Понятие об экономике как науке — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Понятие об экономике как науке

2017-11-28 293
Понятие об экономике как науке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие об экономике как науке

Экономические потребности общества как совокупности индивидов безграничны. Под экономическими потребностями понимается недостаток чего-либо для поддержания жизнедеятельности и развития личности, предприятия и общества в целом. Именно экономические потребности побуждают человека к активной деятельности. Потребности принято разделять на первичные и вторичные. Без удовлетворения первичных человек просто не может жить в�� это пища, одежда и другие жизненно важные потребности. К вторичным потребностям относят все остальное в�� спорт, театр, кино и т. д.

 

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Некоторые из них имеются в неограниченном количестве, например, вода; другие в�� в ограниченном и называются экономическим благами. Они состоят из товаров и услуг.

 

2. Экономические ресурсы, т. е. средства, необходимые для производства экономических благ, ограничены.

 

К важнейшим экономическим ресурсам относятся земля, капитал и труд. Землей обобщенно называют такие экономические блага, как пахотные земли, месторождения полезных ископаемых, леса. Капитал включает все виды машин, оборудования, зданий, инструментов и т д. Капитал называется также инвестиционными ресурсами. Под трудом понимается совокупность физических и умственных способностей людей, используемых в производстве товаров и услуг. Эти три большие группы экономических ресурсов называют факторами производства.

 

 

Все факторы производства обладают одним общим свойством в�� относительной ограниченностью, которая заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всего спектра потребностей всех членов общества. Ограниченность отдельных экономических ресурсов с развитием общества, как правило, преодолевается. Однако всегда есть ресурсы, которых в данное время не достает. Они называются редкими ресурсами.

 

С учетом всего вышесказанного дадим одно из возможных определений экономики как науки.

 

Экономика в�� это общественная наука, исследующая проблему такого использования ограниченных экономических ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества. Другими словами, экономика в�� это наука об оптимальном, т. е. наилучшем в конкретных условиях, использовании редких ресурсов.

2 Вопрос

Причины и следствия возникновения государственного долга

Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета, который составил:

При этом, наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков.

В связи с вышеизложенным невозможно сказать однозначно, что появление государственного долга связано исключительно с ухудшением экономической ситуации в стране, более того грамотно распорядившись возможность привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг) возможно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.

БИЛЕТ 3

1 Вопрос

ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

К экономическим ресурсам относятся:

природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы), сокращенно - земля;

трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги), сокращенно - труд;

капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал);

предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг), сокращенно - предпринимательство;

знания, необходимые для хозяйственной жизни.

Экономические ресурсы подразделяются на:

1. Материальные

2. Природные

3. Трудовые

4. Информационные

5. Денежно-кредитные

6. Финансовые.

Материальные ресурсы включают:

· Средства труда

· Предметы труда.

Среди средств труда определяющую роль играют орудия труда.

Предметы труда (материалы, подвергающиеся обработке) разделяются на 2 вида:

1-ый – вещества, впервые отделяемые трудом от природы и превращаемые в продукт, например, уголь.

2-ой -сырые материалы, или сырье, вещества, прошедшие обработку. Разновидностью материальных ресурсов являются вторичные материальные ресурсы – материалы и изделия, которые после первоначального использования могут применяться повторно в производстве как исходное сырье или изделие. Основные источники вторичных материальных ресурсов отходы производства и потребления продукции.

Природные (естественные) ресурсы – часть всей совокупности окружающей человека природы (ее объектов, процессов, условий), доступная для использования обществом в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей.

К природным ресурсам относятся:

· земельные,

· водные,

· минеральные,

· ресурсы животного и растительного мира,

· солнечная энергия,

· энергия приливов и отливов,

· внутриземное тепло.

Природные ресурсы делятся на:

ü практически неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия приливов и отливов, ветра и геотермальная)

ü исчерпаемые (водные, земельные, лесные, минеральные, ресурсы животного и растительного мира).

Исчерпаемые, в свою очередь делятся на:

Ø возобновляемые (почва, вода, леса, животный мир)

Ø невозобновляемые, к которым относятся прежде всего, залежи полезных ископаемых (нефть, уголь, газ, железные, медные, оловянные, ртутные, алюминиевые и др. руды).

В отечественной экономической литературе иногда выделяют в качестве самостоятельного вида экономических ресурсов энергетические ресурсы как результат выборки из природных и материальных ресурсов. Под энергетическими ресурсами понимается совокупность носителей энергии, используемой в народном хозяйстве: уголь, нефть и нефтепродукты, природный газ, торф, гидро- и электроэнергия, а также вторичные энергоресурсы (коксовый газ и др.).

Трудовые ресурсы – часть населения, обладающая необходимым физическим развитием, умственными способностями, общеобразовательными и профессиональными знаниями, практическим опытом для занятия общественно-полезным трудом. Трудовые ресурсы принципиально отличаются от всех других видов экономических ресурсов. Они являются определяющими и активным фактором общественного производства. Границы трудоспособного населения устанавливаются законодательством. Изменение численности трудовых ресурсов непосредственно определяется рождаемостью и смертностью населения, продолжительностью образования, соотношением численности лиц, вступающих в трудоспособный и переходящих в пенсионный возраст. Особую роль приобретает интеллектуальный капитал – основа новых секторов экономики с интенсивным использованием знаний.

Информационные ресурсы – совокупность сведений, хранимых в различных документах, отчетах, массивных данных, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей и используемых в общественном производстве и управлении. Они относятся к материальным возобновляемым ресурсам. В современном обществе информационные ресурсы определяют не только экономическую, но еще и политическую и военную мощь их владельца.

Специфика денежно-кредитных и финансовых ресурсов заключается в том, что они опосредуют движение других видов экономических ресурсов. Имея общую экономическую основу, денежные, кредитные и финансовые ресурсы различаются как по своей сущности, так и по функциональному предназначению.

Денежные (в т.ч. валютные) ресурсы – весь объем денежных средств, выраженных в национальной, а также иностранной конвертируемой валюте, и источники их поступления на тот или иной период. Они могут находиться в наличной и безналичной формах, удовлетворяя операционный или спекулятивный спрос, или выступая в виде накоплений и сбережений.

Кредитные ресурсы представляют собой совокупность средств, находящихся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения и используемых ими для предоставления в виде ссуд на условиях возвратности, срочности и платности. Опосредуют экономические отношения между кредитором и заемщиком.

Финансовые ресурсы – совокупность денежных доходов, накоплений и поступлений, имеющихся в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства в определенном периоде и предназначенных на расширение производства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и военных потребностей, а также нужд государственного управления. Финансовые ресурсы образуются в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и части национального богатства. Они являются материальными носителем финансовых отношений Используются в фондовой и нефондовой формах. Частью финансовых ресурсов являются военно-финансовые ресурсы, формируемые и используемые в целях экономического обеспечения военных потребностей. Количественные параметры и структура военно-финансовых ресурсов находят отражение в военном бюджете (как части федерального бюджета) – военных бюджетных полномочиях, ассигнованиях и расходах.

Эффективное использование ресурсов общества – аксиома разумного хозяйствования. В условиях реформирования российской экономики, решения задач по ее стабилизации и обеспечению национальной безопасности бережное отношении ко всем видам ресурсов, их рациональное использование стало насущной проблемой.

2 Вопрос

СЛАБОСТИ РЫНКА

Рынок, без всякого сомнения, - одно из самых удивительных социальных изобретений за всю историю человечества. Если мы попытаемся воскресить в памяти особенности дорыночных античных обществ, мы вспомним, что они обычно сталкивались с двумя трудностями. Если жизнь в них протекала в соответствии с традициями, эти общества были, как правило, инертными, пассивными, неспособными к переменам: в традиционной экономике крайне трудно сделать что-нибудь, если это должно быть как-то по-новому.

В командной экономике - другая врожденная болезнь. Такое общество прекрасно справляется со своими проблемами, но способно делать это дорогой ценой. Цена эта – присутствие в экономическом механизме движущей политической силы либо в форме огромного бюрократического аппарата, либо властей, «сующих свой нос» во все мелочи повседневной жизни.

Этим двум трудностям ценовая система противопоставляет два огромных преимущества: она исключительно динамична и «самопринуждаема», то есть предоставляет, с одной стороны, простор для изменений, а с другой – позволяет экономической деятельности осуществляться без надзора свыше.

Вторая характерная черта рынка – его самопринуждаемость - особенно полезна с точки зрения осуществления им функции рационирования. Система цен действует без какого-либо видимого административного аппарата.

С другой стороны, сами эти достоинства системы обусловливают известные ее дефекты. Она эффективна и динамична, но совершенно лишена каких-либо ценностей: она не признает иных прав на товары и услуги, кроме тех, которые дают богатство и доход. Те, кто обладают богатством или доходом, имеют «законное» право на товары и услуги, производимые экономикой; те, у кого нет дохода или состояния, не получают ничего. Это безразличие рынка к любым притязаниям на производимую в обществе продукцию, не подкрепленным доходом и состоянием, порождает серьезные проблемы. Это означает, что те, кто не имеет состояния и не может участвовать в общественном производстве по разным причинам, не способны получить доход (через экономический механизм) Если полагаться только на рыночную систему распределения, то нужно смириться и с тем, что люди будут умирать с голоду.

По мере развития рыночных хозяйств возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали общегосударственной экономической политики.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные, эффекты. Когда производство какой-либо продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило, требуются дополнительные затраты. При этом на цене продукта, которая повлекла за собой подобные побочные эффекты, это сможет и не сказаться. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства.

Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX в., что существуют ситуации, так называемые фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Поэтому государство вынужденно вме­шиваться и корректировать те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму.

 

Билет 5

1 Вопрос

ПОНЯТИЕ О ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ

В результате функционирования экономики происходит формирование определенного уровня и структуры занятости населения. Занятость населения — это экономические отношения, характеризующие взаимосвязи между людьми по поводу участия в хозяйственной деятельности, не нарушающие существующее законодательство и преследующие удовлетворение личных и общественных потребностей [9, с. 158].

Занятость населения рассматривается как наличие рабочего места, как целесообразная деятельность, приносящая работнику доход.

В структуре населения страны выделяют:

1) население, находящееся в трудоспособном возрасте, или трудоспособное население (обычно в возрастном интервале от 16 до 60 лет);

2) нетрудоспособное население

Трудоспособное население в свою очередь состоит из занятого населения и незанятого населения [8, с. 240].

Полная занятость — использование всех пригодных и доступных ресурсов для производства удовлетворяющих потребности товаров и услуг; такой уровень занятости, когда уровень безработицы равен ее уровню при полной занятости ресурсов в экономике; когда существует лишь фрикционная и структурная безработица, но отсутствует циклическая безработица (и когда реальный ВВП равен потенциальному) [2, с. 897].

Полная занятость существует, когда предложение рабочей силы покрывается спросом на нее и наличием условий, при которых каждому желающему трудиться предоставляется возможность применять свои умственные и физические способности в общественно полезном труде. Полная занятость может существовать при наличии определенного уровня безработицы. Она наблюдается при структурной и фрикционной безработице [9, с. 159].

Стремление к полной, продуктивной и свободно избранной занятости вполне оправданно, поскольку отражает естественное желание общества предоставить работу каждому по его силам и способностям и так распределить работников по рабочим местам, чтобы в результате получить наибольший объем материальных и духовных благ. Эта цель позволяет выработать социально ориентированную политику занятости, направленную на реализацию права на труд, а не на минимизацию безработицы. Но это скорее долговременные стратегические цели для цивилизованного, развитого и гибкого рынка труда.

Еще недавно главной тенденцией в изменении структуры занятости выступало вытеснение труда неквалифицированного высококвалифицированным трудом, что сопровождается повышением значения человеческого капитала. Все это и сегодня имеет место. Но все чаще фиксируется вытеснение тех видов высококвалифицированного труда, которые по определенным меркам не соответствуют новейшим требованиям производства [8, с. 244].

По теории Дж. М. Кейнса полная занятость — это состояние, при котором предложение труда (совокупная занятость) становится неэластичным по ставке заработной платы, т. е. объем предложения труда не реагирует на увеличение стоимости труда. При этом также предполагается, что в национальной экономике сохраняется определенный резерв рабочей силы [8, с. 241].

Таким образом, прямое воздействие на занятость оказывают продолжающиеся революционные изменения в технологии производства. Актуальной остается проблема развития гендерных технологий, эмансипации женщины и в целом женского труда. Развитие сферы услуг облегчает ведение домашнего хозяйства, что способствует увеличению объема предложения труда. Уход на второй план в производственном процессе физической силы, резкое повышение значения эвристических и интеллектуальных видов энергии облегчают втягивание в национальное производство высокообразованного труда женщин [8, с. 244].

Занятость показывает, насколько трудоспособное население обеспечено рабочими местами. Занятыми считаются граждане:

а) работающие по найму (в том числе выполняющие работу за вознаграждение в течение полного или неполного рабочего дня или недели);

б) имеющие оплачиваемую работу, подтвержденную соответствующим договором (контрактом, соглашением);

в) самостоятельно обеспечивающие себя работой (включая предпринимателей, членов производственных коллективов, фермеров);

г) избранные или назначенные на оплачиваемую должность.

К категории занятых также относятся военнослужащие, иностранные граждане и студенты, а также занятые в домашнем хозяйстве, воспитанием детей, уходом за больными, инвалидами и престарелыми гражданами.[9, с. 159]

Мультипликатор занятости. В данном случае воспроизводится основная идея мультипликатора затрат. Однако на сей раз внимание обращается не на возрастание дохода («цепочка дохода»), а на прирост новых рабочих мест.

В увеличении занятости и сокращении безработицы роль «первотолчка» выполняет прирост инвестиций, который обеспечивается не только частным бизнесом, но и государством. Исходные инвестиции и прирост производственных мощностей сопровождаются открытием новых рабочих мест. Исходный прирост рабочих мест в свою очередь вызывает по цепи взаимосвязей национальных видов производств общий прирост рабочих мест.

Таким образом, с учетом известного нам принципа мультипликатора признается, что расширение занятости, непосредственно связанное с приростом первоначальных инвестиций, неизбежно вызывает увеличение совокупной занятости. Занятость (L) рассматривается как функция объема производства: L = f (Q), зависит от доли в национальном доходе накопления

8 Билет

1 Вопрос

ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

Отчего же зависит повышение или понижение цены на рынке? В первую очередь от соотношения спроса и предложения.

Спрос определяется количеством товаров и услуг, которое население имеет желание и возможность купить в определенное время в определенном месте. При этом существует закономерность, что при более высокой цене на товар, спрос на него меньше, чем при более низкой цене на этот товар.

Предложение - количество товаров и услуг, которые продавцы имеют возможность и желание продать потребителям в определенном месте и в определенное время. При более высокой цене на товар, продавцы готовы предложить к продаже большее количество товара, чем при низкой цене. Когда спрос и предложение совпадают, то возникает рыночное равновесие и образуется рыночная цена. То есть при определенной цене продавцы готовы предложить столько товара, сколько готовы купить при этой цене потребители. Но если на рынке товара предлагается больше, чем есть на него спрос, то возникает избыток товара. А если товара предлагается меньше, чем есть на него спрос, то возникает дефицит.

Но чтобы что-то продавать, надо это произвести. Этим то и занимаются фирмы. Если на рынке много фирм-производителей, то такая ситуация называется конкуренцией.Конкурировать могут только производители однотипных товаров за привлечение как можно большего числа покупателей и получения максимальной прибыли. Конкуренция необходима производителям, так как в результате ее они завоевывают свое место на рынке. Но особенно выигрывают покупатели, потребители. Они получают возможность выбрать - самое дешевое, самое удобное, самое качественное - в зависимости от своих потребностей и финансовых возможностей. Соперничать между собой можно по-разному. Экономическая наука различает совершенную и несовершенную конкуренцию, олигополию и монополию.

Совершенная конкуренция - это когда на рынке присутствует множество продавцов и покупателей, находящихся в одинаковых условиях. Несовершенная конкуренция имеет место в действительности горазде чаще. При таком рынке также множество продавцов, но находятся они не в одинаковых условиях: кто-то превзошел другого в "броскости" рекламы, кто-то торгует на более "бойком" месте и т. д. Олигополия - состояние рынка, при котором на нем донимирует несколько фирм-гигантов. Примеры - автомобильное или компьютерное производство, где имена наиболее крупных компаний известны всему миру. Монополия - это рынок одного продавца, вытеснившего других. Монополист, пользуясь своим положением нарынке диктует свою волю покупателю, может назначить свою цену, способную принести сверхприбыль. Правда есть сферы, где монополисты просто необходимы, например, производство оружия.

В конкуренции немаловажную роль играет маркетинг, в тогм числе и реклама. Маркетинг - совокупность рыночных метоодов, видов деятельности и отношений, устанавливающих связь между производителями и потребителями. Маркетинг занимается исследованием рыночных возможностей, планированием ассортимента продукции, оргганизацией сбыта продукции, стимулированием сбыта продукции. В условиях конкуренции производителю важно добиться того, чтобы покупателся именно твой товар, не так уж просто. Реклама помогает развиваться бизнесу в целом. Реклама обращается к потребителю с целью привлечь покупателя к товарам и услугам фирмы и помогает поднять на них спрос. Рекламировать можно конкретный товар (его внешний вид, свойства, достоинства, цену), фирму (характер ее деятельности, масштабы привлекательные черты и надежность), событие (например, выставку, презентацию и распродажу товара) и идею (например, призыв страховать имущество или вкладывать деньги в акции). Реклама может размещаться на телевидении и радио, в рекламных объявлениях в газетах и журналах, в виде наружной рекламы на щитах, тумбах и вывесках на улице, а также на выставках продажах и презентациях

В рекламном бизнесе есть свои приемы и правила, приносящие успех. Вот некоторые из них:

- реклама должна вызывать интерес у потребителя и ощущение, что он узнал что-то новое,

- реклама должна быть правдивой - обманув однажды, можно потерять доверие навсегда,

- реклама должна быть корректной по отношению к другим фирмам - нельзя расхваливать свой товар, ругая при этом товары конкурентов.

2 Вопрос

Понятие о безработице

Безработица определяется как контингент лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих ее в рассматриваемый период.

 

Безработица - неотъемлемое свойство рыночной системы хозяйствования. Число безработных значительно возрастает в периоды кризисов и уменьшается в периоды подъемов. Считается, что в известной мере умеренная безработица является источником для экономического роста, т.к. представляет собой резерв незанятой рабочей силы, который можно задействовать при последующем расширении производства, наличие безработицы усиливает стимулы предпринимательской деятельности, страх потерять работу является самым лучшим организатором дисциплины труда и др. В силу отмеченных причин умеренная безработица (от 3 до 5% занятых) считается необходимым спутником развития рыночной экономики.

 

Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение числа безработных к общей численности рабочей силы (в состав рабочей силы включаются как занятые работники, так и безработные). Безработица никогда не бывает равномерно распределенной среди населения страны. Имеются региональные, возрастные, половые, национальные и иные различия.

 

В неоклассической модели безработица возникает как результат нарушения законов рынка из-за вмешательства в конкурентный механизм либо государства, либо профсоюзов. Эти нерыночные силы влияют на уровень заработной платы и не дают ей упасть до равновесного состояния, поэтому предприниматели не могут предложить работу всем желающим по требуемым ставкам оплаты труда. Следовательно, в неоклассической модели безработица носит добровольный характер, поскольку означает отказ работников трудиться за низкую оплату своего труда.

 

В кейнсианской модели безработица происходит в результате нехватки совокупного спроса на товары и услуги, из-за чего предприниматели сокращают спрос на факторы производства, в т.ч. и рабочую силу. Следовательно, она носит не добровольный, а вынужденный характер.

 

 

10 Билет

1 вопрос

Понятие о спросе

При ближайшем рассмотрении "необходимости" оборачиваются простыми "потребностями". Это немаловажная разница, ибо если речь идет о потребностях, мы можем спросить: "Насколько они настоятельны?" Экономисты решают этот вопрос при помощи понятия спроса. Спрос - это понятие, которое связывает покупаемые количества (блага) с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих количеств.

 

Задайте себе следующие вопросы: сколько пластинок вы хотели бы иметь? Сколько раз в году вы хотели бы ужинать в ресторане? Какую отметку вы хотели бы получить по данному предмету?

 

Если вы в состоянии дать какой-либо ответ на эти вопросы, то только потому, что в каждом случае вы предполагаете некоторые затраты. Допустим, вы хотите и планируете получить "пятерку" по данному предмету. Если цена пятерки увеличится, в чем будет заключаться разница? Преподаватель не берет взяток; цена "пятерки" для вас (а именно это имеет значение) - это то, чем вы должны пожертвовать для ее получения. Хотели бы вы получить "пятерку", если бы для этого требовалось заниматься двадцать часов в неделю, в то время как для получения "четверки" достаточно, например, одного часа в неделю? Может, вы и хотели бы, но, скорее всего, не согласились бы купить ее так дорого, когда неплохая замена - "четверка" - обойдется гораздо дешевле. И в этом все дело.

 

Человеческие потребности кажутся беспредельными. Но если потребность может быть удовлетворена только за некоторую плату - т. е. путем отказа от удовлетворения других потребностей - мы сдерживаем наши желания и соглашаемся на меньшее, чем хотелось бы.

 

Явление, о котором мы говорим, настолько фундаментально, что некоторые экономисты склонны возводить его в ранг закона: закона спроса. Этот закон устанавливает, что существует отрицательная связь между количеством какого-нибудь блага, которое люди будут покупать, и ценой (жертвой), которую они должны платить для его приобретения. При более высоких ценах купят меньше; при более низких - больше.

 

Согласны ли вы назвать это обобщение законом? Или вам приходят на ум исключения? Если настоящие исключения и существуют, то крайне редко. Да и почему людям не обращать внимания на жертвы, которые им приходится делать? Разве они предпочтут жертвовать больше, а не меньше? А ведь именно так поступал бы человек, который приобретал бы больше какого-нибудь блага по мере увеличения затрат на него.

 

Так называемые исключения из закона спроса обычно основаны на неправильной интерпретации фактов. Рассмотрим всем известный случай, когда цена некоторого блага повышается, и люди увеличивают свои покупки, ожидая дальнейшего повышения цены. При тщательном размышлении вы обнаружите, что это не исключение из закона спроса. Исходное повышение цены обусловливает ожидание более высоких цен в будущем, которое увеличивает текущий спрос на данное благо. Люди хотят сейчас купить больше, чтобы потом можно было тратить меньше. Причиной того, что в настоящее время люди покупают больше, является не более высокая цена, а изменившиеся ожидания. Мы наблюдали бы нечто совсем иное, если бы исходное повышение цены не изменило ожиданий. И кроме того, те, кого ожидания дальнейшего повышения цен подталкивают купить раньше (чем они сделали бы это в противном случае), все равно будут учитывать требуемые жертвы, решая, какое количество купить.

 

Иногда утверждают, что некоторые престижные товары составляют исключение из закона спроса. Например, считается, что люди покупают норковые шубы потому, что их цена высока, а не низка. Не вызывает сомнения, что порой люди покупают некоторые вещи в основном, чтобы произвести впечатление размерами трат, которые они могут себе позволить. Иногда, при нехватке информации, люди судят о качестве вещи по цене, так что, по крайней мере в некотором ограниченном диапазоне, их готовность купить может быть связана с ценой положительным, а не отрицательным образом. Но эти кажущиеся исключения можно легко объяснить в рамках закона спроса. Люди покупают престиж, а не просто норку, или они судят о качестве по цене, т. к. не располагают лучшей информацией.

 

Однако примеры эти - не более чем курьезы. Независимо от того, готовы вы или нет признать его законом, следующий факт неоспорим и весьма важен: увеличение цены блага обычно сопровождается уменьшением общего объема покупок, а уменьшение цены, наоборот, - их увеличением. Не учитывать этой связи - серьезная ошибка.

 

2 Вопрос

ПОНЯТИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Общее понятие предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы влияющие на предложение. Изучение предложения, выбранного товара (работы, услуги)

 

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. [4; 102]

 

Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

 

 

Рис. 3. Кривая предложения

Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.

 

Факторы, оказывающие влияние на предложения:

 

· изменение цен на факторы производства;

 

· технический прогресс;

 

· сезонные изменения;

 

· налоги и субсидии;

 

· ожидания производителей;

 

· изменение цен на сопутствующие товары.

 

Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.

 

При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.[4; 104]

 

Табл. 2 иллюстрирует гипотетическую шкалу предложения для семечек, а рис. 3 представляет данные из таблицы в виде кривой предложения. Эти данные говорят о том, что при цене в 5 руб. за упаковку семечек, их не будет произведено совсем. По такой низкой цене производители продуктов, вероятно, захотят перевести свои предприятия на производство других продуктов, более выгодных, чем семечки. С возрастанием цены на семечки, будет все больше увеличиваться их производство. При самых высоких ценах на семечки, изготовители продуктов сочтут выгодным подключить к работе больше рабочих, оборудования для производства и упаковки семечек в пакеты, и даже вовлечь больше фабрик в их производство. Все это приведет к увеличению выпуска семечек по более высоким рыночным ценам.

 

Рис.4. Кривая предложения

Рис.4 описывает типичный случай кривой предложения с положительным наклоном для отдельных товаров. Кривая предложения изображает пары количеств и цен, взятых из таблицы 2. Плавная кривая проходит через эти точки и образует кривую предложения с положительным наклоном

3. Равновесная цена. Равновесный объём. Избыток и дефицит товара. Равновесная цена на выбранный вид товара (работы, услуги)

Линии спроса и предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий предложения (S) и спроса (D) - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием. [1; 78]

 

 

Рис. 5. Рыночное равновесие

Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе).

 

Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

 

Рассмотрим пример с выбранным мной товаром в табл. 3 для того, чтобы увидеть, как спрос и предложение определяют рыночное равновесие. Значения для этой таблицы я взяла из табл. 1 и 2. Для того, чтобы найти рыночную цену и количество, мы определим цену, при которой величина спроса совпадает с величиной предложения. Если мы возьмем цену 5 руб. за упаковку, то она продержится не долго. Как показывает строчка А табл. 3, по цене 15 руб. производители захотят продать 18 млн. упаковок в год, тогда как покупатели захотят купить только 9. Величина предложения при цене в 15 руб. превысит величину спроса, и запасы семечек накопятся в супермаркетах. В связи с тем, что слишком большое число семечек привлекает слишком мало покупателей, цена на них будет падать, как это показано в колонке (5) табл. 3.

 

Только при равновесной цене в 9 руб. за упаковку величина предложения будет равна величине спроса. При слишком низкой цене будет иметь место дефицит товара и его цена будет расти, при слишком высокой цене - излишек (избыток), который будет снижать цену товара. Пусть теперь цена равна 7 руб. Улучшит ли она ситуацию на рынке?

 

Даже быстрый взгляд на строчку Д показывает, что при такой цене потребление превысит производство. Полки, заполненные семечками, начнут опустошаться. Люди будут повсюду разыскивать нужные им товары, а это, таким образом, приведет к росту цены, как это показано в колонке (5) табл. 3.

 

Мы можем рассмотреть и другие цены, но все же очевидно, что равновесная цена - это цена, равная 9 руб. или ряд С табл. 3. При цене в 9 руб. спрос, соответствующий желаниям потребителей, будет в точности совпадать с объемом производс


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.146 с.