Место района в региональной системе расселения — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Место района в региональной системе расселения

2017-11-28 249
Место района в региональной системе расселения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Октябрьский район в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.07.2004 № 43-оз «Об административно-территориальном устройстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и порядке его изменения» является административно-территориальной единицей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Площадь территории муниципального образования составляет порядка 24 239 кв. км.

Октябрьский район расположен по левобережью и правобережью нижнего течения реки Обь, в западной части региона. На севере он граничит с Березовским районом, на северо-востоке - с Белоярским районом, на западе - с Советским районом, на юге и на юго-востоке – с Ханты-Мансийским и Кондинским районами.

В состав муниципального района входят 11 поселений, в том числе 4 городских ( Андра, Октябрьское, Приобье, Талинка) и 7 сельских ( Каменное, Карымкары, Малый Атлым, Перегребное, Сергино, Унъюган, Шеркалы), в границах которых расположены следующие населенные пункты: с.Большой Камень, п.Кормужиханка, с.Большой Атлым, п.Сотниково, п.Унъюган, п.Карымкары, п.Горнореченск, с.Малый Атлым, с.Большие Леуши, п.Заречный, п.Комсомольский, д.Нижние Нарыкары, д.Верхние Нарыкары, с.Каменное, с.Пальяново, с.Перегребное, д.Чемаши, п.Сергино, с.Шеркалы, пгт. Октябрьское, пгт. Андра, пгт. Приобье, пгт. Талинка.

По показателю численности населения Октябрьский район занимает пятое место среди муниципальных образований автономного округа. Плотность населения в муниципальном районе составляет 1,3 чел./кв. км, что меньше среднего значения по региону на 56% (порядка 3 чел./кв.км).

Административный центр района - пгт. Октябрьское, наиболее крупный по численности населения – пгт. Приобье.

Исторически формированию, как системы расселения, так и хозяйственному освоению территории района послужила река Обь с ее основными притоками. Альтернативная система транспортно-коммуникационной инфраструктуры отсутствовала. Таким образом, основой и каркасом территориальной структуры хозяйства и системы расселения являлась бассейновая схема. С начала интенсивного освоения лесных и нефтегазовых ресурсов, строительства участка Свердловской железной дороги Ивдель – Приобъе сформировалась «внебассейновая» территориальная система расселения. Образованы населенные пункты со специализацией на лесозаготовке и первичной переработке древесины - п. Уньюган, п. Сергино. Освоение нефтегазовых ресурсов привело к формированию населенного пункта пгт. Талинка.

Рисунок 34. Расположение муниципального района в структуре ХМАО-Югры

Анализ системы расселения позволяет выделить несколько ключевых сильных и слабых сторон развития Октябрьского района, а также ряда потенциальных возможностей и угроз.

Сильные стороны

- наличие протекающей по территории муниципального района судоходной реки Обь и железнодорожной магистрали направлением пгт. Приобье - г. Свердловск с сетью подъездных путей позволяют осуществлять муниципальному образованию связь как с рядом муниципальных образований автономного округа, так и с соседними регионами – Тюменской и Свердловской областями. Железнодорожной магистралью пгт. Приобье связано с городским округом Нягань и далее направлением до г. Екатеринбурга. Всего на территории района расположены четыре узловых станции - Унъюган, Сергино, Приобье, Нягань. Протяженность железнодорожных путей составляет 95 км;

- наличие автомобильных дорог Приобье – Нягань, Нягань – Талинка, Талинка – Ханты – Мансийск позволяют осуществлять связь муниципального района с административным центром автономного округа. Налажена связь с населенными пунктами Белоярского района в связи с вводом в эксплуатацию участка автомобильной дороги от пгт. Андра до п. Лыхма;

- наличие транспортного узла в пгт. Приобъе с развитой складской инфраструктурой, включающей в себя крупнейший в районе речной порт и железнодорожную станцию.

Слабые стороны

- отсутствие между населенными пунктами муниципального района постоянного транспортного сообщения. В период навигации связь между большинства населенных пунктов осуществляется водным транспортом (речные причалы установлены во всех населенных пунктах, где требуется их наличие), в период действия автозимников и ледовых переправ - автомобильным транспортом, а в период межсезонья - возможно только воздушное сообщение вертолетами;

- по причинам высокой дисперсности системы расселения и достаточно низкой плотности населения, местные сообщества, изолированные друг от друга и отдаленные от региональных центров, играют важную роль в устойчивом социально-экономическом развитии всего муниципального образования;

- необходимость в относительно большем количестве объектов капитального строительства, обслуживающих население (дошкольные образовательные и общеобразовательные организации, медицинские организации и прочее) по причине дисперсности расселения и отсутствия постоянного сообщения между населенными пунктами, чем в районах аналогичной численности населения;

- соседство с городским округом Нягань диктует необходимость мониторинга и учета его интересов и стратегических приоритетов при планировании развития муниципального района;

- «оттягивание» инвестиционных и трудовых ресурсов, потребительского спроса и прочее в городской округ Нягань, который имеет наибольшую инвестиционную привлекательность по сравнению с территорией муниципального района и является базовой площадкой для освоения богатств Приполярного Урала;

- неразвитая транспортная инфраструктура, необходимая как для укрепления экономических связей с соседними муниципальными образованиями, так и для повышения уровня социально-экономического развития поселений, входящих в состав района;

- малочисленность муниципального района, что сдерживает развитие малого предпринимательства и сферы предоставления услуг населению.

Возможности

- территориальная близость города Нягань позволяет нивелировать социально-экономические последствия негативных тенденций в муниципальном образовании, прежде всего, безработицу. Кроме этого, г. Нягань – это емкий потенциальный рынок сбыта товаров и услуг, которые могут поставляться поселениями муниципального района;

- реализация строительства железной дороги Ханты – Мансийск - Приобъе, автомобильной дороги Игрим – Приобъе, участка автомобильной дороги Уньюган – Коммунистический, реконструкция речного порта в пгт. Приобье позволят создать новые транспортные коридоры в восточной части автономного округа, что послужит повышению уровня социально-экономического развития муниципального района, инвестиционной привлекательности, установлению его связей с соседними муниципальными образованиями, окружным и региональными центрами, закреплению за собой статуса крупнейшего транспортного узла, круглогодично совершающего грузовые и пассажирские перевозки.

Угрозы

- сдерживание социально-экономического развития муниципального района в случае не реализации строительства автомобильных дорог, позволяющих установить связь между населенными пунктами муниципального образования и выход на соседние муниципальные районы;

- концентрация населения в городе Нягань с ростом разрывов условий жизни населения между городским округом и муниципальным районом.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.