Понятие и сущность цен, классификация цен — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Понятие и сущность цен, классификация цен

2017-11-22 227
Понятие и сущность цен, классификация цен 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цена – это выражение стоимости товара в денежных единицах за количественную единицу продукции. В условиях рынка цена характеризует не только те затраты на производство и реализацию товара, которые произведены, но и признаваемые общественно обоснованными с учётом спроса. При помощи цен определяются, прогнозируются и анализируются хозяйственные пропорции, эффективность производства, выгодность продукции для производителей и потребителей. В основе формирования уровней цен, их изменения во времени лежит закон стоимости, определяющий закономерность движения цены вокруг стоимости товара. Воздействие спроса и предложения обусловливает текущие колебания цены.

В настоящее время цены классифицируют следующим образом:

1) свободные (рыночные) цены – это цены, складывающиеся на основе согласования интересов сторон, продавцов и покупателей, под воздействием спроса и предложения, конкуренции и прочих рыночных условий;

2) государственные цены: а) фиксированные цены – твёрдо установленные государством цены (тарифы на электроэнергию, отпускаемую населению; цены на драгоценные и полудрагоценные камни и др.); б) регулируемые цены – цены, устанавливаемые органами государственной власти и управления на местах по соответствующей номенклатуре продукции, в том числе на продукцию предприятий-монополистов (тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую предприятиям; в) предельные цены – государственные цены товара, ограниченные размерами, установленными органами власти и управления (цены на лекарства, газ и др.), цена на такие товары и услуги может быть ниже предельного уровня, но не может быть выше.

Цены в зависимости от обслуживаемой сферы подразделяются на следующие типы:

1) оптовые цены предприятия – это цены, по которым реализуются большие объёмы продукции технического и потребительского назначения;

2) закупочные цены – это цены, по которым государство покупает продукцию у сельхозпроизводителей;

3) розничные цены – это цены, по которым товары за наличный расчёт продаются, как правило, населению;

4) цены на тарифы и платные услуги жилищно-коммунального хозяйства, связи, транспорта и т.д.

 

Статистическое изучение цен

Уровень цен – это обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определённый период времени, на определённой территории, по совокупности товаров с близкими потребительскими свойствами.

Для цен совокупности однородных товарных единиц и цен, изменяющихся во времени и пространстве, обобщающей характеристикой является средняя цена, которая рассчитывается в форме средней арифметической взвешенной (при наличии данных о продаже в натуральном выражении) или в форме средней гармонической взвешенной (при наличии данных в стоимостном выражении). Обычно в качестве весов используют данные о выпуске или реализации продукции.

Ведущая роль в статистическом изучении динамики цен принадлежит индексному методу. Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального (однотоварного) индекса цен: , где – цены за единицу товара соответственно в текущем и базисном периодах.

Индекс средних цен применяется при изучении изменения цен товарных групп, цен одного товара по различным территориям. Этот индекс записывается в форме индекса переменного состава:

, где – количество проданного товара соответственно в текущем и базисном периодах. Этот индекс показывает зависимость средней цены от уровня цен на отдельные виды товаров и структуры продаж. Влияние каждого из факторов изучается при помощи двух других индексов.

Индекс цен постоянного (фиксированного) состава записывается следующим образом:

.

Этот индекс показывает изменение среднего уровня цен под влиянием уровня цен на отдельные виды товаров. Вычитая из числителя индекса его знаменатель, влияние фактора можно оценить и в абсолютном выражении:

.

Индекс цен структурных сдвигов имеет следующий вид:

.

Данный индекс характеризует изменение среднего уровня цен за счёт динамики структуры продаж. Разность между числителем и знаменателем показывает абсолютное влияние этого фактора на среднюю величину:

.

Вышеуказанные индексы связаны между собой: . Такая же взаимосвязь существует и между абсолютными величинами: .

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.