Своеобразие детства как этапа духовного созревания личности — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие детства как этапа духовного созревания личности

2017-11-22 638
Своеобразие детства как этапа духовного созревания личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Прежде чем говорить о сути и методах христианского воспитания и обучения, необходимо пристально посмотреть на детей, с которыми нам предстоит работать. Каковы особенности их роста, чему предстоит их научить и чему они хотят научиться, каковы их интересы и способности?

Основные понятия, употребляемые в психологии развития, были введены русским психологом Львом Семеновичем Выготским (1896-1934) в разработанной им теории развития психики человека. Он ввел в науку категориальный анализ проблемы возраста, его структуры и динамики. Основанием для возрастной периодизации явилась внутренняя логика детского развития – процесса самодвижения, возникновения и образования в психике нового. Новый тип строения личности и ее деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и определяют сознание ребенка и его отношение к среде, называется новообразованием возраста. На каждом возрастном этапе существует центральное новообразование, к нему примыкают частичные новообразования, которые относятся к сторонам личности ребенка, к новообразованиям предыдущих возрастов. Структура возраста включает в себя центральные и побочные линии развития. К центральным линиям развития относятся те процессы, которые связаны с основным новообразованием возраста, к побочным – другие частичные процессы. К примеру, развитие речи в раннем детстве связано с центральной линией развития, а в подростковом – с побочными. К началу каждого возраста складывается специфическое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, называемое социальной ситуацией развития.

На каждом возрастном этапе существует зона интеллектуального подражания, которая связана с реальным уровнем развития ребенка и называется зоной ближайшего развития. То, что сегодня ребенок делает при помощи взрослого, завтра он сумеет воспроизвести самостоятельно. Для каждого ребенка существует его собственная, индивидуальная зона ближайшего развития.

Деятельность, связанная с центральным новообразованием возраста называется ведущей деятельностью. Это не та деятельность, на которую тратится больше всего времени, а та, в которой ребенок максимально проявляется как человек. Возрастные изменения могут происходить резко, критически и могут происходить постепенно, литически.

Эпохи, или стадии развития завершаются кризисами развития. Кризисом является расчленение ранее бывшего единым элемента, которое связано с динамикой перехода от одного возраста к другому. Этот процесс появления новых сторон в психике, перестройка связей между существующими в психике объектами. Характеризуя кризис Л.С.Выготский пишет, что в это время ребенок меняется весь, в целом, границы кризиса размыты, а кульминация обязательна, в это время дети трудно воспитуемые, даже по сравнению с самими собой в стабильные периоды своего развития, кризис вызывает внутренняя логика самого процесса развития, а не внешние условия. В кризисе не возникает новых интересов и видов деятельности.

Периоды детской жизни, отделенные друг от друга литически, составляют фазы развития.

Л.С.Выготский проанализировал процессы психического развития ребенка в разные возрастные периоды и разработал общую схему, которая позволяет наблюдать причины смены возрастов. Согласно этой схеме каждый возраст открывается кризисом. Кризис обуславливает становление новой социальной ситуации развития. В ней имеются внутренние противоречия, которые и развивают в психике ребенка новообразование. Возникшее новообразование несет в себе предпосылки разрушения данной социальной ситуации развития и назревания нового кризиса.

Л.С. Выготский обосновал возрастную периодизацию детского развития, которая завершается рассмотрением кризиса 17 лет. Она выглядит следующим образом:

Кризис новорожденности

Младенческий возраст (2 мес. – 1 год)

Кризис одного года

Раннее детство (1 – 3 года)

Кризис трех лет

Дошкольный возраст (3 – 7 лет)

Кризис семи лет

Школьный возраст (8 – 12 лет)

Кризис тринадцати лет

Пубертатный период (14 – 18 лет)

Кризис семнадцати лет

 

 

Схематически жизненные этапы и их кризисы можно изобразить следующим образом:

 

 

Рис. 5. Жизненные этапы развития человека и возрастные кризисы

Период до зачатия.

 

Очень важным для нас периодом является период до зачатия.Во многих христианских семьях в древние времена существовала благочестивая традиция: прежде чем зачинать ребенка, родители уходили в пустыню, сорок дней молились и постились. Они относились к этому моменту не как к наслаждению или продолжению рода, а как к дару Божию, с упованием на Бога, с молитвой и благоговением. Всякое начинание надо вымаливать. «Сначала, - пишет старец Сампсон, - зажигали лампады перед всеми иконами и служили специальный молебен и только потом уединялись исключительно для деторождения. Причем было заведено так строго, что они друг друга не видели. Таково было зачатие нового человека…» [69] Таким образом и появлялись у нас на Руси Сергии Радонежские и Серафимы Саровские и другие святые. Мы знаем, что богоотцы Иоаким и Анна 40 дней постились, молились, чтоб Господь им послал ребенка.

Само зачатие, как дар Божий, отмечается Церковью, прославляя этот акт как духовный: духовной молитвы, поста и жертвы Богу (например, день зачатия Иоанна Предтечи, монастырь под названием «Зачатьевский»).

Один батюшка в Москве открыл православную гимназию и объявил набор детей. Он выдвинул требования, что возьмет детей, которые были зачаты православными родителями с пониманием того, что они зачинают ребенка как дар Божий. Гимназию оплатили благотворители, она бесплатная. И он из Москвы и Московской области набрал только 6 детей.

Это говорит о том, что сейчас это понятие практические разрушено даже в семьях священников, в православных семьях.

Существует и обратная картина. Заходишь в сибирскую деревеньку в класс: сидят дети, и все дебилы и олигафрены. Из села в село переезжаешь – одна и та же картина. Дети были зачаты пьяными родителями.

Ценность этой жизни в том, что мы можем свободно выбрать, где и как мы будем жить. И если телесные, плотские потребности будут доминировать, то бесы на страже.

Примером этого служит св.Феодора, которая не смогла пройти даже первое мытарство – смехотворство. Она и не подозревала, что это грех. И только молитвами о.Василия она его преодолела.

Единственный способ пройти мытарства – покаяться. Еще у святых отцов есть такое представление об аде, которое дает нам некое обоснование того, что земная жизнь тесно связана с вечной. Когда тело отделяется от души и душа переходит к своей жизни, то те потребности, с которыми была связана душа, проявляются. И вот начинаются адские муки, когда человек лишился потребностей, с которым жило тело. А что такое пост? Это уже на земле мы делаем некую модель. Церковь призывает отлепиться от того, к чему мы привыкли, попробовать пожить потребностями души.

Человек антропологически трехсоставен: дух, душа и тело. Человек так устроен, что его дух подчинен Богу. Дух Адама питался непосрдственно от Бога. Этот дух питал душу. А душа тоже трехсоставна (ум, чувство и воля). И они тоже были духовными, не падшими. Все эти свойства души питали тело, т.е. тело тоже было пронизано духовностью. В первом монастыре, который открыл св. Пахомий, вкушали пищу после захода солнца раз в два дня. Трапеза состояла из нескольких фиников, воды и какой-то травы. А у нас материальные потребности диктуют свои ценности душе. Тогда душа становится средством. Получается, что человек стоит на голове. Сегодня человек похож на космонавта, который вышел в открытый космос и еще пытается перерезать связь с кораблем, воздух, которым он питается и дышит.

Дух, душа и тело возникают практически одновременно, с момента зачатия. Дальше происходит развитие человека.

 

 

Внутриутробный период.

 

Второй очень важный период – пренатальный, когда ребенок находится в утробе матери. Сейчас существует много фильмов о том, как ребенок развивается. Об этом периоде много написано в святоотеческой литературе: у святителя Тихона Задонского, у преп. Макария в «Добротолюбии» и др. трудах.

Физическое развитие. Внутри утробы уже человек, уже духовное существо. Его еще невозможно увидеть даже при помощи специальных приборов, но он уже есть, он уже на земле, с нами. Уже через четыре недели после зачатия начинает биться сердце, начинает функционировать нервная система. Все это происходит с человеком, величина которого составляет всего 4 миллиметра. На 3 месяце пребывания в материнской утробе в деснах малыша формируются зубки, начинают расти ногти на пальчиках. К 12 неделе развиваются голосовые связки, начинается процесс превращение хрящей в кость. И хотя длина всего тельца в этот период составляет около 8 сантиметров, а вес около 14 граммов, маленький человек приобрел к этому времени все свои органы и системы. Зафиксировано, что, начиная с 17 недели, ребенок вполне реально слышит, поэтому с этого периода можно особенно развивать его музыкальный слух, слушая классическую или духовную музыку. Также хорошо с ним разговаривать, причем не только матери. Установлено, что после рождения ребенок способен узнавать и голос отца.

Психическое и духовное развитие. Пребывание в материнской утробе питает ребенка с первых дней не только физически, но психически, и духовно. Ребенок в утробе матери живет своей собственной духовной жизнью.

Архимандрит Никон в «Житии и подвигах Преподобного Сергия…» пишет: «В воскресный день в храме на литургии младенец трижды возгласил во чреве матери: перед чтением Евангелия, во время пения Херувимской песни и при возгласе «Святая святым». Младенец прежде рождения явил всем знамение, что он будет служителем Святой Троицы… Мать его, сознавая, что носит во чреве будущего подвижника благочестия, соблюдала душу и тело в чистоте и воздержании, молитве и уединении».

Но, хотя духовная жизнь ребенка самостоятельна, она во многом зависит от материнской. Известный педагог Ян Коменский, создатель «Великой дидактики», писал, что «лишь только мать заметит, что Бог, Творец всего, начал в ее утробе творить ребенка, с этого момента она будет предаваться благочестию более, чем прежде, обращаясь с горячими ежедневными молитвами к Богу» [70]. Практически все отцы, которые посвящали труды ношению детей, отмечают то, что мать обязана максимально вести святую жизнь, т.е. все передается детям. Святитель Тихон Задонский пишет: «В период внутриутробного развития ребенка женщина старается вести более духовную жизнь, что мы видим на примере многих святых жен, которые время беременности считали необходимым соединить с постом, усердной молитвой, частым посещением храма и причастием Св. Тайн» [71]. В этот период очень полезно читать Евангелие детям, особенно на 7-8 месяце ношения ребенка. Отмечают, что ребенок отвечает на чтение некоей радостью. Мы можем вспомнить Евангельский текст, когда Мария пришла к Елисавете «и взыгрался во чреве младенец ея, и исполнися духа свята Елесавета» (Лк. 1:42). Этот текст святоотеческая традиция трактует таким образом, что благодать коснулась младенца и передалась матери. Т.е., сам младенец непосредственно связан с Богом и через него благодатью Святаго Духа мать может освящаться и получать ее. Идет духовная, но еще не совсем полноценная жизнь.

Что можно посоветовать в этот период матери? Она должна чаще посещать храм, исповедоваться, причащаться, читать молитвенные правила, Евангелие, собороваться. А что запрещать? Мать должна быть защищена от греховных влияний: гнев, раздражение и т.д.

У язычников даже есть целые трактаты о том, что носящая женщина должна быть в покое, не волноваться, т.к. ее волнение может передаться ребенку, и он может быть нервным. А это будет уже являться врожденной болезнью.

 

Здесь нужно коснуться и такой темы, как прерывание беременности, которое является нашей национальной трагедией. До недавнего времени у нас было 6 млн.убийств в год, а сейчас статистика говорит, что это количество упало до 2 млн. Хотя при нашем росте населения такое количество очень печальное.

Нам приходилось несколько раз участвовать на Всероссийском форуме «Мать и дитя». Он проводится 21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы. Там собираются все гинекологи страны. Была интересна позиция Церкви по отношению к прерыванию беременности. Здесь сложность в чем? Законом это узаконено. Госдума приняла поправку о прерывании беременности по социальным и медицинским показаниям. Россия – одна из немногих стран, которая это все внедрила. Когда мы с трепетом смогли рассказать врачам, что все-таки это человек, это убийство, к великому удивлению (а это был огромный зал врачей-специалистов), никто не стал возражать. Все согласились: «Да, мы убийцы, мы палачи. Но это ж не последняя инстанция. Кто-то дал приказ, а мы выполняем. И какой нам закон исполнять: закон Божий или закон государственный? Если мы откажемся, нас могут наказать. Мы никакого права не имеем отказывать пациенту». Оказалась такая сложная проблема: и политическая, и юридическая, и финансовая. Нам понравилось то, что в таком живом обсуждении некоторые крупные врачи начали предлагать сумасшедшие проекты: «Если невозможно это все избежать, если родители и врачи так настроены и невозможно остановить эту мясорубку, давайте сделаем их мучениками». Один из них даже предложил нечто, что повергло нас в шок: «Разработайте в Церкви чин крещения внутри утробы, чтоб у них было уже христианское имя, что если они погибнут, их можно было бы уже отпеть, похоронить, крест поставить, ходить поминать». Но крестим мы все-таки после рождения. В истории Церкви мы, в общем-то, не могли найти таких случаев. И вообще это выглядит как-то зверски: крестить для того, чтоб здесь же уничтожить.

 

Отец Дмитрий Смирнов рассказал об эксперименте, который он провел в одном из абортариев Москвы, рядом со своим храмом. Он пришел и тем женщинам, которые согласились на аборт, предложил отказаться от аборта, родить ребенка и передать его к нему в детский дом на воспитание. Даже предлагал деньги. Или, если хотят, сами будут воспитывать, а он им будет платить алименты, сколько нужно. Согласилась одна из десяти. Оказалось, что дело не в деньгах. Сегодня просто навязана такая установка.

Таким образом, ребенок в утробе - это существо. И уже после зачатия идет его духовное, душевное и телесное развитие.

 

Родовой кризис

После появления на свет первое испытание для ребенка – это родовой кризис. Так Господь попустил, что и мать, и ребенок испытывают большие страдания. По этому поводу тоже есть разделения мнений Церкви: некоторые считают, что муж должен присутствовать при этом и молиться. Есть даже исследования психологов, что муж, присутствующий при родах, это совсем другой муж, у него совсем другие чувства к ребенку и к своей супруге. Даже когда семейный корабль начинает колебаться, то этот момент, когда испытываешь чувство сострадания, очень сильно скрепляет. После рождения с ребенком происходит шок: он был внутри утробы матери, где было тепло, водная среда. И вдруг из этой водной среды он попадает в воздушную, видит свет, людей, что-то шумит, что-то происходит. Температура меняется почти на 20 градусов. Для него это все поразительно. Происходит переход. Святые отцы говорят, что такие же чувства будут испытываться после смерти, когда душа отделится от тела. Душа по милости Божией устроена таком образом, что она не видит ангельских сил. Это милость Божия, что мы не видим падших ангелов, которые вокруг нас вьются. Если бы мы их увидели, пришли бы в ужас от множества гадостей и пакостей, от их страшного вида. А когда душа отделяется от тела, открывается весь невидимый ангельский мир.

В Киево-Печерской лавре у входа в малые пещеры мы можем видеть огромное полотно – мытарства Феодоры.

Смена типа дыхания, температура, яркий свет оказывают такое сильное шоковое состояние, что ребенок сразу начинает терять в весе. Этот шок может продолжаться несколько дней. После рождения ребенок должен быть возле матери, не отниматься далеко, быть на груди. Это лучшее положение, чтобы он наиболее благополучно пережил шок. В родильных домах, как правило, относят новорожденных в соседние комнаты, могут их и перепутать. Все что угодно может случиться, что, конечно, не благоприятствует психическому состоянию ребенка.

Сразу же после рождения очень важно приложить малыша к груди. Дело в том, что во многих роддомах до сих пор ребенка несут к матери на кормление только на 2-3 день, а до этого держат отдельно от нее, подпаивая из бутылочки сцеженным молоком других матерей или разведенной смесью. В конце беременности и в первые 2-3 дня после родов молочные железы женщины вырабатывают молозиво, которое представляет собой желтую или серо-желтую клейкую густую жидкость. В молозиве много минеральных веществ, ферментов, гормонов, антител, иммуноглобулина А и макрофагов, обладающих защитными свойствами, а также лимфоцитов, синтезирующих иммуноглобулины, что способствует формированию иммунитета новорожденного.

Никитины (супруги, воспитавшие 7 детей, и написавшие об этом несколько книг) писали о том, что первые шестеро детей Никитиных, которых начали кормить грудью «как и всех», страшно страдали от диатеза. А вот седьмого ребенка приложили к груди сразу после рождения, и он сосал то, что там было, а именно, молозиво. Диатеза у него не было и в помине. Наверняка, не только диатез, но и многие другие вещи лечит это прикладывание к груди сразу после родов.

 

Новорожденность

(от рождения до 9-12 дней)

Родившись в этот мир, человек вступает в первый свой возраст – новорожденность. Это возраст, когда ребенок отходит от родового шока, восстанавливает свой первоначальный вес. Дело в том, что в первые 3-4 дня жизни ребенок свой вес теряет, а затем начинает восстанавливать. Восстановление первоначального веса является сигналом того, что первый жизненный стресс ребенком преодолен.

Физическое развитие. Обычная поза родившегося ребенка – положение, лежа на спине. При этом его ручки сжаты в кулачки, он уже активен. В основе его активности лежат прирожденные «безусловные» рефлексы:

- ориентировочно-пищевой рефлекс (рефлекс «поиска груди») вызывается прикосновением к углам рта, ребенок при этом поворачивает голову в сторону раздражителя и открывает рот;

- сосательный рефлекс вызывается прикосновением к слизистой оболочке языка; если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его, совершая решительные сосательные движения;

- рефлекс шагания проявляется в том, что когда ребенка держат вертикально, упирая его ступни о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног создают иллюзию ходьбы;

- при хватательном рефлексе малыш сжимает пальцы руки вокруг любого предмета, если им прикоснуться к его ладони. При попытке вытащить предмет сжимает ладонь еще крепче (эффект защелкивания).

Физиологическим критерием завершения периода новорожденности считается появление реакции на зрительные и слуховые раздражители. Приблизительно к 30 дню своей жизни ребенок проявляет сосредоточенность во взгляде, а также реагирует вниманием на звук. Появление этих реакций в поведении ребенка и является для физиологов критерием перехода в младенчество.

Психическое развитие. Для ребенка очень важно, чтобы сразу после рождения его не отбирали от матери, чтобы он постоянно был при ней. Тогда с ее не только внешней, но и внутренней, духовной и душевной, помощью он будет развиваться быстрее. Светская наука, давая указания относительно содержания новорожденных в роддомах, где детей держат отдельно от матерей, не учла, конечно, жизни человеческой души, а ведь ее состояние определяет психическое и физическое здоровье и развитие.

К моменту рождения ребенок обладает элементарной психикой. Он способен ощущать: видит и слышит, различает вкус и запах, чувствует прикосновение, давление и боль. Новорожденный способен выборочно останавливать взгляд на том, что привлекает его внимание.

У новорожденного есть первичные потребности: в еде, тепле, движении. Есть потребности, связанные с функциональным развитием мозга – потребности в новых впечатлениях. Постоянный приток новых раздражителей через анализаторы составляет необходимое условие нормального созревания мозга. Если ребенок попадает в условия «сенсорной изоляции» (отсутствие достаточного количества внешних впечатлений), его развитие резко замедляется.

В первые дни после рождения жизнь ребенка представляет своеобразное переходное состояние от внутриутробного к внеутробному существованию. Основное время суток ребенок проводит во сне.

Для психологов период новорожденности завершается с появлением у ребенка первых признаков психической деятельности. Эти признаки могут весьма разниться, но объединяет их общее наименование – комплекс оживления. Комплекс оживления – это многообразные проявления положительных эмоций, связанных с узнаванием взрослого человека. Именно первые признаки выражения радости, как реакции на лицо и (или) голос взрослого (в первую очередь – матери) подтверждают тот факт, что психика новорожденного работает. Узнавая взрослого, ребенок всем своим существом обращается к нему – улыбка, движение, издаваемые звуки, - все свидетельствует о стремлении воздействовать на взрослого. Начало выстраивания взаимодействия с взрослым человеком завершает период новорожденности. Многие исследователи называют новорожденность переходным периодом от внутриутробного развития человека к самостоятельному существованию. Переход к младенчеству знаменуется новой фазой в развитии малыша – это начало эмоционального воздействия, общения ребенка и взрослого. Как только появляются первые признаки того, что «контакт» состоялся, психологи отмечают появление новой общности – «ситуация Мы» (термин Л.С.Выготского). Ребенок, начавший общение с взрослым человеком переходит в категорию младенцев.

Духовное развитие. В это время у ребенка происходит и духовное развитие. Младенчество – это возраст запечатления. Здесь большую роль играет материнская любовь (с любовью обнять, с любовью говорить, с любовью уделить ему внимание). Если уже в первый день ребенок не получает этой любви, то он остается инвалидом фактически на всю жизнь. А ребенок, в глубине подсознания которого есть память об этой любви, впоследствии намного легче воспринимает весть о Боге, чем тот, у которого опыта такой любви нет.

Церковь советует матерям читать специальную молитву перд чудотворной иконой Божией Матери «Млекопитательница». Старец Сампсон учил: «С первых дней мать кормит свое дитя, читая каждый раз «Богородицу» или «Достойно есть», пока ребенок ест. И так полтора года. Соблюдать строжайший пост, избегать всевозможных блудных вещей, жить только свято, тогда и ребенок вырастет христианином. Помните, все переживания матери передаются ребенку! Лишь, когда она перестанет кормить, женщина может позволить себе отдых» [72]. Хотя мы можем встретить и другие рекомендации оптинских старцев, которые говорили, что ребенка лучше всего кормить четыре года. Сейчас этого фактически никто не делает.

Хорошо, если над кроваткой висят иконы, если он слышит, как мама вслух читает и поет молитвы. Природа, красотой своей прославляющая Творца, также дает ему возможность стать ближе к Богу. Естественные звуки: шелест листьев, пение птиц – это также то, что позволяет душе ребенка формироваться должным образом.

 

Младенчество

(до года)

Новорожденность и младенчество – это возраст запечатления. Ребенок все видит, все запечатлевает. Главная задача этого возраста – запечатлеть любовь.

Физическое развитие. Для своего нормального развития ребенок нуждается в возможности двигаться. Здесь стоит следующий вопрос: пеленать или не пеленать? Современные педагоги в большинстве случаев против пеленания. У святых отцов мы встречаем советы, что ребенок должен быть запеленут, чтоб у него не было безогранных движений, своевольности и беспредельности, от чего возникает непослушание.

К трем месяцам большинство малышей уже хорошо держит головку и начинает осваивать звуки. Пятимесячный малыш изучает свои ножки, и с удовольствием тянет их в рот, протягивает руки навстречу взрослому. К полугодию у ребенка появляются собственные способности для действия, и он стремится их реализовать. Малыш может сидеть, стоять. Он может пить из кружки сам и ставить ее на стол. В начале второго полугодия малыш научается более эффективно управлять своим телом – меняет позиции, совершенствует механизмы хватания. К концу первого года жизни ребенок, как правило, начинает ходить и говорить первые слова.

Психическое развитие. Первую половину младенчества часто называют «вбирающей», «впитывающей». Ребенок взаимодействует с миром поначалу как реципиент – вбирает в себя пищу, прислушивается к разнообразию звуков, вглядывается в окружение, делает первые попытки взять предметы. Это очень чувствительный период. Для того чтобы первый опыт жизни ребенка был плодотворным, взрослым следует обратить внимание на своевременность и умеренность тех стимулов, которые он адресует малышу.

Однажды был проведен следующий эксперимент. Детеныша обезьяны при рождении отобрали от матери и сделали ему искусственную маму в виде обтянутой шкурой спинки стула с вставленной в нее соской с молокой. Маленькая обезьянка кормилась из этой соски и воспринимала спинку стула как мать – бежала к ней в случае опасности, спала рядом и т.д. Обезьянка росла и стала взрослой обезьяной. Но когда у нее самой появились дети, оказалось, что она не ухаживает за ними. Обезьяна не кормила их грудью, бросала их на произвол судьбы, отрывала им головы. Т.е. даже животное для своего нормального развития нуждается в запечатлении материнской любви.

Как невозможно полноценное развитие человека в первые месяцы после зачатия вне материнской утробы, так и невозможно становление личности вне эмоционального единства с взрослым в младенчестве. Очень важным моментом в этом возрасте является обеспечение стабильного личностного общения взрослого и ребенка. Взрослый, обеспечивающий тактильные контакты младенцу, учитывающий его индивидуальные реакции, дающий ему возможность сориентироваться в окружающей действительности, помогающий перейти к собственным действиям, помогает формированию эмоционально-положительного отношения ребенка сначала к самому взрослому, а как следствие – ко всему, что его окружает. Важнейшую роль в формировании доверия-недоверия к миру играет позиция матери. Она решает, что хорошо для ребенка и, исходя из этого решения, формирует картину мира у младенца. Традиции русского материнского фольклора показывают, каким образом мать помогала ребенку воспринимать окружающий мир и свое место в нем.

В два – три месяца малыши начинают различать своих и чужих, предпочитать одних людей и избегать других. Они изучают свои кулачки, тянутся к игрушкам. В четыре месяца появляются любимые игрушки. У пятимесячного малыша просыпается интерес к человеческому лицу, он пристально заглядывает в глаза, следит за движением губ, когда говорят или поют. К полугодию малыш приобретает поведение индивида.

Вторую половину младенчества связывают с прорезыванием зубов.

В начале второго полугодия малыш хорошо понимает обращенные к нему слова, откликается на просьбы. В семь – восемь месяцев малыш пробует помочь одеть себя. В восемь месяцев у ребенка появляется предвидение ситуации, а также некоторая строптивость. Он, например, может сделать действие, противоположное просьбе взрослого. Около года ребенок начинает повторять действия взрослых, так он может часами играть с кастрюлей, веником и т.д.

Духовное воспитание. Святитель Феофан Затворник советует родителям: «Пусть чувства получают первые впечатления от предметов священных: икона и свет лампады – для глаз, священные песни – для слуха…» [73]. Все эти духовные впечатления запечатлеваются и являются производителем всего духовного мира человека.

Верующая православная семья все моменты своей жизни связывает с Богом, тем самым, происходит и религиозное воспитание ребенка. Софья Куломзина пишет: «Первые шаги на пути открытия веры в Бога в жизни младенца связаны с его восприятием жизни органами чувств – зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием. Если младенец видит, как родители молятся, крестятся, крестят его, слышит слова «Бог», «Господь», «Христос с тобой», принимает Святое Причастие, ощущает капли святой воды, трогает и целует икону, крестик, в его сознание понемногу входит понятие, что «Бог есть». В младенце нет ни веры, ни неверия. Но у верующих родителей он растет, воспринимая всем своим существом реальность их веры, так же как ему понемногу делается понятным, что огонь жжется, что вода – мокрая, а пол – твердый» [74].

Кризис одного года.

 

Завершает младенчество кризис одного года.Основные новообразования к концу первого года жизни – прямохождение и слово. Способность к прямохождению позволяет иначе воспринимать окружающий мир. Появляются совсем иные способы воздействия на ближайшее окружение – «уже не мама ведет меня, а я ее веду». Появление слова помогает вербально воздействовать на ситуацию. Социальная ситуация развития в корне меняется – там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание – предметная деятельность. Это и составляет основное содержание кризиса одного года. Ребенок приобретает некоторые навыки воздействия на предметный мир и пробует себя в новом качестве. Кризис конца младенчества в поведении некоторых детей сопровождается неадекватным поведением, даже припадками.

Ребенок валяется на полу, кричит, стучит ногами, либо демонстрирует иные формы неповиновения взрослому, но при этом внимательно следит за реакцией взрослого на его поведение. Сутью таких припадков является испытание взрослого, исследование его реакции, это форма воздействия на взрослого. Ребенок пробует новые формы и степень интенсивности, с которыми можно обратиться к взрослому. Именно взрослый своей реакцией на «припадок» ребенка может сделать его нормой поведения, а может буквально одним своим действием раз навсегда избавить себя и ребенка от участия в подобной семейной драме. Опыт работы с маленькими детьми показывает, что отсутствие реакции взрослого на «припадок» - лучшее средство для дальнейшего развития отношений с ребенком.

 

Раннее детство

(от года до трех)

Физическое развитие. В этом возрасте ребенок охотно занимается самообслуживанием. Подражая взрослому, стремится самостоятельно одеваться, управляться со столовыми приборами, делаются более серьезные попытки «работы по хозяйству» - мыть полы, посуду, включать бытовую технику с тем, чтобы с тем, чтобы самому пылесосить, запустить стиральную машину.

Мудрые бабушки, нянчащие своих внуков, начиная какое-либо домашнее дело, всегда отводят ребенку «зону личной ответственности». Это может быть угол стола, на котором малыш сам раскатывает свой кусочек теста, а может быть небольшая плошка, в которой стирается кукольное платье.

Всякая предметная деятельность целиком завлекает внимание малыша, и часто становится источником конфликтов – шнуровать ботинок хочется долго и обстоятельно, и невдомек, что родители уже опаздывают. В раннем детстве ребенок учится справляться со своими физиологическими потребностями, попутно вырабатываются основные навыки опрятности.

К трем годам у детей обычно уже достаточно связная и осмысленная речь. Ребенок способен выполнять достаточно сложные задания. Например, Лена в три с половиной года самостоятельно ходила в магазин.

Психическое развитие. К началу второго гада жизни меняется социальная ситуация развития. На первое место для ребенка выступает «мир вещей». Ведущей деятельностью становится предметная деятельность. Эмоциональное общение с взрослым человеком, по-прежнему, остается важнейшим для развития психики малыша, но после кризиса первого года оно опосредуется предметами. Важнейшая задача раннего детства – постижение сути предметного мира. Взрослый уже интересен как «пользователь предметами», тот, кто может овладеть человеческими способами употребления вещей. Кризис первого года заложил основы формирования воли ребенка. Но ей еще предстоит вызреть. Потому что ко второму году жизни мало эффективны запретительные команды. Ребенка можно испугать, и тогда он может отказаться от того, что намечал сделать. Но более эффективны в этот период отвлекающие побудительные команды со стороны взрослого. Те самые, которые исследовательской инициативы малыша. Даже своих сверстников многие дети 2-го года жизни воспринимают как игрушку – их трогают, гладят, целуют, могут толкнуть, укусить. Только к началу третьего года, когда начинает складываться осознание самого себя, тогда и к сверстнику изменяется отношение. С ним встраивается общение, как с живым существом, у которого есть собственные качества.

Задача взрослого в этот период - быть образцом во внешнем поведении. Руководить малышом не всегда получается, а вот быть архитектором окружающей ребенка среды – более эффективно. Родители, создавшие малышу безопасное окружение, которое позволит вырабатывать исследовательские умения и навыки, даст ему возможность долгое время занимать самого себя какой-либо деятельностью, менять виды занятий, - закладывают в своем ребенке основы творчества.

В раннем детстве ребенок в состоянии осознать суть и действия наказания. Наиболее остро воспринимаются наказания двух видов – те, что связаны с болью и страхом, и те, которые лишают проявления родительской любви. Непомерность наказаний может привести к искривлениям в развитии и поведении ребенка – от неуверенности в себе, с одной стороны, до упрямства и своеволия – с другой. В этом возрасте ребенок должен увидеть действие прощения и тогда, в более поздние периоды, ему будет проще научиться самому прощать. Если он не видел, как мама просит прощения у папы и наоборот, то и у ребенка не будет такого опыта. Если же ребенок наблюдал такой родительский опыт, он воспринимает это, и если что-то совершил плохое, то кается, просит прощения, и родители его с радостью прощают.

О наказаниях в этом возрасте бытуют различные мнения. Старинная русская традиция гласит: пока поперек лавки лежит, надо дубасить, сокрушать, иначе он потом тебя сокрушит. Многие святые отцы отмечают, что не только отдаление и лишение родительской любви является наказанием. Должно быть и некое физическое наказание.

Например, ремень можно использовать всего один раз, но у ребенка надолго останутся неприятные ощущения, и стоит ему только указать на ремень, сразу все приходит в норму. Но в то же время наказание должно быть без гнева. Наказание с гневом приводит к прямо противоположному результату: гнев переходит в душу ребенка, и у него остается только раздражение и обида. Такое наказание кажется ему несправедливым и ребенок сам становится гневлив. Когда он сам подрастет, тоже в ответ схватится за ремень. Гневливость закладывается именно через неправильное наказание.

Но ведь можно на


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.