Социальное искусство в медиуме музыкальных искусств — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Социальное искусство в медиуме музыкальных искусств

2017-11-22 197
Социальное искусство в медиуме музыкальных искусств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Музыкальный аспект, т. е. перспектива музыкальной со звучности в социальной жизни развёртывает в социальном искусстве процесс "образования объединений". В последние десятилетия сильно возрос интерес к групповой работе. Большое количество людей обратилось к групповой жизни и групповым переживаниям. Является ли этот феномен только преходящей волной или он имеет более глубокое основание? Если мы поищем то, что стремится к поверхности таким способом, то мы найдём тоску по образованию объединений. Антисоциальные импульсы, которые неизбежно связаны с развитием Души сознательной, одиночество, которое появляется одновременно с этим, вызывают потребность в объединении. Это как бы предчувствие грядущей эпохи братства. Эпоха Самодуха, которая в наше время должна быть подготовлена, бурлит в бессознательном душ. И понятно, что эта тоска - поскольку она обращена к тому, что придет позднее, поскольку она относится лишь к зачатку - проявляется хаотически; она изживается во многих иллюзиях и заблуждениях. Будучи неуяснённой посредством духовного миро- и человекопознания, живёт она как потребность чистой гармонии, единодушия. Рудольф Штайнер отрезвляюще указывал на то, что в этом отношении мы действительно живём в наибольших иллюзиях. В эпоху Души сознательной Я пробуждается к самосознанию в душе. Человек будет становиться всё индивидуальнее, и индивидуальнее, различия между людьми будут становиться в будущем всё больше. Душа сознательная имеет воспитательную задачу: чтобы человек смог положиться только на себя.(25) В человеческой эволюции было заложено, что старое групповое сознание должно было прекратиться. В прежние групповые связи человек был настолько вплетён, что его понимание, чувства и волевые импульсы несли печать групповой душевности. Чтобы человек стал свободным существом, эта социальная форма должна была придти к концу. В эпоху Души сознательной человек переживает себя полагающимся только на себя самого. В грядущих столетиях эта индивидуализация будет идти всё дальше. Всё реже будут люди думать одно и то же. чувствовать одно и то же, волить одно и то же. хотя бы приблизительно. Волевые импульсы особенно станут носить всё более индивидуальный характер.

 

Как сможет человек в будущем жить с этими внутренними и внешними противоположностями? Как сможем мы жить с этими ставшими столь индивидуальными, различными человеческими Я? Всё труднее станет терпеть противоположности и переносить их воздействие. Сила, которая позволяет переносить всё это, приходит только тогда, если мы сознательно возьмёмся за исполнение духовной миссии. Она приходит из волевого импульса служить одному и тому же духу. Единение будущего не есть единение предопределённого мирного согласия и безобидной гармонии! Оно скорее есть объединение терпящих эти противоположности и различия, которые возникают между человеческими Я. Перенести это положение может только тот, кто через это, стремится к исполнению общей, духовно объединяюшей миссии. Лишь сотрудничество, несмотря на выступающие на передний план конфликты, приведёт к братству. - Слово "миссия" может вызвать недоразумения или неадекватные чувства, нечто в смысле "миссионерской задачи" по отношению ко вселенной. Однако, имеется ввиду только внутренняя ориентация, которая может уберечь человека от эгоизма. Так применяет Рудольф Штайнер это слово в статье "Духовная наука и социальный вопрос"; "Кто работает для себя, постепенно оказывается во власти эгоизма. Только тот, кто полностью работает для других, сможет стать постепенно неэгоистичным тружеником. Но для этого необходима одна предпосылка. Если человек работает для другого, то он должен в этом другом найти основание для своей работы; и если кто-нибудь должен работать для совокупности людей, то он должен чувствовать и ощущать ценность, сущность и значение этой совокупности. Сможет он это лишь в том случае, если эта совокупность есть ещё нечто совсем другое, чем более или менее неопределённая сумма отдельных людей. Она должна быть исполнена реального духа, к которому причастен каждый. Она должна быть такой, чтобы каждый мог сказать себе: она правильна, и я хочу, чтобы она была такой. Совокупность людей должна иметь духовную миссию; и каждый отдельный должен хотеть способствовать тому, чтобы эта миссия была выполнена. Никакие неопределённые, абстрактные идеи прогресса, о которых обычно говорят, не могут быть выразителями такой миссии. Если господствуют только они, то отдельный человек здесь или группа там будет работать без понимания того, чему может служить эта работа кроме того, что в ней находится нечто удовлетворяющее его и "его людей" или же отвечающее ещё и интересам, которые для них именно и значимы. - Этот дух сообщества должен жить в каждом отдельном человеке".(7)

 

Дальше в статье Рудольф Штайнер характеризует, что произойдёт, когда люди таким образом свяжут себя с объединениями, чтобы они стали для них чем-то ценным. Человек "постигнет смысл, который связан с объединением людей, которому он принадлежит. Он поймёт отношения, в которых находится его объединение с другими объединениями; и так отдельные духи этих сообществ воссоединятся в духовно целеустремленной картине единой миссии всего человеческого рода. И от человеческого рода его познание сможет перенестись к смыслу всего земного бытия". Таким образом описывается процесс развития, и который человек будет введен посредством установления связи с духовной миссией объединения. Ступень за ступенью соединится он со смыслом всего земного бытия.

 

Задача всякого образования объединений есть задача чрезвычайно христианская: она тесно связана с мистерией Голгофы. Через импульс, посеянный Христом в человечество, стал возможным новый принцип объединения. В старые времена людей сводило только кровное родство. Единая кровь, которая текла внутри узких групп, сплачивала людей к единству. Импульс Христа прорвал этот принцип. Старые, зиждущиеся на кровных связях порядки сменяются объединениями, которые возникают из духовно-моральных совместных стремлений людей. Исходя из сознательного Я должны будут формироваться и организовываться объединения в будущем. Этим начинается образ человечества будущего, построенный на природе Я.

 

Отдельный человек будет всё более и более врастать в духовно-моральные объединения, миссия которых для него приемлема. Кроме того, эти объединения должны стать для него чем-то ценным. Это означает то. что отдельная карма человека должна связаться с кармой объединении. Рудольф Штайнер поясняет на примере христианского объединения, "общины"; что это значит для жизненной практики. Из контекста видно, что упомянутое высказывание отныне правомочно уже не только для типичной "общины", а для каждого в свободе сформированного человеческого объединения. "Для человека должно стать чем-то, что он основывает как общину. Если говорить антропософски, можем сказать: Отдельная карма человека должна связаться с кармой объединения. Вам это уже может быть хорошо известно из того, что изложено в прошедшие годы. Также, как не противоречит идее кармы, если я дарю что-то бедному, так же мало противоречит идее кармы, если общиной с человека снимается то, что он имеет как свою отдельную карму. Община может отдельному человеку помочь нести судьбу. Карма может быть связана так. что община понесёт карму отдельного человека. Другими словами, в моральном отношении может произойти следующее: отдельный член внутри данной общины совершает нечто неверное. Это будет несомненно записано в карме отдельной личности, и должно быть перенесено в большой мировой взаимосвязи. Но может найтись человек, который скажет: Я помогу тебе перенести твою карму! - Карма должна быть исполнена, но другой может ему помочь. Так могут помочь целые общины тому, кто совершил неверное. Отдельный человек может так переплести свою карму с общиной, что с него - поскольку община рассматривает его как одного из своих членов - сознательно снимается нечто, касающееся его, так как вся община сочувствует и со-желает исправить своего отдельного члена. Так что община могла бы сказать: Ты, отдельный человек, поступил неверно, но мы заступаемся за тебя! Мы берём на себя то, что ведёт к исправлению кармы".26

 

Сила для реализации этого может влиться в человека только тогда, когда люди возьмутся совместно за духовную миссию. Жизнь объединений будущего будет требовать от каждого крепкой внутренней силы доверия: силы, чтобы несмотря на все противоположности и различия, не терять доверия в то, что другой человек на своём пути посвящает себя тем же духовным целям. Социальная жизнь будущего должна быть построена на этом доверии: доверие в совершенно конкретном смысле, индивидуальное, сформированное в отдельности. Неизбежно с этим будет связано то, что человек не сможет уберечь себя от трагизма, появляющегося именно тогда, когда доверие не способно возникнуть и жить в душе человека соответствующим образом.

 

Трогательными словами обратился Рудольф Штайнер к сердцам стремящейся к единению молодёжи двадцатых годов текущего столетия - в так называемом "Педагогическом курсе для молодёжи": "О, мои дорогие друзья, то, что чувствовали люди когда-то в глубинах своей души, когда они бывали разочарованы в ком-то, на кого они многое возлагали, всё то, что от таких чувств когда-то в ходе развития человечества было развернуто, в будущем будет превзойдено по степени трагизма, когда люди после того как у них бесконечно углубится именно чувство доверия, трагически будут переживать разочарования в людях. В будущем это станет самым горьким переживанием в жизни, когда разочаруются в людях, это станет самым горьким не потому, что до сих пор люди не бывали разочарованы в ком-либо, а потому, что в будущем ощущение доверия и разочарования у людей будет безмерно углубляться, потому что люди бесконечно много будут строить на том, что творится в душе из счастья доверия с одной стороны и из горечи неизбежного недоверия с другой стороны. Этические импульсы будут проникать именно в те подосновы души, где они непосредственно произрастают из доверия человека к человеку".(27)

 

Многое из того, к чему с борьбой стремятся, в поисках образования объединений, в продолжении земной жизни полностью ещё не может стать реальностью. Посвящают себя замыслам которые - будучи укреплены сопротивлением земной жизненной действительности - должны быть пронесены через смерть. Закладываются зачатки, которые для отдельного человека смогут придти к полному развёртыванию лишь в жизни после смерти.

 

Трудна будет задача формирования объединений в будущем. Сегодня ещё очень мало развито понимание того, чем собственно является формирование объединения по своей субстанциональности. О формировании объединений высказываются лишь - как это называет Рудольф Штайнер - "в хмельных понятиях". Люди опьяняют себя люциферическими "прекрасными понятиями", они опьяняют себя уже словами "создание единения" и представляют при этом себе рай на земле. Но всё то, что об этом так ошибочно мыслят, не имеет никакого отношения к реальности. Не понимают, что действительное формирование объединений может стать реальностью только в связи с духовной миссией и задачей, - иначе оно всегда будет соскальзывать в межчеловеческое и превратится там в иллюзорное содержание какого-то хмельного понятия.

 

Из вышеприведённого следует, что формирование объединений требует сознательного волевого усилия. Для формирования устройств человек должен ориентироваться на прамысли. Через общение с ночным миром люди могут межчеловечески найти себя в духе. Идти дальше в этом направлении требует задача объективного формирования единений. Она является апелляцией к воле: "Духовная воля" к совместной работе -несмотря на выступающие на передний план конфликты - в ориентации на духовную миссию.

 

Этим набросан эскиз третьего члена искусства социального - формирование объединений, музыкальная сторона социальной жизни. В области искусства музыкально формирующие силы были бы немыслимы без существования жизни после смерти. Музыкальная реальность может существовать только в предвидении (Voraus-Sicht) жизни, которая следует после земной смерти. Подобно этому, зачатки начертанного здесь образованы только из сил жизни после смерти, формирование единений как искусство работает со сверхчувственными силами жизни после смерти уже в чувственном мире. - В медиуме музыкальных искусств осуществляется образование объединений.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.