Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Экономические агенты (рыночные и нерыночные).

2017-11-28 423
Экономические агенты (рыночные и нерыночные). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Конкуренция и её виды.

В условиях рыночного хозяйства экономическая реализация собственности — это процесс, далеко выходящий за пределы индивидуальной деятельности. Он предполагает сложное взаи­модействие многих физических и юридических лиц, наличие многочисленных противоречий. Одним из наиболее существен­ных средств разрешения этих противоречий является конку­ренция.

Конкуренция — это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Мож­но сказать: нет конкуренции — нет рынка, нет его управляе­мости.

Виды конкуренции. Являясь непременным условием сущест­вования рынка и реализации его функций, конкуренция приобретает различные формы, каждая из которых является действенным рычагом регулирования экономики.

Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции. Этот вид кон­куренции направлен на то, чтобы завоевать и удержать «место под солнцем», т.е. склонить покупателя к приобретению про­дукта именно данной фирмы. Для этого нужно продавать то­вары по более низким ценам. А чтобы снижение цен не на­носило ущерба прибыли, надо снижать издержки производства.

Важнейшим средством достижения этого является совершенствование техники и технологии про­изводства, его организации, квалификации работников. Сле­довательно, внутриотраслевая конкуренция с неизбежностью втягивает предпринимателей в борьбу за технический прогресс, незамедлительное использование всех достижений науки и тех­ники, совершенствование всех условий производства.

Другой вид конкуренции — межотраслевая конкуренция, т.е. соперничество между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции. И здесь есть свой положительный эффект. Каждый предпри­ниматель скрупулёзно оценивает результаты своей деятельно­сти. Самый главный критерий такой оценки — это норма при­были, позволяющая сопоставлять результаты с затратами.

Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует, от количества соперни­ков, степени открытости экономики и экономической свободы. В связи с этим различают конкуренцию совершенную и не­совершенную.

Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:

1. Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безраз­лично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продук­цию;

2. Доля каждой фирмы в общем объёме рыночного пред­ложения данной продукции настолько мала, что любое её ре­шение о повышении или понижении цены не отразится на цене рыночного равновесия;

3. Вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

4. Нет ограничений на доступ той или иной фирмы к ин­формации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, на­зывается несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предприни­мательской деятельности, возможность какой-то группы пред­принимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкурен­ции существуют жесткие барьеры для проникновения на кон­кретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид конкуренции, который весьма часто встречается и яв­ляется как бы смесью этих двух видов конкуренции,— это так называемая монополистическая конкуренция. Данный вид кон­куренции представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагает разнородную про­дукцию. Вход на рынок, как и уход с него, обычно не связан с какими-либо трудностями; развита неценовая конкуренция.

Экономическая политика — это целенаправленная си­стема мероприятий в области производства, распределе­ния, обмена и потребления благ в соответствии с задан­ной экономической стратегией.

Особый интерес и значимость представляет государ­ственная экономическая политика, которая призвана отражать интересы общества и всех его социальных групп. Грамотная экономическая политика государства все­гда направлена на укрепление национальной экономики и тесно переплетается с социальной политикой. Основными целями экономической политики государства должны быть улучшение положения страны в мировом хозяйстве и рост благосостояния граждан. Однако цели экономической поли­тики должны быть реальными, т.е. соответствовать возмож­ностям (прежде всего финансовым), иначе они всё равно не будут реализованы.

Экономическая стратегия — это действия в области про­изводства, распределения, обмена, потребления, накоп­ления, экспорта и импорта общественных благ, разрабо­танные и спланированные на долгосрочную перспективу с целью достижения определённых целей и задач.

Грамотная разработка экономической стратегии на уровне предприятий-производителей позволяет им завоевать определённые рыночные позиции и полу­чить желаемую прибыль. Разработка экономической страте­гии на государственном уровне обеспечивает эффективное воспроизводство и развитие экономики страны как единой системы. Определение стратегии развития экономики — важ­нейшая функция государства, так как современное цивили­зованное общество и его экономика не могут функциониро­вать и развиваться стихийно.

Экономическая стратегия, как предприятия, так и государ­ства реализуется путём разработки экономической полити­ки и использования её инструментов.

Экономическая политика — это целенаправленная си­стема мероприятий в области производства, распределе­ния, обмена и потребления благ в соответствии с задан­ной экономической стратегией.

Особый интерес и значимость представляет государ­ственная экономическая политика, которая призвана отражать интересы общества и всех его социальных групп. Грамотная экономическая политика государства все­гда направлена на укрепление национальной экономики и тесно переплетается с социальной политикой. Основными целями экономической политики государства должны быть улучшение положения страны в мировом хозяйстве и рост благосостояния граждан. Однако цели экономической поли­тики должны быть реальными, т.е. соответствовать возмож­ностям (прежде всего финансовым), иначе они всё равно не будут реализованы.

У экономической политики, как у всякой системы мероприятий, есть свои инструменты:

установление определённых ставок оплаты труда, пенсий, пособий;

регулирование таможенных пошлин;

использование иностранных займов, инвестиций, ва­лютных ограничений, игра с курсами валют;

изменение объёма государственных закупок и выпуск государственных внутренних займов;

регулирование государственных расходов и ставок налогообложения;

варьирование учётной ставки Центробанка и банков­ских процентов, проведение различных операций на валютном рынке.

Эффективность экономической политики можно определить, проанализировав ее показатели, среди ко­торых:

1) качество жизни: продолжительность жизни, образова­тельный уровень, коэффициент рождаемости и смертности, продолжительность рабочего дня, обеспеченность жильем и т.п.;

2) экономическое развитие: валовой внутренний продукт, валовой внутренний продукт на душу населения, валовая прибыль и другие валовые показатели;

3) эффективность экономики: трудоёмкость, капиталоём­кость, наукоёмкость, объём инвестиций и т.д.

Капитал (или инвестиционные ресурсы) - охватывает все произведенные средства производства, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю (здания, сооружения, оборудование). Процесс накопления средств производства называется инвестированием.

Труд - та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства.
Фактор "труд" включает и предприимчивость. Под предпринимательской способностью (или предприимчивостью), понимается особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства.

Внешние эффекты

внешний эффект со стороны производства возникает, когда на производственные возможности одной фирмы оказывает воздействие выбор другой фирмы или потребителя. Классический пример такого рода внешнего эффекта — яблоневый сад, располагающийся по соседству с пчеловодом; здесь имеются взаимные положительные внешние эффекты, связанные с производством: производство каждой из фирм положительно влияет на производственные возможности другой фирмы. Подобным же образом фирму, занимающуюся рыболовством, волнует количество загрязняющих веществ, спускаемых в воды, в которых она ведёт лов, и отрицательно влияющих на её улов.

Главный признак внешних эффектов (экстерналиев) — существование товаров, которые интересуют людей, но не продаются на рынках. Не существует рынка музыки, громко исполняемой в 3 часа утра, как не существует рынка распространения дыма от дешёвых сигар или рынка соседей, содержащих красивые палисадники. Именно это отсутствие рынков для внешних эффектов и вызывает ряд проблем.

Метод сравнительной статики

В статических моделях фактор времени явно не учитывается. Они представляют собой как бы мгновенные “фотоснимки” динамических процессов. Сравнение таких мгновенных состояний называют методом сравнительной статики. При этом обычно сравниваются различные равновесные состояния рынка, тогда как сам процесс перехода от одного состояния к другому остаётся как бы “за кадром”.

Хотя многие явления не могут моделироваться без учёта динамических аспектов, тем не менее относительно более простой аналитический инструментарий сравнительной статики вполне пригоден для описания и исследования многих реальных экономических процессов.

 

Метод сравнительной статики можно проиллюстрировать анализом сдвига равновесия. Такой сдвиг показан на рис. 2.6, где линии спроса и предложения имеют “нормальный” (соответственно отрицательный и положительный) наклон. На рис. 2.б,а сдвиг линии спроса приводит к росту равновесной цены с Р1 до Р2 при одновременном увеличении равновесных объёмов с Q1 до Q2. На рис. 2.6б сдвиг линии предложения влево ведёт к повышению равновесной цены при одновременном сокращении равновесного объёма. Комбинируя обе части рисунка, мы можем рассмотреть различные варианты сдвига равновесия в результате одновременного сдвига линий спроса и предложения.

Хотя метод сравнительной статики не учитывает в явном виде фактор времени, косвенное его включение становится возможным посредством учёта различий в скорости приспособления предложения к изменениям в спросе.

Для этого при использовании метода сравнительной статики принято различать три периода. Первый, в котором все факторы производства рассматриваются как постоянные, называют мгновенным периодом (синонимы: очень короткий, рыночный), другой, в котором одна группа факторов рассматривается как постоянная, а другая как переменная, называют коротким периодом. Третий, в котором все факторы производства рассматриваются как переменные, называют длительным периодом. Некоторые экономисты выделяют ещё и четвёртый, очень длительный (или “вековой”) период, в течение которого может меняться не только объём применяемых ресурсов и интенсивность их использования, но и характер применяемой технологии.

В мгновенном периоде продавец вообще лишён возможности приспособить объём предложения к объёму спроса, поскольку количество производственных ресурсов и интенсивность их использования заданы. Однако тот факт, что продавец обладает фиксированным количеством товара, не означает, что всё это количество должно быть обязательно продано независимо от уровня цены. Многое зависит от природы данного товара. Если товар скоропортящийся и не подлежит хранению, линия предложения будет перпендикулярна оси абсцисс. Как видно из рис. 2.7а, в этом случае равновесная цена определяется исключительно спросом, точнее, совпадает с ценой спроса, тогда как объём продаж однозначно задан объёмом предложения и не зависит от функции спроса.

 

Рис 2.7. Равновесие в мгновенном периоде. а - товары, не подлежащие хранению; б - товары, подлежащие хранению.

Если товар не подлежит порче и может быть сохранён, то линия предложения может быть представлена состоящей из двух сегментов: одного, имеющего положительный наклон, и второго, представленного вертикальным отрезком (рис. 2.7б). При цене РЕо продавец предложит к продаже весь фиксированный объём товара Qк. Точно так же он поступит и в том случае, если цена превысит уровень РЕо, например РЕ1. Однако при цене ниже РЕо, например РЕ2, объём предложения составит РЕ2 тогда как количество товара в размере QK ≈ QE может быть сохранено до наступления более благоприятной конъюнктуры. Если же хранение избытка затруднено или связано с высокими затратами, не возмещаемыми ожидаемым повышением цены, соответствующее количество товара может быть распродано по бросовым ценам. В качестве примера можно указать на распродажу капусты накануне приближения заморозков.

В течение короткого периода неизменными считаются производственные мощности предприятия, но их использование, а значит, и объём продукции могут изменяться за счёт изменения объёма применения переменных факторов (числа отработанных человеко-дней или человеко-часов, расхода сырья и материалов). Эти изменения, однако, не могут выходить за пределы технической производственной мощности.

В коротком периоде линия предложения (рис. 2.8) также состоит из двух сегментов. Первый, имеющий положительный наклон, ограничен по оси абсцисс точкой, соответствующей производственной мощности QK. Второй участок кривой предложения представлен вертикальным отрезком, что указывает на невозможность выйти в условиях короткого периода за пределы, ограниченные наличной производственной мощностью. Вплоть до этой границы равновесный объём и цена определяются пересечением линий спроса и предложения, а за её пределами, как и в мгновенном периоде, цена определяется спросом, тогда как объём предложения ≈ размерам производственных мощностей.

Наконец, в длительном периоде производитель может не только варьировать интенсивность использования производственных мощностей, но и изменять их размеры, а значит, и масштабы производства. Существует три ситуации, возможные в длительном периоде. В первом случае, когда изменение масштаба производства происходит при неизменных затратах, рост равновесного объёма происходит без изменения равновесной цены. Во втором, когда изменение масштаба производства происходит при возрастающих затратах (скажем, за счёт роста цен на используемые ресурсы), рост равновесного объёма сопровождается и ростом равновесной цены. В третьем, когда изменение масштаба производства происходит при снижающихся затратах (скажем, за счёт снижения цен на используемые ресурсы), рост равновесного объёма сопровождается снижением равновесной цены.

Рис 2.9. Переход от короткого к длительному периоду

На рис. 2.9 показано приспособление предложения к изменившемуся спросу в длительном периоде. Здесь S0S0 - линия предложения, а D0D0 - линия спроса в коротком периоде. Как видим, спрос и предложение сбалансированы при цене Р0 на уровне полного использования производственной мощности QK.

Допустим, что спрос внезапно вырос и представлен теперь линией D1D1, лежащей правее линии D0D0. Поскольку резерв мощности отсутствует, новое равновесие достигается исключительно за счёт повышения цены до Р1 при сохранении, естественно прежнего объёма продаж QK. В длительном периоде масштаб производства увеличивается за счёт ввода новых мощностей и линия предложения смещается в положение S1S1 (при возрастающих затратах). Новое равновесие достигается в точке Е2 при цене Р2 более высокой, чем Р0 но ниже, чем Р1 в объёме производства Q2 большем, чем QK.

Различие ситуаций равновесия, представленных на рис. 2.10, важно при оценке уровней цен на различных рынках. Например, высокие цены на легковые автомашины в России оказываются близкими к равновесным, если рассматривать их с точки зрения короткого периода, когда производственные мощности по выпуску их фиксированы, а коэффициент их использования высок. Однако они представляются завышенными с позиций длительного периода, в течение которого возможен рост мощностей, строительство новых предприятий.

Показатели эластичности.

Эласти́чность (англ. elasticity) — численная характеристика изменения одного показателя (например:спроса

или предложения) к другому показателю (например: цене, доходу) и показывающая, на сколько процентов изменится первый показатель при изменении второго на 1%.

Мерой возможного изменения спроса при изменении цены на товар является показатель ценовой эластичности (чувствительности) спроса

 
 

Ценовая эластичность спроса определяется как соотноше­ние процентного изменения спроса и процентного изменения це­ны, вызвавшего изменение спроса:

Показатели:

Эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1%.

Для всех товаров, за исключением товаров Гиффена, коэффициент эластичности спроса по цене — является отрицательным.

Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен:

Неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1 процент на каждый один процент снижения его цены.

Увеличение приобретаемого товара больше чем на 1% и снижение его цены на 1%. Данный вариант характеризует понятие эластичности спроса.

Приобретаемое количество товара возрастает вдвое вследствии снижения его цены в два раза. Данная характеристика вводит понятие единичной эластичности.

ΔQ — изменение величины спроса;

ΔP — изменение рыночной цены на товар;

 

2) Эластичность спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения дохода на 1%.

В силу того, что рост дохода увеличивает возможности совершения покупок, спрос на большинство товаров с увеличением доходов возрастает, т.е. эластичность спроса по доходу является положительной. Если при этом коэффициент эластичности по абсолютному значению крайне мал (0<Е<1), то речь идет о товарах первой необходимости. Если же — достаточно велик (Е>1), то о предметах роскоши.

Для товаров низкого качества, т.е. "относительно худших", эластичность спроса по доходу будет величиной отрицательной (Е<0).

Эластичность предложения

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.

ΔS — изменение величины предложения;

ΔP — изменение рыночной цены на товар;

 

 

20)ПРЕДЛОЖЕНИЕ – способность и желание продавцов предложить определенное количество товара по данной цене. Предложение характеризуется, в первую очередь, величиной предложения – количеством товаров, которое продавцы хотят и могут продать по данной цене. Таким образом, у них должно быть желание (согласие на продажу товара по данной цене) и возможность (наличие необходимого числа товаров) для продажи товара в данном количестве.
Можно рассматривать как индивидуальное предложение (предложение конкретного продавца), так и общую величину предложения (предложение всех продавцов, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина предложения на какой-либо товар. В макроэкономике также рассматривается совокупное предложение – общая величина предложения всех товаров всеми продавцами, действующими на данном рынке. Как правило, предложение товара подчиняется закону предложения.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар предложение этого товара повышается при прочих неизменных факторах.
Закон предложения может иметь исключения. Так, для целого ряда товаров сдерживающим фактором роста производства является ограниченность ресурсов. При достижении границы максимального использования ресурсов никакой рост цен не сможет увеличить производство, а с ним и предложение товаров.
Закон предложения имеет общепринятое в экономической науке графическое отображение в виде графика предложения.

СПРОС – платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Спрос характеризуется величиной спроса – количеством товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене. Под словом «готовы» нужно понимать то, что у них есть желание (потребность) и возможность (наличие необходимых денежных средств) для покупки товара в данном количестве. Необходимо заметить, что спрос – это потенциальная платежеспособная потребность. Его величина говорит о том, что покупатели готовы приобрести такое количество товаров. Но это не значит, что сделки в таких объемах действительно состоятся – это зависит от ряда экономических факторов. Например, производители могут оказаться не в состоянии выпустить такое количество товара. Можно рассматривать как индивидуальный спрос (спрос конкретного покупателя), так и общую величину спроса (спрос всех покупателей, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина спроса, так как индивидуальный спрос сильно зависит от личных предпочтений покупателя и, как правило, не отражает реальной картины, сложившейся на рынке. Так, конкретный покупатель может вообще не испытывать нужды в каком-либо товаре (например, велосипеде), тем не менее, на рынке в целом спрос на этот товар существует.
Как правило, спрос на товар подчиняется закону спроса.
ЗАКОН СПРОСА – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар спрос на этот товар снижается при прочих неизменных факторах.
Закон спроса может иметь отдельные исключения. Например, для некоторых престижных товаров небольшое увеличение цены иногда может приводить к повышению спроса, так как более высокая, по сравнению с аналогами, цена, создает у покупателя иллюзию того, что этот товар более качественный или модный.

21)

Линии спроса и предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий предложения (S) и спроса (D) - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием. Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе). Таким образом, равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения. Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.

22) Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции. В анализе конъюнктуры рынка, всегда особо выделяется совокупность потребителей, как неотъемлемой части рынка и цели анализа конъюнктуры рынка. Рынок - это механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей, в результате осуществляется оценка продукта и признается необходимость его производства. Рынок – отношение спроса и предложения. Совокупность экономических отношений связанных с обменом ресурсов хозяйственной деятельности.

Условия существования рынка:

1) наличие частной собственности

2) свобода предпринимательства

3) наличие личных интересов

4) конкуренции

5) свободное ценообразование

К функциям рынка относятся:

1)информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

2) посредническая — рынок выступает посредником между производителем и приобретателем;

3)ценообразующая — стоимость складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;

4)регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;

5)стимулирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные союзу экономические блага с наименьшими издержками и получать достаточную выгода.

К объектам рынка относят:

1)рабочую силу;

2)потребительские товары и услуги;

3)средства производства;

4)финансовый капитал;

5)интеллектуальную собственность.

Основные виды рынков:
-легальный рынок
- теневой рынок
- потребительский рынок
- рынок капиталов
- рынок рабочей силы
-рынок информации
-финансовый рынок
- валютный рынок и др.
- местный рынок
- национальный рынок
- международный региональный рынок
- мировой рынок

23) Рыночная экономика в условиях свободной конкуренции, постоянного изменения цен, регулирования экономических процессов на основе изменения соотношения спроса и предложения способна избежать хаотичного развития и достичь общего равновесия. Хотя в рыночной экономике возможны определенные просчеты, но цена на каждый товар устанавливается на основе равновесия между спросом и предложением. В каждый конкретный момент возникает определенное равновесие между спросом и предложением. И это равновесие довольно эффективна.

Известный французский экономист Л. Вальраса доказал, что в условиях рыночной экономики является возможность установления равновесной цены (или цены равновесия).

Равновесная цена - это такая цена на конкурентном рынке, при которой 1 спрос равен предложения, отсутствуют товарный дефицит и избыток товаров и услуг Такая цена не влияет на изменение объемов производства. Равновесие достигается в результате деятельности всех участников рынка и способствует обеспечению максимально высокого уровня удовлетворения потребностей. РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА – цена, для которой величины спроса и предложения равны. Иными словами, по данной цене производители готовы предложить ровно столько товара, сколько покупатели готовы купить. Отклонения от равновесной цены способны привести к состоянию дефицита или перепроизводства.

24) ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЯ - взаимосвязанные величины, отражающие взаимодействие спроса и предложения на конкретном рынке товаров и услуг. Излишек потребителя - дополнительная полезность или дополнительная выгода, получаемая потребителем благодаря тому, что цена покупаемого им товара или услуги оказалась ниже того максимума, к-рый он готов был заплатить. Совокупный И. потр. измеряется как площадь над уровнем цены слева от кривой спроса. Понятие используется в анализе затрат и результатов и т.п. как показатель изменений благосостояния (т.н. компенсаций и эквивалентов). Излишек производителя - дополнительный доход владельца факторов производства, возникающий вследствие того, что рыночная цена на продукцию оказалась выше той, по которой производитель готов был ее продавать (т.е. прямая или косвенная получаемая полезность оказывается больше полезности того, от чего отказываются). Совокупный И. пр. измеряется как площадь фигуры между уровнем цены и кривой предельных издержек слева от кривой спроса. Эта часть дохода продавца товара или услуги связана с тем, что цены в краткосрочном периоде не являются равновесными. Излишек потребителя достигает максимума в условиях совершенной конкуренции, тогда как излишек производителя растет с ростом монополизации рынка. Суммарный излишек является мерой аллокационной эффективности использования ресурсов.

ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ - разница между реальной ценой товара и той минимальной стоимостью, которую согласен получить за него производитель. ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ — разница между тем максимумом, который человек готов заплатить за товар (приобретенной полезностью товара), и рыночной ценой этого товара (т. е. оплаченной частью полезности). Цена товара для потребителя представляет собой его издержки при потреблении этого товара.

 

25) Теория поведения потребителя - часть экономической теории, которая изучает потребительские предпочтения, а так же распределение средств потребителя на покупку товаров и услуг. Само по себе потребительское поведение является совокупностью признаков и показателей, которые характеризуют действия потребителей - их потребительские предпочтения, структуру потребления, спрос на товары или услуги, способы использования доходов. Согласно теоретической базе английских классиков политической экономии, изучающих Теорию поведения потребителя, потребительское поведение делится согласно четырем ключевым постулатам:
1)потребитель рационален, т. е. способен трезво оценивать издержки и выгоды, а также последствия принимаемых решений, 2)потребитель независим и принимает решения самостоятельно, исходя из собственных предпочтений, 3)потребитель информирован и имеет достаточное количество информации для принятия решения, и, наконец, 4)потребитель эгоистичен, то есть стремится к максимальному улучшению своего положения, получению выгоды и удовлетворению своих потребностей. Теория поведения производителя - р аздел микроэкономического анализа, где исследуются различные виды предложения товаров и услуг рынку со стороны компаний или предпринимателей. Теория поведения производителей в сочетании с теорией потребления объясняет взаимодействие рыночных спроса и предложения. Комбинация двух названных теорий позволяет прогнозировать поведение как отдельного рынка, так и экономики в целом. Эти теории характеризуют реакцию потребителей и производителей на изменение конъюктуры рынка.

 

26) МОНОПОЛИЯ в экономике - ситуация на рынке, которая характеризуется наличием небольшого числа продавцов (редко единственного), каждый из которых способен повлиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги. При этом осуществляется определенный контроль над вхождением в данную отрасль др. фирм как потенциальных конкурентов. Барьеры, ограждающие монополию, могут быть либо установлены государством (в форме патентов, тарифов, франшиз), либо обусловлены превосходством монополиста в используемой им технологии или управленческом ноу-хау, либо связаны с необходимостью огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли. исключительное (монопольное) право в какой-либо сфере деятельности государства, организации, фирмы и т. д. Монополистическая структура рынка защищена целой системой практически непреодолимых барьеров для вхождения в отрасль независимых конкурентов.

Монополия - тип отраслевого рынка, на котором:
- присутствует единственный продавец товара, способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги;
- отсутствуют близкие заменители товара;
- имеются высокие барьеры входа.

Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок.

Естественная монополия может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий государства или ограниченной информации. Естественная монополия отличается большой возрастающей отдачей от масштаба, а производственные затраты много ниже в сравнении с совершенной конкуренцией или олигополией. Естественная монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства. Естественная монополия - монополия компании, обусловленная ее уникальным положением на рынке. Естественная монополия возникает в ситуации, когда одна компания в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на определенные товары или услуги с более низкими средними издержками, чем это смогли бы сделать несколько более мелких компаний.

 

27) Ценовая дискриминация - монополистическая конкуренция, при которой в один и тот же момент один и тот же продукт продается разным покупателям по разным ценам, причем разница в ценах не оправдана различиями в издержках производства этого продукта. Обязательными условиями ценовой дискриминации являются:
- отсутствие у покупателей возможности перепродажи продукта;
- наличие у продавца возможности градации покупателей в зависимости от их эластичности спроса на покупаемый товар.

Это продажа одного и того же товара разным покупателям по неодинаковым ценам. Обычно практикуется монополистами. Для проведения этой политики требуется наличие устойчиво сегментированного рынка, что позволяет монополистам использовать в своих интересах различные группы потребителей. Чистая ценовая дискриминация встречается редко, поскольку продавцы обычно слегка изменяют товар (например, путешествие по железной дороге в разных классах, разные места в театре). Государство может использовать ценовую дискриминацию с целью перераспределения богатства, однако, как правило, это способ реализации монопольного положения - извлечения более высокой чистой экономической прибыли. В США подобная ценовая практика объявлена Актом Клейтона незаконной в том случае, когда она ограничивает конкуренцию.

 

28) Олигополия - это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

Олигополии присущи следующие характерные черты:

1)немногочисленность фирм в отрасли. Обы


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.