Идеалистические воззрения древнегреческих мыслителей. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Идеалистические воззрения древнегреческих мыслителей.

2017-11-28 184
Идеалистические воззрения древнегреческих мыслителей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Софисты (Протагор, Горгий). Проблема человека. Протагор был профессиональным преподавателем риторики (искусство речи) и эвристики (искусство спора). Главное положение изучения Протагора: «Человек есть мера всех вещей…» Это означает, что окружающий мир зависит от восприятия человека, а человек есть мера всех вещей. Отсюда, у каждого человека своя истина, т. е. объективной истины не существует.

Сократ. Разработал метод познания, который имеет 2 составляющие: позитивный (майевтика) и негативный (елентика). «Знание о собственном незнании» (елентика) по Сократу – метод обнаружения противоположностей в утверждениях противника при помощи иронии и сомнения. Майевтика («Познай самого себя»). Сократ считал, что каждый человек по своей природе несет в себе истинное знание, но он не всегда осознает это, ему нужно помочь. Философия - это способ познания добра и зла.

Ученик Сократа Платон создал собственную школу, которая получила название академия. «Апология», «Государство» - труды Платона. У Платона существовало 2 мира. Мир идей – это подлинный, настоящий мир, вечный, неуничтожимый. Мир вещей (теней) – материальный мир, временное существование. Платон выстраивает пирамиду идей, на вершине которой находится благо. Теория познания у Платона тоже опирается на учение о душе. Он полагал, что душа однородна с идеями. Процесс познания заключается в припоминании душой тех идей, которые она уже созерцала. Он полагал, что существует 2 рода бытия: чувственное и рациональное познание. Чувственное познание необходимо в обыденной жизни. Рациональное – это познание идей. Задача философии заключается в том, чтобы направить духовную деятельность человека на абсолютные ценности.

Учеником Платона был Аристотель. Основные произведения: «Физика», «Метафизика» (философия), «Орган» (логика). Аристотель создал классификацию наук. Все науки он делил на 3 основных группы: 1. Теоретические науки. Здесь познание ведется ради самого познания. Относят философию, метафизику, математику, физику. Метафизика – наука о умопостигаемом, о том, что находится за пределами опыта. 2. Практические науки. Дают руководящие идеи для поведения человека. Отнес этику, экономику и политику. 3. Продуктивные (творческие) науки. Необходимы для создания прекрасного и достижения пользы. Отнес риторику, поэтику. Логику он вынес за пределы наук. Понимает ее как специальную науку. В основе философии Аристотеля лежит учение о материи и форме. Каждая единичная вещь есть сочетание материи и формы. Материя – это не конкретное какое-то вещество, это наполнитель, который представляет собой основу предметов и явлений. Форма – это сущность отдельного единичного предмета, то что охватывается этим понятием. Существует 4 причины, обуславливающие реальное существование вещей: 1. Материальное – материя, 2. Формальная – когда форма активно себя проявляет, 3. Действующая – причина раскрывает источник движения и превращает возможность в действительность, 4. Целевая (конечная причина) – цель движение. Аристотель развивает учение о душе. Он выделил 3 формы души: растительная – свойственна растениям, чувственная – ею наделено животное, разумная – свойственна человеку.

 

9. Статус и основные тенденции развития философии в средневековой культуре. Номинализм и реализм. Томизм.

Исторически эпоха средневековья связана с падением Римской империи и до эпохи Возрождения14-15вв. Повлияла философия античности на основе Платона и Аристотеля. Черты средневековой философии: 1. Теоцентризм (тео - Бог). Согласно этому принципу источником и причиной всего сущего является Бог. 2. Креационизм (творю, создаю). Весь мир был создан Богом из ничего. 3. Провиденциализм (провидение). Бог управляет миром, человеческой историей и конкретной личностью. 4. Персонализм. Человек как личность обладающая разумом и свободой воли. 5. Сотериологии (сотер – спаситель). Вся жизнедеятельность человека должна быть направлена на спасение его души. 6. Откровения. Согласно этому принципу Бог обнаруживается сверхъестественным путем с помощью веры, истину можно найти из священных писаний. 7. Эсхаталогизм (крайний, последний). Это учение о конечности судеб мира и человека.

Периодизация средневековья: 1. Патристика (патр – отец) – философское учение отцов церкви, обосновавших христианство, опираясь на античную философию, прежде всего идеи Платона.

Главные проблемы патристики: - проблема сущности Бога; - проблема соотношения свободы и благодати; - проблема отношения веры и разума. Вера это религиозное, с другой знание античных философов.

Представители: Василий Великий, Августин (Блаженный).

Этапы патристики: 1. Апологетика (защита) 2-3 вв. – этап философии, направленный на обоснование христианского вероучения философскими средствами от нападу государственной власти. 2. Классическая патристика 4-5вв. – в это время философия систематизировала христианское учение. 3. Стабилизация в догматике 7-8вв. 4. Период анализа возможности слова 8-10вв. – характеризуется периодом распространения христианства. Проблемы, которые решаются в этот период: - исследование способа выражения мысли в слове; - постановка проблем универсалий; - попытка создания динамической картины мира.

2. период схоластики (с лат. схолос – школьный, учебный) – представляет философское религиозное мировоззрение, которое характеризуется подчинением философии, теологии и соединением предпосылок рациональным и логическим убеждениям.

Основные проблемы схоластики: - проблема соотношения веры и разума; - проблема спасения души; - проблема отношения общего к единичному.

Представители: Аквинский, Оккам, Абеляр.

Этапы схоластики: 1. Ранняя схоластика 11-12вв. – выявляются противоположные позиции в споре об универсалиях. 2. Период зрелости 12-13вв. – схоластика развивается в университетах (центральный – Парижский университет). 3. Поздняя схоластика 14-15вв. – были освоены и переработаны идеи предыдущих учений, происходит переоценка ценностей.

В 11 веке развернулся спор между реалистами и номиналистами. Это спор об универсалиях. Суть его диалектика. Реализм (с лат. реализ – вещественный, действительный) – учение, согласно которому подлинной реальностью обладает только общее понятие, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Номинализм (от лат. имя, понятие) – учение, которое отрицает реальное существование универсалий и они полагают, что общее существует после вещей.

Фома Аквинский. Родился около 1225г., умер в 1274г. Произведения: «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма против язычников». Перерабатывает философию Аристотеля. Его философия получила название Томизм (В 1878 году Томизм становится официальной доктриной конфедицизма). В 1323г. Аквинский становится святым. Выдвигает свою версию гармонии веры и разума. Он полагал, что вера не противоречит разуму, что философия и наука свои истины выводит из разума, тому как религия находит их в откровении, но разум склонен ошибаться, а вера опирается на абсолютную правдивость Бога. В результате разум подчиняется вере, соответственно философия служанка теологии. Аквинский создает иерархический образ мира. Низшая ступень – это неживая природа, над которой возвышается мир растений и животных. Высшая ступень – мир людей. Наивысшая реальность это Бог. Человек – это разумное существо.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.