С использованием личностно-ориентированных технологий» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

С использованием личностно-ориентированных технологий»

2017-11-28 229
С использованием личностно-ориентированных технологий» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семинар-практикум

«Развитие навыков саморегуляции педагога

С использованием личностно-ориентированных технологий»

 

Пояснительная записка

Человеку от природы дана способность к саморегуляции, необходимая для того, чтобы сохранять свою целостность и равновесие на протяжении жизни. Саморегуляция основана на умении человека восстанавливать израсходованный физический и психический потенциал, открывать новые возможности и ресурсы.

Профессия педагога связана с большими затратами физической, интеллектуальной и психической энергии, и овладение способами саморегуляции необходимо для управления своим состоянием, возможностью разрешать проблемные и конфликтные ситуации, обретать новые смыслы в кризисные периоды своей жизни.

Саморегуляция обеспечивает педагогу эффективное взаимодействие с окружающей средой, адаптацию в изменяющихся условиях жизнедеятельности, самосовершенствование и самореализацию.

В психологическом словаре А.В Петровского и М.Г.Ярошевского саморегуляция характеризуется как, (от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать) - целесообразное функционирование живых уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта [2].

Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий [1].

В контексте развития саморегуляции педагога актуальным и перспективным является использование личностно-ориентированных технологий.

Эффективное использование личностно-ориентированных технологий в развитии саморегуляции поможет педагогам справиться с определенными профессиональными трудностями, окажет существенное влияние на развитие эмоциональной устойчивости.

В условиях МГГИПК и ПКО слушатели знакомятся с личностно-ориентированными технологиями, которые отрабатывают на практических занятиях.

Цель: создать условия для формирования у слушателей потребности в организации работы по развитию саморегуляции педагога с использованием личностно-ориентированных технологий в системе повышения квалификации кадров образования.

Задачи:

· формировать представление педагога о возможностях и способах управления рабочим самочувствием;

· повышать уровень эмоциональной культуры педагога;

· оперативно восстанавливать свою работоспособность.

Оборудование: музыкальная программа для релаксации, магнитная запись фрагмента сеанса AT.

Ключевые понятия: произвольная регуляция; психическая саморегуляция; дыхательные техники; двигательные упражнения; массаж; релаксация; аутогенная тренировка, медитация.

Тематический план

№ темы Название темы К-во часов (практ.)
Тема Развитие навыков саморегуляции педагога с использованием личностно-ориентированных технологий  

Содержание программы

1. Мозговой штурм “Способы саморегуляции в ситуации стресса”

Работа в микро группах.

Цель: выяснение способов управления своими эмоциями

· Какие примеры из личного опыта (педагогического, житейского) показывают важность умения управлять собой?

· Зачем педагогу умение владеть собой?

· Каковы способы саморегуляции самочувствия учителей?

· Как боретесь с негативными эмоциями?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Дыхательные техники

С успокаивающим эффектом

Упражнение “Отдых”

Исходное положение — стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1—2 минут. Затем медленно выпрямиться.

Упражнение “Передышка”

Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания — один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

С тонизирующим эффектом

Упражнение “Мобилизующее дыхание”

Исходное положение — стоя, сидя (спина прямая). Выдохнуть воздух из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох — такой же продолжительности как вдох. Затем постепенно увеличивайте фазу вдоха. Ниже предложена цифровая запись возможного выполнения данного упражнения. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, в скобки заключена пауза (задержка дыхания), затем — фаза выдоха:

4 (2) 4, 5 (2) 4; 6 (3) 4; 7 (3) 4; 8 (4) 4;

8 (4) 4, 8 (4) 5; 8 (4) 6; 8 (4) 7; 8 (4) 8;

8 (4) 8; 8 (4) 7; 7 (3) 6; 6 (3) 5; 5 (2) 4.

Дыхание регулируется счетом преподавателя, проводящего занятия, еще лучше с помощью метронома, а дома - мысленным счетом самого занимающегося. Каждый счет приблизительно равен секунде, при ходьбе его удобно приравнивать к скорости шагов.

Упражнение “Замок”

Исходное положение — сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении “замок”. Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2— 3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

II. Релаксационное техники

Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

Упражнение “Огонь - лед”

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего “Огонь” участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде “Лед” участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Упражнение “Дождь”

Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

ПРИЛОЖЕНИЕ3.

Медитативные техники

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

Упражнение “Концентрация на нейтральном предмете”

В течение нескольких минут сконцентрировать свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможности:

Рефлексия ощущений: Удалось ли вам длительно сосредоточить свое внимание на каком-либо объекте? На чем легче удерживать внимание — на предмете или звуке? От чего это зависит? Какие свойства внимания необходимы для концентрации?

Упражнение “Сосредоточение на эмоциях и настроении”

Инструкция:

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

IV. Аутогенные техники:

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, вну­шение в состоянии релаксации, развитие произвольности.

Семинар-практикум

«Развитие навыков саморегуляции педагога

с использованием личностно-ориентированных технологий»

 

Пояснительная записка

Человеку от природы дана способность к саморегуляции, необходимая для того, чтобы сохранять свою целостность и равновесие на протяжении жизни. Саморегуляция основана на умении человека восстанавливать израсходованный физический и психический потенциал, открывать новые возможности и ресурсы.

Профессия педагога связана с большими затратами физической, интеллектуальной и психической энергии, и овладение способами саморегуляции необходимо для управления своим состоянием, возможностью разрешать проблемные и конфликтные ситуации, обретать новые смыслы в кризисные периоды своей жизни.

Саморегуляция обеспечивает педагогу эффективное взаимодействие с окружающей средой, адаптацию в изменяющихся условиях жизнедеятельности, самосовершенствование и самореализацию.

В психологическом словаре А.В Петровского и М.Г.Ярошевского саморегуляция характеризуется как, (от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать) - целесообразное функционирование живых уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта [2].

Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий [1].

В контексте развития саморегуляции педагога актуальным и перспективным является использование личностно-ориентированных технологий.

Эффективное использование личностно-ориентированных технологий в развитии саморегуляции поможет педагогам справиться с определенными профессиональными трудностями, окажет существенное влияние на развитие эмоциональной устойчивости.

В условиях МГГИПК и ПКО слушатели знакомятся с личностно-ориентированными технологиями, которые отрабатывают на практических занятиях.

Цель: создать условия для формирования у слушателей потребности в организации работы по развитию саморегуляции педагога с использованием личностно-ориентированных технологий в системе повышения квалификации кадров образования.

Задачи:

· формировать представление педагога о возможностях и способах управления рабочим самочувствием;

· повышать уровень эмоциональной культуры педагога;

· оперативно восстанавливать свою работоспособность.

Оборудование: музыкальная программа для релаксации, магнитная запись фрагмента сеанса AT.

Ключевые понятия: произвольная регуляция; психическая саморегуляция; дыхательные техники; двигательные упражнения; массаж; релаксация; аутогенная тренировка, медитация.

Тематический план

№ темы Название темы К-во часов (практ.)
Тема Развитие навыков саморегуляции педагога с использованием личностно-ориентированных технологий  

Содержание программы

1. Мозговой штурм “Способы саморегуляции в ситуации стресса”

Работа в микро группах.

Цель: выяснение способов управления своими эмоциями

· Какие примеры из личного опыта (педагогического, житейского) показывают важность умения управлять собой?

· Зачем педагогу умение владеть собой?

· Каковы способы саморегуляции самочувствия учителей?

· Как боретесь с негативными эмоциями?


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.