и вместе с тем процессом исторического взаимодействия культур, поскольку каждое новшество, каждая новая, значимая для общее! па идея рождается, с одной стороны, в рамках существующей культуры, с другой — выводит ее на новый уровень, за существующие пределы, открывает путь к новой культуре. Однако это процесс сложный, противоречивый, и инновации могут не совмещаться, не совпадать с новой культурой.
Во-первых, они (инновации) могут вносить новые культурные образцы, не существующие в реальной культуре. Во-вторых, отдельные инновации способны только вытеснять культурные образцы, замещать их, а не просто присоединяться к ним. Так, мы хорошо воспринимаем новые виды спорта, пришедшие к нам с Запада (например, дельтапланеризм) или музыкальные инновации (американский джаз, тяжелый рок и др.), которые не вытесняют, а присоединяются к тому, что уже есть. Но рыночные отношения (как социокультурный феномен) не могут просто присоединиться к имевшим место планово-государственным отношениям, они должны их вытеснить и занять это место.
В-третьих, инновации способны вступать в конфликт с существующими культурными образцами, ценностями и нормами.

Так, ранние попытки внедрить в школу, в систему российского образования педагогику сотрудничества натолкнулись на бешеное сопротивление зна-чительной части педагогов, да и сейчас еще здесь немало проблем в силу того, что общество базировалось на протяжении долгого времени на принципах тоталитаризма и авторитаризма, глубоко проникших в сферу образования и воспитания.
В связи со сказанным возникает проблема социокультурного эффекта инноваций. Очевидно, что инновации, даже если они сразу не прини-
маются и вступают в конфликт с существующими культурными образцами, ценное гями и нормами, оказывают определенный эффект и не могут пройти бесследно для культуры. Радикальные инновации, как правило, дают сильный эффект, поскольку они не только разрушают имеющиеся культурные образцы и создают новые, но меняют характер социальных отношений. Именно такое глубочайшее воздействие на общество, на систему существовавших в нем социальных отношений произвели инновации типа изобретения и широкого внедрения автомобиля, средств массовой информации (прессы, радио, телевидения) и др.

Инновационные ошибки.

Типы:

- Стратегические;

- Организационные;

- Структурные;

- Кадровые.

Стратегические:

- Желаю получить глобальную инновацию и затрачивая на ее поиски значительные средства, руководители отвергают инновационные идеи более мелкого масштаба.

- Из-за рискованности крупных вложений в принципиально новые товары, перспективность и прибыльность которых трудно просчитать так как на них нет спроса, приоритет отдается тем идеям, которые лишь модифицируют уже имеющиеся.

- Акцентирование внимания исключительно на инновационных продуктах, когда новые идеи могут возникнуть и в производстве, и в маркетинге.

Возможности исправления:

- Небольшие инновации или улучшения тоже могут принести прибыль.

- Не замыкайтесь только на создании новых продуктов, новые идеи можно найти в любой сфере производства.

- Не беритесь одновременно за большое количество инновационных проектов.

- Выстраивайте «инновационную пирамиду»: на ее вершине – несколько масштабных проектов, куда вкладываются основные средства; далее – идеи среднего калибра; далее – широкий круг сырых идей и мелких улучшающих инноваций.

Организационные:

- Руководители компании применяют к инновационной деятельности те же рычаги управления, что и к зрелому бизнесу, а именно планирование, бюджет, отчетность.

- Оценка результатов производится по давно существующим показателям.

Возможности исправления:

- Жесткий контроль губит инновационную деятельность, жесткая отчетность губит творчество.

- Компаниям следует предвидеть отклонение от плана. Если сотрудники инновационного отдела получают вознаграждение не за то, что действуют в соответствии с обстоятельствами, а за то, что строго выполняют строгий набор определенных обязанностей, - инновационная деятельность зайдет в тупик.

- Необходимо создание резервного фонда.

Структурные:

- Если экспериментальной компании предоставляют полный простор для творчества, необходимый для продуктивной инновационной деятельности, то возникает опасность, что радикальные решения не впишутся в рамки уже существующих направлений.

- Руководители основной организации могут не уловить суть идее и испугаться ее.

Возможности исправления:

- Ослабляя официальный контроль, создавать более тесные контакты между новаторами и консерваторами.

- Не создавать явных льгот и привилегий для новаторов, чтобы не было вражды между сотрудниками.

- Если инновация не вписывается в рамки вашего производства, продайте ее другим.

Кадровые:

- Слабость управления, проявляющаяся в недооценке человеческого фактора и недостаточном к нему внимания.

- Не принимается во внимание психологический климат внутри коллектива и фактор совместимости людей.

Возможности исправления:

- Выбираем лидером профессионального управленца.

- Создаем сплоченную команду.

Как правило, всякая инновация практически в любом обще­стве ведет к возрастанию конфликтности между социальными группами, что, в свою очередь, тормозит внедрение нововведений. В зарубежной лите­ратуре выделяются четыре группы факторов, препятствующих инновационной деятельности: технико-экономические, юридичес­кие, организационно-управленческие и социально-психологичес­кие. К числу социально-психологических факторов, вызывающих сопротивление нововведениям, например, относятся: возможное изменение статуса работника в организации; возможность потери работы из-за внедрения нововведения; перестройка устоявшихся способов деятельности; нарушение стереотипов поведения; боязнь неопределенности; нарушение сложившихся в организации тра­диций; опасения наказания за неудачу и др.

Вероятность инновационного конфликта возрастает под дей­ствием следующих факторов:

■ масштабность инновации. Чем масштабнее новшество, чем боль­шее количество людей вовлечено в инновационный процесс, тем чаще возникают конфликты. При этом отмечается следую­щая тенденция, которая проявляется в отношении общества к так называемым «эпохальным» инновациям: чем более корот­кой по времени является такая инновация, тем большее сопро­тивление она встречает.

■ радикальность инновации повышает вероятность и остроту инновационных конфликтов. Более радикальные новшества встречают большее противодействие.

■ скорость инновационного процесса. Чем быстрее идет процесс инноваций, тем более он конфликтогенен.

■ социально-психологическое, информационное и другое обес­печение процесса внедрения инновации. Чем более продуман этот процесс, тем меньшее количество конфликтов его сопро­вождает.

Инновационные конфликты могут быть внутриличностными, межличностными, межгрупповыми. Межличностный инноваци­онный конфликт — это противодействие между сторонниками и противниками нововведения, сопровождаемое переживанием ими негативных эмоций по отношению друг к другу. Причины меж­личностных конфликтов можно объединить в пять групп.

1) объективные причины заключаются в естественном столк­новении интересов новаторов и консерваторов. Сторонники и про­тивники нововведений всегда были, есть и будут независимо от других каких-либо факторов. Кроме того, масштабные реформы, происходящие в обществе, отрасли, организации, объективно по­рождают множество межличностных инновационных конфлик­тов, являющихся следствием этих реформ.

2) организационно-управленческие причины состоят в плохой отлаженности политических, социальных, управленческих меха­низмов бесконфликтной оценки внедрения и распространения новшеств.

 

3) инновационные причины связаны с характеристиками са­мого нововведения. Различные новшества порождают различные по количеству и остроте конфликты.

4) личностные причины заключаются в индивидуально-психо­логических особенностях участников инновационного процесса.

5) ситуативные причины состоят в конкретных особенностях единичной инновационной ситуации. Каждое нововведение осу­ществляется в условиях конкретных социально-экономических, социальных, материально-технических и других обстоятельств.

Важной особенностью инновационных конфликтов является их существенное влияние на успешность деятельности организации. Наиболее заметно инновационные процессы влияют на организа­ции, работающие в условиях неопределенности, быстро развива­ющиеся, производящие новые продукты и услуги.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.