Конкуренция в системе рыночных отношений. Формы и методы конкуренции. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Конкуренция в системе рыночных отношений. Формы и методы конкуренции.

2017-11-28 388
Конкуренция в системе рыночных отношений. Формы и методы конкуренции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С экономической точки зрения, конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства. Конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.Конкуренция является одним из главных условий нормальной работы рынка, поэтому экономисты посвятили много времени на изучение форм и методов ведения конкурентной борьбы. Они классифицировали формы конкуренции по трем наиболее важным признакам:

-по методам ведения: ценовая (основанная главным образом на снижении цены товара; может быть прямой (с широким оповещениемо снижении цены) и скрытой (на рынок выпускается новый товар с улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены). и неценовая (метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства. Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большей надёжностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама. От неценовой конкуренции следует отличать скрытую ценовую конкуренцию, которой фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

по сфере распространения: внутриотраслевая ( это конкуренция между фирмами одной отрасли, производящими аналогичные товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту ) и межотраслевая ( характеризующийся борьбой между капиталистами различных отраслей хозяйства за получение более высокой нормы прибыли на свой капитал, за его наиболее выгодное приложение);

- по типу рынков и степени свободы: совершенная ( экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий. Признаки совершенной конкуренции:бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей; однородность и делимость продаваемой продукции; отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка; высокая мобильность факторов производства; равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров). В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется и несовершенная ( Признаками несовершенной конкуренции являются: демпинговые цены (Де́мпинг — продажа товаров по искусственно заниженным ценам); создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров; ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам); использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации; распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров; замалчивание важной для потребителя информаци). В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

 

 

16. Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования.

Субъектам рыночных отношений свойственны эгоизм, предпочтение собственных интересов интересам общества. Поэтому они по – варварски используют природные ресурсы, загрязняют окружающую среду. Рыночная экономика не может обеспечить трудоспособное население работой. Люди, утратившие рабочие места, постоянно пополняют ряды безработных, не могут использовать свое право на труд. Обеспечивая сиюминутную выгоду, рынок не в состоянии самостоятельно реализовать крупные инвестиционные проекты в области науки и техники, осуществить в масштабе страны крупные структурные сдвиги, обеспечить равномерность регионального развития, что приводит к диспропорциям в производстве. Рыночная система развивается стихийно, часто приводит к кризисам и неизбежному банкротству предприятий и даже целых отраслей, усиливает имущественное расслоение в обществе (имеет место большая дифференциация доходов). В рыночной экономике сама постановка вопроса о равенстве, социальной справедливости даже неуместна. Регулирующая роль государства в условиях формирования всемирного рынка ценных бумаг проявляется в следующем: в законодательном порядке государство регулирует процесс создания акционерных обществ, организацию выпуска ценных бумаг, регистрирует их перед выходом на рынок и осуществляет контроль за этим процессом, а также за финансовым положением инвестиционных институтов; устанавливает ставки налога на прибыль при операциях с ценными бумагами; создает систему информационного обеспечения рынка ценных бумаг; выступает субъектом экономических отношений на этом рынке (выпускает в оборот государственные ценные бумаги и др);

17. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской нацио­нальной модели.

В мировой практике с учетом особенностей развития тех или иных стран (исторические особенности, уровень развития национальной экономики, выбор приоритетов общественного развития, традиции и т.д.) сложилось несколько моделей рыночного хозяйства, по-своему решающих социальные проблемы. Существующие рыночные системы и направленность их развития зависят от: географического положения; наличия природных ресурсов; исторических условий развития; традиций населения и его обычаев; уровня развития производительных сил; социальной направленности общества.Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования. Вместе с тем во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся: наличие многообразных форм собственности; преобладание свободных цен на товары и услуги; развитая система свободной конкуренции; распространение предпринимательской деятельности; определенная система государственного регулирования экономики.Можно выделить несколько характерных моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях. Американская модель: Эта модель получила название “либеральная модель капитализма”. Ее характерными особенностями являются: малый удельный вес государственной собственности. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами или резким подъемом экономики; минимальная регулирующая роль государства в экономике; всемерное поощрение предпринимательства; большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110-кратных разрывов между главой фирмы и служащими; приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения. Японская модель: Функционирование этой модели больше основано на исторических традициях Японии, на приоритете интересов нации над личными интересами, высокой трудовой дисциплинированности и ответственности работников, сильно развитой восприимчивости ко всему новому. За счет перечисленных и других факторов достигается значительное снижение себестоимости продукции, ее высокое качество, что обеспечивает высокую конкурентоспособность японских товаров на мировом рынке.

 

Стержнем формирования белорусской экономической модели является человек, выступающий как многосторонняя личность, как начало и конец экономической системы, ее цель и средство. Основные особенности белорусской модели социально-экономического развития страны: Построение и развитие сильной и эффективной государственной власти; Равноправное функционирование частного и государственного сектора экономики; Развитие интеграционных процессов со странами СНГ, Россией; Сильная социальная политика -- краеугольный камень нашей государственной политики. На современном этапе главной целью социальной политики является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения. Экономическая политика Республики Беларусь учитывает происходящие изменения в экономиках развитых стран мира: изменение их социального облика, связанного с переходом в постиндустриальное общество; возрастающей ролью НТП и инноваций; развитие процессов интернационализации, глобализации и интеграции. В ней находят отражение проблемы экологии, которые неотделимы от экономического развития. При этом вопрос стоит не только о решении уже существующих проблем, но и о предупреждении новых.

Японцы не преувеличивали роль “свободного рынка” с послевоенных лет активно применяют механизмы макроэкономического планирования. К основным чертам японской модели относятся: высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики; составление пятилетних планов укрепления и развития сил самообороны, которые развиваются с 1957г. Перед тем как произошло “Японское чудо”, был составлен 30-летний стратегический план вывода экономики из кризисного состояния и создания высокоэффективных производств; широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений; незначительное различие в уровне заработной платы, которое составляет семнадцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими; социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против социального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы и ухода на пенсию. Обязанности по решению социальных задач работающих во многом возлагаются на корпорации и объединения. НЕМЕЦКАЯ МОДЕЛЬ или КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ (Германия, Австрия, Швейцария, отчасти Франция): Отличительными особенностями немецкой модели являются: значительный удельный вес государственной собственности; сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем; различие в уровне заработной платы является незначительным; решающая роль отводится банкам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия. ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ или СКАНДИНАВСКАЯ (Швеция, Дания, Норвегия и Финляндия): Отличительной особенностью шведской модели является: социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о мало - обеспеченных слоях населения. Высокая норма налогообложения позволяет государству сосредоточивать в своих руках значительные финансовые средства и направлять их на решение социальных задач. В результате в стране один из самых низких уровней безработицы, в значительной степени выровнен текущие доходы населения. В последнее время, правда, все чаще звучат голоса о том, что подобная “благотворительная” деятельность государства вносит негативные моменты в развитие общественной деловой активности, не инициируя ее.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.