Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-11-28 | 626 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Для определения количества информации при разработке коммуникационных сетей или определении требуемой емкости запоминающих устройств ее измерение в битах и байтах полезно, но, к сожалению, не может быть использовано при оценке информативности, например, управленческих документов. Оценивать литературное произведение или научную статью таким способом вряд ли целесообразно. Хотя в лингвистике есть задачи, для которых методы классической теории информации бывают полезны.
Осознание этого факта привело к развитию так называемой семантической меры информации, т.е. характеристики информации с точки зрения ее смысла и содержания.
Семантика – раздел языкознания, изучающий значения, смысл отдельных единиц языка, слов и оборотов речи, связь между содержанием и знаком в процессе мышления, ее зависимость от прошлого опыта получателя сообщения. Семантический аспект является предметом исследования науки о знаках – семиотики.
Семиотика – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (естественных и искусственных языков) и природе (коммуникации в мире животных). Семиотика изучает знаковую структуру сообщений как абстрактного отображения реальных явлений, а семантика изучает процесс преобразования смысла сообщения в знания.
Для условного обозначения объектов и явлений, данных в ощущениях, человек стал использовать специальные символы, знаки. Смысл знака в том, какую информацию о чем-то другом, непосредственно не связанном с сигналом, он несет. Каждый знак соотносится с другим знаком, образуя знаковую систему. Вне договора (даже с самим собой) знака не существует.
Осознанное использование даже нескольких простых знаков расширяет возможности мозга и способствует его развитию, что в свою очередь обуславливает совершенствование знаков и постепенно приводит к возникновению сложных знаковых систем. И мозг, и используемые системы знаков развиваются «в направлении прогресса обоих слагаемых». На определенном этапе этой эволюции люди начинают выражать общие, абстрактные идеи, не связанные непосредственно с какими-либо ощущениями, что дает им возможность развиться в особое высшее существо. Животные не обладают способностью к абстракции, использованию каких-либо обобщающих знаков [37].
|
Следствием развития знаковых систем, стало появление языков, «изобретенных» человеком для реализации своих мыслительных способностей.
Все знаки языка тесно связаны между собой, и значение каждого зависит от соотношения других элементов. Существует сложное взаимодействие слов, поддерживающих друг друга. Это позволяет с помощью ограниченного набора средств выразить неограниченное количество смыслов.
Язык можно считать главной, универсальной знаковой системой, так как его появление стало основой развитие человеческой цивилизации и с его помощью можно пересказать, описать содержание большинства других знаковых систем (возможно, кроме музыки и абстрактного искусства).
Многие знаковые системы активно используют естественный язык для расширения своих возможностей: требуются комментарии к математическим выкладкам, необходимо давать названия объектов на географических и других картах, составлять спецификации к техническим чертежам и пр.
Язык – средство информационного отображения, обозначения, кодирования объектов реального мира. Он позволяет охватывать, смоделировать и внешний, и внутренний мир человека, тончайшие нюансы его переживаний.
Язык – средство базовых информационных процессов – мышления и памяти. На нем мы думаем, творим, принимаем решения. Человек начинает себя помнить с возраста, когда достаточно хорошо овладел родным языком.
|
Язык – главное средство общения, информационных коммуникаций, без которых не смогло бы зародится человеческое общество. Интересно, что все известные к настоящему времени древние племена, на какой бы низкой стадии развития они не находились, имеют свой язык.
Язык – результат многовекового творчества, длительной эволюции. С одной стороны, это живая развивающаяся знаковая система, позволяющая отображать все новейшие образования, а с другой, система достаточно консервативная: практически все модные «уродства и искажения» довольно быстро исчезают и забываются.
Методы точного количественного определения смыслового содержания информации, выраженной с помощью известных знаковых систем, в настоящее время еще не разработаны. Однако можно изложить некоторые рациональные соображения и подходы к решению этой проблемы.
Семантическая мера должна учитывать не только структуру и содержание самого сообщения, взятого изолированно от получателя, но еще и запас знаний получателя, т.е. что нового несет получателю сообщение по сравнению с тем, что он уже знал или предполагал. Информативность сообщения измеряется тем вновь приобретенным знанием, которое возникает у получателя в результате усвоения сообщения.
Количество семантической информации в сообщении, количество новых знаний, получаемых пользователем, является величиной относительной. Одно и то же сообщение может иметь понятное смысловое содержание для компетентного получателя и быть бессмысленным для некомпетентного.
На этой идее – оценке информационной содержательности сообщений с учетом «запаса знаний» (тезауруса) получателя или приемника сообщений основывается подход, предложенный Ю.А.Шрейдером.
Тезаурусом (от греческого «сокровище») называют словарь, в котором указаны не только значения отдельных слов, но и смысловые связи между ними. Тезаурус – это совокупность сведений, знаний, которыми располагает получатель информации (человек или система).
В данном изложении под тезаурусом будет пониматься некий обобщенный справочник, определяющий уровень знаний получателя сообщений.
При этом очевидно, что сообщения, которые содержат новую для получателя семантическую информацию, изменяют, обогащают его тезаурус.
|
Если сообщение не вносит ничего нового в тезаурус получателя, то естественно считать, что смысловая, семантическая информация, которая содержится в этом сообщении, равна нулю. Если одно из двух сообщений изменяет тезаурус весьма незначительно, а другое вносит в него существенные изменения, то естественно считать, что второе сообщение значительно содержательнее, несет в себе значительно б о льшую семантическую информацию. При этом под изменением тезауруса следует понимать не только появление новых понятий, но и установление новых связей между ними, ликвидацию устаревших понятий или связей и т.д.
Можно наглядно показать количественную зависимость семантической информации, которая содержится в одном и том же сообщении, от тезауруса получателя этой информации. Пусть рассматриваемое сообщение представляет собой формулу для вычисления определенного интеграла от логарифмической функции:
.
Для того чтобы извлечь из этого сообщения какую-либо семантическую информацию Ic, получатель должен обладать некоторым тезаурусом Т в данной области знания, причем зависимость Ic = F(Т) можно изобразить графически в виде кривой, имеющей максимум (рис.3).
Дошкольник Школьник Студент Инженер Профессор математики
Рис. 3. Зависимость количества семантической информации в сообщении
от тезауруса получателя
В самом деле, для дошкольника младшего возраста приведенная формула не несет никакой информации, но ребенок возраста 5—7 лет сможет распознать в ней отдельные элементы, например цифры 0, 1, 8.
Школьник младших классов, обладающий б о льшим тезаурусом, обнаружит в этой формуле равенство двух дробей, хотя не поймет еще ни знака интеграла, ни натурального логарифма, ни буквы π.
Старший школьник разберется во всей этой символике, а десятиклассник поймет, что это формула интегрирования. Наибольшую информацию из приведенного выражения извлечет студент 1—2-го курса. По мере дальнейшего возрастания тезауруса новая информация, извлеченная из этого выражения, будет уменьшаться и для профессора-математика будет близка к нулю.
Впрочем, и профессор может нетвердо помнить наизусть формулы интегрирования, и поэтому приведенная формула может и для него нести некоторую небольшую информацию, способствующую вспоминанию или закреплению известных сведений.
|
Таким образом, одно и то же математическое выражение ничего не говорит человеку, совершенно не знающему математической символики и не имеющему представления об элементарных математических законах и соотношениях (Т = 0, Ic= 0); оно же весьма содержательно для человека, обладающего соответствующей математической подготовкой, но ранее не знавшего сообщенных ему математических соотношений (Т > 0, Ic = Ic макс), и опять становится мало содержательным для высокообразованного математика, который «все это уже давно знает» (Т à Т макс; Icà 0) [21,13].
В области организационного управления и экономики исторически сложилось огромное разнообразие форм документов, а также существует неоднозначность смысла многих терминов, показателей и их кодовых обозначений. Решение проблем рационального представления экономической информации составляет содержание экономической семиотики. В рамках данного научного направления на основе количественного и качественного анализа информационных потоков, обслуживающих экономическую деятельность предприятий и отраслей, делаются попытки формирования структуры тезауруса экономических систем, т.е. совокупности понятий и их взаимосвязей, на основе которых и должны строиться языки управления этими системами. Ведется работа над созданием эффективных систем управленческой документации, проблемно-ориентированных алгоритмических языков, классификаторов. Другими словами, ведется поиск эффективной знаковой системы для отображения информационных процессов в области организационного управления.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!