Будет бо время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себe учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся (2 Тим. 4, 3-4) — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Будет бо время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себe учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся (2 Тим. 4, 3-4)

2017-11-22 221
Будет бо время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себe учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся (2 Тим. 4, 3-4) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Будет бо время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себe учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся (2 Тим. 4, 3-4)

Востанут бо лжехристи и лжепророцы и дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя (Мф. 24, 24).

Молю убо вас, братие, щедротами Божиими, представите тeлеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше, и не сообразуйтеся вeку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим. 12, 1-2).

 

В настоящее время в мире существует не так много людей, которые твердо верят в то, что только Православная Церковь сохранила подлинный лик Богочеловека Христа и все богатство Его учения, переданного нам в Священном Писании, через святых Апостолов и их последователей. Только наша Церковь, которая еще называется Единой, Святой и Кафолической (Соборной), имеет право именовать себя Православной, поскольку она есть «Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3,15) и «врата ада не одолеют ея» (Мф. 16, 18). Именно о ней Господь сказал: «...Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Другими словами, нет сомнения в том, что Истинной и Единой Церковью, которую основал Господь, является Церковь, бережно хранящая Христову истину. В бурной истории Христовой Церкви неоднократно предпринимались попытки приспособить слово Евангелия к погибающему в грехе человеку, по-новому истолковать Евангелие, но Церковь все же сумела сохранить свою чистоту не оскверненной духом этого мира, которому она всегда была и останется чуждой. Традиционализм, который в настоящее время все больше и больше вызывает негативное отношение, является одной из главных черт Православной Церкви. Господь передал нам Свою истину однажды и навсегда, и мы должны стремиться жить в соответствии с этой истиной и активно познавать ее, а не открывать путем научно-богословских изысканий, поскольку абстрактной истины не существует, только Господь единственно и есть «путь, истина и жизнь». Вместе с тем Господь призывает нас привести всех людей к полноте Православия, а не приспосабливать веру к людям. Одна из важнейших задач нашей Церкви не спустить на землю Царство Небесное, а возвысить до него людей, преобразовать их и в этом преображенном виде соединить со Христом.

С другой стороны, существует множество неправославных «христиан»-еретиков, которые находятся вне Церкви Христовой и образуют общества нечестивых (συστηματα πονηρευομενων [1]), поскольку «как могут быть членами Соборной церкви те, кто отверг апостольскую веру, кто создал новые вредные труды, те, кто забыл божественные слова Писания, а людскую неправду провозгласил новой мудростью» [2]. Итак, те, кто оставил Богом данную веру, не могут называться христианами [3].

К сожалению, в нынешнее смутное время и в нашей Православной Церкви появились люди, которые на свою Церковь смотрят иначе, нежели Святые Отцы, мученики и исповедники. Эти современные отступники Православия и протагонисты новой ереси экуменизма [4] активно работают над созданием так называемого «нового христианства», посредством которого враг рода человеческого стремится основать свою лжецерковь (анти-церковь) и с ее помощью подготовить приход лже-Христа. Целью этих людей является приведение Церкви в соответствие с духом сегодняшнего времени; они стыдятся перед «передовым» и «свободным» западным обществом открыто исповедовать Православие. Вместе с различного рода еретиками они с ложным смирением возводят хулу на Церковь, признавая, что врата ада уже якобы победили Христову Церковь [5], что она поделена и мы «все должны покаяться и снова примириться». Только тогда, по мнению этих новых учителей, мы обретем единую, неделимую и истинную Церковь Христову. До недавнего прошлого эти же самые люди оправдывали свой диалог с еретиками желанием разъяснить им Православную истину, а сегодня они продают уже самое Православие и мечут бисер перед свиньями.

И все же мы знаем, что эти мрачные цели никогда не осуществятся, так как Церковь Христову уничтожить невозможно. Она и при скончании века дождется своего Жениха Христа чистой и непорочной, не оскверненной грехом предательства. Вопрос лишь в том, сколько людей поймут, что это и есть истинная Церковь Божия и в ней обретут спасение?

 

---

1. Св. Кирилл Иерусалимский, т. 33, 1048 А. Здесь и далее, если специально не оговорено, примечания автора.

2. Св. Афанасий Великий, т. 27, 152 С.

3. Тот же Святой Отец апостольски и святоотечески благовествует эту истину о православной вере, говоря: «Мы храним веру Кафолической (Соборной) Церкви, которую Господь дал, Апостолы проповедали, святые Отцы сохранили. Ибо на ней основана Церковь, и тот, кто отпадет от нее, тот не христианин и не может называться христианином» (К Серапиону, 1, 28: т. 26, 593 С-596 А).

4. «Экуменизм – это общее название псевдохристианства и псевдоцерквей Западной Европы. В нем всем своим сердцем пребывает весь европейский гуманизм с папизмом во главе. А все это псевдохристианство, все эти псевдоцеркви не что иное как ересь из ересей. Всему этому евангельское название: всеересь» (Православная Церковь и экуменизм, архим. Иустин Попович, Салоники, 1974).

5. Архиепископ Джорданвильский Аверкий говорит: «Врата ада не одолеют Церковь», однако они одолели и, бесспорно, могут одолеть многих считающих себя столпами Церкви, как показала нам история Церкви».

 

ЕРЕСЬ ВСЕХ ЕРЕСЕЙ

 

Православная Церковь, веками противостоявшая разного рода ересям и, несмотря ни на что, сумевшая все-таки сохранить неоскверненное исповедание веры в Богочеловека, которую нам через Святых Апостолов и Святых Отцов передал Господь наш Иисус Христос, сегодня столкнулась, пожалуй, с самой серьезной опасностью. Новая ересь, всеересь экуменизма, со всех сторон разъедает единство Православной Церкви, ее учение и вековое каноническое устройство.

Феномен экуменизма не является чем-то совершенно новым и неизвестным. О нем пишут не первое десятилетие, и теперь уже с полным правом можно сказать, что речь идет о весьма сложном и неоднозначном явлении. В отличие от древних ересей, которые искажали отдельные стороны православного учения и богочеловеческого лика Христа Спасителя, экуменизм проявляется в разных областях церковной жизни. В сущности, речь идет о целом наборе еретических утверждений, которые бьют по самому корню православной веры – ее Церкви. Поэтому экуменизм – это экклезиологическая ересь. «Сегодня цель врага рода человеческого не только совратить верных с пути спасения, по которому их ведет Церковь Христова, но и создать собственную «Церковь Христову» и превратить само Тело Христово в некую «экуменическую» организацию, тем самым подготовив приход своего избранника – Антихриста...» [1]. Итак, экуменизм самовластно корректирует учение Господа Иисуса Христа, сводя его до уровня социальных, гуманистических и пацифистских идей и заменяя самого Христа образом безбожного и секуляризованного европейца. Другими словами, он интерпретирует христианство в духе нового времени и тем самым отворяет церковные врата для всех прочих ересей и нововведений.

В древней церкви слово οικουμενικοζ (вселенский) использовалось в значении приведения всех народов к полноте и чистоте истины Православной Соборной Церкви. Именно в таком значении это слово добавлялось в качестве определения к названию Константинопольской патриархии. Сегодня это выражение используется в совершенно противоположном значении осуществления внешнего единства христианских (а в последнее время и нехристианских) конфессий, идущего вразрез с полнотой богочеловеческой истины; конечной целью этого единения является создание совершенного человеческого общества, своего рода рая на земле, но без Бога.

Нетрудно определить происхождение этой идеи. Она родилась под влиянием рационалистического и гуманистического Запада и была абсолютно чужда образу мышления православных христиан вплоть до начала текущего столетия, когда обманным путем она проникла в Православную Церковь, поддерживаемая прозападно настроенной интеллигенцией и правящим классом, через отдельных иерархов Константинопольской патриархии, образованных в духе западного папизма и протестантизма.

 

---

1. Иеромонах Серафим Роуз «The Orthodox Word» № 5 (70) Sept.-Oct. 1976 – «The Royal Path/True Orthodoxy in an Age of Apostasy».

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКУМЕНИЗМА

 

Magna Charta [1] экуменизма появилась еще в конце прошлого века, а точнее – в 1897 г. на конференции 194 англиканских епископов в Ламбете. На этой встрече были сформулированы основные принципы экуменической унии христианских «церквей», в том числе так называемый догматический минимализм, суть которого сводится к тому, что путь к единению лежит через поиск малейших сходных черт в различных богословских учениях. Эту минимальную общую основу должны были составить: Священное Писание (но вне контекста Священного Предания), Никео-Цареградский Символ веры и два таинства – Крещения и Причащения. Кроме того, был выдвинут принцип толерантности по отношению к учениям других «церквей» и готовность к компромиссу, в основе которого должна лежать любовь. Еще одним «достижением» Ламбетской конференции стала известная «Теория ветвей» (Branch Theory), суть которой заключается в том, что Христова Церковь представляется ветвистым деревом, ствол его и есть единая неделимая Церковь, а многочисленные ветви – это различные «церкви», равноправные между собой и являющиеся разнообразными проявлениями этой единой Церкви. Ни одна из этих ветвей не обладает всей полнотой истины, поэтому отдельные богословские учения следует привести к единому знаменателю путем диалога, и тогда будет «реконструирована» единая истина и утвердится единая Церковь [2].

Уже в начале двадцатого века, в 1910 г. в Эдинбурге организацией протестантских церквей была созвана Всемирная миссионерская конференция (International Missionary Society), на которой было решено организовать Всемирное движение христиан за борьбу с невежеством в вопросах вероучения и установление единого церковного порядка (World Movement for Faith and Order). Одновременно с этим возникло также движение «Жизнь и труд» (Life and Work), целью которого было осуществить единение христиан путем их сотрудничества в решении каждодневных проблем. В 1948 г. эти два движения слились и образовали так называемый «Всемирный Совет Церквей» (The World Council of Churches), штаб-квартира которого разместилась в Женеве. Параллельно с этим стремлением унифицировать религии шел процесс образования международных организаций, которые были призваны создать условия для политического объединения мира. Так, в 1919 г. была создана «Лига наций», ставшая прообразом Организации Объединенных Наций. По сути дела, речь шла об идее установления на Земле идеального миропорядка; эта идея не одно столетие вдохновляет Запад и проявляется в разного рода папизме [3], гуманизме, марксизме, масонстве и других подобного рода явлениях.

Между тем, самую серьезную преграду на пути ее осуществления в плане религиозном представляло именно Православие со своей святоотеческой и традиционно непримиримой позицией в отношении всякой модернистской реинтерпретации Христианского учения и уверенностью, что единственная возможность преодоления раздробленности связана с постижением спасительной истины Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа. Господь учит нас, что единство всех людей может осуществиться только в Православной Церкви, через таинство св. Причащения и исповедание апостольской веры. Итак, возникла насущная необходимость вовлечь в движение экуменизма и Православную Церковь, заменив ее учение о Церкви экуменической ересью. Под прямым ударом оказались две патриархии, которые имеют самый высокий авторитет и влияние во всем православном мире. И вскоре рядом с главными актерами экуменизма, протестантами, к сожалению, появились и православные.

 

---

1. Основная концепция.

2. Экуменисты часто используют сравнение с лежащим на солнце разбитым зеркалом. Каждый из кусочков отражает солнечные лучи, хотя зеркало и разбито. Так и каждая «церковь» обладает полнотой истины, хотя их видимое единство и отсутствует.

3. Это самое точное название римско-католического реформированного христианства, которое впало в полнейшую секуляризацию и стало царством этого мира, единой церковно-политической организацией. «Христианство на Западе перестало существовать как Церковь: оно сделалось идеологией, сводом этических установлений. Поэтому человек там осуществляет спасение практичной жизнью. Последствием этого стало то, что [по мнению католиков] Христианство перетекло в нормы, имеющие божественный характер, и в качестве такового лежат в основе построения Царства Божия на земле». Еп. Игнатий Мидич, «Современный мир и Православная Церковь», Христианская мысль, № 6-8, 1993.

 

ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ

Между тем полным ходом шло активное формирование вышеупомянутого экуменического движения, важной вехой которого стало создание в 1948 г. Всемирного Совета Церквей [1]. Спустя шесть лет, в 1954 г., константинопольский патриарх Афинагор издал энциклику, которая призывала главы всех поместных православных церквей присоединиться ко Всемирному совету церквей. Причина выдвигалась весьма банальная, а именно – назревшая необходимость «сближения народов и наций» в целях «решения глобальных проблем современности». Патриарх хвалебно отзывался о ВСЦ, поскольку «он обеспечивает совместную деятельность Церквей и способствует развитию сотрудничества». Одним словом, этот документ, в котором использовался обычный в международной политике и дипломатии язык, имел совершенно определенную, секулярную ориентацию.

Уже начиная с 1952 г. отдельные православные поместные церкви стали присоединяться к ВСЦ, а в 1955 г. Вселенская патриархия посылает своих постоянных представителей в Женеву, в штаб-квартиру ВСЦ. В 1959 г. Центральный комитет ВСЦ организует на Родосе встречу с представителями всех Православных Церквей. На ней экуменизм практически оказался в стенах православной Церкви [2]. Начиная с 1961 г. православные экуменисты созывали целый ряд конференций в целях реализации экуменических идей. В 1964 г. третья такая конференция прошла на Родосе. Папа, англиканский архиепископ Кентерберийский и генеральный секретарь ВСЦ отправили туда свои приветствия. Православные экуменисты с благодарностью на них откликнулись. На этой встрече было решено вести «диалог» с еретиками на «равноправной основе». Кроме того, подчеркивалась необходимость всем поместным церквам поддерживать «братские отношения» с еретическими организациями. В том же 1964 году патриарх Афинагор встретился с папой римским в Иерусалиме, а в следующем году Константинополь снял анафему, которой была предана папская ересь в 1054 г., это было сделано несмотря на то, что Рим так и не раскаялся в своих заблуждениях.

Поскольку сейчас мы входим в период весьма активных экуменических контактов, нам представляется необходимым достоверно воспроизвести некоторые заявления верховного иерарха Константинопольской патриархии, чье дело уже не одно десятилетие упорно продолжают его последователи.

 

---

1. О. Иустин Попович называет ВСЦ «еретическим, гуманистическим и человекоугодническим собором, состоящим из 263 ересей, каждая из которых означает духовную смерть». Для него эта организация не что иное как ожившее безбожное человекоугодничество-идолопоклонство.

2. На IV Всеправославной Конференции в Шамбези (Женева) принято решение, в котором говорится: «Межправославная комиссия, работавшая в Женеве, выражает общее сознание Православной Церкви как органической части Всемирного Совета Церквей, так и твердое намерение использовать в дальнейшем все имеющиеся в ее распоряжении средства и возможности, включая богословские, ради успеха работы Всемирного Совета Церквей в целом» (решение № 1). Очевидно, что речь идет об абсолютно противоправославном решении, провозглашающем ересь, будто бы Единая Святая и Кафолическая Православная Церковь представляет собой «часть» какой-то «надцерковной», а по сути дела, еретической организации.

 

ЭКУМЕНИЗМ ПАТРИАРХА АФИНАГОРА:
«ВРЕМЯ ДОГМАТОВ ПРОШЛО» [1]

 

Патриарх Афинагор известен своими проэкуменическими взглядами и позицией еще со времен избрания митрополитом Корфу (1922 г.), а затем архиепископом Америки (1947 г.). Вступив на кафедру в 1949 г., он немедленно посылает архиепископа американского Иакова, чтобы тот устно засвидетельствовал свое почтение папе Иоанну XXIII, назвав его «вторым Предтечей» [2] (!?!). После вступления Афинагора на константинопольский Престол экуменизм стал широко внедряться в Православную Церковь. В своей экуменической теологии «единства церквей» патриарх Афинагор исходит из положения, что между различными христианскими вероисповеданиями нет существенной разницы [3]. Все они, якобы, составляют единую Соборную и Апостольскую Церковь, несмотря на существование известных расхождений в учениях. «Основная задача, которая стоит перед христианами нашего века, – проникнуться сознанием о том, что все мы братья во Христе, все принадлежим единой и истинной Церкви Христовой» [4]. Тогдашние попытки осуществления единства путем богословских споров не дали результата, поскольку догматические различия препятствовали на пути обретения единства. Поэтому патриарх Афинагор, считая, что пришло новое время, время «Святого Духа», верит, что есть только один путь к единству и этот путь лежит через «диалог любви», в котором сам Дух Святой явит единство единой и неделимой Церкви Христовой [5].

 


Патриарх Афинагор обменивается братским целованием с папой Павлом VI

Чтобы вести диалог любви, необходимо прежде всего «оставить в прошлом теологические проблемы, которые нас разделяют» и постараться «всегда пребывать соединенными в любви Христовой» [6]. И сам он в своей вдохновенной беседе скажет: «Пришло время хранить любовь, закопать вековую ненависть, освободить порабощенную истину и прояснить реальность» [7]. По мнению этого патриарха-модерниста, христианство сегодня испытывает потребность в новой теологии примирения [8].


Патриарх Афинагор в сонме еретиков всех мастей

Очевидно, что для этого необходимо провести полную ревизию православного учения, особенно экклезиологии. Вековое учение и глубокое убеждение тысяч святых мучеников и исповедников православной веры в том, что единственной истинной Церковью Христовой является Православная Церковь и что только в ней возможно спасение, представляется экуменистам пережитком прошлого. Придерживаясь «теории ветвей» [9], они считают необходимым всем церквам вновь основать Святую Кафолическую и Апостольскую Церковь с тем, чтобы вновь найти Христа [10]. Но каким образом? «Мы как средство объединения предлагаем Святую Чашу...» – сказал в одном из выступлений патриарх Афинагор. Именно communio inter sacris представляет собой основную цель «диалога любви» [11]. Итак, следует осуществить союз на базе догматического минимализма, а все различия предать забвению как местные богословские предания, которые совершенно не являются для всех обязательными к выполнению.

Чтобы создать благоприятные условия для работы в этом направлении, было необходимо отменить анафему 1054 г., что и было сделано со всей торжественностью 7 декабря 1965 г. Простым росчерком пера была отменена анафема против папизма и Римская «церковь» была провозглашена «сестринской» [12]. Вслед за этим в обращении Константинопольского патриарха и его митрополитов к папе появляется некоторое смущение. Используются все титулы и выражения, обычные для отношений между двумя сестринскими православными церквами [13]. Мало этого. Имя папы вносится в диптих Константинопольской Церкви, что является одним из основных показателей признания православия за теми, кто исповедует ересь, осужденную Святыми Отцами и Святыми Соборами [14].

Идея объединения всех христианских и нехристианских конфессий, по сути своей, является первым шагом на пути к объединению всего человечества, в чем, по мнению патриарха Афинагора и папы Павла VI [15], и заключена их первоочередная задача. Итак, объединение христианского мира – это лишь первый этап. Взгляд патриарха Афинагора на нехристианские вероучения является абсолютно недопустимым для православного епископа. Он отражает еретическое понимание Бога и веры [16] и ставит Православие на один уровень с различными безбожными и еретическими учениями.


Патриарх Афинагор и папа Павел VI с клиром в Иерусалиме

Портрет патриарха Афинагора довершает его нескрываемое рвение в вопросах модернизации и реформации Православной Церкви, ее церковных обрядов и правил жизни. Анализируя сделанные в этой связи заявления патриарха, можно легко заметить полное отсутствие правильного понимания святоотеческого предания и его значения для сохранения чистоты Православной Церкви. Как и во всех приведенных выше примерах, речь идет о неканоническом и еретическом образе мыслей. Многие из этих заявлений вызвали весьма бурную реакцию [17]. Мы приводим лишь наиболее радикальные места из выступлений патриарха Афинагора, которые вполне отражают новый дух Вселенской патриархии. Много можно говорить о его экуменических встречах с папистами в Константинополе и Риме, о встрече в Иерусалиме с папой и совместной с ним молитве, об известной отмене анафемы 12.07.1965 г., о молитвенных сборищах с армянскими монофизитами, о визите в Рим в октябре 1967 г., когда он служил с папой Павлом VI, а затем вместе с ним, под гром аплодисментов и вспышки фотоаппаратов, благословлял собравшихся.

Чтобы лучше понять истинное лицо экуменизма, приведем в сокращении отрывки из книги «Миротворцы», подробно описывающей одиссею патриарха Афинагора. Подобной режиссуры придерживались в подобных же представлениях его последователи и единомышленники.

---

1. Из заявления патриарха Афинагора 29.06.63.

2. «Ваше Святейшество, мой Патриарх поручил мне сообщить вам, что шестой стих первой главы Евангелия от Иоанна написан для Вас и что он верит в то, что Вы и есть тот человек, который послан Богом и имя которого Иоанн, и седьмой стих той же главы касается Вашей миссии. Так же как «Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о свете, дабы все уверовали через него, так же, для той же цели и Вы избраны. Сами Вы не свет, но подняты на Римский Трон, чтобы «свидетельствовать о свете» (Иоан. 1, 6-8)». Из приветственного слова.

3. «Мы не видим никаких препятствий на пути объединения Римской и Восточной Церквей. Этих препятствий мы не видим, потому что их попросту не существует» («Ортодоксос типос»).

4. «Мы, Православные и Католики, – братья. Петр и Андрей были братьями, только один жил в Риме, а другой – в Греции. Так и мы должны: Католики и Православные, соратники и братья. Врата ждут нас открытыми, надо только войти». («Католик», 24.1.62).

5. «Современный «диалог любви», происходящий в форме голого сентиментализма, по сути дела есть отказ от спасительной «святыни Духа и Истины веры». Суть любви есть истина, и любовь живет в истине... Еретическое и гуманистическое разделение Любви и Истины всего лишь знак недостатка богочеловеческой веры и утраты духовного равновесия и здравомыслия. Во всяком случае это ни в коем случае не путь святых отцов». О. Иустин (Попович).

6. Из приветствия мелхитскому униатскому патриарху Максиму IV (Καθολικη, 22, 1964): «Мы живем в период нового времени. Оставим прошлое, теологические проблемы, которые нас разделяют, оставим их тем, кому они нужны, а мы с этой минуты постараемся всегда пребывать вместе в любви Христовой».

7. «Мы начнем третий период Церкви, период любви, примирения и единства... Пришло время хранить любовь, закопать вековую ненависть, освободить порабощенную истину и прояснить реальность».

8. «Призываю [всех] оставить тон полемики и противостояния в теологии и основываться отныне на духе изучения и поиска истины в любви и терпении. Христианство сегодня имеет потребность в теологии примирения». (Из выступления на белградском богословском факультете, Εθνοφ, 13.10.67).

9. Теорию ветвей, подвергнувшуюся справедливой критике ревнителей святоотеческого Православия, сменила в последнее время не менее еретическая теория «семей Церквей», утверждающая родственность правоверия и ереси. Обе эти теории ни в коем случае не являются проявлением религиозного сознания, поскольку основываются на философии плюрализма, который отрицает существование Абсолюта, или, по крайней мере, возможность его достижения. Всякая положительная религия объявляет себя как раз средством восстановления утраченной связи с Абсолютом. Экуменизм, таким образом, не только практически, но и теоретически является лишь средством навязывания профанам новой для них (но не для посвященных) религии антихриста. Соответствующая ей анти-церковь, когда будет построена вполне и восторжествует, явит всему миру свой максимально возможный тоталитаризм, тщательно скрываемый ныне. Тогда от нынешней сентиментальности и слащавости не останется и следа. Примечание редактора русского издания.

10. При встрече с папой в Иерусалиме патриарх заявил: «Это не просто встреча двух ответственных лиц. Она имеет великую цель – вновь найти Христа, (ναπανευρωαμεν τον Χριστον) который только с теми, кто вместе, а не с теми, кто разделен» (из книги Ειρηνοποι, стр. 135).

11. «Этот диалог мы ведем с намерением достичь нашей основной цели – общей Чаши, которую имели мы на протяжении тысячелетия до 1054 года. У нас и тогда были расхождения, поскольку и тогда были теологи, но тем не менее мы имели святотаинское общение» (из выступления в Лондоне 13.11.67 г.).

12. Ни одна поместная православная церковь не выразила протеста против этого неканонического и неправославного акта. Протесты направили лишь отдельные лица, а также РПЦЗ и приверженцы старого стиля. Поскольку речь идет о неканоническом и противоречащем Преданию акте, мы с полным правом можем заключить, что он не обязывает православных принимать его.

13. Одним из множества примеров является приветствие патриарха Афинагора папе Павлу VI, произнесенное в ходе его визита в Рим в 1967 году. «Мы испытываем особую радость по поводу нашего приезда в Рим к достойному Архиерею, носителю апостольской благодати и последователю целой плеяды святых и мудрых мужей, которые удостаивались чести занимать первый Престол во всем сообществе христианских Церквей мира...» (Κατηολικη, 7.12.67).

14. «Находясь подле Вас, Ваше Святейшество, я с особым чувством вспоминаю Вас и Вашу Святую Римско-католическую Церковь в молитве, во время святой литургии во всечестном патриаршем храме» (Κατηολικη, 4.11.69).

15. «Будем надеяться что вскоре осуществится мечта христиан всех времен об объединении Церквей... Этот диалог приведет к объединению христианских Церквей, что станет первым шагом на пути всеобщего единения» (Κατηολικη, 18.8.63). «Мы живем в то время, когда Папа Римский идет впереди всех нас. Возлюбленный брат мой Павел IV – мы называем его Вторым, а не шестым, потому что он должен был бы родиться сразу вслед за апостолом Павлом – продемонстрировал столько дальновидности и смелости, что мы можем называть его величайшим Папой в истории» (Κατηολικη, 24.5.67).

16. «Мы очень заблуждаемся, если думаем, что православная вера сошла с неба, а другие конфессии ничего не стоят. Триста миллионов людей избрали ислам, стремясь достичь своего Бога, существуют сотни миллионов протестантов, католиков, буддистов. Цель любой религии – обогатить человека» («Ортодоксос типос», дек. 1968).

17. В качестве примера приведем выдержки из интервью патриарха Афинагора газете..... от 20.3.1970. Последствием этих скандальных заявлений стало то, что четыре митрополита Греческой Церкви во главе с Августином Флоринским прекратили поминовение патриарха. «Сегодня ряса ничего больше не значит... Ряса не делает священника, священник должен показать себя и без мантии. В этом – все дело. Конечно, надо быть реалистами и прежде всего не бояться истины. Часто мы говорим: это традиция, пусть так и будет. Это ошибка, великая ошибка. Сколько в Церкви обычаев не подлинных, не древних, потому-то мы и должны бороться, освобождаться от них... Мы также абсолютно согласны с браком клириков и после рукоположения. Рукоположение не препятствие для брака... Нас обвиняют в ошибочности курса. Мы были бы очень довольны, если бы нам предложили свой вариант объединения Церквей... Мы в качестве средства предлагаем Святую Чашу. У нас была общая Чаша и тогда, когда мы были отделены от Запада до 1054 г. Потом дело дошло до раскола, до анафем со стороны двух Церквей, Западной и Константинопольской. Так где же препятствия? Говорят, у нас много различий. Каких? Примат и непогрешимость? Какое нам до этого дело? Пусть каждая Церковь придерживается своих обычаев. Если Католическая Церковь хочет – пусть придерживается этого. Но я спрашиваю вас: где эта непогрешимость сегодня, когда папа имеет при себе совет, состоящий из пятнадцати членов? Кроме того, мы все считаем себя непогрешимыми. В своей работе, во всем. Разве спросит тебя твоя жена, сколько ей соли сыпать в суп? Конечно, нет. Она имеет свою непогрешимость. Пусть имеет ее и папа, если хочет. Мы этого не ищем. Теологический диалог не даст результатов. Мы к нему не готовы, и на это потребуются сотни лет. Только один диалог возможен – диалог любви».

Перед нами настоящий апофеоз плюрализма: нет экклезиологии, нет святоотеческого учения, нет церковного Предания, нет, наконец, даже истории Церкви! Все это сводится, в конце концов, к одному: нет Истины – нет Христа!

ВСТРЕЧА В ИЕРУСАЛИМЕ

Встреча папы Павла VI и патриарха Афинагора в Иерусалиме была первой встречей глав Рима и Царьграда за последние 526 лет, если не считать встречи в Ферраре патриарха Иосифа II и папы Евгения IV. Прочитав совместно с папой молитву «Отче наш», обменявшись с ним поцелуем мира и благословив собравшихся, патриарх преподнес ему драгоценную архиерейскую панагию, с изображением Христа-Спасителя – символ епископской власти православных иерархов. Присутствующие греки закричали: «Святейший, повесьте ее ему на шею!». Эти слова были переведены папе, и тот со слезами снял часть своего облачения наподобие епитрахили, а патриарх трясущимися от волнения руками повесил ему на шею панагию. Тогда все воскликнули: «Аксиос!» [1] – члены папской свиты были удивлены, вероятно, впервые услышав громкий возглас православной хиротонии. Этот возглас был самым красноречивым признанием единства священства мировой Церкви.


Патриарх Афинагор подписывает хартию об отмене анафемы

Папа Павел VI был признан первопрестольными клириками и представителями церковного народа их собратом-архипастырем. Подаренную ему панагию папа не снимал и по возвращении в Рим, а также он надевал ее и по случаю последующих встреч с патриархом. После этого патриарх еще подарил папе прекрасной работы золотой крест с празднования тысячелетия Святой Горы, членам его свиты – другие подарки. Обменявшись речами, содержавшими выражения взаимной благодарности, они вышли на балкон патриаршего дворца и оттуда благословили собравшихся. Затем благословение повторилось, последовал еще один поцелуй мира, после этого первоиерархи удалились.

---

1. Достоин (греч.). еретиков-латинян.

 

ОТМЕНА АНАФЕМ

Из восьми членов синода патриарха Афинагора документ об отмене анафем подписали шестеро. Отказались подписать Иаков Деркийский и Максим Сардский. Церемония проходила 7 декабря 1965 г. одновременно в Риме и Фанаре. Православную делегацию составляли митрополит Мелитон Илиупольский, архиепископ Иаков американский, митрополит Афинагор Фиатирский и Хризостом Австрийский в сопровождении архимандрита Максима Агиоргусия и дьякона Варфоломея Архондониса (нынешнего Вселенского патриарха). Посмотрим, что рассказывает об этом экуменическая книга «Миротворцы»: «В 11.10 в патриарший храм прибыла делегация во главе с кардиналом Лауренцием Сеханом. Одетые в парадные облачения, они были препровождены на солею. Патриарх, поднявшись со своего трона, обнял и расцеловал кардинала, архиепископа и других членов делегации. Кардинал сел на приготовленный поблизости трон. Когда наступило время чтения Евангелия, секретарь Святейшего Синода Гавриил зачитал с амвона совместное заявление папы и патриарха». Своего апогея эта церемония достигла, когда архимандрит прочитал следующее: «...стираются также из памяти Церкви и прежние анафемы, ибо воспоминание о них мешает взаимному сближению и установлению любви... выражается сожаление по поводу грустных событий, предшествовавших анафемам и последовавших за ними; они стали результатом действия различных факторов, среди которых недостаток взаимного понимания и доверия, в конечном итоге приведшие к прекращению церковного общения...». После этого патриарх торжественно зачитал акт об отмене анафем. В 19.00 того же дня в храме Святого Духа в Константинополе была отслужена понтификальная месса, во время которой прозвучало торжественное славословие TE DEUM («Тебя, Господа, славим»).

Что же происходило в тот же день в Ватикане? «Председатель патриаршей делегации митрополит Мелитон прибыл в Рим в 16.00 7 декабря. На аэродроме его встретили представители духовной власти. В 20.30 делегацию проводили в собор Святого Петра, до отказа заполненный духовенством и народом. При входе митрополит облачился в мантию. В сопровождении кардинала Иоганна Виллебрандса, одетого в полное епископское облачение, митрополит и другие члены делегации вошли в храм и разместились справа от центрального алтаря, сразу же за представителями королевских домов. Служба началась в трогательно-торжественной атмосфере. Начался крестный ход, в котором участвовали 2399 членов Второго Ватиканского Собора, патриархи, кардиналы, архиепископы, епископы в литургическом одеянии, и, наконец, сам папа Павел VI, который вошел (до этого папу вносили на специальных носилках), облаченный также в белые архиерейские одежды, в позолоченной митре, неся в руках архипастырский жезл. Благословив народ, он поднялся на свой Престол». После прочтения четырех последних решений соборов секретарь папы архиепископ Перикло Феличи передал слово кардиналу Виллебрандсу, зачитавшему написанное на французском языке совместное заявления патриарха и папы. Вскоре началась понтификальная месса, в которой участвовало 24 иерарха. Затем митрополит Мелитон в сопровождении кардинала был подведен к трону папы, где кардинал Беа зачитал по-латыни папский указ об отмене анафемы («Ambulate In Dilectione» – «Ходите в Любви»), в котором выражалось сожаление по поводу многочисленных недоразумений в прошлом и выражалась надежда, что отмена анафемы сделает возможным установление полного единства. Затем, под гром аплодисментов, папа торжественно передал этот указ Мелитону, обменявшись с ним поцелуем мира. Все это транслировала папская радиостанция во все концы света. По окончании мессы папа принял в своей резиденции константинопольскую делегацию. Митрополит Мелитон, пользуясь случаем, заявил: «Сегодня для двух первых тронов Запада и Востока официально начался новый этап отношений, дающий им возможность постепенно преодолеть различия... Ты, как первый епископ Христианства и второй по очереди брат твой, Епископ Константинопольской, после свершившегося сегодня события можете первый раз за долгие века единым сердцем и едиными устами обратиться к людям, которые в Церкви и вне ее с болью ожид


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.