Предмет, структура и специфика философии. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Предмет, структура и специфика философии.

2017-11-28 150
Предмет, структура и специфика философии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Философские традиции Индии

Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Веды представляют собой сборники текстов - фрагменты древних мифов, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами). Существовало два направления: 1) придерживались вед(веданты, йога); 2)философское направление, кот.отрицало веды (буддизм).

Одной из самых самобытных культур Древнего Востока была индийская.

Большую роль в духовной жизни Индии играла религия индуизма. Памятники того

периода – «Веды» – содержат большой материал по мифологии, религии и

ритуалу. Ведийские гимны считаются священными текстами и изустно

передавались из поколения в поколение. Одной из характерных черт ведийской

религии являлся политеизм – поклонение многим божествам. Индиец того времени обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы,

реки. Позднее оформилось и представление о переселении душ. В ведийских

гимнах прослеживается поиск решения загадок мироздания, выражается мысль о

смертности даже богов. Многие черты ведизма вошли в индуизм, где на первый

план выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия в пантеоне

богов.

Индуизм: для него характерен политеизм, Центральное место в философской концепции индуизма занимает доктрина о

переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и поступками в

предшествующих рождениях (карма).

Буддизм: Основу учения составляют «четыре великих истины», которые, согласно

традиции, открылись Сиддхартхе Гауташе в момент его «просветления». Истины

провозглашают, что 1) жизнь есть страдание, 2) причина всех страданий –

желания, 3) страдания можно прекратить путем избавления от желаний,

«погашение» последних, а для этого необходимо 4) вести добродетельную жизнь

по законам "«правильного поведения"» и "«правильного знания"».

Философские традиции Китая

«Книга Перемен», — один из самых ранних памятников философии Древнего Китая. В названии этой книги — глубокий смысл, который заключается в принципах изменчивости природы и жизни человека в результате закономерного изменения энергий Инь и Ян во Вселенной. В истории древнекитайской философской мысли «Книга Перемен» занимает особое место: она заложила основы философии Древного Китая и стала источником её последующего развития. Виднейшие представители философии Древнего Китая, которые во многом определили её проблематику и изучаемые вопросы на два тысячелетия вперёд, — это Лао Цзы и Конфуций.

Даосизм: Центральное понятие, которое рассматривается в учении Лао Цзы, — это «Дао». Основный смысл иероглифа «дао» в китайском языке — это «путь», «дорога», однако оно также может переводиться как «первопричина», «принцип». В своём учении, оказавшем большое влияние на философию Древнего Китая, Лао Цзы призывает людей стремиться к Дао, рассказывая о некоем блаженном состоянии, которого он сам достиг.

Конфуцианство: Последующее развитие философии Древнего Китая связано с Конфуцием. Основные понятия конфуцианства, составляющие фундамент данного учения, — это «жэнь» (гуманность, человеколюбие) и «ли» (почтительность, церемонии). Основной принцип «жэнь» — не делай другим то, чего не желал бы себе. «Ли» охватывает широкий круг правил, которые, по существу, регламентируют все сферы жизни общества — от семьи до государственных отношений. Конфуций говорит, что по своей природе люди похожи друг на друга. Только высшая мудрость и крайняя глупость незыблемы. Люди начинают отличаться друг от друга благодаря воспитанию и по мере обретения разных привычек.

 

Что касается уровней знания, Конфуций предлагает такую градацию: «Высшее знание — это знание, которое человек имеет при рождении. Ниже — знания, которые приобретаются в процессе изучения. Ещё ниже — знания, полученные в результате преодоления трудностей. Самый же ничтожный тот, кто не хочет извлечь поучительный урок из трудностей».

 

Философия Возрождения

Характ. черты:

- движение к освобождению от господства религии и церкви во всех сферах обществ. жизни (секуляризация);

- возвращение к античному культ. наследию;

- в центре внимания — проблема чел. (антропоцентрическое мышление);

- появление гуманизма как идейного движения;

- возрастание интереса к природе (развитие натурфилософии);

Гуманизм (человечность). Родоначальник — Франческо Петрарка. Содержанием подлинной ф. должны стать науки о человеке. Гуманисты (Лоренцо Вала, Пьетро Помпонацци) вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность личности определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности. Гуманисты — в большинстве верующие, но выдвигали чел. на первый план.

Ренессанс и Реформация. Начало XVI в. - крупнейший кризис римско-католической церкви. (продажа индульгенций). Мартин Лютер — «95 тезисов против индульгенций». Начало Реформации - движения за обновление веры. Отношения Реформации и Ренессанса противоречивы. Общее: неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам. Но Реформация - протест против ренессансного возвеличивания человека: перед лицом бога у человека нет ни воли, ни достоинства. Только если человек осознаёт, что он не может быть творцом своей судьбы, он может спастись; вся жизнь человека должна быть покаянием, следует добросовестно исполнять своё земное призвание. Формированию новой, предпринимательской этики, "дух капитализма", становление капиталистических отношений.

Натурфилософия:

- пантеизм: «природа — это Бог, разлитый в вещах»;

- осознание бесконечности природы, Вселенной;

- органический взгляд на Вселенную: мир — живое существо, наделенное душой;

- взаимосвязь «микрокосма» (чел.) и «макрокосма» (Вселенная);

- обращение к магии, алхимии, астрологии;

Изменение образа мира и представлений о науке. Н. Коперник — гелиоцентрическая картина мира. Г. Галилей — деистическая модель мира. Николай Кузанский: Бог — абсолют, пребывающий в единстве с миром; признание движения Земли. Джордано Бруно — тезис о бесконечности Вселенной, в ней происходит непрерывное движение (естеств. хар-р); природа — Бог в вещах. Л. да Винчи: смысл научной деятельности — в ее практической пользе чел; искусство служит познанию реального мира. Основной признак эпохи Возрождения — ее светская, земная направленность.

10. Философия Нового времени: эмпиризм, рационализм, сенсуализм

Главная черта времени - проблемы гносеологии; вопросы познания; поиск основного метода познания мира. Время зарождения и утверждения нового обществ. строя — буржуазного (новые ценности). Перед обществом - проблема разработки методов изучения природы. Два противоп. направления: эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм: единств. источник познания — чувств. опыт, процесс познания начинается с ощущений. Представители: Ф. Бэкон, Дж. Локк, Томас Гоббс. Ф.Бэкон - создал индуктивный метод; "знание - сила". Только знание позволит человеку покорить природу. Различал 2 вида опытов: плодоносные (принесение непосредственной пользы чел.) и светоносные (ведут к познанию законов природы).

Рационализм: истина может быть выведена только из разума. Определяющая роль разума в деятельности людей. Представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц. Р. Декарт. Дуализм — сущ-е 2 независимых друг от друга субстанций: материальной (протяженность) и духовной (мышление). Все в природе подчинено сугубо механич. законам.

Джордж Беркли: субъективный идеализм. Ощущения — единств. реальность, вещи — комбинации ощущений. «Существовать — значит восприниматься чувствами».

Сенсуализм (лат. - чувство, ощущение) - учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания. Если ощущения рассматриваются как отражение объективной реальности, то последовательный С. при известных условиях приводит к материализму (Гольбах, Гельвеции, Фейербах). Но если в ощущениях усматривается только субъективное, за к-рым якобы ничего не существует или существует непознаваемая «вещь в себе», то С. приводит к субъективному идеализму (Беркли, Юм, Кант, Мах, Авенариус, Богданов). Поэтому сам по себе С. не является еще выражением материалистической линии в философии и его представители часто беспомощны а борьбе с идеализмом. Ощущения могут стать необходимой стороной познаг ния только при условии их органического единства с др. сторонами процесса познания - практикой и абстрактным мышлением (Познание, Теория а практика, Рационализм, Созерцательность, Эмпиризм).

Аналитическая философия.

Аналитическая ф-я – это не просто одна из филос. систем. Это совокупность многообразных течений в рамках современной англоязычной ф-и, и определить единообразно эти течения в ракурсе одного направления весьма непросто. Термин «аналитическая ф-я» может означать определенный стиль филос. мышления, способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости мышления, а также его языкового выражения, достижимые путем применения методов формальной логики, анализа языка и привлечением результатов естественных наук.

Основоположником является Готлоб Фреге, а известными представителями - Б. Рассел, Дж.Э. Мур, Л. Витгенштейни У. Куайн.

В работе Фреге „Запись в понятиях“ современная логика разрабатывается на основе использования понятий смысла и значения. В дальнейшем Фреге развивал свою философию логики и математики в работах „Основания арифметики“ и „Основные законы арифметики“.Как и Фреге, Рассел и Уайтхед пытались показать, что математика сводима к фундаментальным логическим принципам.

В конце 1920-х, в 1930-х и 1940-х годах формализм Рассела и Витгенштейна разрабатывался группой мыслителей из Вены и Берлина, которые объединили Венский кружок и Берлинское общество научной ф-под общей доктриной логического позитивизма (или логического эмпиризма).Логические позитивисты обычно придавали философии очень узкую роль. Для них философия ограничивалась прояснением мыслей и не обладала своим собственным предметом исследования. Позитивисты принимали верификационизм, согласно которому всякое осмысленное утверждение либо является аналитическим, либо может быть верифицировано на опыте. Это привело логических позитивистов к отрицанию многих традиционных проблем философии — а особенно проблем метафизики и онтологии — как бессмысленных.

Приблизительно с 1910 по 1913 год такие аналитические философы как Рассел и Витгенштейн сфокусировались на создании идеального для филос. анализа языка, который был бы свободен от двусмысленностей обыденного языка, постоянно приводящего, по их мнению, философов к ошибочным выводам. Это филос. направление может быть названо «анализ идеального языка» или «формализм». На данном этапе Рассел и Витгенштейн пытались понять язык и, следовательно, филос. проблемы, используя формальную логику для формализации филос. утверждений.

Синергетика

В формировании нового мышления в XXI веке большую роль должна сыграть синергетика.Синергетика — междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем).Здесь акцент делается на принципах построения организации, ее возникновении, развитии и самоусложнении.

Вопрос об оптимальной упорядоченности и организации особенно остро стоит при исследованиях глобальных проблем – энергетических, экологических, многих других, требующих привлечения огромных ресурсов. Здесь нет возможности искать ответ методом проб и ошибок, а «навязать» системе необходимое поведение очень трудно. Гораздо разумнее действовать, опираясь на знание внутренних свойств системы, законов ее развития. В такой ситуации значение законов самоорганизации, формирования упорядоченности в физических, биологических и других системах трудно переоценить.

Другая причина, обусловившая создание синергетики, – необходимость при решении ряда задач науки и техники анализировать сложные процессы различной природы, используя при этом новые математические методы.

Эта наука носит интегрирующий характер, объединяя общими законами разные области наук: физику, химию, биологию, психологию, социальные науки, астрономию, философию и т.д.

Синергетика, как правило, имеет дело с процессами, где целое обладает свойствами, которых нет ни у одной из частей. Целое в таких системах отражает свойства частей, но и части отражают свойства целого. Здесь нельзя утверждать, что целое сложнее части, оно совсем другое.

В процессе самоорганизации происходит непрерывное разрушение старых и возникновение новых структур, новых форм организации материи, обладающих новыми свойствами. Причём это качественно не те же самые образования, отличающиеся только геометрическими размерами, формой или другими физическими особенностями. Во Вселенной возникают уникальные образования, непрерывно возникают новые перестройки (бифурикации), в результате которых рождаются качественно новые структуры, не имевшие до сих пор аналогов. Они обладают новыми неповторимыми свойствами.В некоторых случаях эти свойства можно предугадать, опираясь на свойства элементов этих систем. Простейший пример этому – вода. Она обладает аномальной зависимостью плотности от температуры, и это свойство мы не можем вывести из свойств атомов (или молекулярных свойств) водорода и кислорода, которые более или менее известны.

Культура и цивилизация.

Культура в широком смысле слова – это исторически определ. уровень развития общества, творч. сил и способностей человека, выраж. в типах и формах организации жизни и деят-сти людей, а также в созданных ими матер.и дух. ценностях.Культура в узком смысле слова – это сфера дух.жизни людей. Это понятие употребляется для характеристики опред.Истор. эпохи, конкр. общества, нации, специф. формы деят-сти.

Структура культуры включает в себя:1) деятельность по созданию ценностей;2) матер.и дух. ценности;3) саморазвитие человека, кот. происходит как в процессе создания ценностей, так и в процессе их освоения.

Культура – это специфическая человеческая деятельность, выраженная в материальных и духовных ценностях, а также в степени воплощения духовного опыта человечества в индивидуальном опыте человека.

Особенности культуры:

1. Культура – это небиологич. деятельность человека, выражающая его сущностные силы. Общество не может жертвовать отдельной человеч. единицей ради прогресса общества, иначе возникает возможность тоталитарного общества.

2. Культура – мера развития человечности. К. Маркс писал: «Только в процессе усвоения культуры естественные человеческие свойства становятся собственно человеческими».

3. Культура выполняет важнейшую адаптационную функцию. Эта функция возникла с первыми наскальными рисунками, с первыми религиозными обрядами.

4. Культура выполняет также образоват., воспитательную, познавательную и регулирующие функции.

Среда культуры:1) Экономический уровень.2) Социальная развитость.3) Уровень политической организации общества, отражающий меру свободы индивида.4) Духовно-нравственная атмосфера общества.

Определения цивилизации:1) Синоним культуры.2) Общество на определенной стадии развития.3) Уровень развития общества в целом.4) Совокупность технологических достижений человечества.

Согласно теории Энгельса–Моргана можно выделить три этапа развития общества:1) дикость;2) варварство;3) цивилизация.

Этап цивилизации включает в себя:а) рабовладельческое общество; б) аграрно-феодальную цивилизацию;в) цивилизацию буржуазного типа.

В теории Освальда Шпенглера, кот.он изложил в своем знаменитом сочинении «Закат Европы», говорится, что общество проходит два этапа в своем развитии:1) этап восхождения, связ. с нарастанием духовности – это этап «собственно культуры»; 2) этап нисхождения, связ. с новыми технологиями, урбанизацией городов, нарастание противоречий между странами, войнами – этап цивилизации. На этапе цивилизации происходит «окостенение жизни». Не происходит ничего принципиально нового, что ведет к застою и распаду культуры.

Шпенглер отождествлял культуру с жизнью биологического организма. Все культуры проходят три фазы развития:1) рождение и детство;2) молодость и зрелость;3) старость и закат.Этап цивилизации – это «старость и закат» общества.

Структура цивилизации:1) технологический базис;2) экономический базис;3) гражданское общество;4) вся гамма социокультурного развития общества (семья, нация и т.д.).

Этапы развития цивилизации связаны с социотехнич. революциями:1) Этап перехода от общества собирательного типа, ведущего полудикий образ жизни, к аграрной цивилизации. Этот этап связывают с неолитич. революцией, т.е. переходом к «производящему» обществу. Он вкл. в себя первобытное, рабовладельч., феодальное общество.2) Промышл. революция XVIII в. и становление буржуазного общества привели к индустр. цивилизации.3) 40–50-е гг. XX в.

Философия безопасности.

Ф-я безопасности как самостоят. направление исследований оформилась в конце ХХ в. под влиянием возросшего в деятельности человечества разнообразия рисков и соответствующего стремления общества к устойчивому развитию. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро это стремление было оформлено на конференции ООН.

Термин «коэволюция» в научный оборот введен экологами в 60-х гг. ХХ в. и первоначально обозначал взаимное приспособление видов, основанное на взаимовыгоде (мутуалистическая коэволюция) и паразитизме (немутуалистическая коэволюция). В совр. понимании коэволюция понимается как 2-й вариант.

Особую обеспокоенность человечеству доставляют риски техногенного и экономич.происхождения.

Техногенные риски обусловлены морал. и физич. старением индустр. инфраструктуры и коммуникаций, созданных человечеством во второй половине ХХ в. Это катастрофы, вызванные старением техники, сооружений и зданий, промышл. комплексов, оборудования, нефте- и газопроводов, боеприпасов, дамб, парка самолетов, ж/д составов и путей. Значительную основу рисков формирует человеч. фактор с точки зрения некачественных работ, нарушений охраны труда. Все эти факторы и обусловили ускоренное развитие структур МЧС с соответствующим приданием им материальных и информационных ресурсов.

Экономическая безопасность – это аспект деятельности, характеризующий важность обеспечения самодостаточности национального государства в условиях глобальных рыночных катаклизмов, связанных с недостатком продовольствия, протекционизмом.

 

.С учетом выявившихся в начале ХХI ст. аспектов можем дать след. определение безопасности – это деятельность, заключающаяся в обеспечении устойч. развития общества и государства путем: 1) мониторинга и минимизации последствий стихийных бедствий, минимизации рисков; 2) высокотехнологичной модернизации аграрного, промышл., оборонит., информационно-образовательного, медицинского комплексов; 3) системотехнической координации оперативного реагирования в процессе устраненияпоследствий природных и техногенных катастроф, потенциальных угроз внешнего и внутреннего характера.

Соответственно имеющимся возможностям философия безопасности решает задачи: 1) мониторинга (исследования); 2) минимизации последствий стихийных бедствий, угроз, рисков; 3) оптимизации охранных, спасательных, экономических, социально-политических, социальных (медицинских, страховых), информационных, управленческих структур; 4) подготовки кадров; 5) развития материально-технической базы специальных структур; 6) оздоровления, финансовой стабилизации организаций (менеджмент безопасности); 7) совершенствования охраны труда.

Предмет, структура и специфика философии.

Философия - наука о месте человека в мире, характере отношений, универсальных законах развития. (Платон)(2.5 тыс лет назад), это любовь к мудрости.

Разделы: Онтология (о бытии), Соц. философия (об законах развития общества), Гносеология (о познании форм), Антропология (о сущности человека), История философии, Логика (о мышлении), Эстетика (о прекрасном), Этика (о морали), Аксиология (о человеческих ценностях), Праксиология (практическая философия).

Признаки: Универсализм, Субстанционализм (поиск первоосновы бытия), Критическая рефлексия (выявление и критика заблуждений)

Основной вопрос философии: вопрос об отношении сознания к материи, бытию, духа к природе.

1. материалисты считали, что природа первична, а сознание вторично (т е мир сущ-ет объективно, независимо от сознанная чел-ка)

- наивный (вульгарный, сознание как физиологическая функция организма - Демокрит)

- метафизический (отрицает саморазвитие, сводится к механическому движению - Бэкон, Гоббс)

- диалектический как высшая форма материализма (Маркс, Энгельс, Ленин)

2. идеалисты считают, что первичным явл идея, мысль, а природа вторична

- объективный (первичность божественной идеи - Платон)

- субъективный (первично человеческого сознания - Берман)

3. дуалисты

2. Мировоззрение, его структура и функции

Философия возникла в ответ на мировоззренческие вопросы человека. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимания мира, места человека в нем и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения и действия людей.

Структура мировоззрения:

• мироощущение;

• мировосприятие;

• миропонимание;

Мироощущение – это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств. Мировосприятие представляет собой опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений. Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

Различают 4 исторических типа мировоззрения:

1) Мифология – исторически первая нерасчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Мифологическое мировоззрение дает образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

2) Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил и их определяющей роли в мироздании и деятельности человека.

3) Житейско-обыденное – существует в форме здравого смысла, рассудка и ориентировано на практические вопросы.

4) Философское мировоззрение – это исторически первая форма теоретического мировоззрения.

Функции мировоззрения: «вписать» человека в мир, дать ему жизненные ориентиры, «нарисовать» действительность в человеческих представлениях о мире.

Структура мировоззрения: мироощущуение(мир и отношение человека к нему воспроизводятся в чувственно-эмоциональной форме), мировосприятие(мир дается человеку как предметная реальность, которая каким-то образом организована и упорядочена), миропонимание(позволяет человеку определить мотивы и ориентиры в каждой жизненной ситуации; миропонимание=абстрактное мышление + теоретическое познание)

3. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-21 веков.

Мифологическое, религиозное, научное, философское.

Мифология — осмысление и представление мира и чел. в фантастич. образах и сюжетах. Универсальный тип м. первобытных обществ. Неспособность провести различие между естественным и сверхестеств. Слабое развитие абстрактных понятий. Эмоц. хар-р первичного сознания. Чувственно-образная форма постижение действит-ти.

Религия — форма м., объясняющая мир чел. через связь со сверъестеств. существами и выступающее как средство общения чел. с ними. Время формир-я: переход от первобыт. строя к рабовлад. обществу. Преодоление неразделимости чел. и природы. Раздвоение мира на духовное и телесное. Вера — главное средство постижения бытия. Главное — достижение единения с Богом.

Философия — альтернатива мифологии и религии, исторически возникшая и первая форма систематизир. теоретич. мышления. Опора на научные знания. Стремление ставить и решать абсолют. проблемы чел. бытия. Предельно широкий уровень обобщения.

Наука — систематич. объединение объективно достоверных сведений о явлениях природы и жизни чел.

Философия возникла в ответ на мировоззренческие вопросы человека. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимания мира, места человека в нем и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения и действия людей.

Структура мировоззрения:

• мироощущение;

• мировосприятие;

• миропонимание;

Мироощущение – это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств. Мировосприятие представляет собой опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений. Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

Различают 4 исторических типа мировоззрения:

1) Мифология – исторически первая нерасчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Мифологическое мировоззрение дает образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

2) Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил и их определяющей роли в мироздании и деятельности человека.

3) Житейско-обыденное – существует в форме здравого смысла, рассудка и ориентировано на практические вопросы.

4) Философское мировоззрение – это исторически первая форма теоретического мировоззрения.

4. Философия Древнего Востока

Общая характеристика:
Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях - китайской и индийской.
Восточная мысль во многом сходна с античной. Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста. Любой философский памятник многослоен. В нем содержится напластование имен, образов, идей и концепций. Он является произведением не одного автора, но целой школы, время же его создания измеряется столетиями.

Колыбелью цивилизации был Древний Восток, и прежде всего три региона:

• Ближний Восток;

• Дальний Восток;

• Южный Восток.

Фил-я Южного Востока представлена Индией.

Веды – древние тексты.

Сансара(цикл рождения): ортодоксальные (Брахманизм, Йога, Вайшешика), неортодоксальные (буддизм, чарвака).

Буддизм распространился в Китае, Японии.

Кроме буддизма и даосизма в Китае есть философские школы, близкие к этике социальным наукам.

Шесть основных школ китайской философии: школа натурфилософов, школа ученых, моистская школа, школа имен, легистская, школа пути и Благой силы.

Философские традиции Индии

Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Веды представляют собой сборники текстов - фрагменты древних мифов, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами). Существовало два направления: 1) придерживались вед(веданты, йога); 2)философское направление, кот.отрицало веды (буддизм).

Одной из самых самобытных культур Древнего Востока была индийская.

Большую роль в духовной жизни Индии играла религия индуизма. Памятники того

периода – «Веды» – содержат большой материал по мифологии, религии и

ритуалу. Ведийские гимны считаются священными текстами и изустно

передавались из поколения в поколение. Одной из характерных черт ведийской

религии являлся политеизм – поклонение многим божествам. Индиец того времени обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы,

реки. Позднее оформилось и представление о переселении душ. В ведийских

гимнах прослеживается поиск решения загадок мироздания, выражается мысль о

смертности даже богов. Многие черты ведизма вошли в индуизм, где на первый

план выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия в пантеоне

богов.

Индуизм: для него характерен политеизм, Центральное место в философской концепции индуизма занимает доктрина о

переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и поступками в

предшествующих рождениях (карма).

Буддизм: Основу учения составляют «четыре великих истины», которые, согласно

традиции, открылись Сиддхартхе Гауташе в момент его «просветления». Истины

провозглашают, что 1) жизнь есть страдание, 2) причина всех страданий –

желания, 3) страдания можно прекратить путем избавления от желаний,

«погашение» последних, а для этого необходимо 4) вести добродетельную жизнь

по законам "«правильного поведения"» и "«правильного знания"».

Философские традиции Китая

«Книга Перемен», — один из самых ранних памятников философии Древнего Китая. В названии этой книги — глубокий смысл, который заключается в принципах изменчивости природы и жизни человека в результате закономерного изменения энергий Инь и Ян во Вселенной. В истории древнекитайской философской мысли «Книга Перемен» занимает особое место: она заложила основы философии Древного Китая и стала источником её последующего развития. Виднейшие представители философии Древнего Китая, которые во многом определили её проблематику и изучаемые вопросы на два тысячелетия вперёд, — это Лао Цзы и Конфуций.

Даосизм: Центральное понятие, которое рассматривается в учении Лао Цзы, — это «Дао». Основный смысл иероглифа «дао» в китайском языке — это «путь», «дорога», однако оно также может переводиться как «первопричина», «принцип». В своём учении, оказавшем большое влияние на философию Древнего Китая, Лао Цзы призывает людей стремиться к Дао, рассказывая о некоем блаженном состоянии, которого он сам достиг.

Конфуцианство: Последующее развитие философии Древнего Китая связано с Конфуцием. Основные понятия конфуцианства, составляющие фундамент данного учения, — это «жэнь» (гуманность, человеколюбие) и «ли» (почтительность, церемонии). Основной принцип «жэнь» — не делай другим то, чего не желал бы себе. «Ли» охватывает широкий круг правил, которые, по существу, регламентируют все сферы жизни общества — от семьи до государственных отношений. Конфуций говорит, что по своей природе люди похожи друг на друга. Только высшая мудрость и крайняя глупость незыблемы. Люди начинают отличаться друг от друга благодаря воспитанию и по мере обретения разных привычек.

 

Что касается уровней знания, Конфуций предлагает такую градацию: «Высшее знание — это знание, которое человек имеет при рождении. Ниже — знания, которые приобретаются в процессе изучения. Ещё ниже — знания, полученные в результате преодоления трудностей. Самый же ничтожный тот, кто не хочет извлечь поучительный урок из трудностей».

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.