Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Вопрос :Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукт

2017-11-28 381
Вопрос :Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукт 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск
 

 

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта - это тип рынка несовершенной конкуренции. В отличие от олигополии, этот вид рынка характеризуется множественностью кон­курентов.

В чем же сущность монополистической конкуренции? Очевидно, что наличие большого числа конкурентов в отрасли не дает возможности использования эффекта масштаба, на котором основана олигополия, а также взаимозависимого поведения фирм в отрасли. Это снижает барь­еры вступления в отрасль и усиливает конкуренцию, существенно ос­лабляя монополистическую власть над ценой. Но пусть и слабая, эта власть существует.

На чем же она основана? Что позволяет называть этот вид конку­ренции монополистической?

В данной модели монополизм, весьма ограниченный большим коли­чеством конкурентов, основан на дифференциации продукта. Напом­ним, что дифференцированные продукты - это неоднородные продук­ты, т. е. одинаковые по сути, но несколько отличающиеся по внешнему виду (вкусу, цвету, форме, упаковке), по консистенции, качеству и т. д. Ярким примером дифференциации продукта в монополистической кон­куренции являются безалкогольные напитки: «Лимонад», «Дюшес», «Байкал», и т. д. Принцип их производства один и тот же. Но существу­ют некоторые нюансы в технологии, создающие отличительные особен­ности продукта. К тому же один и тот же товар может дифференциро­ваться по качеству послепродажного обслуживания или обстановке, в которой он продается. Некоторым потребителям, например, в уютном кафе-баре, оформленном под кают-компанию, те же самые напитки ка­жутся вкуснее, чем просто купленные в магазине. И потребитель согла­сится заплатить дороже за сочетание приятного с полезным. Таким об­разом, посредством дифференциации продукта монополистический кон­курент уменьшает эластичность спроса по цене. Повышая цену, моно­полистический конкурент не лишается всех потребителей, как это было бы при совершенной конкуренции. Рынок несколько сузится, но останут­ся те, кто устойчиво предпочитает продукцию только данного произ­водителя.

Благодаря наличию некоторой власти над ценой (либо невысокой эластичности спроса по цене) кривая спроса (или линия цены) монопо­листического конкурента имеет отрицательный наклон, как и у монопо­лии. Соответственно отрицательный наклон имеет и линия предельного дохода (MR). Если кривая спроса пересекается с осью абсцисс в точке Q, то линия предельного дохода пересекает ось абсцисс в точке 1/2 Q. Средние и предельные издержки (АС и МС) монополистического конку­рента изменяются в зависимости от объема выпуска по тем же прави­лам, что и в условиях обычной монополии (рис. 7.13).

Рис.7.13. Краткосрочное равновесие монополистического конкурента (затененным прямоугольником показана величина сверхприбыли монополистического конкурента, обладающего некоторой властью над ценой)

 

Из рисунка видно, что графическое изображение монополистическо­го конкурента аналогично положению фирмы-монополиста. Ведь, вне­дряясь на рынок с новой разновидностью продукта, производитель за­нимает на нем определенную нишу. В пределах дифференциации (т.е. отличий, самобытности) своего продукта он - монополист, но в рамках всей отрасли - конкурент. Именно высокая конкурентность рынка дан­ной модели и довольно узкие возможности монополистического поведе­ния ограничивают получение фирмой сверхприбыли краткосрочным пе­риодом. Поэтому для монополистического конкурента с дифференциа­цией продукта более характерным является отсутствие сверхприбыли в долгосрочном периоде (рис. 7.14).

Из рисунка видно, что в долгосрочном периоде монополистический конкурент получает нормальную прибыль, компенсируя из продажной цены только свои средние издержки.

Почему же получение сверхприбыли не характерно для монополис­тского конкурента? Дело в том, что власть над ценой монополистических конкурентов, как было упомянуто выше, весьма ограничена. Прежде всего, тем, что они производят, в сущности, один и тот же товар: наличие дифференциации, т. е. отличительных особенностей, не меняет основного содержания продукта. Например, прохладительные напитки так и останутся прохладительными напитками, независимо от вкуса и цвета, или от того, кто за прилавком: интеллигентная красавица или самодовольный «дутыш».

 

Рис. 7.14. Долгосрочное равновесие монополистического конкурента

 

С другой стороны, данная модель рынка предполагает ценовую конкуренцию. Снижение цены в краткосрочном периоде могло бы по­мочь расширить рынок за счет конкурентов и получить сверхприбыль. Однако не следует забывать, что эластичность спроса по цене у моно­полистического конкурента невысока, и получить сверхприбыль от рас­ширения объема продаж затруднительно.

Кроме того, возможности получения сверхприбыли могут быть свя­заны с сокращением средних издержек, а это, в свою очередь, зависит от усовершенствования или внедрения новых технологий. Финансирова­ние научных разработок и их внедрение - дорогой, долгий и рискован­ный путь. Поэтому фирмы в конкурентной борьбе перемещаются из области ценового соперничества в область неценовой конкуренции. Реклама и послепродажное обслуживание, маркетинговые исследова­ния и т. п. - все это инструменты неценовой конкуренции, увеличива­ющие расходы по сбыту, но сокращающие путь к потребителю. При монополистической конкуренции реклама выполняет следующие функции: формирует и расширяет спрос, а также снижает ценовую эластичность спроса, помогая фирме усилить власть над ценой. Под влиянием рекламы покупатель может не снижать свой спрос при повы­шении цены, а иногда и расширить его. Вот уж поистине - «реклама - двигатель торговли!».

Еще один фактор, затрудняющий получение монополистическим конкурентом сверхприбыли, - невысокие барьеры вступления в отрасль, укрепляясь на рынке, фирма с новой маркой продукта создает свой сегмент за счет сокращения долей других участников рынка, что неизбеж­но отразится на их прибыли. К тому же новую марку (новую особен­ность) продукта создать куда проще, чем принципиально иной продукт. Поэтому появление новых фирм на рынке монополистической конкурен­ции - явление более частое, чем в условиях олигополии, что сокращает продолжительность получения сверхприбыли монополистическими конку­рентами.

На графике (рис. 7.14) показан результат разнонаправленного дви­жения кривых спроса и средних издержек в долгосрочном периоде. Кри­вая спроса D на продукцию фирмы сдвигается влево вследствие вне­дрения в отрасль привлеченных сверхприбылью новых производителей, а кривая средних издержек перемещается вверх в связи с дополнитель­ными затратами фирмы на ведение неценовой конкуренции. Сверх­прибыль исчезает, монополистический конкурент получает лишь нор­мальную прибыль в условиях неполной загрузки его производствен­ных мощностей - в точке долгосрочного равновесия Е1 средние из­держки не достигли своего минимума ACmin. Цена на продукцию фир­мы (P1установилась на более высоком уровне, чем тот, который на­блюдался бы при совершенной конкуренции. Но это - плата за разно­образие, за возможность выбора богатого спектра товаров и услуг, за более полное удовлетворение потребностей людей.

Итак, в отличие от монополии и олигополии, монополистическая кон­куренция характеризуется относительно невысокими барьерами вступ­ления в отрасль и множественностью производителей. Эти условия оп­ределяют высокую степень соперничества между монополистическими конкурентами, ослабляя их власть над ценой. Поэтому ценообразова­ние в данной модели рынка больше конкурентное, чем монополисти­ческое. Цены в условиях монополистической конкуренции несут в себе более точную рыночную информацию: они подвижны и не завы­шены так, как в условиях олигополии и монополии. Из этого следует, что монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта приводит к меньшим потерям в излишке потребителя и меньшему «мертвому убытку» (чистым потерям) общества, чем другие типы рынка несовершенной конкуренции.

27 вопрос: Налоговая система

Налоговая система – это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов. Принципы построения налоговой системы:

• всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

• стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

• равнонапряженность – взимание соответствующего налога по одинаковым для всех налогоплательщиков ставкам;

• обязательность – принудительность налога; неизбежность его выплаты;

• самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;

• социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика налога и государства различают:

прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на других субъектов (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.);

косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие (налог на добавленную стоимость; акцизы – налоги, включаемые в цену товаров массового потребления: соль, табак, спиртные напитки; таможенные пошлины; налог с продаж и др.).

В зависимости от органа, который взимает налоги и ими распоряжается, различают общегосударственные и местные налоги. К общегосударственным, как правило, относятся подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины и др. К местным – земельный налог, поимущественный налог и др.

По целям использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования расходов государственных или местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов: субъект, объект налогообложения, ставки налога, источник налога, налоговые льготы, порядок изъятия, налоговые санкции.

Субъект налога (или налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Объект налога – это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др. В законе о налоге указывается, в каких единицах измеряется объект налога (денежные единицы – в налоге на заработную плату, прибыль; гектар, акр – в земельном налоге; человек – в подушном налоге).

Источник налога – доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.).

Налоговая ставка (t) – величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в % к объекту обложения). Различают среднюю и предельную налоговую ставку. Первая характеризует долю налога в доходе, вторая – прирост налога по отношению к приросту дохода.

Налоговые ставки являются важнейшим элементом налога, реализующим на практике функции налогов и принципы налогообложения. Существуют различные методы построения налоговой ставки (рис. 11.1).

 

Рис. 11.1. Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный

 

В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, различают:

пропорциональное налогообложение, при котором используется одна и та же ставка безотносительно в величине дохода, подлежащего налогообложению. В этом случае доля налога в доходе остается постоянной, независимой от величины дохода (рис. 11.1, линия б). Прирост налога Т 3 Т 4 равен приросту дохода Y 1 Y 2 ;

прогрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка обложения возрастает по мере увеличения дохода, соответственно доля налога в доходе по мере роста дохода возрастает (рис. 11.1, линия а). Прирост налога Т 1 Т 2 больше прироста дохода Y 1 Y 2 ;

регрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка налога уменьшается. Налоги могут быть регрессивными даже и при неизменной ставке налогообложения. В любом случае при регрессивном налогообложении доля налога в доходе по мере роста дохода падает (рис. 11.1, линия в). Прирост налога Т 5 Т 6 , меньше прироста дохода Y 1 Y 2 ;

Зависимость между получаемыми государством налоговыми поступлениями (Q) и ставками налогов (t) описывается кривой Лаффера (рис. 11.2).

 

 

Согласно этой кривой максимальные поступления налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога (t opt). Превышение этого уровня (до t 1) ведет к утрате стимулов к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, уменьшает доходы и поступления в бюджет (Q 1 <Q max). Наоборот, переход к более низкой ставке обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, совокупных доходов и в результате – увеличение поступлений в бюджет. Найти оптимальную шкалу налогообложения теоретически не удается, она определяется эмпирически и, отражая национальные, психологические, конкретно-экономические, культурные особенности страны, различна для разных стран.

Важным элементом налоговой политики, методом государственного регулирования экономики, обеспечения социальной защиты некоторых видов деятельности и определенных групп населения являются налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Налоговые льготы могут быть предоставлены путем: установления необлагаемого минимума, исключения из облагаемого дохода некоторых расходов или определенных видов доходов налогоплательщика, уменьшения налоговой ставки, предоставления налогового кредита, возврата ранее выплаченных налогов, полного освобождения, от уплаты налогов и др.

Наконец, налоговое законодательство предусматривает разного рода санкции (от штрафов различных размеров до уголовной ответственности) за нарушения в сфере налогообложения: уклонения от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и т.п.

 

Функции налоговой системы
Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

  1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
  2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.
  3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
  4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.