Экономические свободы и роль государства в их защите — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Экономические свободы и роль государства в их защите

2017-11-28 609
Экономические свободы и роль государства в их защите 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Человечество пришло очень не лёгким путём к пониманию того, что людям любой страны для проявления стремления к активной хозяйственной деятельности и её осуществления необходимы:

1). свобода в распоряжении результатом своего труда;

2). свобода предпринимательства (право самостоятельно выбирать, что и как делать);

3). свобода заключения сделок (что требует чётко определённых правил владения собственностью).

Свобода в распоряжении результатом своего труда означает, что человек имеет права на владение, пользование и распоряжение теми благами, которые он создал своим трудом или приобрёл на заработанные деньги.

Свобода предпринимательства – это право самостоятельно выбирать, что и как делать в сфере экономики. Такая свобода означает, что предпринимателю никто не вправе диктовать, какие блага и каким способом производить – решить это вправе лишь он сам. Только при этом условии человек может принимать на себя ответственность за результаты своей деятельности.

 

Свобода заключения сделок – это право человека самостоятельно выбирать, кому и на каких условиях продавать созданные им блага. Именно это право является главным условием развития торговли, поскольку только при его наличии человек действительно полностью волен в своей хозяйственной деятельности и может принять на себя весь риск её осуществления.

Любая свобода требует защиты, а иначе её отбирают силой. Такая защита свобод, в том числе и экономических, т. е. их гарантирование – главная и постоянная задача любого государства. Решения одной только этой задачи было бы достаточно, чтобы отнести государство к числу важнейших участников экономической жизни страны. Но реально круг задач, которыми занимается государство, значительно шире. Это связанно с тем, что рыночные механизмы обладают определёнными несовершенствами (слабостями). Эти несовершенства рынка порождают последствия, устранять которые приходится государству.

 

Среди экономистов нет единого мнения относительно роли государства в обеспечении экономического роста.

 

В соответствии с одной из высказываемых точек зрения роль государства, по крайней мере, на начальной стадии роста, должна быть значительной. Это требование во многом вытекает из характера трудностей экономического развития, с которыми сталкиваются экономически отсталые страны.

 

1. Законность и порядок. Подлинным бичом некоторых беднейших стран являются преступность и межличностные столкновения, отвлекающие внимание и ресурсы общества от хозяйственных задач. Сильная и устойчивая государственная власть необходима для установления законности и порядка в стране, для достижения мира и единства.

 

2. Слабость частного предпринимательства. Во многих странах отсутствует достаточно многочисленных и энергичный класс предпринимателей, имеющих возможность и желание накопить капитал и развивать производство. Таким образом, частное предпринимательство не в состоянии стать ведущей силой в процессе экономического роста.

 

3. Инфраструктура. Многие трудности общественного роста порождаются дефицитом общественного товара и услуг, иначе говоря, недостаточным развитием инфраструктуры. Санитарно-гигиенические и основные медицинские программы, образование, орошение и охрана почв, сооружение дорог и прочих транспортно-коммуникационных систем – все эти нерыночные товары и услуги приносят обществу огромные побочные выгоды. Только государство способно обеспечить производство таких товаров и услуг в достаточных количествах.

 

4. Принудительное накопление и капиталовложение. Иногда вмешательство государства требуется для решения проблемы сбережений и инвестиций, которая тормозит накопление капитала в экономически отсталых странах.

 

Случается так, что обеспечить выход из положения могут лишь государственные налоговые меры, стимулирующие накопление капитала. Здесь принципиально возможны два альтернативных пути.

 

Во-первых, уровень накопления можно увеличивать с помощью налогов. Возросшие налоговые поступления направляются на осуществление наиболее важных капиталоёмких проектов.

 

Второй метод состоит в принудительном стимулировании сбережений через инфляцию. Государство может финансировать накопление капитала, пуская в оборот или тратя дополнительную денежную массу или же продавая банкам облигации и тратя полученные доходы.

 

5. Проблемы, связанные с социальным устройством. Государство имеет самые широкие возможности для того, чтобы устранять с пути экономического роста препятствия, вытекающие из характера социального устройства. Сдерживание роста населения и земельная реформа - вот важнейшие проблемы, решение которых немыслимо без широкого государственного вмешательства. И только государство в состоянии реально поощрять волю к развитию, побудить общество отказаться от религиозного фатализма и понять ценность социальной активности

 

Билет 4

1 Вопрос

ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

К экономическим ресурсам относятся:

природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно - земля;

трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно - труд;

капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал);

предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно - предпринимательство;

знания, необходимые для хозяйственной жизни.

Экономические ресурсы подразделяются на:

1. Материальные

2. Природные

3. Трудовые

4. Информационные

5. Денежно-кредитные

6. Финансовые.

Материальные ресурсы включают:

· Средства труда

· Предметы труда.

Среди средств труда определяющую роль играют орудия труда.

Предметы труда (материалы, подвергающиеся обработке) разделяются на 2 вида:

1-ый – вещества, впервые отделяемые трудом от природы и превращаемые в продукт, например, уголь.

2-ой -сырые материалы, или сырье, вещества, прошедшие обработку. Разновидностью материальных ресурсов являются вторичные материальные ресурсы – материалы и изделия, которые после первоначального использования могут применяться повторно в производстве как исходное сырье или изделие. Основные источники вторичных материальных ресурсов отходы производства и потребления продукции.

Природные (естественные) ресурсы – часть всей совокупности окружающей человека природы (ее объектов, процессов, условий), доступная для использования обществом в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей.

К природным ресурсам относятся:

· земельные,

· водные,

· минеральные,

· ресурсы животного и растительного мира,

· солнечная энергия,

· энергия приливов и отливов,

· внутриземное тепло.

Природные ресурсы делятся на:

ü практически неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия приливов и отливов, ветра и геотермальная)

ü исчерпаемые (водные, земельные, лесные, минеральные, ресурсы животного и растительного мира).

Исчерпаемые, в свою очередь делятся на:

Ø возобновляемые (почва, вода, леса, животный мир)

Ø невозобновляемые, к которым относятся прежде всего, залежи полезных ископаемых (нефть, уголь, газ, железные, медные, оловянные, ртутные, алюминиевые и др. руды).

В отечественной экономической литературе иногда выделяют в качестве самостоятельного вида экономических ресурсов энергетические ресурсы как результат выборки из природных и материальных ресурсов. Под энергетическими ресурсами понимается совокупность носителей энергии, используемой в народном хозяйстве: уголь, нефть и нефтепродукты, природный газ, торф, гидро- и электроэнергия, а также вторичные энергоресурсы (коксовый газ и др.).

Трудовые ресурсы – часть населения, обладающая необходимым физическим развитием, умственными способностями, общеобразовательными и профессиональными знаниями, практическим опытом для занятия общественно-полезным трудом. Трудовые ресурсы принципиально отличаются от всех других видов экономических ресурсов. Они являются определяющими и активным фактором общественного производства. Границы трудоспособного населения устанавливаются законодательством. Изменение численности трудовых ресурсов непосредственно определяется рождаемостью и смертностью населения, продолжительностью образования, соотношением численности лиц, вступающих в трудоспособный и переходящих в пенсионный возраст. Особую роль приобретает интеллектуальный капитал – основа новых секторов экономики с интенсивным использованием знаний.

Информационные ресурсы – совокупность сведений, хранимых в различных документах, отчетах, массивных данных, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей и используемых в общественном производстве и управлении. Они относятся к материальным возобновляемым ресурсам. В современном обществе информационные ресурсы определяют не только экономическую, но еще и политическую и военную мощь их владельца.

Специфика денежно-кредитных и финансовых ресурсов заключается в том, что они опосредуют движение других видов экономических ресурсов. Имея общую экономическую основу, денежные, кредитные и финансовые ресурсы различаются как по своей сущности, так и по функциональному предназначению.

Денежные (в т.ч. валютные) ресурсы – весь объем денежных средств, выраженных в национальной, а также иностранной конвертируемой валюте, и источники их поступления на тот или иной период. Они могут находиться в наличной и безналичной формах, удовлетворяя операционный или спекулятивный спрос, или выступая в виде накоплений и сбережений.

Кредитные ресурсы представляют собой совокупность средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения и используемых ими для предоставления в виде ссуд на условиях возвратности, срочности и платности. Опосредуют экономические отношения между кредитором и заемщиком.

Финансовые ресурсы – совокупность денежных доходов, накоплений и поступлений, имеющихся в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства в определенном периоде и предназначенных на расширение производства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и военных потребностей, а также нужд государственного управления. Финансовые ресурсы образуются в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и части национального богатства. Они являются материальными носителем финансовых отношений Используются в фондовой и нефондовой формах. Частью финансовых ресурсов являются военно-финансовые ресурсы, формируемые и используемые в целях экономического обеспечения военных потребностей. Количественные параметры и структура военно-финансовых ресурсов находят отражение в военном бюджете (как части федерального бюджета) – военных бюджетных полномочиях, ассигнованиях и расходах.

Эффективное использование ресурсов общества – аксиома разумного хозяйствования. В условиях реформирования российской экономики, решения задач по ее стабилизации и обеспечению национальной безопасности бережное отношении ко всем видам ресурсов, их рациональное использование стало насущной проблемой.

2 Вопрос

СЛАБОСТИ РЫНКА

Рынок, без всякого сомнения, - одно из самых удивительных социальных изобретений за всю историю человечества. Если мы попытаемся воскресить в памяти особенности дорыночных античных обществ, мы вспомним, что они обычно сталкивались с двумя трудностями. Если жизнь в них протекала в соответствии с традициями, эти общества были, как правило, инертными, пассивными, неспособными к переменам: в традиционной экономике крайне трудно сделать что-нибудь, если это должно быть как-то по-новому.

В командной экономике - другая врожденная болезнь. Такое общество прекрасно справляется со своими проблемами, но способно делать это дорогой ценой. Цена эта – присутствие в экономическом механизме движущей политической силы либо в форме огромного бюрократического аппарата, либо властей, «сующих свой нос» во все мелочи повседневной жизни.

Этим двум трудностям ценовая система противопоставляет два огромных преимущества: она исключительно динамична и «самопринуждаема», то есть предоставляет, с одной стороны, простор для изменений, а с другой – позволяет экономической деятельности осуществляться без надзора свыше.

Вторая характерная черта рынка – его самопринуждаемость - особенно полезна с точки зрения осуществления им функции рационирования. Система цен действует без какого-либо видимого административного аппарата.

С другой стороны, сами эти достоинства системы обусловливают известные ее дефекты. Она эффективна и динамична, но совершенно лишена каких-либо ценностей: она не признает иных прав на товары и услуги, кроме тех, которые дают богатство и доход. Те, кто обладают богатством или доходом, имеют «законное» право на товары и услуги, производимые экономикой; те, у кого нет дохода или состояния, не получают ничего. Это безразличие рынка к любым притязаниям на производимую в обществе продукцию, не подкрепленным доходом и состоянием, порождает серьезные проблемы. Это означает, что те, кто не имеет состояния и не может участвовать в общественном производстве по разным причинам, не способны получить доход (через экономический механизм) Если полагаться только на рыночную систему распределения, то нужно смириться и с тем, что люди будут умирать с голоду.

По мере развития рыночных хозяйств возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали общегосударственной экономической политики.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные, эффекты. Когда производство какой-либо продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило, требуются дополнительные затраты. При этом на цене продукта, которая повлекла за собой подобные побочные эффекты, это сможет и не сказаться. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства.

Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX в., что существуют ситуации, так называемые фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Поэтому государство вынужденно вме­шиваться и корректировать те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму.

 

Билет 5

1 Вопрос


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.