Из «Повести временных лет»: о крещении Руси — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Из «Повести временных лет»: о крещении Руси

2017-11-22 783
Из «Повести временных лет»: о крещении Руси 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическая работа № 1

 

Тема: Великое переселение народов и падение Западной Римской империи.

 

 

Цель: уметь анализировать причины, участников, последствий Великого переселения народов и работать с картой.

Задание №1: Раскрыть цели Карла Великого, и какими средствами он осуществлял эти цели.

Эшхард. Из «Жизни Карла Великого»

Хотя Карл отдавал столько сил расширению королевства и поко­рению чужих народов и постоянно был занят такого рода деяниями, в различных местах он начал множество работ, относящихся к украше­ них, по всей справедливости, выдающимися можно назвать базилику Святой Богоматери в Аахене, строение удивительной работы, и мост у Могонтиака через Рейн, длиной в пятьсот шагов, ибо такова ширина реки в том [месте]. Однако мост сгорел при пожаре за год до того, как умер Карл. Его не успели восстановить из-за скорой смерти Карла, который задумал выстроить вместо деревянного моста каменный. Он начал возводить и замечательной работы дворцы: один недалеко от города Могонтиака, возле поместья Ингиленгейм, другой в Новиомаге, на реке Ваал, что течет вдоль южной части полуострова. Но особен­но важно то, что если он узнавал о рухнувших от старости храмах, в каком бы месте его королевства они ни находились, он приказывал епископам и пастырям, в чьем ведении они были, их восстанавливать, а сам следил через посланников, чтобы повеления его выполнялись. Во время войны против норманнов он снарядил флот, построив для этого корабли на реках Галлии и Германии, которые впадают в Северное море. И поскольку норманны постоянными набегами опустошали побережье Галлии и Германии, Карл у всех портов и у устьев рек, которые казались доступными для кораблей, разместил дозоры, сторожевые посты и возвел такие укрепления, что враг нигде не смог высадиться на берег. То же он сделал на юге вдоль побережья Нарбоннской провинции и Септимании, а также по всему побережью Италии вплоть до Рима против мавров, незадолго до этого занявшихся пиратством. Благодаря этому при жизни Карла не было тяжелого урона ни у Италии и Галлии от мавров, ни у Германии от норманнов, и лишь Центумелла, город в Этрурии, был разграблен маврами вследствие предательства, а во Фризии несколько соседствующих с германским побережьем островов были опустошены норманнами. Как известно, подобным образом Карл охранял, расширял и, вместе с тем, украшал королевство.

Задание №2: Найти ошибки в описании.

В 451 г. на Каталаунских полях состоялась бит­ва между войском Аттилы и армией, которой руководил Аэций. Под командованием Аттилы сражались представители многих германских племен. Аэций, чье войско состояло исключи­тельно из римских легионеров, торжествовал победу:

а) на самом деле в войске Аттилы были только гунны;

б) на самом деле Аттила нанес поражение рим­лянам;

в) на самом деле в армии Аэция были не столько римляне, сколько германцы, не желавшие под­чиняться Аттиле.

В 410 г. племена вестготов под предводительст­вом Алариха осадили Рим. Император Гонорий лично возглавил сопротивление. Но отвести угрозу не удалось. «Вечный город» пал, отданный на разграбление и поругание:

а) на самом деле в 410 г. Рим был осажден пол­чищами остготов;

б) на самом деле Гонорию удалось договориться с завоевателями, и те, получив большую дань, отступили;

в) на самом деле Гонория в Риме не было

Задание №3: Заполнить таблицу.

 

  Время правления Территория --------- Власть Законы --------- Армия
Государство Хлодвига          
Империя Карла Велико го          

Задание № 4: Раскрыть влияние античности и варварских народов на средневековье и заполните таблицу.

  Влияние античности Влияние варварских народов
Политическая жизнь    
Культура    

 

Задание №5: На основе карты назовите варварские королевства, возникшие на развалинах Западной Римской империи.

 

Территории Племена
  Вестготы
Северо-Восточная Галлия  
  Вандалы
Италия  
  Англы и саксы

 

Содержание отчета

1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005.

2. Цель работы

3. Задание

4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием

5. Ответы на контрольные вопросы

6. Вывод

Контрольные вопросы

Тест

 

1. Выберите правильный ответ.

1.Лимес, возведенный в I—II вв. н. э., в последую­щие столетия:

а) оставался неприступной границей, надежно защищавшей империю от проникновения гер­манцев

б) перестал быть серьезной преградой для гер­манских племен

в) прервал торговые связи жителей Западной Римской империи с германцами

2.Среди причин Великого переселения народов историки называют:

а) ослабление военной мощи Римской импе­рии

б) стремление германской знати к обогаще­нию

в) разгром Рима в 410 г.

3. Восстановите последовательность событий:

а) разгром Рима вестготами

б) поражение римских легионов в Тевтобургском лесу

в) нашествие кимвров и тевтонов

г) раздел Римской империи на Западную и Вос­точную

4. Восстановите последовательность событий:

а) падение Западной Римской империи

б) раздел Римской империи на Западную и Вос­точную

в) строительство лимеса

г) битва на Каталаунских полях

5. Приведите в соответствие:

1) полководец, организовавший отпор вестготам в 401 г.;

2) христианский мыслитель, увидевший в падении Рима Божью кару;

3) вождь, разгро­мивший римские легионы в Тевтобургском лесу

а) Арминий б) Стилихон в) Августин

6. Приведите в соответствие:

1) последний император Западной Римской империи

2) предводитель вестготов, захвативший в 410 г.

3) король государства ост готов в Италии, прозван­ный Великим

а) Теодорих б) Ромул Августул в) Аларих

7. Объясните смысл слова.

Вандализм:

а) бессмысленное уничтожение культурных цен­ностей

б) захватническая политика

в) себялюбие, эгоизм

 

Практическая работа № 2

Тема: Крещение Руси: причины, основные события, значение.

 

 

Цель работы уметь анализировать причины и последствия принятия Русью христианства.

Задание №1: Высказать свое отношение к выбранным Владимиром методам.

 

Практическая работа № 3

Тема: Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники.

Цель: уметь выявлять причинно-следственные связи народных движений в XVII веке.

Задание №1: Заполнить таблицу «Народные движения в XVII веке» и провести сравнительную характеристику.

Линии сравнения Соляной бунт 1648 года Медный бунт 1662 года Восстание Степана Разина 1670-1671 гг.
Причины выступления      
Состав участников      
Итоги      

 

Задание №2: Выявить, кому адресовано письмо и почему Разин призывает стоять за царя.

Практическая работа № 4

Тема: Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий.

 

Цель: уметьсистематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц.

 

Задание №1: Современники Великих географических открытий указывали, что каждый мореплаватель, отправлявшийся в экспедицию, должен был иметь при себе набор необходимых вещей. Эти предметы нарисованы ниже. Подпишите их и укажите, для чего они служили.

 

Задание №2: Заполните пропуски. О ком из великих мореплавателей идет речь

Жизнь __________ полна легенд и загадок. Известно, что родился он в 1451 г. в итальянском городе ___________ в семье небогатого ткача. Неясным остался вопрос о его образовании. Одни исследователи считают, что он обучался в городе Павия, другие — что он был гениальным самоучкой. Известно, что в 70—80-е гг. XV в. он увлеченно занимался географией, изучал навигационные карты, работал над проектом открытия кратчайшего морского пути из Европы в Азию, рассчитывая попасть туда через ____________ океан.
Для осуществления планов нужны были деньги, и ___________ в поисках средств отправился к европейским королевским дворам. В Португалии «Совет математиков» отверг его проект как фантастический, несбыточным нашел его и английский король. Отказал в деньгах и испанский король, так как его советники заявили, что «шарообразная форма Земли образовала бы перед кораблем гору, через которую он не смог бы переплыть даже при самом попутном ветре». Время шло. Наконец в __________ году испанские короли Фердинанд и Изабелла подписали с договор и снабдили деньгами для организации экспедиции. Началось тяжелое плавание. В ______ г. мореплаватель ступил на землю острова, который назвали Сан -Сальвадор, а затем были открыты еще два острова, которые носят названия ______ и Гаити.

До конца своих дней мореплаватель верил, что открыл новый путь в Индию. Открытый им материк носит имя другого исследователя и называется _________. В 19 веке французский писатель Виктор Гюго писал: «Есть несчастные люди: _________________ не может писать своего имени на своем открытии...»

Задание№3: Заполнить таблицу «Создание первых колониальных империй»

Регион завоевания   Страна завоеватель   Дата похода   Руководитель похода   Событие   Присоединенные территории  
           
           
           

 

Задание №4: Составьте структурно-логическую схему «Социально-экономические - последствия Великих географических открытий».

       
 
Открытие новых торговых путей    
   
 


 
 


Содержание отчета

1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005.

2. Цель работы

3. Задание

4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием

5. Ответы на контрольные вопросы

6. Вывод

Контрольные вопросы

1. Что из нижеперечисленного относится к причинам Великих географических открытий?
а) увеличение потребности в золоте и серебре для чеканки монет;
б) расширение производства разнообразных товаров в Европе;
в) усовершенствование огнестрельного оружия;
г) усовершенствование морских судов.
2. Почему крайняя южная точка Африки называется мыс Доброй Надежды?
а) Надеждой звали жену капитана судна, открывшего этот мыс;
б) португальские моряки, открывшие его, надеялись на открытие пути в Индию;
в) оба эти обстоятельства имели место в действительности.
3. Кому из мореплавателей удалось открыть морской путь в Индию?
а) Христофору Колумбу; б) Бартоломеу Диашу;
в) Америго Веспуччи; г) Васко да Гама;
д) Фернандо Магеллану.
4. Кто из первых великих путешественников считал, что «золото — это совершенство... кто владеет им, может совершать все, что пожелает»?
а) Христофору Колумбу; б) Бартоломеу Диашу;
в) Америго Веспуччи; г) Васко да Гама;
д) Фернандо Магеллану.
5. Кто из первых великих путешественников является автором термина Новый Свет?
а) Христофору Колумбу; б) Бартоломеу Диашу;
в) Америго Веспуччи; г) Васко да Гама;
д) Фернандо Магеллану.
6. Что из ниже перечисленного относится к последствиям Великих географических открытий?
а) складывание мирового рынка;
б) перемещение торговых путей из Средиземного моря в океаны;
в) рост цен на основные товары в европейских странах;
г) обесценивание золотых и серебряных монет;
д) все вышеперечисленное относится к последствиям Великих географических открытий.

Практическая работа № 5

Тема: Крымская (Восточная) война и ее последствия

Цель: уметь анализировать причины, характер, участников и последствия Крымской войны и работать с картой.

Задание №1: Раскрыть причины победы русских и поражения турок в Синопском сражении.

«Синопский бой»

Событие, к которому мы должны теперь обратиться вписано золотыми буквами в историю славы русского народа <...>

Нахимов, как только подошли подкрепления, решил немедленно войти в Синопскую гавань и напасть на турецкий флот.

В сущности, решив напасть на турецкий флот, Нахимов рисковал очень серьезно. Береговые батареи у гурок в Синопе были хорошие, орудия на судах также были в исправности. Но уже давно, еще с конца XVI в., турец­кий флот, некогда один из самых грозных и дееспособных в мире, не имел В решающие моменты своею существования сколько-нибудь способных адмиралов. Гак оказалось и в фатальный для Турции день Синопа. Осман-паша расположил, как бы веером, свой флот у самой набережной города: набережная шла вогнутой дугой, и линия флота оказалась вогнутой дугой, закрывавшей собой если не все, то многие береговые батареи. Да и распо­ложение судов было, естественно, таково, что они могли встретить Нахи­мова только одним бортом: другой был обращен не к морю, а к городу Синопу. Гений русского флотоводца и первоклассный по своей боевой морали и выучке состав экипажей его эскадры справились бы со всеми препятст­виями, даже если бы турецкое командование оказалось более дееспособ­ным <...>

На рассвете 18(30) ноября 1853 г. русская эскадра оказалась километрах в пятнадцати от Синопского рейда <...>

Турецкий флот, застигнутый Нахимовым, погиб полностью не уцеле­ло ни одною судна, и погиб он почти со всей своей командой. Были взо­рваны и превратились в кучу окровавленных обломков четыре фрегата, один корвет и один пароход «Эрекли». котопый тоже мог бы уйти. Перед началом сражения турки были гак уверены в победе, что они уже наперед посадили на суда войска, которые должны были взойти на борт русских кораблей по окончании битвы.

Турецкая артиллерия в Синопском бою была слабее нашей, если считать только орудия на судах (472 пушки против русских 716), но действовала она энергично. Нелепейшая расстановка судов турецкого флота обезвреди­ла, к счастью для Нахимова, некоторые из очень сильных береговых турец­ких батарей, но все-таки две батареи нанесли русским судам большой вред. Некоторые корабли вышли из боя в тяжком состоянии, но ни один не пото­нул <...>

Вот картина, представшая перед глазами экипажа корниловской эскад­ры, когда она вошла в Синопскую бухту: «Большая часть города горела, древние зубчатые стены с башнями эпохи средних веков выделялись резко на фоне моря пламени. Большинство турецких фрегатов еще горело, и ко­гда пламя доходило до заряженных орудий, происходили сами собой вы­стрелы, и ядра перелетали над нами, что было очень неприятно. Мы виде­ли, как фрегаты один за другим взлетели на воздух. Ужасно было видеть, как находившиеся на них люди бегали, метались на горящих палубах, не решаясь, вероятно, кинуться в воду. Некоторые, было видно, сидели непод­вижно и ожидали смерти с покорностью фатализма.

Среди пленных находился и сам флагман турецкой эскадры Осман-паша, у которого была перебита нога. Рана была очень тяжелая. В личной храбрости у старого турецкого адмирала недостатка не было так же, как и у его подчиненных. Но одного этого качества оказалось мало, чтобы устоять против нахимовского нападения.

23 ноября, после бурного перехода через Черное море, эскадра Нахимо­ва причалила в Севастополе.

Все население города, уже узнавшее о блестящей победе, встретило по­бедоносного адмирала, Нескончаемое «Ура, Нахимов!» неслось также со всех судов, стоявших на якоре в Севастопольской бухте. В Москву, в Пе­тербург, на Кавказ к Воронцову, на Дунай к Горчакову полетели ликующие известия о сокрушительной русской морской победе. «Вы не можете себе представить счастье, которое все испытывали в Петербурге по получении известия о блестящем синопском деле. Это поистине замечательный под­виг», так поздравлял Василий Долгоруков, военный министр, князя Меньшикова, главнокомандующего флотом в Севастополе. Николай дал Нахи­мову Георгия 2-й степени - редчайшую военную награду - и щедро награ­дил всю эскадру. Славянофилы в Москве (в том числе даже скептический Сергей Аксаков) не скрывали своего восторга. Слава победителя гремела повсюду.

[Тарле Е. В. Крымская война.)

Задание № 2: Выявить, почему, высказывая несогласие с решением главнокомандующего затопить корабли, В.А. Корнилов и П.С. Нахимов не только выполнили этот приказ, но и нашли слова для подчиненных, доказывающие правильность этого решения

Задание №3: Определить, почему действия главных сил противника были направлены против Севастополя.

Практическая работа № 6

Тема: Народническое движение

Цель: уметь раскрывать причины, цели, участников народнических организаций

Задание №1: Раскрыть причины «хождения в народ»

Задание №2: Выявить на каких принципах строила свою деятельность кружок «чайковцев».

Раскол «Земли и воли».

Практическая работа № 7

Тема: Основное содержание и этапы реализации столыпинской аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России.

 

Цель: уметь определять основные направления и этапы столыпинской аграрной реформы и ее влияние на экономическое и социальное развитие России.

 

Задание №1: Прочитать фрагменты «Указа 9 ноября 1906 года» и «Закона об изменении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» от 14 июня 1910 года и заполнить таблицу:

«Основные направления аграрной реформы П.А.Столыпина»

Основные направления аграрной реформы Формы проявления Итоги аграрной реформы
1.Разрушение крестьянской общины    
2.Переселенческая политика    
3.Крестьянская кооперация.    

 

Практическая работа № 8

Тема: Стахановское движение.

Цель: уметь определять причины возникновения стахановского движения и его последствия.

Задание №1: Раскрыть причины возникновения стахановского движения и выявить, почему оно не возникло, два года тому назад, когда пеҏедовая техника была уже налицо.

В своей исключительно плоской ҏечи к стахановцам, Сталин дал эҭому явлению следующее объяснение. "Жить стало луҹше, жить стало веселей. А когда весело живется, работа спорится" ("Правда", 22 ноября 1935 г.). Дело оказывается довольно таки просто: советский рабочий поднимает производительность труда от "веселости", которой осчастливил его, конечно, тот же Сталин. Молотов, который поҹти каждого оратора допытывал о том, почему он работает стахановскими методами, почему именно теперь, а не раньше, дал более ҏеалистическую оценку: "Во многих местах непосҏедственным толҹком к высокой производительности труда стахановцев является простой интеҏес к увеличению своего заработка" ("Правда", 19 ноября 1935 г.). Америку, которую не суждено было открыть Сталину, стыдливо открыл Молотов. По всем газетным сообщениям, во всех ҏечах стахановцев, красной нитью проходит: личная материальная заинтеҏесованность. Это есть главный стимул стахановского движения, и именно эҭо, и только это обеспечивает ему несомненный рост в ближайшем будущем. Эти условия личной заинтеҏесованности были созданы лишь в самое последнее вҏемя, в связи с курсом на стабилизацию рубля, ликвидацией карточной системы и вообще нормировочного снабжения. Еще несколько месяцев тому назад денежный заработок не играл сравнительно большой роли в бюджете рабочего, который в значительной степени был посҭҏᴏен на закрытых распҏеделителях, на заводской столовой и пр. Больший или меньший заработок в рублях не имел большого значения в этих условиях. В новых же условиях, когда рубль ϲҭɑʜовиҭся снова "всеобщим эквивалентом" товаров, конечно, крайне несовершенным и еще непрочным, но все же "эквивалентом", у советских рабочих в борьбе за высшую зарплату создался стимул к поднятию производительности труда, ибо сдельная, поштучная плата, повсеместно введенная в СССР, автоматически выражает в рублях рост производительности труда каждого отдельного рабочего. Начавшаяся вводиться уже давно поштучная плата стала доминирующей формой зарплаты в промышленности и на транспорте, даже в тех отраслях, где эҭо вызвало трудности благодаря коллективному "бригадному" характеру труда.

В угольной промышленности, например, хотя уже существовала сдельщина, но частично так называемая бригадная сдельщина, т.-е. бригада рабочих, получала жалование на бригаду, в соответствии с произведенной ею - бригадой - продукцией, внутри, же бригады жалование делилось приблизительно поровну. Сейчас начинается пеҏевод - и он, несомненно, будет бысҭҏᴏ завершен там, где эҭого еще нет - на дифференциальную сдельщину, т.е. каждый рабочий в отдельности будет зарабатывать в соответствии с произведенной им продукцией. В той меҏе, как новая техника создала пҏедпосылку стахановскому движению, поштучная плата в условиях денежной реформы вызвала эҭо движение к жизни. И в противоҏечивом советском хозяйстве с ϶лȇментами социализма и капитализма, стахановское движение стало не только экономически необходимым, но в известной степени - подъем производительности труда - и прогҏессивным.

Конечно, не как "подготовка условий для пеҏехода от социализма к коммунизму" (Сталин, "Правда", 22 ноября 1935 г.), а именно в рамках существующего пеҏеходного и противоҏечивого хозяйства, как подготовка капиталистическими методами ϶лȇментарных пҏедпосылок для социалистического общества. Деньги и поштучная заработная плата в до сталинскую эпоху категориями не только коммунизма, но и социализма никогда не считались. Поштучную заработную плату Маркс опҏеделял "как максимально соответствующую капиталистическому способу производства" ("Капитал").

Таблица № 1. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции в СССР, США, Англии и Франции.

Страны 1918–1929 г. 1930–1941 г.
1. СССР Вся промышленность Крупная промышленность 2. США 3. Англия 4. Франция 6,9 9,7 3,1 1,2 7,9 16,5 18,0 1,2 2,1 –2,2

 

Таблица № 2. Число построенных, восстановленных и введенных в действие крупных государственных промышленных предприятий.

Годы Число предприятий
1918–1929 1-я пятилетка (1928–1932) 2-я пятилетка (1933–1937)  

Таблица № 3. Ввод в действие важнейших производственных мощностей.

  Фактическая мощность в 1913 г. Введено мощностей в ходе индустриализации
Уголь, млн. т. в год Железная руда, млн. т. в год Чугун, млн. т. в год Сталь, млн. т. в год Автомобили тыс. шт. Тракторы, тыс. шт. Комбайны, тыс. шт. 29 9 4,2 4,3 0 0 0 189 29 14,6 13,9 200 100 45

 

Задание №.5: Заполнить таблицу.

  Первая пятилетка Вторая пятилетка
Годы    
Основные задачи    
Стройки    
Итоги    

 

Задание №6: Определить по представленным документам, что было общего, а что различным в положении рабочих 30-х гг.

Беломоро-Балтийский канал.

“С начала 30-х гг. индустриализации труд заключенных использовали на стройках, направляли на самые тяжелые работы: прокладывали каналы, строили железные дороги, шахты. В 1934г в исправительно-трудовых лагерях (ГУЛАГ) насчитывалось уже 510 тысяч человек. 13 февраля 1931 г. совет труда и обороны принял постановление о строительстве канала, соединяющего Балтийское и Белое моря. На этой трассе 227 км нашли свою смерть тысячи заключенных. Всего за 20 месяцев – с сентября 1931 года по апрель 1933, канал был возведен. Из отпущенных государством на строительство 400млн руб потратили всего 95 млн. 300 тыс рублей. Дневная норма для каналоармейца – “два кубометра гранитной скалы, и 100 метров вывоза его на тачке”. Почти без сна работали заключенные, т.к. канал нужно было сдать раньше запланированного срока.

Практическая работа № 9

Тема: Экономические реформы 1990-х годов в России: основные этапы и результаты

Цель: уметь определить причины, этапы и результаты экономических реформ, анализировать документы, выделять основные положения, находить общие черты и различия на основе сравнения документов.

Задание №1: Заполнить таблицу «Денежные реформы 1990-х годов».

 

Дата Содержание реформы Результаты и последствия
22 января 1991 г.    
Январь 1992 г.    
1997–1998 гг.    
17 августа 1998 г.    

Задание №2: Распределить перечисленные понятия на два столбца – что относится к советскому периоду, а что – к Российской Федерации 1990-х годов. И дополнить список терминов в одном и другом столбце таблицы, основываясь на имеющихся исторических знаниях.

Товарный дефицит, приватизация, госприемка, партократия, «новые русские», стахановцы, соцсоревнование, ваучер, командно-административная система, рыночная экономика, акции, валютные преступления, челноки, дефолт, государственный займ.

Российская Федерация 1990-х годов СССР
   

 

Задание №3: Дополнить таблицу «элементов советской экономики и экономики России в результате реформ 1990-х годов»

Практическая работа № 9

Тема: Экономические реформы 1990-х годов в России: основные этапы и результаты

Цель: уметь определить причины, этапы и результаты экономических реформ, анализировать документы, выделять основные положения, находить общие черты и различия на основе сравнения документов

Задание №1: Заполнить таблицу «Денежные реформы 1990-х годов».

 

Дата Содержание реформы Результаты и последствия
22 января 1991 г. Изъятие банкнот в 50 и 100 рублей в ограниченный во времени период и замену их на купюры нового образца Рост недовольства в стране и недоверие к финансовой политике правительства.
Январь 1992 г. Либерализацию цен на основе монетаризма. Передача предприятий из государственной собственности в частные руки. Экономическая политика, направленная на стабилизацию положения в стране в основном за счет кредитно-финансовых механизмов.
1997–1998 гг. 4 августа 1997 г. вышел указ президента РФ № 822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». Все неденоминированные монеты ЦБ России (1, 5, 10, 20, 50, 100 рублей и коллекционные), вопреки традиции двух предыдущих деноминаций, прекратили быть законным платежным средством. Новые банкноты и монеты поступили в обращение с 1 января 1998 г. Обмен старых купюр был возможен до 2002 г. (затем продлен до 2003 г.).
17 августа 1998 г. Правительство С. Кириенко объявило о дефолте (отказе от уплаты долгов, как внутренних, так и внешних) и девальвации рубля. Ухудшение мировой экономической конъюнктуры, падение цен на мировых рынках на традиционные российские экспортные товары (нефть, цветные металлы) привели к обвалу российской валюты и последовавшему за ним отказу государства от выполнения своих обязательств по внешним и внутренним долгам.

Задание №2: Распределить перечисленные понятия на два столбца – что относится к советскому периоду, а что – к Российской Федерации 1990-х годов. И дополнить список терминов в одном и другом столбце таблицы, основываясь на имеющихся исторических знаниях.

Товарный дефицит, приватизация, госприемка, партократия, «новые русские», стахановцы, соцсоревнование, ваучер, командно-административная система, рыночная экономика, акции, валютные преступления, челноки, дефолт, государственный займ.

 

Российская Федерация 1990-х годов СССР
Приватизация, «новые русские», ваучер, рыночная экономика, акции, челноки, дефолт. Товарный дефицит, госприемка, партократия, стахановцы, соцсоревнование, командно-административная система, валютные преступления, государственный займ.

 

Задание №3: Дополнить таблицу «элементов советской экономики и экономики России в результате реформ 1990-х годов»

Практическая работа № 1

 

Тема: Великое переселение народов и падение Западной Римской империи.

 

 

Цель: уметь анализировать причины, участников, последствий Великого переселения народов и работать с картой.

Задание №1: Раскрыть цели Карла Великого, и какими средствами он осуществлял эти цели.

Эшхард. Из «Жизни Карла Великого»

Хотя Карл отдавал столько сил расширению королевства и поко­рению чужих народов и постоянно был занят такого рода деяниями, в различных местах он начал множество работ, относящихся к украше­ них, по всей справедливости, выдающимися можно назвать базилику Святой Богоматери в Аахене, строение удивительной работы, и мост у Могонтиака через Рейн, длиной в пятьсот шагов, ибо такова ширина реки в том [месте]. Однако мост сгорел при пожаре за год до того, как умер Карл. Его не успели восстановить из-за скорой смерти Карла, который задумал выстроить вместо деревянного моста каменный. Он начал возводить и замечательной работы дворцы: один недалеко от города Могонтиака, возле поместья Ингиленгейм, другой в Новиомаге, на реке Ваал, что течет вдоль южной части полуострова. Но особен­но важно то, что если он узнавал о рухнувших от старости храмах, в каком бы месте его королевства они ни находились, он приказывал епископам и пастырям, в чьем ведении они были, их восстанавливать, а сам следил через посланников, чтобы повеления его выполнялись. Во время войны против норманнов он снарядил флот, построив для этого корабли на реках Галлии и Германии, которые впадают в Северное море. И поскольку норманны постоянными набегами опустошали побережье Галлии и Германии, Карл у всех портов и у устьев рек, которые казались доступными для кораблей, разместил дозоры, сторожевые посты и возвел такие укрепления, что враг нигде не смог высадиться на берег. То же он сделал на юге вдоль побережья Нарбоннской провинции и Септимании, а также по всему побережью Италии вплоть до Рима против мавров, незадолго до этого занявшихся пиратством. Благодаря этому при жизни Карла не было тяжелого урона ни у Италии и Галлии от мавров, ни у Германии от норманнов, и лишь Центумелла, город в Этрурии, был разграблен маврами вследствие предательства, а во Фризии несколько соседствующих с германским побережьем островов были опустошены норманнами. Как известно, подобным образом Карл охранял, расширял и, вместе с тем, украшал королевство.

Задание №2: Найти ошибки в описании.

В 451 г. на Каталаунских полях состоялась бит­ва между войском Аттилы и армией, которой руководил Аэций. Под командованием Аттилы сражались представители многих германских племен. Аэций, чье войско состояло исключи­тельно из римских легионеров, торжествовал победу:

а) на самом деле в войске Аттилы были только гунны;

б) на самом деле Аттила нанес поражение рим­лянам;

в) на самом деле в армии Аэция были не столько римляне, сколько германцы, не желавшие под­чиняться Аттиле.

В 410 г. племена вестготов под предводительст­вом Алариха осадили Рим. Император Гонорий лично возглавил сопротивление. Но отвести угрозу не удалось. «Вечный город» пал, отданный на разграбление и поругание:

а) на самом деле в 410 г. Рим был осажден пол­чищами остготов;

б) на самом деле Гонорию удалось договориться с завоевателями, и те, получив большую дань, отступили;

в) на самом деле Гонория в Риме не было

Задание №3: Заполнить таблицу.

 

  Время правления Территория --------- Власть Законы --------- Армия
Государство Хлодвига          
Империя Карла Велико го          

Задание № 4: Раскрыть влияние античности и варварских народов на средневековье и заполните таблицу.

  Влияние античности Влияние варварских народов
Политическая жизнь    
Культура    

 

Задание №5: На основе карты назовите варварские королевства, возникшие на развалинах Западной Римской империи.

 

Территории Племена
  Вестготы
Северо-Восточная Галлия  
  Вандалы
Италия  
  Англы и саксы

 

Содержание отчета

1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005.

2. Цель работы

3. Задание

4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием

5. Ответы на контрольные вопросы

6. Вывод

Контрольные вопросы

Тест

 

1. Выберите правильный ответ.

1.Лимес, возведенный в I—II вв. н. э., в последую­щие столетия:

а) оставался неприступной границей, надежно защищавшей империю от проникновения гер­манцев

б) перестал быть серьезной преградой для гер­манских племен

в) прервал торговые связи жителей Западной Римской империи с германцами

2.Среди причин Великого переселения народов историки называют:

а) ослабление военной мощи Римской импе­рии

б) стремление германской знати к обогаще­нию

в) разгром Рима в 410 г.

3. Восстановите последовательность событий:

а) разгром Рима вестготами

б) поражение римских легионов в Тевтобургском лесу

в) нашествие кимвров и тевтонов

г) раздел Римской империи на Западную и Вос­точную

4. Восстановите последовательность событий:

а) падение Западной Римской империи

б) раздел Римской империи на Западную и Вос­точную

в) строительство лимеса

г) битва на Каталаунских полях

5. Приведите в соответствие:

1) полководец, организовавший отпор вестготам в 401 г.;

2) христианский мыслитель, увидевший в падении Рима Божью кару;

3) вождь, разгро­мивший римские легионы в Тевтобургском лесу

а) Арминий б) Стилихон в) Августин

6. Приведите в соответствие:

1) последний император Западной Римской империи

2) предводитель вестготов, захвативший в 410 г.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.195 с.