Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-11-22 | 241 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Имени М. Тынышпаева
Кафедра «Автомобили, дорожная техника и стандартизация»
Методические указания к выполнению курсовой работе
по дисциплине «Автомобили -1»
(для студентов специальности
В071300 - Транспорт, транспортная техника и технологии)
Алматы
Казахская академия транспорта и коммуникаций
Имени М. Тынышпаева
Кафедра «Автомобили, дорожная техника и стандартизация»
УТВЕРЖДАЮ Проректор по УМР _________ У.С. Куттыбаев «____» ___________ 2016г. |
Методические указания к выполнению курсовой работе
по дисциплине «Автомобили -1»
(для студентов специальности 5В071300 - Транспорт, транспортная техника и технологии)
Алматы
Методические указания к выполнению курсовой работе составлены в соответствии с рабочей учебной программой элективной дисциплины «Автомобили -1» для студентов специальности бакалавриата 5В071300 - Транспорт, транспортная техника и технологии.
Рецензенты: Кайнарбеков А. - д.т.н., профессор КУПС;
Баубеков Е.Е. - д.т.н., профессор КазАТК.
Автор: Тойлыбаев А.Е. - к.т.н., доцент
В методических указаниях приводятся основные теоретические положения и расчетные формулы. Современные методы расчетно-теоретических исследований позволяют на начальной стадии проектирования автомобилей и их агрегатов с большой достоверностью расчетным путем обеспечивать заданные функциональные характеристики.
Методические указания обсуждены и получили положительное решение на кафедре «Автомобили, дорожная техника и стандартизация»
(Протокол № 5 от «19» 01 201 года)
Методические указания рассмотрены и получили положительное заключение на УМБФ «Транспортная техника и строительство»
|
(Протокол №3 от «08» 02 2016 года)
Методические указания рекомендованы к изданию в открытой печати и использованию в учебном процессе на УМС академии
(Протокол № от «» 2016 г.)
© АО «Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева», 2016 г.
© Тойлыбаев А.Е., 2016 г.
Введение
Современные методы расчетно-теоретических исследований позволяют на начальной стадии проектирования автомобилей и их агрегатов с большой достоверностью расчетным путем обеспечивать заданные функциональные характеристики. Такие работы требуют проведения большого объема работ с применением вычислительной техники и специальных программ определяющих нагрузочные режимы работы деталей.
Создание автомобилей должно предусматривать их наибольший экономический эффект и высокие технико-экономические и эксплуатационные показатели.
1 Общие сведения
1.1 Понятие о проектировании и конструировании
Основные требования, предъявляемые к создаваемой автомобилю: высокая производительность, надежность, технологичность, ремонтопригодность, оптимальные габариты и масса, удобство эксплуатации, экономичность, технологическая эстетика и безопасность (активная, пассивная, экологическая). Все эти требования учитывают в процессе проектирования и конструирования. Проектирование - это разработка общей конструкции изделия.
Конструирование - это дальнейшая детальная разработка всех вопросов, решение которых необходимо для воплощения принципиальной схемы в реальную конструкцию.
Проект - это документация, получаемая в результате проектирования и конструирования.
Правила проектирования и оформления конструкторской документации стандартизованы. Соответствующие ГОСТы устанавливают стадии разработки конструкторской документации на изделия всех отраслей промышленности и этапы выполнения работ: техническое задание, техническое предложение (при курсовом проектировании не разрабатывается), эскизный проект, технический проект, рабочая документация.
|
Техническое задание на проект содержит общие сведения о назначении и разработке создаваемой конструкции, предъявляемые к ней эксплуатационные требования, режимы эксплуатации, ее основные характеристики. Эскизный проект разрабатывается обычно в нескольких (или одном) вариантах и сопровождается обстоятельным расчетным анализом, в результате которого отбирается вариант для последующей разработки.
Технический проект охватывает подробную конструктивную разработку всех элементов оптимального эскизного варианта с внесением необходимых поправок и изменений, реконструированных при утверждении эскизного проекта.
Рабочая документация - заключительная стадия конструирования, включает создание конструкторской документации, необходимой для изготовления всех ненормализованных деталей (чертежей деталей, сборочных чертежей, спецификаций).
В условиях учебного заведения стадии проектирования упрощаются, это будет указано руководителем проектирования (преподавателем).
1.2 Цель и задачи КР
Студенты машиностроительных специальностей ВУЗов за период обучения выполняют, как правило, несколько проектов: общеинженерный по деталям машин, проекты по специальности и квалификационный (дипломный проект). К моменту выполнения дипломного проекта студенты должны обладать достаточными навыками проектирования и конструирования и прочными знаниями по специальности.
Цель КР:
-систематизировать, закрепить и расширить знания, а также развить расчетно-графические навыки;
-ознакомить обучающихся с конструкциями типовых деталей и узлов и привить навыки самостоятельного решения инженерно-технических задач, умения рассчитывать и конструировать механизмы и детали общего назначения на основе полученных знаний по всем предшествующим общеобразовательным и общетехническим дисциплинам;
-помочь овладеть технической разработкой конструкторских документов на различных стадиях проектирования и конструирования;
-научить защищать самостоятельно принятое техническое решение.
2 Основные параметры трансмиссии
2.1 Исходные данные для расчетов
При проектировании автомобиля рассчитывают следующие основные параметры трансмиссии: передаточное число главной передачи uo; передаточные числа основной коробки передач uК; передаточные числа дополнительной (раздаточной) коробки передач uрк.
|
Исходные данные для расчета задаетcя в техническом задании на проектируемую транспортную машину, которое является первичным документом.
В техническом задании (задании на курсовой проект) задаются следующие параметры проектируемой автомобиля: тип автомобиля; тип двигателя; грузоподъемность(пассажировместимость); колесная база; максимальная скорость движения; максимальный коэффициент сопротивления дороги (коэффициент сопротивления дороги для движения на первой передаче); коэффициент сопротивления дороги при движении автомобиля с максимальной скоростью; узел (агрегат или система) для конструкторской разработки.
Задание на курсовой работе выбирают по двум последним цифрам номера зачетной книжки. По предпоследней цифре выбирают параметры, представленные в таблице 3.1.1, а по последней цифре выбирают параметры из таблицы 3.1.2.
Кроме данных представленных в таблицах 3.1.1 и 3.1.2, необходимо выбрать колесную базу проектируемого автомобиля. Колесную базу проектируемого автомобиля выбирают по автомобилю-прототипу (существующая модель автомобиля соответствующая проектируемому по грузоподъемности (грузовые); или по классу (легковые и автобусы)).
Задание на курсовой работе при необходимости может быть изменено руководителем как частично, так и полностью.
Таблица 3.1.1
Предпоследняя цифра зачетной книжки | Тип автомобиля | Грузоподъемность, mг кг; количество мест для пассажиров (для проезда сидя Z, для проезда стоя n) | Коэффициент грузоподъемности, Кг; Коэффициент использования массы, Km. | Максимальная скорость автомобиля, V max, м/с | Колесная база L, м. |
Легковой среднего класса | Z = 4 | Km = 250 | 2,2 | ||
Автобус особо малого класса | Z = 11 | Km = 160 | 2,6 | ||
Грузовой | mг = 2500кг | Кг = 1,15 | 3,7 | ||
Легковой большого класса | Z = 7 | Кm = 250 | 3,2 | ||
Автобус городской среднего класса | Z = 34 n = 32 | Km = 110 | 4,2 | ||
Грузовой | mг = 1000кг | Кг = 1,5 | 2,4 | ||
Легковой среднего класса | Z = 1 | Кг = 950 | 2.1 | ||
Автобус междугородный большого класса | Z = 40 | Km = 200 | 5,5 | ||
Грузовой | mг = 5000кг | Кг = 0,6 | 3,8 | ||
грузовой | mг = 8000кг | Кг = 0,75 | 3,9 |
|
Примечание: Если на проектирование задан грузовой автомобиль, то из таблицы 3.1.1 выбирают грузоподъемность (mг) и коэффициент грузоподъемности (Кг). Если на проектирование задан легковой автомобиль или автобус, то из таблицы 4.1.1 выбирают количество мест для пассажиров и коэффициент использование массы (Z и Km).
Таблица 3.1.2
Последняя цифра зачетной книжки | Тип двигателя | Коэффициент сопротивления дороги | Узел для конструкторской разработки | |
Максимальный, Ψmax | При максимальной скорости Ψv | |||
Бензиновый | 0,33 | 0,016 | Сцепление | |
Дизельный | 0,34 | 0,017 | Коробка передач | |
Бензиновый | 0,35 | 0,018 | Карданная передача | |
Дизельный | 0,36 | 0,019 | Главная передача | |
Бензиновый | 0,48 | 0,020 | Дифференциал | |
Дизельный | 0,38 | 0,021 | Полуоси | |
Бензиновый | 0,39 | 0,022 | Балка ведущего моста | |
Дизельный | 0,40 | 0,016 | Подвеска | |
Бензиновый | 0,41 | 0,017 | Рулевое управление | |
Дизельный | 0,46 | 0,018 | Тормозное управление |
3.2. Определение полного веса автомобиля и распределение его по мостам
Полный вес транспортной машины (автомобиля), в зависимости от его типа, определяется по одной из ниже приведенных формул.
Грузового
G а = (mo + m +mч(z +1) +mб(z +1)) g, (3.2.1)
Городского автобуса
G а = (mo + mч(z + n+1) +mб(z + n+1)) g, (3.2.2)
Междугородного автобуса
G а = (mo + mч(z +2) +mб(z+2)) g, (3.2.3)
Легкового
G а = (mo + mч(z +1) + mб(z+1)) g, (3.2.4)
где mo – масса снаряженного автомобиля, кг;
m - масса груза (грузоподъемность), кг(по заданию);
mч – масса человека (mч = 75 кг);
mб – масса багажа, кг;
z – число пассажирских мест для проезда сидя(по заданию);
n – число пассажирских мест для проезда стоя(по заданию);
g – ускорение свободного падения, м/с2.
Массу снаряженного автомобиля можно определить следующим образом:
-для грузовых автомобилей
m0 = Kг∙ m ,
- для легковых автомобилей и автобусов
m0 = Km ∙ z,
где m0 – масса снаряженного автомобиля, кг;
Kг – коэффициент использования грузоподъемности;
Km – коэффициент использования массы;
m - масса груза (грузоподъемность), кг;
z – число пассажирских мест для проезда сидя(по заданию).
Ниже приведены примерные значения коэффициентов Kг и Km
Легковые автомобили
Класс автомобиля Значения Km
|
особо малого класса.....................210…215
малого класса ……........................190…200
средний класс.......................... 280…290
большой класс......................... 300…310
Автобусы
Класс автобуса Значения Km
особо малого класса..................... 159…160
малого класса...........................180…190
средний класс...........................200…210
большой класс.......................... 220…230
Грузовые автомобили
Грузоподъемность, кг Значения Kг
до 1000................................. 3,3…3,0
от 1000 до 2000...........................1,2…0,8
от 2000 до 10 000.........................0,8…0,7
свыше 10 000.............................0,75
Автомобили-самосвалы
Грузоподъемность, кг Значения Kг
от 2000 до 3000.......................... 1,2…1,4
от 3000 до 5000.......................... 0,9…1,1
от5000 до 10 000......................... 0,8…0,85
Массу багажа для грузовых автомобилей и автобусов городского типа принимают равной 5 кг, для автобусов междугородных 15кг и для легковых автомобилей 10 кг на одного человека. Распределение по мостам полного веса автомобиля производят в зависимости от схемы его компоновки, которую выбирают на основе анализа существующих конструкций автомобиля. Выбрав определенную компоновочную схему автомобиля, распределяют вес на передние G1 и задние G2 колеса (тележку).Переднеприводная схема компоновки легковых автомобилей имеет широкое применение по двум основным причинам: обеспечение недостаточной поворачиваемости, что улучшает устойчивость автомобиля, улучшение условий компоновки салона (отсутствует тоннель для карданной передачи). Заднеприводная (классическая) схема компоновки легковых автомобилей обладает рядом недостатков: некоторое увеличение длины и массы автомобиля, ухудшается компоновка автомобиля. Заднемоторная схема компоновки легковых автомобилей, имевшая широкое применение в прошлом не перспективна по двум причинам: не достаточной устойчивости автомобиля и малого объема багажника, который размещается впереди, так как большой объем занимают ниши управляемых колес и элементы рулевого управления. При выборе схемы компоновки грузовых автомобилей необходимо учитывать следующее: безкапотная компоновка дает возможность получить минимальную колесную базу и длину автомобиля, увеличить нагрузку на передние колеса, что важно для полноприводного автомобиля, хорошую обзорность. Для автомобилей с колесной формулой 4×2 и 6×4 предпочтительна капотная компоновка, так как при этом 70% полного веса автомобиля приходится на задние колеса, что улучшает проходимость автомобиля.По числу осей грузовые автомобили могут быть двухосные, трехосные, четырехосные и многоосные. Трехосные применяются для увеличения несущей способности автомобиля или для повышения проходимости. При выборе компоновочных схем автобусов необходимо учитывать назначение (городской, междугородный) и условия эксплуатации. Наибольшее распространение имеет схема компоновки с задним расположением двигателя. Для больших и средних городских и междугородных автобусов она наиболее перспективна.
В таблице 4.2.1 представлено распределение полного веса, приходящегося на передний мост, транспортных машин различных компоновочных схем.
Таблица 3.2.1 – Распределение полного веса автомобиля
Тип автомобиля | Компоновочная схема автомобиля | Полный вес автомобиля, приходящийся на передний мост Ga1 , Н |
Легковые автомобили | Классическая (двигатель впереди, ведущие колеса задние) | Ga1 ≈ 0,48Ga |
Преднеприводная (двигатель впереди, ведущие колеса передние) | Ga1 ≈ 0,55Ga | |
Заднемоторная (двигатель сзади, ведущие колеса задние) | Ga1 ≈ 0,4Ga |
Продолжение таблицы 3.2.1
Автобусы | Двигатель впереди, внекузова | Ga1 ≈ (0,27…0,29)Ga |
Двигатель впереди | Ga1 ≈ 0,4Ga | |
Двигатель под полом в пределах колесной базы | Ga1 ≈ 0,45Ga | |
Двигатель сзади | Ga1 ≈ 0,35Ga | |
Грузовые автомобили | Капотная (двигатель над передним мостом, кабина за двигателем или частично надвинута на двигатель) | Ga1 ≈ 0,3Ga |
Безкапотная (двигатель над передним мостом, кабина над двигателем или двигатель сзади переднего моста, кабина максимально сдвинута вперед) | Ga1 ≈ 0,35Ga |
Вес автомобиля, приходящийся на задний мост (тележку), определяют как разность между полным весом и весом, приходящимся на передний мост, т.е. Gа2 = Gа − Gа1.
3.3. Определение нагрузки на колеса автомобиля и выбор шин
Шины автомобиля выбирают по стандартам исходя из расчета максимальной нагрузки на колесо. Основным размером, используемым при расчетах тягово-скоростных качеств, является радиус колеса, катящего без скольжения rк.
Радиус колеса, катящегося без скольжения, примерно равен радиусу колеса, движущегося в ведомом режиме, т.е. колеса равномерно катящегося под действием толкающей силы. Последний занимает промежуточное положение между свободным радиусом rс и радиусом статическим rст.
Значение этих двух радиусов приводятся в справочных материалах по сортаментам шин. Для упрощения расчетов считают, что rк ≈ rс ≈ rст = r.
Для того чтобы выбрать шину по справочным материалам необходимо определить нагрузку на передние и задние колеса автомобиля по следующей формуле
mкn = Gan /(g nк), (3.3.1)
где mкn – полная масса автомобиля, приходящаяся на колесо определенного моста, кг;
Gan – полный вес автомобиля, приходящийся на определенный (передний Gк1 или задний Gк2 (тележку)) мост, Н;
n – номер моста (передний n =1, задний n =2);
g – ускорение свободного падения, м/с2;
nк – количество колес на мосту автомобиля.
Определив, таким образом, нагрузку на колеса переднего и заднего мостов и выбрав из них максимальную, по справочным материалам подбирают соответствующий радиус колеса, рисунок протектора, максимально допустимое ρШ мах и минимально допустимое ρШ min давление воздуха в шинах, МПа. Выбрать шины (статический радиус, рисунок протектора и давление воздуха в шине) можно из приложения справочника [8].
3.4. Выбор двигателя
Выбор двигателя заключается в определении мощности необходимой для движения полностью груженой автомобиля с максимальной скоростью в заданных дорожных условиях и максимальной мощности, а также в расчете параметров внешней скоростной характеристики.
Мощность, необходимая для движения полностью груженого автомобиля с максимальной скоростью в заданных дорожных условиях, определяется по формуле
, (3.4.1)
где Nv – мощность необходимая для движения полностью груженого автомобиля с максимальной скоростью в заданных дорожных условиях, кВт;
Gа – полный вес автомобиля, Н;
Ψv – коэффициент сопротивления дороги при движении автомобиля с максимальной скоростью(по заданию);
kв – коэффициент сопротивления воздуха, ;
Fw –лобовая площадь автомобиля (миделево сечение), м2;
Vmax – максимальная скорость движения, м/с(по заданию);
ηтр – КПД трансмиссии.
Сила сопротивления воздуха оказывает существенное влияние на тяговоскоростные качества автомобиля при высоких скоростях движения. Она зависит от лобовой площади Fw и формы кузова транспортной машины, оцениваемого коэффициентом сопротивления воздуха kв. При отсутствии технической документации лобовую площадь можно определить по формуле
Fw = В0∙Н0, (3.4.2)
где α – коэффициент заполнения площади (для легковых автомобилей α = 0,78…0,8; для грузовых автомобилей и автобусов α = 0,79…0,9). Большие значения α относятся к более тяжелым автомобилям;
В0 и Н0 – соответственно габаритные ширина и высота автомобиля, м.
Ниже приведены произведения В0 ∙ Н 0 (м2) современных автомобилей различных типов.
Легковые автомобили:
- особо малого класса 1,4…….1,9
- малого класса 1,6…….2,1
- среднего класса 1,9…….2,3
- большого класса 2,2……21,6
Автобусы 3,0……..7,5
Грузовые автомобили грузоподъемностью, т:
- 0,5…2,0 4,2….5,7
- 2,1….5,0 5,2….7,5
- 5,1…..15,0 6,9….9,0
свыше 15 9,0….15
Значения коэффициента сопротивления воздуха kв () для автомобилей различных типов приведены ниже.
- гоночные автомобили 0,13……..0,15
- легковые автомобили 0,16……..0,35
- автобусы 0,24…….0,4
- грузовые автомобили 0,5 ……..0,7
Примерные значения к.п.д. трансмиссии:
- легковые автомобили hтр = 0,92;
- грузовые двухосные с одинарной главной передачей.. hтр = 0,9;
- грузовые двухосные с двойной главной передачей.... hтр = 0,88;
- грузовые трехосные с двумя ведущими мостами..... hтр = 0,86;
- автобусы двухосные............................. hтр = 0,9;
- автобусы трехосные с двумя ведущими мостами..... hтр = 0,86;
- полноприводные легковые автомобили............. hтр = 0,86;
- полноприводные грузовые автомобили и автобусы... hтр = 0,82.
Часть мощности двигателя затрачивается на привод приборов и механизмов, а также неизбежны потери мощности следствие установки системы впуска и выпуска и несоответствия условий работы двигателя на автомобиле стендовым условиям. Перечисленные потери учитываются введением в расчет коэффициента kс. Коэффициент kс зависит от типа двигателя и типа автотранспортного средства. В настоящем проекте при расчетах указанные виды потерь мощности двигателя не учитывают.
Максимальная мощность двигателя определяется по формуле
, (3.4.3)
где Nma x – максимальная мощность двигателя, кВт;
а,b и с – коэффициенты, зависящие от типа двигателя;
ne – значения частоты вращения коленчатого вала, об/мин;
nN - частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности (для бензиновых двигателей легковых автомобилей nN = 4500 – 6000; для бензиновых двигателей грузовых автомобилей и автобусов nN = 3200 –4000; для дизельных двигателей легковых автомобилей nN = 3600 –4500; для дизельных двигателей грузовых автомобилей и автобусов nN = 2100 –2800) об/мин.
Значения коэффициентов а,b и с можно определить по следующим формулам
, (3.4.4)
, (3.4.5)
, (3.4.6)
где КM – коэффициент приспосабливаемости двигателя по крутящему моменту коленчатого вала;
Кn – коэффициент приспосабливаемости двигателя по частоте вращения коленчатого вала.
Для бензиновых двигателей КM = 1,1…1,35, Кn = 1,5…2,5; для дизельных двигателей КM = 1,1…1,15, К n = 1,45…2,1.
При определении максимальной мощности двигателя по формуле (3.4.3) принимают следующие отношения ne/nN:
-для бензиновых двигателей без ограничителя частоты вращения коленчатого вала (легковые автомобили и автомобили, сконструированные на их базе) ne/nN = 1,2;
-для бензиновых двигателей с ограничителем частоты вращения коленчатого вала ne/nN = 1,0;
-для дизельных двигателей ne/nN = 1,0;
Решение о том, применять ли ограничитель частоты вращения коленчатого вала бензинового двигателя легкового автомобиля или нет, принимается самостоятельно, если это не оговорено в задании на курсовой проект.
Наиболее полные сведения о параметрах двигателя дает внешняя скоростная характеристика, представляющая собой зависимость эффективных мощности Ne и момента Me от частоты вращения коленчатого вала ne при установившемся режиме работы и максимальной подаче топлива. Важнейшими параметрами внешней скоростной характеристики являются максимальная эффективная мощность Nmax; максимальный крутящий момент Мmax; крутящий момент при максимальной мощности МN; максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя nmax; частоты вращения коленчатого вала при максимальной мощности nN и при максимальном моменте nM, коэффициенты приспосабливаемости двигателя по крутящему моменту коленчатого вала kM и частоте вращения коленчатого вала kоб.
Эффективная мощность двигателя определяется по формуле
. (3.4.7)
При определении значений эффективной мощности по формуле (3.4.7) отношения nе / nN принимают равными:
- для бензиновых двигателей без ограничителя числа оборотов (легковые автомобили и автомобили, сконструированные на их базе) – от 0,2 до 1,2 с шагом 0,2;
- для бензиновых двигателей с ограничителем числа оборотов (грузовые автомобили и автобусы) и дизельных двигателей – от 0,2 до 1,0 с шагом 0,2.
Соответствующее значение эффективного момента определяют по формуле
Ме = 9550 . (3.4.8)
Значения Ме определяют для каждого значения Ne и соответствующего ему значения nе.
nе = 0,2∙ nN; 0,4∙ nN и т.д. до 1,2∙ nN или до 1,0∙ nN в зависимости от типа двигателя соответственно определению значений эффективной мощности по формуле (3.4.7).
Определив по формулам (3.4.7) и (3.4.8) значения Nе и Mе, и значения nе , их вносят в таблицу 3.4.1.
Таблица 3.4.1 – Параметры скоростной характеристики двигателя
ne/nN | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,8 | 1,0 | 1,2 | |
nе | об/мин | ||||||
Ne | кВт | ||||||
Ме | Н∙м |
По данным таблицы 3.4.1 строят график скоростной характеристики двигателя (рис. 3.4.1).
Рис. 3.4.1 Скоростная характеристика двигателя
4.5 Расчет основных параметров агрегатов трансмиссии, подвески и механизмов, обеспечивающих безопасность движения
4.5.1 Сцепление
Основными параметрами фрикционных сцеплений являются: наружный D и внутренний d диаметры фрикционных накладок ведомых дисков; коэффициент запаса сцепления β; нажимное усилие пружин РН; расчетный коэффициент трения сцепления μ; число нажимных пружин; давление на фрикционные накладки q и число ведущих дисков.
Указанные параметры должны соответствовать требованиям ГОСТа на основные параметры сухих фрикционных сцеплений.
Наружный и внутренний диаметры фрикционных накладок зависят от величины максимального крутящего момента коленчатого вала двигателя Мmax и определяются по следующим формулам
, м (3.5.1)
Если величина максимального крутящего момента коленчатого вала двигателя превышает 600 Н∙м, то рекомендуется применять двухдисковое сцепление. В этом случае в формулу (4.5.1) подставляют значение 0,5 Мmax.
d = 0.6D, м (3.5.2)
Диаметры фрикционных накладок ведомых дисков определенных по формулам (4.5.1) и (4.5.2) уточняют, пользуясь стандартными их значениями (см. табл. 4.5.1.)
Таблица 3.5.1 – Размеры фрикционных накладок
Диаметры, мм. | Толщина накладки δ, мм | |
D | d | |
100, 120, 125 | 2,5; 3,0; 3,5; 4,0; 4,5. | |
120, 130, 140 | ||
140, 150, 160 | ||
160,180 | ||
155, 180 | ||
165, 170, 200 | 3,5; 4,0; 4,5; 6. | |
185, 200, 220, 230 | ||
185, 195, 210 | 4,0; 4,5; 4,7; 5,0; 6,0 | |
195, 200, 210 | ||
200, 220, 230 | ||
220, 240,280 | ||
220, 240,280 | 4,0; 4,5; 5,0; 6,0 |
Коэффициент запаса сцепления β – это отношение статического момента трения Мс к максимальному крутящему моменту двигателя.
. (3.5.3)
Значение коэффициента β выбирают с учетом неизбежного изменения (уменьшения) коэффициента трения накладок в процессе эксплуатации, усадки нажимных пружин, числа ведомых дисков. Уменьшение β составляет вследствие усадки пружин 8…10%; вследствие износа накладок 15%. Суммарное уменьшение составляет 23…25%. Ниже приведены средние значения коэффициента запаса сцепления β для автомобилей различных типов.
Легковые автомобили............................. 1,2……1,75
Грузовые автомобили............................. 1,5……2,2
Автомобили повышенной и высокой проходимости....1,8……2,2
Нажимное усилие пружин
, (3.5.4)
где Рн – нажимное усилие пружин, Н;
Мmax – максимальный крутящий момент двигателя, Н∙м;
Rср – средний радиус фрикционных накладок ведомого диска, м;
μ – коэффициент трения (μ 0,35);
z – число пар поверхностей трения.
Rср=(D + d)/4.
Давление на фрикционные накладки
, (3.5.5)
где q – давление на фрикционные накладки, Па;
Sн – площадь рабочей поверхности одной фрикционной накладки, м2.
Давление на фрикционные накладки должно находиться в следующих пределах q = 0,14…0,3 МПа. Для большегрузных транспортных м ашин рекомендуется q 0,2 МПа.
Пример выполнения титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
к курсовой работе
по дисциплине «Автомобили - 1»
Выполнил студент группы_______________
____________________________________________________
(Ф.И.О., подпись)
Шифр________________________________
(номер зачетной книжки)
Руководитель КР:
_____________________________________
(Ф.И.О., подпись)
Алматы 2016
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Пример оформления задания на КР
ЗАДАНИЕ
на КР
студенту группы_______________ _____________________________
(Ф.И.О.)
В курсовом проекте должны быть выполнены следующие разделы:
1Определение полного веса автомобиля
2 Определение нагрузки на колеса автомобиля и выбор шин
3 Выбор двигателя
4 Расчет основных параметров агрегатов трансмиссии, подвески и механизмов, обеспечивающих безопасность движения
5 Динамический паспорт автомобиля
6 Ускорение при разгоне автомобиля
8 Устойчивость автомобиля
9 Тормозная динамичность автомобиля
10 Конструкторская разработка узла (агрегата, системы) автомобиля
Исходные данные
Тип автомобиля____________________________________________________
Тип двигателя _____________________________________________________
Грузоподъемность, mг ____________________________________________(кг)
Количество мест для пассажиров:
для проезда стоя, n ___________________
для проезда сидя, z ___________________
Максимальная скорость движения, Vmax ____________________ ________(м/с) Максимальный коэффициент сопротивления дороги, ψmax_________ ________
Коэффициент сопротивления дороги при максимальной скорости движения автомобиля ψv _____________________________________________________
Колесная база автомобиля L,__________ ____________________________(м)
Узел (агрегат, система) автомобиля для конструкторской разработки_________________________________________________________
Деталь узла (агрегата, системы) для расчета_____________________________
__________________________________________________________________
Дата выдачи задания __________________________________________
Дата выполнения курсового проекта ______________________________
Руководитель курсового проектирования_________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Пример выполнения листа графической части
«Общий вид автомобиля, схема трансмиссии»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Пример выполнения листа графической части
«Эксплуатационные свойства автомобиля»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… 1. Принятые обозначения …………………………………………………. 2. Общие сведения …………………………………………………………. 3. Выполнение курсовой работе …………………………………………… Список использованной литературы…………………………………… Приложение………………………………………………………………. |
Имени М. Тынышпаева
Кафедра «Автомобили, дорожная техника и стандартизация»
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!