Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-11-22 | 430 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
С.А. Рачинский родом из богатой помещичьей семьи. В свое время был приглашен занять кафедру ботаники в Московском университете. Позже защитил докторскую диссертацию. Но, переехав в родовое имение в Татево Смоленской губернии, он почувствовал неудовлетворенность своей жизнью. Она обрела смысл и начала доставлять ему большую радость после того, как он стал сельским учителем.
Школу С.А. Рачинского и уклад в ней жизни описал Е. Поселянин в своей книге «Идеалы христианской жизни»[49]. Простая, светлая, с большими окнами классная комната была украшена множеством картин и рисунков из Божественной и русской истории, рисунками его учеников. Тут же висел большой снимок с изображения Богоматери работы Васнецова. На стенах висели таблицы с красивыми заставками и орнаментами, написанные крупным славянским уставом рукою Рачинского и заключавшие тропари двунадесятых праздников, догматики и другие молитвы и церковные песнопения. Школа блистала чрезвычайной опрятностью и порядком, и все это поддерживалось учениками под наблюдением Рачинского. Дети сами мыли полы, выметали сор и пыль, рубили дрова, топили печи, таскали воду, ходили за провизией; только для приготовления обеда была старушка. С.А. Рачинский настолько отдал себя детям, что один из посетителей школы даже заметил: «Он был не только учителем своих учеников, мне кажется, мало будет назвать его отцом. Школа была его домом, школьники – его семья, для которой он работал, не покладая рук».
С раннего утра до поздней ночи проводил Рачинский в своем ежедневном подвиге. В 6 часов дети, жившие в общежитии, вставали и шли на молитву. Сергей Александрович произносил начальный и заключительный молитвенный возглас, как это положено мирянам. Дежурный ученик читал положенные молитвы, они заканчивались общим пением. Затем следовал завтрак. От завтрака до 9 часов производились хозяйственные работы. С 9 до полудня шли занятия. В старшей группе преподавал сам Рачинский. В полдень был обед. Перед обедом и после него пели молитвы. Посты в школе строго соблюдались. Овощи к столу шли из школьного огорода. Затем до 14 часов было свободное время, зимой отгребали снег около школы, летом работали в огороде. С 14 часов шли уроки. В 16 часов ребята полдничали, затем отдыхали, играли на дворе или прогуливались, а с 18 до 21 продолжались занятия. В 22 вечера читались вечерние молитвы. В субботу и праздничные дни Рачинский читал и объяснял очередное воскресное или праздничное Евангелие. Все вместе ходили на богослужение.
|
Свои наблюдения над крестьянскими мальчиками и русской душой вообще, свой богатый педагогический опыт С.А. Рачинский изложил в статьях, собранных впоследствии в одну книгу «Сельская школа»[50], которая явилась итогом его жизни и творчества.
При всеобщем равнодушии к просвещению народа, при том, что религиозный элемент был введен в обучение только как уступка «невежественным требованиям простонародья», уровень сельских школ постепенно поднимался и они приобретали все более религиозный характер.
В народном представлении грамотность всегда рассматривалась как ключ к Божественному Писанию, и Рачинский особое внимание обращал на изучение церковно-славянского языка, церковного пения. Религиозный характер присущ русской школе; он постоянно вносится в нее самими учениками, ибо она – школа христианская. Христианская потому, что дети ищут в ней Христа, и основная задача народно-школьной педагогики – сделать из детей добрых христиан.
Вопрос об учительском составе народной школы для Рачинского один из основных, и он неоднократно со вниманием останавливается на нем. По его определению, «учительство в русской школе не есть ремесло, но призвание, низшая ступень того призвания, которое необходимо, чтобы сделаться хорошим священником»[51]. Но одним учителем, по мнению Рачинского, не исчерпываются учебные силы школы. Рядом с ним во всякой школе, заслуживающей название нормальной, действует законоучитель – священник, и школьное дело должно быть осуществлением учительского призвания Церкви. «Благо той школе, - восклицает Рачинский, - которая обладает таким законоучителем! Она не умрет, какие бы ее не постигали внешние и внутренние невзгоды. Она пустит и глубокие корни, и широкие ветви» [52]. Священник в школе – не только учитель, но пастырь и духовник. Вокруг священника должен собираться остальной учительский состав. «Хороший священник – душа школы; школа – якорь спасения для священника» [53]. Школа должна принять характер приходской школы. Церковность школы Рачинский понимает более широко, это характеристика ее внутреннего строя, ее духа.
|
Рачинский подчеркивает, что классное изучение Закона Божия должно сопровождаться практическим участием школьников в богослужении в качестве чтецов и певцов. С этим связано преподавание в школе церковно-славянского языка и церковного пения. Рачинский подчеркивает воспитательный смысл церковно-славянского зыка. Этот язык открывает доступ к сокровищам духовным – к Священному Писанию, к богослужебным книгам.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!