V. Истоки зарождающегося социального искусства — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

V. Истоки зарождающегося социального искусства

2017-11-22 184
V. Истоки зарождающегося социального искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

После того, как было рассмотрено сверхчувственное происхождение творческого, искусства, может быть поднят вопрос: Что стояло перед взором Рудольфа Штайнера, когда он в упомянутой лекции об искусстве указывал на то, что из этого может следовать нечто такое, что позднее может иметь значение также для обозрения социальной жизни? Мы хотим попытаться охватить более конкретно эту пока ещё загадочную перспективу по отношению к социальной жизни.

 

СОЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В МЕДИУМЕ* ЖИВОПИСИ

 

*Слово медиум употребляется здесь в смысле некоего элемента, опосредствующие процессы которого действуют органообразующе (для социально творческой реальности).

 

Среди побуждений к оздоровлению социальной жизни важны те, которые относятся к "истинности" взаимных образов в социальных отношениях. Шаг к исцелению социальной жизни уже совершается, когда мы стараемся создать истинные образы своих ближних. Мы не видим друг друга такими, какие мы есть в действительности; мы имеем предубеждения друг против друга. Социальная жизнь состоит преимущественно из суждений, "кипящих" от симпатий и антипатий, а не из попыток набросать объективный образ другого человека. Из этого видно, что в эту эпоху всё ещё преобладает антисоциальное, присущее Душе сознательной. Но одновременно живёт во внутреннем человека нечто другое: стремление создать себе истинные образы людей, которые нам встречаются в жизни. Это некоего рода социальный инстинкт, который шевелится в нас как зародыш будущей социальной культуры. Этот зародыш должен быть сознательно подхвачен и развит. Это может показаться чем-то маловажным по сравнению с огромными социальными нуждами Нашего времени. Однако, кто рассматривает действительность, тот согласится, что положить начало как раз в этой области -несмотря на тяжёлую борьбу - крайне необходимо. Рудольф Штайнер чётко констатирует, что эпоха Самодуха "придёт не так, как об этом сегодня грезят мечтатели, а таким образом, что человек действительно узнает другого человека, будет иметь к нему интерес как к человеку - короче, увидит его так, что каждый отдельный человек сможет с полным интересом воспринять другого человека как такового".(17) Как могла бы возникнуть социальная культура, как не через повышенный интерес, который будет проявлять один человек к другому? Заботой об этом интересе уже будет развиваться зародыш Самодуха. Благодаря повышению этого интереса нам станет видимым - и поэтому затем становится и понятным - духовно-душевное существо другого человека.

Достижение этого возможно через сознательные усилия к созданию верных образов. По мере того, как делаются первые шаги в этом направлении, мы освобождаемся от прикованных к эмоциям грёзам о своих ближних. Это означает пробуждение: на более высоком уровне, чем пробуждение утром из ночного мира сновидений в дневное сознание. В сновидческом сознании каждый человек изолирован от своих ближних; вплетенный в мир своих сновидений, он живёт наедине с собой. Просыпаясь и переходя в обычное дневное сознание, мы, благодаря органам чувств, воспринимаем одни и те же предметы: это означает пробуждение в совместный мир. По отношению к чему пробуждается здесь человек? По отношению к природному окружению, по отношению к внешнему миру. Познавательные силы Души сознательной пробуждены для внешней стороны природы и соответственно также для внешней, природной стороны другого человека. Однако, человек ещё не пробуждён для духовно-душевного существа другого человека, для того, что происходит творческое и, следовательно, самосозидающее в глубинах человеческой души другого. В современную эпоху элементарно даст знать о себе в человечестве потребность, тяга ко второму пробуждению: пробуждению к душе и духу другого человека. Рудольф Штайнер указывает: "В обычной бодрствующей дневной жизни люди пробуждаются ведь только к природе другого человека; но к душе и духу другого человека хочет пробудиться человек, который стал самостоятельным, личностным через эпоху сознания. Он хочет пробудиться к душе и духу другого человека, он хочет предстать перед другим человеком так чтобы этот другой человек в его собственной душе породил такой толчок, какой порождает по отношению к миру сновидений внешний свет, внешний шум и так далее". (18) Посредством этого "толчка" человек приводится к пробуждению к душе и духу другого человека. Так становятся люди друг для друга пробуждающими существами. "Люди должны сближаться больше, чем были до сих пор: пробуждающим существом должен стать каждый человек, который предстаёт перед другим".

 

Где берёт начало возможность пробуждения к духовно-душевному другого человека? - Это возможно только потому, что мы встречаем друг друга ночью. Без ночи не было бы этой зачаточной формы социального пробуждения. Ибо: откуда мы знаем, что другой человек имеет душу, что человек вообще есть душевное существо? Сознание этого образуется благодаря встречи человеческих душ в продолжении ночи - как последствие ночных переживаний. Если бы мы не встречались ночью - "ночи" принадлежат также и процессы, обычно бессознательные, которые лежат в основе сверхчувственных опытов также и во время дневного бодрствования, - мы все казались бы друг другу до некоторой степени образами без души. Только благодаря тому, что в нас продолжает действовать и становится сознательным то, что мы испытываем в продолжении "ночи", мы знаем о душевном существе другого.

 

Однако для будущего недостаточно приобрести лишь общее знание о том, что другой человек есть душевное существо. Пробуждение для духовно-душевного другого человека может быть вызвано посредством того, что мы научаемся воспринимать человека образно. "Прозрачным станет в будущем, в определенной мере, человек для другого человека. С другим внутренним участием и с другим внутренним интересом, чем к этому склонен сегодня человек, будут смотреть на то, какую форму имеет голова, или как человек ходит. Ибо мы сможем познать человека по его Я лишь в том случае, если мы будем иметь именно такое понимание его образной натуры, если мы приближаемся к человеку с тем основным чувством, что то, что видят внешние физические глаза как человека соотносится с истинной духовно-сверхчувственной действительностью подобно тому, как картина, написанная на холсте, соотносится с действительностью, которую она изображает. Это основное чувство должно сформироваться".(19)

 

В будущем это основное чувство по отношению к другому человеку должно развиться. То, о чём здесь идёт речь, это и есть основное чувство деятельности живописца. Этим затрагивается тема, которая с 1918 года прослеживается через многие лекции: оздоровление социальной жизни может быть достигнуто посредством овладения человеком способностью созерцать другого человека в его образной природе и в проявляющейся через это духовности.

Рудольф Штайнер дал в этом направлении много упражнений. Здесь будет указано только на два упражнения, о которых говорилось в лекции от 12 декабря 1918 года, - на "внутренние душевные средства", как они называются. 20 Одно упражнение состоит в том. чтобы почаще оглядываться на собственную жизнь, пытаясь пересмотреть то, что разыгралось между нами и другими людьми, которые вошли в нашу жизнь, воздействовали на неё. При этом нужно меньше останавливаться на том, что сделали или переживали мы сами, наоборот, мы должны больше пытаться, чтобы "перед нашей душой в образе возникали лица, которые вступали в нашу жизнь как учителя, друзья и прочие благожелатели, или же те лица, которые принесли нам вред и кому мы иногда с известной точки зрения больше обязаны, чем тем, которые принесли нам пользу. Этим образам нужно дать пройти перед нашей душой, нужно совершенно живо представить себе, что сделал для нас каждый, стоящий рядом с нами. И мы увидим, если будем действовать таким образом, что мы постепенно учимся забывать самих себя; что мы находим, что фактически почти всего, что в нас есть, вовсе могло бы не быть, если бы то или другое лицо поддерживающе, наставляющее или ещё каким бы то ни было образом не вмешалось бы в нашу жизнь". Это должно быть осуществлено посредством образов из прошлого. "Лишь тогда, а именно, когда мы оглядываемся на давно прошедшие годы и на лица, с которыми мы, возможно, уже не поддерживаем связь и по отношению к которым мы легче приходим к объективности, лишь тогда открывается нам то, как впитывается душевная субстанция нашей жизни тем, что на нас оказывало влияние. Наш взор охватывает множество людей, которые в ходе времени прошли перед нами".

 

Этим упражнением дан путь, который приводит к переживанию образа другого человека. Благодаря этому мы приобретаем способность, которая делает возможным, чтобы перед нами возникали образы как бы из других людей, с которыми мы встречаемся. Именно тогда, когда мы меньше смотрим в том направлении, что в нас самих интересует нас, а смотрим больше на образы, которые приблизились к нам, мы обнаруживаем, как мало в жизни мы обязаны самим себе. Мы начинаем видеть себя в зеркале тех людей, которые в течении нашей жизни имели воздействие на нас. Благодаря тому, что мы упражняемся в нахождении образов лиц. которые в прошлом были вместе с нами, мы пробуждаем в нашей душе новый орган чувства. Это создаёт возможность придти к образу также и тех людей; с которыми мы предстаём лицом к лицу в настоящем. Вместо того, чтобы ощущать других людей по симпатии и антипатии, мы можем пробудить в себе свободные от любви или ненависти образы наших ближних.

 

Другое упражнение, которое предлагается в упомянутой лекции, также является упражнением - обзором, только при этом пытаются стать объективнее к самим себе. "Здесь мы снова должны возвратиться во времена более ранние. Однако здесь мы можем, я хотел бы сказать, непосредственно приступить к самим фактам, - к примеру, Вам, скажем тридцать или сорок лет, и Вы задумываетесь: Да... А как же это было в то время, когда мне было десять лет? Я хочу сперва себя полностью представить внутри той ситуации, я хочу себя представить так, как если бы представлял себе другого десятилетнего мальчика или десятилетнюю девочку; я хочу действительно постараться объективизировать себя. "Стараемся представить себе человека, каким мы были в прежние годы так, как если бы это было чужое нам существо. Этой объективизации самого себя сегодня нужно добиваться сознательно, ибо человек имеет тенденцию, всё более и более связывать своё Я со своими переживаниями: он хочет совершенно инстинктивно соответствовать тому, что ему дают его переживания.

 

Для социальной жизни имеет огромное значение высвобождать Я из своих переживаний, освобождаться от прошлого. Это достигается посредством упражнения, в котором мы "стараемся освободиться от переживаний; всё менее и менее быть в тридцатилетнем возрасте всё ещё таким, чтобы внутри нас фактически проглядывались только импульсы десятилетнего. Освободиться от прошлого - не значит его отрицать, мы вновь обретаем это прошлое другим образом; это есть нечто чрезвычайно важное".

 

Рудольф Штайнер подчёркивает, что не нужно стыдиться ежедневно направлять взор на самые элементарные вещи. Результат, к которому приводят оба упражнения, резюмирован словами: "Итак, с одной стороны, мы сознательно взращиваем социальное побуждение социальный импульс, добиваясь имагинаций человека настоящего времени посредством того, что вглядываемся в тех людей, которые в прошлом были с нами в каких-то отношениях и рассматриваем самих себя душевно как продукт этих людей; с другой стороны, посредством нашей объективизации мы приобретаем способность развивать прямым образом имагинацию самих себя".

 

Кто начинает применять на себе эти "внутренне-душевные средствам, скоро заметит, что сначала не ладится - что "не получается". Однако, все дело как раз в этом: пережить, что ни то, ни другое упражнение мы не можем сделать исходя из дневного сознания: что мы должны образы взять с собой в ночь. Станет опытом, - если мы это правильно практикуем - что образы, которые мы сформировали вечером, при пробуждении становятся иными. Они изменяются при прохождении через ночь. Это может стать чудесным переживанием, что эти образы всегда корректируются, в смысле становления более истинными! Они никогда не искажаются ночью, поскольку они ночью сверяются с мировой реальностью. Здесь мы встречаемся по-настоящему.

Только при прохождении через ночь может откорректироваться несовершенство дневного сознания. Это внутренняя живопись: социальное искусство живописи. Не живопись с помощью кисти и холста, а внутренняя живопись. Это социальное искусство живописи становится возможным благодаря встречи человеческих душ в течении ночи.

 

Существенно, что смысл этих упражнении состоит в том. чтобы по отношению к другому человеку в жизни развить иную душевную позицию, чем мы привыкли, ибо другого человека можно познать по его истинной сущности только тогда, если сможем предстать перед ним с тем основным чувством, "что то, что видят в человеке внешние физические глаза, так соотносится с истинной духовно-сверхчувственной действительностью человека, как образ, который нарисован на холсте, соотносится с действительностью, которую он воспроизводит. Это основное чувство должно сформироваться".(19) На важность образного переживаниядругого человека Рудольф Штайнер неоднократно указывал начиная с 1918 года. Эти указания находятся наконец в письмах, которые он направил в 1924 году "К членам", в связи с социальным формированием Антропософского Общества. Как бы венцом этой темы является содержание письма об "Образной природе человека". Формулировки так концентрированы и точны, что каждый читатель должен был бы прорабатывать их предложение за предложением.(21) Там есть также ссылка на переживание живописи. Наш обычный способ рассмотрения человека таков, "как если бы картину, которую создал художник, рассматривали бы по субстанции красок, по силе, с которой краски прилипают к холсту, по способу, каким эти краски накладываются на холст, и по другим подобным точкам зрения. Но через всё это не постичь, того, что открывается в картине".

 

Если мы хотим поставить перед взором образный характер человека, тогда мы должны ориентировать наше внимание иначе. Сквозь чувственно зримое должно быть увидено содержание, которое постигается в духе. Иначе получилось бы, как будто стоим перед нарисованной картиной и знаем лишь то, что это - синее, это - красное, не будучи в состоянии соотнести синее и красное с чем-то, что открывается в красках. Лишь "взгляд сквозь" на нечто, выражающееся в образе, приводит к действительному постижению человека. Кто вступает на этот путь, тот шаг за шагом обнаруживает, что значит в действительности то, что человек имеет образную натуру. Лишь на внутреннем пути ученичества усваивает человек верное чувство, верный настрой души, который делает возможным продвижение вперёд. "Только когда при созерцании человека поймём, что он есть образ чего-то, тогда приблизимся в верном душевном настрое также и к тому, что в этом образе изображается".

 

То, что мы видим "сквозь" картину, открывает нам восприятие сущности настоящей живописи. В современную эпоху, явно нетворческую, утрачено чувство того, что говорит через картину. Между тем, пытаясь создать себе истинные образы ближних, с которыми встречаемся, попытки упражнений могут быть предприняты и в социальной жизни.

 

Итак, этим пусть будет указан первый член социального искусства. При рассмотрении искусств, с точки зрения их сверхчувственного происхождения (глава IV), стало ясно, как в разных областях творческой деятельности сверхчувственные импульсы действуют через соответственно разные врата. Основные силы, которые человека делают способным к творению живописи черпаются из "ночи". Описанный здесь член социального искусства работает со сверхчувственными силами из ночного мира; черпая из духовных импульсов "ночи", человек осуществляет социальное искусство - в медиуме живописи.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.