Палехская лаковая миниатюра. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Палехская лаковая миниатюра.

2017-11-22 1055
Палехская лаковая миниатюра. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Плещутся звезды в мерцающих далях,
Светится снег, хоть в ладони бери.
Сказочный Палех, загадочный Палех
Скачет на тройке в отцветах зари…

Вешнее солнце в шкатулке хранится,
Не увядает старинный секрет.
Кисти взлетают, как крылья Жар-птицы.
Палех рисует России портрет.

Палехская миниатюра - народный промысел, развившийся в посёлке Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии (ныне Палехский район Ивановской области). Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Ряд композиций опирается на традиции классического искусства. Работы обычно выполняются темперными красками на чёрном фоне и расписываются золотом.

Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальниками палехского стиля являются Иван Голиков и Александр Глазунов, в московской мастерской которого Иван Голиков написал первую работу в так называемом палехском стиле. Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени.

5 декабря 1924 года палехские художники объединились в «Артель древней живописи». В 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже.

Союз художников Палеха возник в 1932 году. В 1935 году артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.

 

Книги об искусстве палехской лаковой миниатюры:

Вихрев, Е.Ф. Палех / Ефим Федорович Вихрев. – Ярославль: Верхне - Волжское кн. из-во, 1974. – 232с., с ил.

Книга «Палех» включает в себя цикл очерков, посвященных народному искусству вообще и палехскому в особенности.

Вихрев, Е.Ф. Родники / сост. и примеч. А. Вихрева; вступ. ст. Ю. Мелентьева. – Москва: Советская Россия, 400с. – 16 ил.

Ефима Вихрева называли «певцом Палеха». В книгу включены не только очерки об искусстве палехских «богомазов», но и рассказы о златоустовских виртуозах-граверах по стали, о кудесниках-мастерах хохломской росписи, о безвестных талантах-самородках с их неповторимо своеобразным художестническим видением мира.

Изделия мастеров Палеха: комплект цветных открыток / фото И. Стин, А. Фирсова; авт. Текста Э. Журавская. – Москва: Планета, 1978. – 12 откр. в папке.

Комплект открыток знакомит с искусством Палеха. Старинные охотничьи потехи и былинные сражения, сельские сцены и песенные мотивы, литературные сюжеты и романтика труда – все нашло отражение в творчестве самобытных художников.

Палех: фотоальбом. / сост. С.П. Голубя. – Москва: Планета, 1980. - С. 112-133.

В статье рассказывается об истории возникновении села Палех, о живописи художников-палешан.

Палех. Искусство древней традиции: альбом / авт.- сост. М.А. Некрасова. – Москва: Советский художник, 1990. – 88с., с ил.

В фото-альбоме представлены иллюстрации предметов декоративно-прикладного искусства поселка Палех.

Палех – село художников. / авт.- сост. П. Косолапов; фот. Е. Кассин, В. Янков. - Москва: Прогресс, 1977. – 68 с., ил.

В книге рассказывается о художниках поселка Палех, сохранивших традиции своего высокого мастерства, об экспозиции местного палехского музея, в которой представлены разнообразные предметы декоративно-прикладного искусства.

Сказочный мир Пушкина. Из собрания Государственного музея палехского искусства: Альбом репродукций /сост. Н.П. Кузенина, А.В. Бокарева, Е.С. Милютина; ред. Н.Ф. Яснопольский, Т.В. Луговская, худ. В.М. Тимофеев. – Иваново: Полинформ, 1996. – 127 с., ил.

В настоящем альбоме предложены работы палехских миниатюристов на самые любимые палешанами темы – темы творчества А.С. Пушкина – пяти его сказок и поэмы «Руслан и Людмила». Большинство работ публикуется впервые.

Солонин, П.Н. Здравствуй Палех! Лирические этюды о мастерах русских лаков из маленького поселка срединной России / П.Н. Солонин. – Ярославль, Верхн.-Волж. кн. изд., 1979. – 256с. с ил.

Книга посвящена всемирно известному искусству палехских мастеров лаковой миниатюры, знакомит с зачинателями этого искусства и продолжателями их дела, с событиями, на волне которых бывшие богомазы превратились в признанных кудесников подлинного народного творчества.

Яковлев, К.Ф. Путешествие в Палех / К.Ф. Яковлев; худож. Б.М. Ермолаев. – Ярославль: Верх.- Волж. кн. из-во., 1970. – 82с.

Эта книга позволит каждому заочно увидеть Палех, узнать его прошлое и настоящее, пройти по улицам, богатейшим музеям и мастерским, встретиться с интересными художниками.

Алые кони. И.И. Голиков // Рогов, А.П. Народные мастера: биогр. очерки. А. Мезрина, И. Мазин, В. Ворносков, И. Голиков / А. П. Рогов. – Москва: Молодая гвардия, 1982. - С.171-266. (Жизнь замечательных людей. Сер. биогр., Вып.2 (622).

Книга писателя Анатолия Рогова посвящена жизни и творчеству выдающихся мастеров, родоначальников всемирно известных промыслов, одним из которых был палехский живописец И.И. Голиков.

Дом-музей И.И. Голикова, основателя Артели древней живописи, заслуженного деятеля искусств РСФСР // Ивановская область. По «Золотому кольцу России» / ред. кол. В.А. Ефимов, Т.В. Ефимова. – Иваново: Издательский дом «Референт», 2007. - С. 332.

В статье рассказывается о первом мемориальном музее в городе Палехе, о палехском живописце И.И. Голикове.

Изделия с палехской лаковой живописью // Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. Для ПТУ. / Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Высшая школа, 1990. - С.69-70.

В статье рассказывается об изделиях Палехского искусства, о их декоративных особенностях, и материалах, с помощью которых они создаются.

Палехская миниатюра // Большая Российская энциклопедия. В 35 т. Т.25. П. – Пертурбационная функция / председатель науч.- ред. совета Ю. С. Осипов; отв. ред. С. Л. Кравец. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2014. – С. 150-151.

Статья знакомит читателя с палехским художественным промыслом – живописью темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше; рассказывает об истории данного вида народного прикладного творчества; говорит о современном состоянии палехского искусства.

Палехская миниатюра // Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. В 2 т. Кн. 2. М-Я / гл. ред. В.М. Полевой; ред. кол.: В.Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов, В.Д. Синюколов. – Москва: Советская Энциклопедия, 1986. – С. 97.

В статье рассказывается о возникновении палехской миниатюрной живописи, о крупнейших художниках-палешанах.

Охотникова, В. Узоров песня вековая // В. Охотникова / Амоков, В.Б. Народные умельцы / В.Б. Амоков, И.П. Антонов, В.Р. Охотников; худ. Ю. Колесников. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. из-во, 1990. – С.94-133.

Книга повествует о ремеслах, народном искусстве и промыслах, которыми искони славится Ивановский край, Верхневолжье, об умельцах этой земли, сохранивших и передавших потомкам свое удивительное мастерство.

Холуйская миниатюра.

Холуй – село, где с давних пор искусством славны мастера.
Вокруг села такой простор – земля к талантам здесь добра.

Листы картона в разноцветье рождают лаковый шедевр…
Как в звездопад, всё в многоцветье.

А изнутри небесный свет.

 

 

Холуйская миниатюра — народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. д.

Первоначально слободские умельцы (также, как их соседи в Палехе и Мстёре) занимались иконописью, в основном для Троице-Сергиевой лавры, а также изготовляя и недорогие иконы для окрестных жителей. Коренное отличие холуйской миниатюры от других, аналогичных, производств было заложено с самого начала: по совету занимавшегося развитием народных промыслов искусствоведа А. В. Бакушинского, для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а на листах картона, окрашенных в черный цвет и покрытых лаком.

В 1934 году в Холуе была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий. В 1937 году на Всемирной выставке мастерам были вручены бронзовые медали. В послевоенные годы в искусстве холуйских мастеров всё яснее стали проступать своеобразность и индивидуальная манера, зримо отличающиеся от искусства мастеров других мест (таких, как Федоскино, Палех и Мстера). Главным отличием холуйской живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов.

Лаковые изделия из Холуя пользуются спросом в таких странах, как Англия, США, Италия, Испания, Канада.

 

Книги об искусстве холуйской миниатюры:

Искусство холуйской миниатюрной живописи: альбом / авт. сост. Л.К. Розова. – 2-изд. доп. – Л: Художник РСФСР, 1975. – 124с.: ил.

Издание посвящено искусству миниатюрной живописи Холуя, которая является ярким свидетельством многообразия советского изобразительного искусства и плодотворного развития наследия русской художественной культуры.

Искусство Холуя / сос. В.В. Стариков, Л.А. Вдовина; худож. Ю.Ф. Алексеева; фото Ю.А. Кавера. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. из-во, 1980. – 160с., ил.

Книга примечательна еще тем, что о лаковой миниатюре, о творчестве художников, об истории этого центра рассказывают в основном сами мастера, тот, кто сам вершит сказку на шкатулках, ларцах и брошах.

Изделия с холуйской лаковой живописью // Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. для ПТУ / Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Высшая школа, 1990. - С. 71-72.

Статья знакомит со своеобразием Холуйской лаковой живописи, ее значением для культуры России.

Холуй // Ивановская область. По «Золотому кольцу России» / ред. кол. В.А. Ефимов, Т.В. Ефимова. – Иваново: Издательский дом «Референт», 2007. – С. 541-543.

В статье рассказывается об истории поселка Холуй, об иконописной живописи, появившейся здесь в начале XVII века, о людях, чей талант живописцев прославил Холуй не только по всей России, но и за рубежом.

Холуйская миниатюра // Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. В 2 т. Кн. 2. М-Я / гл. ред. В.М. Полевой; ред. кол.: В.Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов, В.Д. Синюколов. – Москва: Советская Энциклопедия, 1986. – С. 364.

В статье рассказывается об истории возникновения холуйской лаковой миниатюры как вида русской народной живописи.

 

Хохломская роспись.

Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи – перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно – медовый
Золотой листвы…


Хохломская роспись -старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке под Нижним Новгородом. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону. Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. В росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома Ковернинского района Нижегородской области была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи.

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски Хохломы.

В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и деревня Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. В Сёмино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью. В Семёнове школу хохломской росписи основал Г. П. Матвеев.

 

Книги об искусстве хохломской росписи:

Жегалова, С.К. Росписи Хохломы: Рассказ / С.К. Кусков. – Москва: Детская литература,1991. – 48 с.: фотоил.

Рассказ об одном из самых ярких проявлений русского народного декоративного творчества – искусстве хохломской росписи. Цикл книг «Народные промыслы».

 

Золотая хохлома // Жегалова, С.К. Русская народная живопись: книга для учащихся ст. классов / С.К. Жегалова. – Москва: Просвещение, 1984. - С. 154-159.

Статья знакомит читателя с искусством народных художников старинного русского села центральной части России - Хохломы; в ней рассказывается о характерных особенностях и чертах хохломской росписи, и о людях, которые создают художественные произведения знаменитые далеко за пределами нашей Родины.

Изделия с хохломской росписью // Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: учеб. для ПТУ / Р.А. Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Высшая школа, 1990. - С.37-42.

Статья познакомит читателя с особенностями хохломской росписи.

Копытов, Е. Волшебные травы Заволжья // Юный художник. – 1991. - №1. - С.17-19.

В статье рассказывается об истории возникновения живописного народного промысла в селе Хохлома.

 

Тайны Хохломы // Клепа.О народных промыслах России. - №88. – с.10-11.

В статье читатель может узнать об особенностях хохломской росписи, о том, какие краски используют хохломские художники.

 

 

Хохломская роспись // Уткин, П.И, Королева Н.С.Народные художественные промыслы.. – Москва: Высшая школа, 1992. – С. 19-21.

Статья знакомит с искусством хохломской росписи.

 

Яхнин, Л. Веселое слово «хохлома». Дерево виноград. Книга о русских ремеслах // Мурзилка. – 2012. - №3. – С.20-22.

В статье юные читатели могут узнать о том, что представляет собой народный промысел - хохломская роспись.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.