Военная реформа в СССР в 20е г. Реорганизация органов гос безопасности и внутренних дел в период Нэпа — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Военная реформа в СССР в 20е г. Реорганизация органов гос безопасности и внутренних дел в период Нэпа

2017-11-21 1957
Военная реформа в СССР в 20е г. Реорганизация органов гос безопасности и внутренних дел в период Нэпа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В декабре 1921 года Всероссийская конференция Ркпб приняла решение о реорганизации ВЧК. 9 Всерос. Съезд Советов принял постановление об упразднении ВЧК,а в феврале 1922 года было создано ГПУ при НКВД.
Задачи:предупреждение,раскрытие враждебной деятельности антисоветских элементов,охрана гос. Тайны,борьба со шпионажем,с контрреволюцией и контрабандой. В распоряжении ГПУ находились особые части войск.
Все общеуголовные дела передавались в трибуналы. ГПУ сосредоточилось на гос. Антиправит делах.Подготовленные ГПУ дела передавались в судебные инстанции.На местах создавались подчиненные ГПУ отделы при ЦИК республик.Особые отделы создавались в армии и на флоте. Аналогичные реформы были проведены в других республиках(Украина,Белоруссия) В договоре о создании СССР предполагалось создать объединенный орган для борьбы с контрреволюцией.
По Конституции 1924-создавался ОГПУ. Надзор за деятельностью ОГПУ возагался на Прокурора Верховного суда СССР.1923-положение об ОГПУ.На него возлагалось управление союзными ГПУ,организация охраны границ СССР.
Идеологической основой стала доктрина революционная законность.
В 1928 году после рассмотрения ВЦИК деятельности НКВД и НКЮ,ВЦИК и СНК отметили частую небоснованност ьприменения уголовного наказания,частое использование условного заключения вместо опрадвдательных приговоров,медленность судебных производств.Было внесено предложение о возможности НКВД продлять срок заключения тех кто не поддается воспитанию,предлагалось расширить компетенцию начальинков мест заключения,расширить трудовые колонии и сделать принудительные работы бесплатными. Бесплатный труд заключенных и эконмоическая система ГУЛАГа становились важным эконмоическими факторами в развитии народного хозяйства страны.

Военная реформа в СССР 1924 - 1925 (1928) годов.
Необходимость проведения реформы была обусловлена трудностью экономического положения страны, невозможностью содержания многочисленной армии; неудовлетворительным руководством Вооруженными Силами; невысоким уровнем боевой подготовки; несоответствием организационной структуры экономическим возможностям страны.
Целью проведения являлось укрепление вооруженных сил, сокращение их численности в соответствии с условиями мирного времени и экономическими возможностями страны.
Опыт этого времени имеет особое значение для сегодняшнего дня, так как это были реформы в условиях радикально изменившегося политического строя страны.
В ходе реформы введена территориально-милиционная система строительства Красной Армии в сочетании с кадровой, которая позволяла иметь при минимальных затратах небольшое кадровое ядро армии, способное обеспечить неприкосновенность границ, а в случае войны быстро мобилизовать крупные военные силы. Переход к смешанной системе комплектования был обусловлен чисто экономическими факторами, ибо Советское государство было не в состоянии содержать кадровую армию численностью свыше 1 млн человек. Численность кадровой армии была сокращена почти в 10 раз по сравнению с 1920 г. и доведена до 562 тысячи человек. Законодательно новая система комплектования была закреплена с принятием “Закона об обязательной военной службе” 18 сентября 1925 г.
Большое внимание было уделено организационной перестройке и укреплению органов управления. Изменена их организационно-штатная структура. Ликвидированы многочисленные штабы. С октября 1923 по октябрь 1924 г. центральный аппарат был сокращен на 22,7 %, аппараты военных округов - в среднем на 33,5 %, аппараты органов снабжения на 40 %. На три четверти уменьшилась бумажная отчетность.
Улучшилась техническая оснащенность. Так например, с 1923 по 1926 г. численность советского воздушного флота увеличилась в 12 раз.
Реорганизовывается система снабжения. Ликвидированы промежуточные звенья - дивизионное и корпусное. Снабжение стало осуществляться по схеме "округ - часть - боец".
Качественно обновился командный состав. Произошло значительное омоложение кадров. Был осуществлен переход от системы краткосрочных курсов к военным школам с 3-4 годичным сроком обучения. Со

формирования. К весне 1925 г. они составляли 10 % ее общей численности.
В результате таких мер, как сокращение численности Красной армии, максимальное сокращение всех тыловых органов, отказ в 1924 г. от призыва молодого пополнения (около 100 тысяч чел.), только в 1924 г. материальное содержание командного состава увеличилось на 30-40 %, а красноармейца- с 35 коп. до 1 руб.20 коп.
В ходе осуществления реформы пришлось столкнуться с рядом проблем и трудностей. Это - трудности связанные с демобилизацией многомиллионной армии. Проблемы с однонациональными формированиями (национализм, местничество, сепаратизм). Невозможно было дислоцировать соединения в соответствии с оперативными планами развертывания армии в случае войны. Армия была перегружена выполнением многочисленных задач по внутренней службе - боролась с бандитизмом, охраняла объекты народного хозяйства, вела разного рода хозяйственные работы.
В результате проведения реформы 1924-1925 гг. вооруженные силы страны были приведены в соответствие с новыми условиями развития государства, возможностями его экономики и уровнем развития военной науки и техники. Организационное укрепление армии обеспечило повышение обороноспособности СССР.
Военная реформа 1924—25 в СССР. После окончания Гражданской войны и военной интервенции 1918—20 Коммунистическая партия и Советское правительство, используя временную стабилизацию международной обстановки, признали возможным максимально сократить численность Красной Армии и полностью перевести её на штаты мирного времени. В условиях восстановления разорённого войной народного хозяйства было признано целесообразным иметь армию, построенную на смешанном кадрово-территориальном принципе. Это позволяло, с одной стороны, иметь при минимальных затратах небольшое кадровое ядро армии, способное в мирное время обеспечить неприкосновенность государственных границ СССР, а в случае войны быстро отмобилизовать достаточно крупные военные силы; с другой стороны, страна получала возможность без длительного отрыва трудящихся от производства охватить военным обучением большое количество военнообязанных. Широкая программа перестройки Советских Вооружённых Сил, принятая ЦК РКП (б), легла в основу В. р. Подготовка и непосредственное осуществление её были возложены на специальную комиссию во главе с М. В. Фрунзе. В. р. проходила в обстановке острой борьбы с Л. Д. Троцким и его сторонниками, пытавшимися после смерти В. И. Ленина изолировать ЦК партии от армии, посеять недоверие к ЦК, укрепить своё монопольное руководство военным ведомством и не допустить выполнения намеченных преобразований. В январе 1925 Троцкий был отстранён от должности наркомвоенмора и председателя РВС СССР и вместо него назначен М. В. Фрунзе. В результате В. р. Красная Армия получила твёрдую штатную численность (562 тыс. чел.). В её составе на кадровом положении находились 26 стрелковых дивизий, почти вся кавалерия, технические части и ВМФ. Территориальные войска состояли из 36 стрелковых, 1 кавалерийской дивизий, полка бронепоездов и 3 национальных полков, подразделений и частей войсковой артиллерии. Смешанная система просуществовала до середины 30-х гг., когда в связи с возрастанием угрозы фашистской агрессии и укреплением экономической мощи СССР был совершен переход к единому кадровому устройству Красной Армии.
В. р. создала твёрдую и устойчивую войсковую организацию, осуществила переход к нормальной системе комплектования (установив один призыв военнообязанных осенью каждого года), ликвидировала текучесть красноармейского состава, улучшила хозяйственное и материальное положение частей и всех категорий военнослужащих, качественно обновила командные кадры и весь личный состав армии и флота. Была расширена сеть национальных формирований, заложена плановая система боевой подготовки, поднят авторитет и укреплено единоначалие руководящего состава, усилена действенность партийно-политической работы, установлена более тесная связь между армией и народным хозяйством.
Серьёзную перестройку и сокращение претерпели все звенья органов военного управления. Был значительн

состав РВС СССР, должность Главнокомандующего упразднена. Политическое управление РВС было преобразовано в Политическое управление РККА во главе с членом ЦК партии. Штаб РККА освобождён от несвойственных ему функций. Он был призван ведать разработкой оперативных планов обороны страны, строительством, подготовкой и обучением армии. Административные функции были возложены на Главное управление РККА, которое осуществляло руководство учётом и призывом военнообязанных, штатным устройством, комплектованием частей и соединений, службой войск, перемещением командного состава. Снабжение армии было сосредоточено в едином органе — Управлении начальника снабжения РККА. Для руководства техническими видами Вооружённых Сил (ВВС и ВМФ) созданы соответствующие управления. Вместо губернских военных комиссариатов учреждаются территориальные округа (губернские, корпусные, дивизионные). Первые предназначались для комплектования кадровых и территориальных формирований, последние два — для комплектования преимущественно территориальных частей. Территориальные округа объединяли функции строевого и местного управлений, а также военных отделов губернских исполкомов. К концу В. р. была повышена огневая мощь соединений Сухопутных войск, детально отработан мобилизационный план, повышено значение технических войск.
В период проведения В. р. партийно-комсомольская прослойка в армии возросла до 26%. В конце 1925 в Красной Армии насчитывалось 74 800 коммунистов и 73 838 комсомольцев, или вдвое больше, чем в 1924. Число рабочих в составе армейских партийных организаций достигло 40%. Этому способствовали введение 2-летней программы политического воспитания и обучения красноармейцев, учреждение партийных комиссий, принятие 14-м съездом партии нового раздела Устава «О партийных организациях в Красной Армии» и др. Территориальные части стали новой формой связи Советского государства и партии с крестьянством, открыли пути для работы партии в деревне и укрепления в ней советского влияния.
В. р. завершилась принятием 18 сентября 1925 Закона об обязательной военной службе трудящихся в возрасте от 19 до 40 лет. В нём устанавливалось, что защита интересов СССР есть священная обязанность всех трудящихся. Закон определял, что всеобщая обязательная военная служба включает двухгодичную допризывную подготовку, действительную военную службу и пребывание в запасе до 40 лет. Действительная служба состояла: в кадровых войсках — из непрерывной службы от 2 до 4 лет; в территориальных войсках — из ежегодных учебных сборов общей длительностью 8—12 месяцев в течение 5 лет; подготовка вневойсковым порядком — из периодических занятий на учебных пунктах в течение 6 месяцев за тот же срок службы. См. также ст. Союз Советских Социалистических Республик, раздел Вооружённые Силы.

Вопрос 62

Индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства: организационные и правовые основы. Примерный устав сельскохозяйственной артели 1935г

Коллективиза́ция — процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы в СССР). Проводилась в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг. (решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927),Цель коллективизации — формирование социалистических производственных отношений в деревне, ликвидация мелкотоварного производства для разрешения хлебных затруднений и обеспечения страны необходимым количеством товарного зерна.

 

Хлебная стачка

Курс на коллективизацию сельского хозяйства был провозглашён на XV съезде ВКП (б) (декабрь 1927). По состоянию на 1 июля 1927 года, в стране насчитывалось 14,8 тыс. коллективных хозяйств; на тот же период 1928 г. — 33,2 тыс., 1929 г. — св. 57 тыс. Они объединяли 194,7 тыс., 416,7 тыс. и 1 007,7 тыс. индивидуальных хозяйств, соответственно. Среди организационных форм коллективных хозяйств преобладали товарищества по совместной обработке земли (ТОЗы); имелись также сельхозартели и коммуны. Для поддержки коллективных хозяйств государством были предусмотрены различные поощрительные меры — беспроцентные кредиты, снабжение сельхозмашинами и орудиями, предоставление налоговых льгот.

К осени 1927 государство установило твёрдые цены на хлеб. Быстрый рост индустриальных центров, увеличение численности городского населения вызвали огромный рост потребности в хлебе. Низкая товарность зернового хозяйства, неурожай зерновых в ряде регионов СССР (преимущественно на Украине и Северном Кавказе) и выжидательная позиция поставщиков и продавцов привели к событиям, именуемым «хлебной стачкой». Несмотря на незначительное снижение урожая (1926/27 — 78 393 тыс. т., 1927/28 — 76 696 тыс. т.) в период с 1 июля 1927 по 1 января 1928 государством было заготовлено на 2000 тыс. т. меньше, чем в тот же период предшествующего года.

Уже к ноябрю 1927 встала проблема с обеспечением продовольствием некоторых промышленных центров. Одновременный рост цен в кооперативных и частных лавках на продовольственные товары при снижении плановых поставок привёл к росту недовольства в рабочей среде.

Для обеспечения хлебозаготовок власти во многих районах СССР вернулись к заготовкам на принципах продразвёрстки. Подобные действия, однако, были осуждены в Резолюции пленума ЦК ВКП(б) от 10 июля 1928 года «Политика хлебозаготовок в связи с общим хозяйственным положением».

В то же время практика коллективного хозяйствования 1928 года на Украине и Северном Кавказе показала, что колхозы и совхозы имеют больше возможностей для преодоления кризисов (природных, войн и т. п.). По замыслу Сталина, именно крупные промышленные зерновые хозяйства — совхозы, создававшиеся на государственных землях, — могли бы «разрешить хлебные затруднения» и избежать трудностей с обеспечением страны необходимым количеством товарного зерна. 11 июля 1928 года пленум ЦК ВКП (б) принял резолюцию «Об организации новых (зерновых) совхозов», в которой указывалось: «утвердить задание на 1928 г. с общей площадью вспашки, достаточной для получения в 1929 г. 5-7 млн пудов товарного хлеба».

Результатом этой резолюции стало принятие Постановления ЦИК и СНК СССР от 1 августа 1928 г. «Об организации крупных зерновых хозяйств», п. 1 которого гласил: «Признать необходимым организовать новые крупные зерновые советские хозяйства (зерновые фабрики) на свободных земельных фондах с таким учётом, чтобы к урожаю 1933 обеспечить получение товарного зерна от этих хозяйств в количестве не менее 100 000 000 пудов (1 638 000 тонн)». Создаваемые новые советские хозяйства намечалось объединить в трест общесоюзного значения «Зернотрест», в непосредственном подчинении Совету труда и обороны.

Повторный неурожай зерновых на Украине в 1928 году поставил страну на грань голода, который, несмотря на принятые меры (продовольственная помощь, снижение уровня снабжения городов, введение карточной системы снабжения), имел место в отдельных регионах (в частности, на Украине).

Цели коллективизации

В качестве выхода из «хлебных затруднений» партийное руководство выбрало социалистическую реконструкцию сельского хозяйства — строительство совхозов и коллективизацию бедняцко-середняцких хозяйств при одновременной решительной борьбе с кулачеством.

Сельское хозяйство, базировавшееся в основном на мелкой частной собственности и ручном труде, было не в состоянии удовлетворять растущий спрос городского населения на продовольственные товары, а промышленности — на сельскохозяйственное сырьё. Коллективизация позволяла сформировать необходимую сырьевую базу для перерабатывающей промышленности, поскольку технические культуры имели весьма ограниченное распространение в условиях мелкого индивидуального хозяйства.

Устранение цепочки посредников позволяло снизить стоимость продукта для конечного потребителя.

Ожидалось также, что повышение производительности труда и его эффективности высвободит дополнительные трудовые ресурсы для промышленности. С другой стороны, индустриализация сельского хозяйства (внедрение машин и механизмов) могла быть эффективна лишь в масштабах крупных хозяйств.

Наличие большой товарной массы сельскохозяйственной продукции позволяло обеспечить создание крупных продовольственных резервов и снабжение быстро растущего городского населения продуктами питания

-ликвидация кулачества как класса

-обобществление средств производства

-централизованное управление с/х

-повышение эффективности труда (плата за трудодни)

-получение средств на индустриализацию


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.