Федоскинская лаковая миниатюра. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Федоскинская лаковая миниатюра.

2017-11-22 549
Федоскинская лаковая миниатюра. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

…А за Учёй, где возвышается строенье из стекла и лес,

живёт, творится и рождается искусство лаковых чудес.

Оно с народом неразрывное

и в праздники и в годы бед,

несказанное диво - дивное,

ему с рожденья 200 лет.

Федоскинская миниатюра – вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Первое производство возникло в 1795 году, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина) козырёчное производство — производство лакированных армейских козырьков. Через три года Коробов побывал на фабрике Иоганна Штобвассера, в Брауншвейге, перенял там технологию изделий из папье-маше и завёл на своей фабрике изготовление популярных в то время табакерок для нюхательного табака, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком. Во второй четверти XIX века табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.

После смерти П. И. Коробова фабрика непродолжительное время находилась во владении его дочери Е. П. Коробовой, перейдя затем по родственной линии в собственность московским купцам Лукутиным, которым принадлежала на протяжении восьмидесяти пяти лет. В 1828 году П. В. Лукутин получил право клеймения продукции фабрики. С 1831 года продукция, представленная художественно-промышленных выставках в Москве и Петербурге была неоднократно награждёна золотыми медалями.

Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.

В 1904 году, спустя два года после смерти Н. А. Лукутина, фабрика была закрыта. В мае 1910 года десять мастеров, на выделенную С. Т. Морозовым московскому губернскому земству крупную денежную ссуду, учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея. Уже в 1913 году изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве, затем в 1923 году изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве.

В 1931 году при Федоскинской артели была создана школа кустарного ученичества (ныне Федоскинская школа миниатюрной живописи). В 1950—1980-х годах школа готовила специалистов по лаковой миниатюре, жостовской росписи по металлу и ростовской финифти. В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи.

Книги об искусстве федоскинской лаковой миниатюры:

Супрун, Л. Я. Лаковая миниатюра Федоскино / Л.Я. Супрун. – Москва: Легпромбытиздат, 1987. – 320.с: ил.

В книге представлено творчество талантливых мастеров русской лаковой миниатюры с конца XVIII в. Раскрываются система выразительных средств федоскинских портретов, особенности пейзажа и жанра, рассмотрено декоративно-орнаментальное оформление лаковых предметов.

Изделия с федоскинской лаковой живописью // Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. для ПТУ / Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Высшая школа, 1990. – С.67-68.

В статье рассказывается об особенностях федоскинской лаковой миниатюрной живописи.

Таланты народных мастеров // Я гражданин России / авт. текста Н. А. Андрианова; ил. И. А. Черновой. – Москва: Эксмо, 2015. – С. 160 – 173: ил. – (Детям о праве).

В статье рассказывается о народных промыслах России, в том числе об искусстве федоскинской лаковой миниатюры

 

 

Усков., В. Из поколения в поколение // Муравейник. – 2011. - № 7. – С.44 – 45.

В статье автор рассказывает об истории зарождения и развития промысла лаковой миниатюрной живописи подмосковного села Федоскино.

 

Федоскинская лаковая миниатюра // Уткин, П.И, Королева Н.С. Народные художественные промыслы.. – Москва: Высшая школа, 1992. – С. 94-95.

Статья знакомит с искусством федоскинской лаковой живописи.

 

Федоскинская миниатюра // Детская роман-газета. – 2016. - №4. – С.21.

В статье рассказывается о федоскинской миниатюре – виде традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившемся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Федоскинская миниатюра // Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. В 2 т. Кн. 2. М-Я / гл. ред. В.М. Полевой; ред. кол.: В.Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов, В.Д. Синюколов. – Москва: Советская Энциклопедия, 1986. – С. 97.

В статье рассказывается о федоскинской лаковой миниатюре, отличающейся тонкостью рисунка и красочной декоративностью.

 

 

Народная игрушка.

Пусть вам лучшею подружкой
Станет русская игрушка.
И недаром все музеи
Дорожат, гордятся ею.

 

Народная игрушка – особый вид русского народного творчества. История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево.

 

Книги об игрушечных промыслах:

Блинов, Г.М. Чудо – кони, чудо – птицы: Рассказы о русской народной игрушке. / Г. М. Блинов, оформл. В. Бахтина. – Москва: Детская литература, 1977. – 190 с., цв. фотоил.

Книга об игрушечных промыслах, о народных мастерах-самородках нашей страны и о значении народного творчества в развитии национального искусства.

Ручные игрушки // Клепа. Клепа в мире игрушек. - №74. – С.6 - 8.

В статье рассказывается об искусстве ручных игрушек на Руси.

Богородская игрушка.

Богородская игрушка –
деревянная зверушка.
Мишка, зайка, петушок –
полюбуйся-ка, дружок!
Мастера взялись за дело –
вырежут из липы белой
или мишку-кузнеца,
или в пляске удальца!
Под ноги ложится стружка.
Вот и курочки-подружки
весело зерно клюют –
с ними радость и уют.

Богородская резьба (богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада.

По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я «ауку» да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и ещё заказали. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской».

Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков и изготавливая, в основном, так называемый «серый» товар, который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Именно на первоначальном этапе становления богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврам народного искусства, среди которых: «Пастушок», ставшая своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками. Уже в середине XIX века центр резного дела перемещается в Богородское, и Богородский промысел обретает самостоятельность. Большое влияние на формирование собственно богородского стиля оказало творчество таких мастеров как А. Н. Зинин, а несколько позже деятельность профессионального художника, коренного богородчанина П. Н. Устратова. Период 1840-х — 1870-х годов, по мнению ряда специалистов, — время расцвета богородского резного кустарного промысла.

В 1913 году в Богородском была организована артель и была открыта учебно-показательная мастерская с инструкторским классом, а в 1914-м на её базе заработала земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе. В первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продукция промысла в большом количестве уходила на экспорт. В 1923 году была восстановлена артель «Богородский резчик», в которой продолжили свою работу мастера старшего поколения и Богородский промысел занимает одно из ведущих мест. В 1970-х — 1980-х годах на Богородской фабрике художественной резьбы работало около 200 резчиков.

Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.

 

Книги об искусстве богородской резьбы:

Богородская резьба // Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. В 2 т. Кн. 1. А-М / гл. ред. В.М. Полевой; ред. кол.: В.Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов, В.Д. Синюколов. – Москва: Советская Энциклопедия, 1986. – С. 86.

В статье рассказывается об истории возникновения в селе Богородское Сергиево-Посадского района Московской области ремесла резьбы по дереву.

Богородские изделия // Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. для ПТУ / Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Высшая школа, 1990. – С.32-35.

Статья знакомит читателя с разными видами деревянной игрушки, которые создают мастера из поселка Богородское Сергиево-Посадского района Московской области.

 

Детство богородских резчиков // Дайн, Г.Л. Игрушечных дел мастера: книга для учащихся / Г.Л. Дайн. – Москва: Просвещение, 1994. - С. 71-96.

В статье рассказывается о появлении в селе Богородском народного ремесла по резке из дерева всевозможных фигурок; о мастерах, с их установившимися своеобразными традициями. Все это сделало Богородское единственным в своем роде мировым центром резной игрушки из дерева.

Таланты народных мастеров // Я гражданин России / авт. текста Н. А. Андрианова; ил. И. А. Черновой. – Москва: Эксмо, 2015. – С. 160 – 173: ил. – (Детям о праве).

В статье рассказывается о народных промыслах России, в том числе об искусстве изготовления богородской игрушки.

Дымковская игрушка.

В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад
К празднику весны «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.
Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной…
Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной…

Дымковская игрушка – один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.то один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.

Благодаря своей пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Наряды дымковских «барынь» нашли отражение в коллекциях современных модельеров одежды. Народный «дымковский» стиль неоднократно использовался в художественных (прежде всего детских) произведениях (например, мультфильм «Вернулся служивый домой», режиссёр Владимир Дегтярёв, СССР, 1959).

В 2010 году в центре города Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. Мотивы дымковского орнамента были использованы на церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

Книги об искусстве дымковской игрушки:

Крупин, В.Н. В Дымковской слободе / В.И. Крупин; худож. А. Аземшин. – Москва: Малыш, 1989. – 32с.

В книге рассказывается о народном промысле, старинной русской игрушке, возникшей в достопамятные времена в слободе Дымково.

 

Безотосная, Н. Веселье в Дымково // Детская роман-газета. – 2016. - №6. – С. 26-28.

Статья знакомит читателей с дымковской игрушкой и историей ее создания.

 

Вятские легенды // Я познаю мир: детская энциклопедия: Игрушки / авт. сост. Н.Г. Юрина. – Москва: АСТ; Семейная библиотека, 1998. – С.220-223.

Статья знакомит читателя с легендами, связанными с Дымковской слободой близ реки Вятки; с мастерам, создавшими знаменитую дымковскую игрушку и особенностями создания игрушки из глины и фарфора.

Вятские радетели // Дайн, Г.Л. Игрушечных дел мастера: книга для учащихся / Г.Л. Дайн. – Москва: Просвещение, 1994. - С. 211-230.

Статья знакомит читателя с Дымковской игрушкой, мастерами села Дымково и особенностями создания игрушек из фарфора и глины.

Дымковская (вятская) игрушка // Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. для ПТУ / Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Высшая школа, 1990. – С.148-150.

В статье рассматриваются этапы создания дымковской игрушки, от выбора глины, до разукрашивания фигурок специальными красками.

 

Дымковская игрушка // Большая Российская энциклопедия. В 30 т. Т.9. Динамика атмосферы – Железнодорожный узел / председатель науч.- ред. совета Ю. С. Осипов; отв. ред. С. Л. Кравец. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2007. – С. 455-456.

Статья знакомит читателей с историей возникновения дымковской игрушки; рассказывает о знаменитых мастерах села Дымково и о традиции изготовления глиняных и фарфоровых игрушек.

Дымковская игрушка // Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусствоВ 2 т. Кн. 1. А-М / гл. ред. В.М. Полевой; ред. кол.: В.Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов, В.Д. Синюколов. – Москва: Советская Энциклопедия, 1986. – С.23.

Статья знакомит с самобытным русским художественным промыслом – Дымковской игрушкой.

Дымковская игрушка // Уткин, П.И, Королева Н.С.Народные художественные промыслы.. – Москва: Высшая школа, 1992. – С. 36-37.

Статья знакомит с искусством изготовления дымковской игрушки.

Дымковская «свистопляска» // Клепа. Клепа в мире игрушек.- №74. – С.14-15.

В статье рассказывается об особенностях создания игрушек из села Дымково.

 

 

Козел в штанишках // Каменева, Е. Как петух попал на полотенце. / Е. Каменева. – Москва: Малыш, 1980. – С.16-17.

Статья знакомит юного читателя с видами игрушек дымковских мастеров.

Родина дымковской игрушки // Андрианова, Н.А. Россия для детей / Н.А. Андрианова. – Москва: Эксмо, 2015. – С.65-67.

В статье рассказывается о том, как в селе Дымково появился народный промысел изготовления игрушки из глины.

Каргопольская глиняная игрушка.

В Каргополе есть игрушка

Очень старая. Зверёк

Небольшой, на щёчках мушки,

Нет его короче ног.

Крашен ярко всюду белым:

Ножки, хвостик и спина.

Шея лентой чёрной смело

Мастером обведена.

А головка – жёлтым цветом!

Льва хотел он произвесть!

Только что-то в лике этом

Человеческое есть…

 

Каргопольская игрушка -русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области. Издавна в деревнях Каргопольского уезда крестьяне делали незамысловатые игрушки из глины. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.

В начале 1930-х годов гончарный промысел постепенно сошёл на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать.

Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы Ивана Вирентурга и Екатерины Абдулаевой, работавших в 1930-х—1940-х годах. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщённые детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.

Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс) с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах.

Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции — тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведённый цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись.

Среди каргопольских игрушечников особое место отведено У. И. Бабкиной, единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу. Каргопольский промысел всегда был семейным, секреты мастерства передавались из поколения в поколение.

 

Книги об искусстве каргопольской глиняной игрушки:

Алаева, Е. Игрушки-зверушки // Е. Алаева, И. Кошкина. // Юный художник. – 2000. -№10. – С.42-44.

Статья рассказывает об истории создания каргопольской игрушки, о материалах, их которых эти произведения русского народного искусства.

 

 

Каргопольская игрушка // Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. для ПТУ / Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Высшая школа, 1990. - С.150-152.

В статье говорится об особенностях создания каргопольской игрушки.

 

Каргопольская игрушка // Уткин, П.И, Королева Н.С.Народные художественные промыслы.. – Москва: Высшая школа, 1992. – С. 38.

Статья знакомит с искусством изготовления каргопольской игрушки.

 

Полкан – Полехан // Милковский, А.С. Скачи, добрый единорог: Очерки. – Москва: Детская литература, 1986. – С. 21 – 31., фотоил.

В статье рассказывается о народном ремесле изготовления каргопольской игрушки.

 

Помним бобки Ульяны Бабкиной // Дайн, Г.Л. Игрушечных дел мастера: книга для учащихся / Г.Л. Дайн. – Москва: Просвещение, 1994. - С. 196-211.

В статье рассказывается о традициях каргопольских мастеров глиняной игрушки.

Таланты народных мастеров // Я гражданин России / авт. текста Н. А. Андрианова; ил. И. А. Черновой. – Москва: Эксмо, 2015. – С. 160 – 173: ил. – (Детям о праве).

В статье рассказывается о народных промыслах России, в том числе об искусстве изготовления каргопольской глиняной игрушки.

Филимоновская игрушка.

Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой

Называется оно…

Филимоновская игрушка - древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново, Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.

Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки».

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам.

Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент, который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой. Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, «детский» стиль, старинные деревенские сюжеты — это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день.

Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века, но оставалось несколько, не бросавших своего ремесла. В 1960-х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен.

Книги об искусстве филимоновской игрушки:

Филимоновская игрушка // Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. для ПТУ / Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Высшая школа, 1990. - С.152-153.

Статья знакомит с историей возникновения филимоновской игрушки.

Филимоновская игрушка // Уткин, П.И, Королева, Н.С. Народные художественные промыслы.. – Москва: Высшая школа, 1992. – С. 38-39.

Статья знакомит с искусством изготовления филимоновской игрушки.

 

Таланты народных мастеров // Я гражданин России / авт. текста Н. А. Андрианова; ил. И. А. Черновой. – Москва: Эксмо, 2015. – С. 160 – 173: ил. – (Детям о праве).

В статье рассказывается о народных промыслах России, в том числе об искусстве изготовления филимоновской глиняной игрушки.

Чудо полосатое и свистит // Я познаю мир: детская энциклопедия: Игрушки / авт. Сост. Н.Г. Юрина. – Москва: АСТ; Семейная библиотека, 1998. – С. 224-226.

В статье рассказывается о глиняных игрушках: лошадках, оленях, собачках, которые через несколько десятилетий превратились в изделия народного промысла знаменитые по всей России.

Матрешки.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

 

 

Матрешка - русская деревянная игрушка, слава о которой гремит на весь мир. Это расписная раскладная деревянная куколка, внутри которой помещаются ее меньшие «сестренки», появилась в России более ста лет назад (в 90-х годах XIX века) в Абрамцево (недалеко от Сергиева Посада). Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.

Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.

Эти деревянные русские красавицы отличаются «характером» в зависимости от места их создания.

 

 

Семеновская матрешка.

 

 

 

У семёновских матрёшек

Сарафанчики в горошек,

Разноцветные платочки,

Нарумяненные щёчки.

 

 

Семеновская матрешка – отличается от матрешек других центров своей многогранностью, в нее вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Деревня Семенов (теперь это небольшой город в 70 км от Нижнего Новгорода) была одним из главных центров по изготовлению и покраске деревянных игрушек и посуды. Густые, иногда непроходимые леса этого региона Заволжского края дали приют старообрядцам, преследуемых сторонниками реформ патриарха Никона, беглым солдатам во времена жестких преобразований Петра I, крепостных, которые бежали от барской тирании. В этих краях исстари были хорошо известны традиции росписи и декорирования деревянных изделий.

Первая Семеновская матрешка были ближе к духу старых традиционных Семеновских росписей, однако роспись матрешек была графически простой, даже примитивной. С течением времени рисунок матрешек была наполнен растительным орнаментом, стал более плотным, красочным и живописным.

Семеновские мастера переняли драгоценный опыт по производству матрешек у подмосковных мастеров, и только лишь в 1929 году там была создана первая артель, специализирующаяся на выпуске деревянных кукол. Однако первоначально она объединяла не более двадцати кустарей-надомников, и только лишь в 1932 году была создана фабрика под названием «Семеновская Роспись». Местные мастера сумели внести в производство матрешек особый колорит, свойственный заволжским умельцам, создав при этом свою собственную неповторимую форму и своеобразную роспись, получившую характерное название – семеновская.

При росписи деревянной посуды художники используют декоративные мотивы, которые имеют корни в культуре древней Руси. Деревня Семенов была близка к Хохломе, и это во многом определило стиль живописи Семеновских игрушек. Они были ярко окрашены кистью из травы под названием «Белоус» в красных и зеленых тонах, готовые изделия часто покрывались лаком.

Постепенно был сформирован определенный Семеновский стиль живописи матрешек, который был более красочным и ярким.

На фабрике художественной росписи в городе Семенове была сделана самая большая матрешка, состоящая из 72 штук! Матрешка была в диаметре 0,5 м и высотой 1 метр. Здесь же была сделан набор матрешек, посвященный теме космоса, пара таких матрешек даже побывала в космосе – вот кто был первыми космическими туристами.

 

Вятская матрешка.

Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок,
Упирается рука
В деревянные бока.
А в нутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская матрешка.

 

Вятская матрешка – наиболее северная из всех Российских матрешек. Она изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. На Вятской земле промысел изготовления расписной матрешки зародился сравнительно недавно, в начале XX века. Первое упоминание о вятской матрешке было отмечено в 1924 году. Первые матрешки на Вятке значительно отличались от своих «современных родственниц», в прежние времена мастера их расписывали и выжигали: матрешка была декорирована значительно скромнее, как правило, основными деталями росписи матрешки являлась красная юбка, синяя кофта и зеленая косынка. Поскольку первая вятская матрешка не отличалась изобилием образцов, в 30-е годы прошлого века интерес к ней значительно упал. В конце 30-х годов, стал пробуждаться интерес к матрешке. В деревнях Вахрино и Овчарное была создана первая артель кустарей под названием «Прогресс», где все производство было надомным, а труд ручным. Матрешки расписывали масляными красками, она имела характерный румянец на щеках, изображалась в цветном платочке и сарафане на лямочках, а также с букетом полевых цветов в руках.

Впервые за границей вятская матрешка была представлена на выставке в Брюсселе в 1958 году. Спустя примерно десять лет, изменилась технология росписи матрешки. Вятские северные матрешки изготавливаются по сложной технологии с использованием определенного украшения – ржаной соломки, которую обрабатывают особым способом.

Обращение мастериц-художниц к сказочной, литературной и исторической темам расширило творческий потенциал.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.