Ответ: сравнение не имеет решений. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Ответ: сравнение не имеет решений.

2017-11-21 673
Ответ: сравнение не имеет решений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3. Решить сравнение: 6х º 4 (mod 8).

Решение.

Так как здесь (6; 8) = d = 2 и 4 2, то сравнение имеет d = 2 классов решений по модулю 8 или 1 класс решений по модулю т: d = 8: 2, т.е. по модулю 4.

1) Разделим обе части сравнения и модуль на число 2, получим: 3х º 2 (mod 4). Здесь (3; 4) = 1, поэтому сравнение имеет один класс решений по модулю 4:

3х º 2 + 4 (mod 4) Þ 3х º 6(mod 4). Так как (3; 4) = 1, то обе части сравнения разделим на 3. Тогда х º 2 (mod 4) – получили 1 класс решений по модулю 4. Запишем этот класс так: x = 2 + 4q, qÎZ. Дадим параметру q два значения (так как d = 2): q = 0 и q = 1. При q = 0 x1 º 2(mod 8); при q = 1 x2 º 6(mod 8) – получили два класса решений по начальному модулю 8.

Ответ: х º2(mod4) или x º 2; 6 (mod 8).

4. Решить в целых числах неопределённое уравнение 5х – 9у = 7.

Решение.

1) 5х – 7 = 9у Þ (5х – 7) 9 Þ 5х º 7(mod 9) Þ 5х º 7 + 2×9 º 25 (mod 9) Þ

Þ х º 5(mod 9), откуда х = 5 + 9q, qÎZ.

2) Подставим это выражение для х в данное уравнение:

Þ Þ (q Î Z) –бесконечное множество решений.

Ответ: (5; 2), (14; 7), (23; 17) и так далее.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Определите, имеет ли решение данное сравнение; если решение есть, то установите, сколько классов вычетов (сколько решений) имеет данное сравнение.

173. 3 х º 5 (mod 8). 174. 9 х º 3 (mod 16). 175. 9 х º 15 (mod 27).

176. 15 х º 24 (mod 21). 177. 15 х º 24 (mod 25). 178. 15 х º 10 (mod 25). 179. 25 х º 15 (mod 50). 180. 50 х º 20 (mod 10). 181. 63 х º 42 (mod 210).

182. 100 х º 25 (mod 200). 183. 10 х º 2 (mod 24). 184. 36 х º 24 (mod 25).

Решите сравнения способом перебора соответствующих классов вычетов.

185. 2 х º 1 (mod 3). 186. 3 х º 5 (mod 4). 187. 3 х º 2 (mod 6). 188. 2 х º 3(mod7).

189. 4 х º 2 (mod 6). 190. 4 х º 1 (mod 5). 191. 3 х º 0 (mod 9). 192. 6 х º9(mod10).

Решите сравнения, используя теоремы равносильности сравнений.

193. 5 х º 8 (mod 12). 194. 7 х º – 3 (mod 17). 195. 8 х º 13 (mod 9). 196. 37 х 2 + 9 х – 1 º 0 (mod 37). 197. 54 х º 3 (mod 37). 198. 27 х º – 21(mod29).

199. 58 х 3 –29 х 2+21 х º – 5(mod29).200. 35 х º 4 (mod 39). 201.32 х 4+23 х º–41(mod32)

Установите, имеет ли решение данное сравнение, и если имеет, то найдите это решение.

202. 2 х º 5 (mod 3). 203. 3 х º 4 (mod 5). 204. 5 х º 2 (mod 8).

205. 7 х º 1 (mod 12). 206. 4 х º – 2 (mod15). 207. 4 х º 3 (mod 8).

208. 5 х º 8 (mod 7). 209. 17 х º 11 (mod 7). 210. 11 х º 2 (mod 12).

211. 18 х º 9 (mod 8). 212. 18 х º 12 (mod 6). 213. 18 х º 10 (mod 4).

214. 6 х º 9 (mod 3). 215. 6 х º 9 (mod 12). 216. 6 х º 3 (mod 9).

217. 8 х º 20 (mod 12). 218. 12 х º 15 (mod 21). 219. 45 х º 31 (mod 100).

220. 7 х º 2 (mod 13). 221. 17 х º 50 (mod 9). 222.140 х +36º8–3 х (mod15)

223. 72 х º 2 (mod 10). 224. 29 х º 1 (mod 17). 225. 7 х º 15 (mod 9).

226. 12 х º 24 (mod 16). 227. 8 х º 27 (mod 12). 228. 10 х º 15 (mod 35).

229. 17 х º 47 (mod 78). 230. 19 х º 15 (mod 70). 231. 15 х º 13 (mod 64). 232. 94 х º 8 (mod 58). 233. 43 х º 51 (mod 12). 234. 16 х º 8 (mod 20).

Решите неопределённые уравнения первой степени с двумя неизвестными на множестве целых чисел Z с помощью перехода к соответствующим сравнениям:

235. 4 x – 3 y = 2. 236. 17 x + 13 y = 1. 237. 2 x – 4 y = 7. 238. 5 x + 4 y = 3. 239. 6 x – 25 y = 4. 240. 6 x + 9 y = 8. 241. 17 x – 12 y = 27.

242. 15 x – 17 y = – 42. 243. 8 x – 15 y = 18. 244. 13 x – 19 y = 18.

СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ СРАВНЕНИЙ С ОДНОЙ НЕИЗВЕСТНОЙ

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

14. 1. Определение 1.

Системой линейных сравнений с одной неизвестной называется система вида
где аi, bi.,Z, тi Î N. тi >1, (*) ai не тi (i = 1, 2,..., s).  

14. 2. Определение 2.

Решением системы (*) называется класс вычетов, удовлетворяющий каждому сравнению этой системы.

Если система (*) имеет хотя бы один класс решений, то она называется

совместной (и в противном случае – несовместной).

14. 3. Следствие 1.

Если хотя бы одно из сравнений системы (*) не имеет решений, то и вся система (*) не имеет решений (то есть несовместна).

14. 4. Теорема 1.

Рассмотрим систему (**)– частный случай системы (*):
(**) Пусть НОД(т 1; т 2) = (т 1; т 2) = d, НОК (т 1; т 2) = [ т 1; т 2] = m.
Тогда: 1) если (b 2b 1) не d, то система (**) не имеет решений; 2) если (b 2b 1) d, то система (**) имеет 1 класс решений по модулю [ т 1; т 2] = m.

14. 5. Следствие 2.

Если (т 1; т 2) = d = 1, – то т = т 1 × т 2 и система (**) совместна и имеет один класс решений по модулю т = т 1 × т 2.

Заметим, что теорема 1 может быть обобщена на случай, когда система (**) содер- жит произвольное (конечное) число сравнений вида x º bj (mod m j).

В частности, если т 1, т 2, …, т s – взаимно простые числа, то система (**) всегда совместна и имеет 1 класс решений по модулю т 1 × т 2 × … × т s.

14. 6. Вернёмся к рассмотрению системы сравнений (*) вида ai x º bj ( mod m j ).

1) Обозначим (ai ; mi) = di (i = 1,..., s). Если хотя бы при одном значении i bi не di,то i -е сравнение системы не имеет решений, а, значит, и вся система (*) несовместна.

2) Если же bi di для всех i, то каждое сравнение системы (*) можно решить относительно x и заменить систему (*) равносильной системой (***):

(***)   Эта система либо несовместна, либо имеет 1 класс решений по модулю [ m 1: d 1,..., m s: d s].

14. 7. Линейные сравнения по составному модулю вида ax º b ( mod p 1 × р 2 ).

Так как (ахb) (р 1 × р 2), то Þ

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ

1. Имеют ли решения системы: 1) 2) ?

Решение.

1) Здесь (т 1; т 2) = (9;6)= d =3, b 2b 1= 8–5=3.Так как 3 3, то система совместна.

2) Здесь (т 1; т 2) = (9;6)= d =3, b 2b 1= 3–1=2.Так как 2 не 3, то система несовместна.

2. Решить систему:

Решение.

1) Выразим х из первого сравнения и подставим во второе:

Þ Þ Þ Þ

Þ

2) Подставим t в 1-е сравнение: x = 3 + 15(1+ 8 q) Þ x = 18+120 q или х º 18(mod120).

3. Решить систему: (Здесь т = [7; 9; 15] = 7 ×9 ×5 = 315).

Решение.

1) Из (1) x = 2 + 7 t, подставим в (2):

Þ Þ Þ Þ Þ Þ

2) Подставим х из (4) в (3):

Þ Þ Þ

Þ Þ Þ х = 23 + 63 (1 + 5 q) Þ x = 86 + 315 q.

Ответ: х º 86 (mod 315).

4. Решить систему: (Здесь т = [11; 35; 5] = 11×35 = 385).

Решение.

Упростим данные сравнения и решим каждое из них (это возможно – проверьте!).

Þ Þ Þ Þ

Þ Þ Þ Þ Þ

Þ Þ Þ Þ Þ

Þ Þ Þ х = – 9 + 77 (– 1 + 5 q) Þ х = – 86 + 385 q.

Ответ: х º – 86 (mod 385).

5. Решить линейное сравнение по составному модулю: 5 х º 8 (mod 21).

Решение.

Так как здесь модуль 21 = 7×3, то сравнение равносильно системе Þ

Þ Þ Þ откуда х = 3 + 7(1 + 3 q) Þ

Þ х = 10 + 21 q, или х º 10 (mod 21).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Установите, совместна ли данная система сравнений; если она совместна, то определите, по какому модулю должны быть получены решения системы, а затем найдите эти решения.

Решите системы сравнений:

257. 258. 259. 260.

 

Глава 5. КОНЕЧНЫЕ ЦЕПНЫЕ ДРОБИ

§ 16. ПОНЯТИЕ КОНЕЧНОЙ ЦЕПНОЙ ДРОБИ

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

16. 1. Определение 1.

Конечной цепной дробью называется число Ап вида
Ап = , где а 0Î Z, аi Î N (i = 1, 2,..., n), аn ¹ 1, n – длина цепной дроби. Обозначение:

Пример конечной цепной дроби: Ап = = [4; 3, 1, 2], где n = 3.

16. 2. Отметим, что: 1) всякая конечная цепная дробь преобразуется в рациональное

число вида .

Например: А 3 = [4; 3, 1, 2] = .

2) обратно: всякое рациональное число вида может быть представлено в виде конечной цепной дроби, причём единственным образом..

16. 3. Алгоритм преобразования несократимой дроби в конечную цепную дробь.

Пример. Дробь = преобразовать в конечную цепную дробь.

Решение.

1) Делим числитель 47 на знаменатель 11, остаток r1 = 3; 2) делим знаменатель 11 на 1-й остаток, r1 = 3; 3) делим 1-й остаток r1 = 3 на 2-й остаток, r2 = 2; 4) делим 2-й остаток r2 = 2 на 3-й остаток, r3 = 1; 5) выписываем частные а 0 = 4, а 1 = 3, а 2 = 1, а 3 = 2. Ответ: дробь = = [4; 3, 1, 2], где n = 3. 47 | 11_ 44 4 = а0 11 | 3 = r1 9 3 = a1 3 | 2 = r2 2 1 = a2 2 | 1 = r3 2 2 = a3 0

16. 4. Рассмотрим конечные цепные дроби:

= А 3 = [4; 3, 1, 2] = = 4 ; А 2 = [4; 3, 1] = 4 ; А 1 = [4;3] = 4 ; А 0 = [4] = 4.

Числа последовательности А 0, А 1, А 2, А 3,… всё ближе подходят к данному числу Ап = а/b. Причём Аi с чётными номерами – слева от Ап, Aj с нечётными номерами – справа от Ап.

В общем случае:

Последовательность А 0, А 2, А 4 ,…возрастает, Последовательность А 1, А 3, А 5 ,… убывает; члены каждой последовательности всё ближе подходят к исходному числу Ап = а/b.
16. 5. Определение 2. Подходящей дробью k -го порядка данной конечной цепной дроби Ап = а/b называется конечная цепная дробь Аk = [ a 0; a 1, a 2, …, a k] (k £ n), полученная из данной цепной дроби Аn = [ a 0; a 1, a 2, …, a k, …, a n] отбрасыванием последних n – k чисел.

Пусть – несократимая дробь. Если = Аn = [ a 0; a 1, a 2, …, a n], то

А 0 = [ a 0] – подходящая дробь 0-го порядка;

А 1 = [ a 0; a 1] – подходящая дробь 1-го порядка;

А 2 = [ a 0; a 1, a 2] – подходящая дробь 2-го порядка;

................................................

А n = [ a 0; a 1, a 2, …, a n] – подходящая дробь п -го порядка.

Обозначение k-й подходящей дроби: , где Pk – числитель k-й подходящей дроби,

Qk – знаменатель k-й подходящей дроби.

 

16. 6. Алгоритм вычисления Pk и Qk.

= [ a 0] Þ P 0 = а 0; Q 0 = 1.

= [ a 0; a 1] Þ P 1 = а 1 × P 0 + 1; Q 1 = а 1.

= [ a 0; a 1, а 2] Þ P 2 = а 2 × P 1 + P 0; Q 2 = а 2 × Q 1 + Q 0.

¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼

= [ a 0; a 1, а 2 , …, ak ] Þ Pk = аk × Pk – 1 + Pk 2; Qk = аk × Qk – 1 + Qk – 2

и так далее.

Пример, демонстрирующий технику нахождения Pk и Qk.

Для данной конечной цепной дроби А 3 = [4; 3, 1, 2] составьте все подходящие дроби.

Решение.

P 0= a 0=4, P 1=4×3+1=13, P 2=1×13+4=17, P 3= 2×17+13=47.

Q 0= 1, Q 1= a 1=3, Q 2=1×3+1= 4, Q 3 = 2×4 + 3 = 11.

Ответ: подходящие дроби А 0 = 4/1, А 1 = 13/3, А 2 = 17/4, А 3 = 47/11 = а / b.

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ

1. Преобразовать конечную цепную дробь А 4 = [4; 1, 1, 3, 12] в число вида .

Решение.

А 4 = [4; 1, 1, 3, 12] = .

2. Преобразовать данную дробь вида в конечную цепную дробь: а) ; б) ; в) .

Решение.

а) 53 | 17_ 51 3 17 | 2 16 8 2 | 1 2 2   б) 26 | 11_ 22 2 11 | 4 8 2 4 | 3 3 1 3 | 1 3 3 0 в) 916 | 171_ 855 5 171 | 61_ 122 2 61 | 49 49 1 49 | 12 48 4 12 | 1_ 12 12

Ответ: а) = [3; 8, 2]; б) = [2; 2, 1, 3]; в) = [5; 2, 1, 4, 12].

3. Для данной конечной цепной дроби составить все подходящие дроби:

а) А 3 = [3; 2, 1, 2]; б) А 4 = [4; 1, 1, 3, 12].

Решение.

а) k 0 1 2 3   б) k 0 1 2 3 4 Ответ: а) А 0 = ; А 1 = ; А 2 = ; А 3 = ; б) А 0 = ; А 1 = ; А 2 = ; А 3 = ; А 4 = .
ak 3 2 1 2 ak 4 1 1 3 12
Pk Qk 3 7 10 27 1 2 3 8 Pk Qk 4 5 9 32 393 1 1 2 7 86
Проверка: Проверка:

.4. Для данной цепной дроби Ап найти числитель Pп – 1 и знаменатель Qп – 1 предпоследней подходящей дроби: а) А 3 = [5; 2, 3, 1]; б) А 4 = [2; 1, 1, 2, 4]. Сделать проверку.

Решение.

а) k 0 1 2 3   б) k 0 1 2 3 4 Проверка:: а) А 2 = 5 + ; б) А 3 = .
ak 5 2 3 1 ak 2 1 1 2 4
Pk Qk 5 11 38 1 2 7 Pk Qk 2 3 5 13 1 1 2 5
Ответ: P 2 = 38, Q 2 = 7; Ответ: P 3 = 13, Q 3 = 5.

5. С помощью подходящих дробей сократите дроби: а) ; б) .

Решение.

Преобразуем данную дробь в цепную дробь и составим п -ю подходящую дробь Ап.

Тогда получившаяся подходящая дробь Ап совпадёт с видом сокращённой заданной дроби.

а) = [0; 1, 6, 1, 2, 2]   б) = [2; 8, 1, 2] Ответ: а) = ; б) = .
ak 0 1 6 1 2 2 ak 2 8 1 2
Pk Qk 0 1 6 7 20 47 1 1 7 8 23 54 Pk Qk 2 17 19 55 1 8 9 26

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

306. Данную конечную цепную дробь преобразуйте в рациональное число вида :

а) А 3 = ; б) А 3 = [2; 2, 1, 5]; в) А 3 = [3; 11, 2, 4]; г) А 4 = [– 2; 1, 2, 1, 2].

307. Данное рациональное число вида преобразуйте в конечную цепную дробь:

а) ; б) ; в) ; г) .

308. Для данной конечной цепной дроби составьте все подходящие дроби:

а) А 3 = [ 4; 2, 1, 3]; б) А 4 = [3; 2, 1, 5, 3]; в) А 6 = [1; 3, 4, 1, 2, 1, 3];

г) А 3 = [0; 3, 3, 2]; д) А 3 = [– 4; 1, 3, 2].

309. Для данной конечной цепной дроби составьте Pn – 1 и Qn – 1 – числитель и знаменатель предпоследней подходящей дроби:

а) А 3 = [ 5; 1, 3, 2]; б) А 4 = [1; 2, 3, 4, 5]; в) А 3 = [– 3; 2, 1, 4]; г) А 3 = [ 0; 4, 3, 2].

310. Для данной дроби найдите предпоследнюю подходящую дробь:

а) = ; б) = ; в) = ; г) = ; д) = .

311. Сократите данную дробь (если это возможно), с помощью подходящих дробей:

а) = ; б) = ; в) = ; г) = ; д) = ; е) = .

§ 17. РЕШЕНИЕ СРАВНЕНИЙ ВИДА ах º b (mod m)

С ПОМОЩЬЮ КОНЕЧНЫХ ЦЕПНЫХ ДРОБЕЙ

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

17. 1. Алгоритм решения сравнений ах º b (mod m), где (а; т) = 1 (18)

В этом случае сравнение (18) имеет 1 класс решений. Для его нахождения нужно:

1) составить дробь и преобразовать её в конечную цепную дробь: = [ a 0; a 1, a 2,…, an ]

2) найти числитель Pп – 1 предпоследней подходящей дроби;

3) применить формулу х º (– 1) п × b × Рп – 1 (mod m) (19)

(см. ниже, типовые задачи, пример 1).

17. 2. Алгоритм решения сравнений ах º b (mod m), где (а; т) = d >1, b d (20)

В этом случае сравнение (20) имеет d классов решений по модулю т. Для их нахождения нужно:

1) сократить a, b и m на число d и получить сравнение (а: d ) x º b: d (mod ( m: d )) (*)

(чùсла а: d, b: d, m: d – целые!);

2) по алгоритму из пункта 17. 1 решить сравнение (*), имеющее один класс решений по mod (m: d). Получим: x º х 0 (mod ( m: d )), или x = х 0 + ( m: d ) × t, где t Î Z.

3) полагая число t = 0, 1, 2, …, d – 1, получим d классов решений сравнения (20) по модулю m: x º х 0; х 0 + (m: d) ×1; х 0 + (m: d) ×2; …; х 0 + (m: d) × (d – 1) (mod m) (см. ниже, типовые задачи, пример 2).

17. 3. Напомним, что сравнение ах º b (mod m), где (а; т) = d > 1, b не d, – не имеет решений.

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ

1. С помощью конечных цепных дробей решить сравнение 171 x º3(mod916).

Решение. (См. выше – алгоритм решения – в пункте 17. 1).

1) Так как (171;916) = 1 (проверьте!), то сравнение имеет 1 класс решений. Найдём его.

2) Составим дробь = и преобразуем её в цепную дробь: = =[5; 2, 1, 4, 12]

(см. § 16, типовые задачи, пример 2, в)).

3) Найдём Pn – 1 – числитель предпоследней подходящей дроби (для проверки вычис-

лений найдём и Pn ): ak 5 2 1 4 12 Pn – 1 = 75.
Pk 5 11 16 75 916

4) Воспользуемся формулой (24) (при п = 4, b = 3, Pn – 1 = 75, т = 916):

х º (– 1) 4 ×3× 75 (mod916) Þ х º 225 (mod916).

2. С помощью конечных цепных дробей решить сравнение: 42 x º57(mod75).

Решение. (См. выше – алгоритм решения – в пункте 17. 2).

1) Так как (42;75) = d =3 (проверьте!) и 57 3, то сравнение имеет 3 класса решений. Сократив a, b и т на d =3, получим сравнение: 14 x º19(mod25). Решим его.

2) Составим дробь = и преобразуем её в цепную дробь: = = [1; 1, 3, 1, 2]

(проверьте!); п = 4.

3) Найдём Pn – 1 – числитель предпоследней подходящей дроби (для проверки вычис-

лений найдём и Pn ): ak 1 1 3 1 2 Pn – 1 = 9.
Pk 1 2 7 9 25

4) Воспользуемся формулой (24) (при п = 4, b = 19, Pn – 1 = 9, т = 25):

х º (– 1) 4 ×19× 9 (mod25) Þ х º 171 º – 4 (mod25), или x = – 4 + 25 t, t Î Z.

5) При t =0,1, 2 получим 3 класса решений данного сравнения: х º – 4; 21; 46(mod75).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Решите сравнения 1-й степени с одной неизвестной с помощью конечных цепных дробей:

312. 37 х º 73 (mod 91). 313. 54 х º 3 (mod 37). 314. 65 х º 111(mod 113).

315. 64 х º 5 (mod 235). 316. 55 х º 37 (mod 87). 317. 37 х º 32 (mod 54).

318. 76 х º 98 (mod 225). 319. 24 х º 34 (mod 62). 320. 34 х º 48 (mod 84).

321. 273 х º 42 (mod 369). 322. 84 х º 72 (mod 234). 323. 285 х º 177(mod 924).


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.181 с.