Критерии сформированности ОУУН. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Критерии сформированности ОУУН.

2017-11-28 236
Критерии сформированности ОУУН. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В основу систематизации требований к оцениванию освоения учащимися общеучебных умений могут быть положены следующие стратегии:

· нормативно-индивидуальная стратегия, предполагающая оценивание результатов ученика на основании их сравнения с установленной нормой;

· нормативно-групповая стратегия, предполагающая оценивание результатов ученика на основании сравнения с выполнением нормы другими учениками;

· нормативно-ретроспективная стратегия, предполагающая оценивание результатов ученика на основании сравнения сегодняшних результатов ученика с выполнением нормы в прошлом.

В своей практике мы применяем все три оценочных суждения о качестве общеучебных умений, комментируя это в классе (в зависимости от того, за какой этап изучения темы ставится оценка).

Основой развития оценочной деятельности является групповое обсуждение в классе вопросов: эталонная работа, правильно ли оценена выполненная работа, в чем причины ошибок и что нужно сделать, чтобы их устранить? Такая работа позволяет не только формировать и развивать общеучебные умения, но и более эффективно организовывать деятельность учащихся по освоению содержания традиционных учебных дисциплин.


25. Принципы мониторинга. Системы. Виды. Типы мониторинга. Объект, предмет и субъект мониторинга. Мониторинг качества образования (федеральный уровень)

Под системой мониторинга понимается совокупность элементов, взаимодействие которых обеспечивает осуществление мониторинговых процедур.
Такими элементами, составляющими структуру мониторинговой системы, являются:
субъекты мониторинга;
комплекс мониторинговых показателей;
инструментарий и инструменты мониторинговой деятельности;
мониторинговая деятельность.
Субъектами мониторинга являются носители мониторинговых функций, осуществляющие эти функции. Они условно подразделяются на две большие группы: тех, кто ее отбирает и обрабатывает. Таким образом, субъектами в системе мониторинга выступают как организации, структуры, так и отдельные люди.
В качестве комплекса мониторинговых показателей выступает совокупность первичных и вторичных показателей, которые способны обеспечить целостное представление о состоянии системы, о качественных и количественных изменениях в ней.
Инструментарием мониторинговой деятельности выступает совокупность
форм статистической отчетности;
информационных стандартов;
анкет;
опросных листов,
и т. п., которые используют субъекты мониторинга в своей деятельности.
Инструментами мониторинговой деятельности являются различные технические средства, используемые субъектами мониторинга в своей деятельности. Это электронно-вычислительная и иная техника.
Мониторинговая деятельность представляет собой совокупность мониторинговых процедур. Например, сбор, обработка и представление информации (мониторинговые процедуры), организация и обеспечение мониторинговых процедур.
Кроме того, к системе мониторинга можно отнести различные подсистемы мониторинга, которые отличаются между собой по уровню объекта и предмету мониторинга.
Если проанализировать характер возможных объектов мониторинга можно отметить, что ими могут быть как сложные системные объекты (например, здоровье, климат, экологическое состояние, средства массовой информации, радио коммуникации, цены и пр.), так и достаточно локальные (например, переселение птиц, региональные выборы, качество работы конкретных сетей, кровяное давление во время анестезии и пр.). Однако, есть нечто общее, что объединяет все эти разнородные объекты, принадлежащие различным сферам деятельности.


26. Информирование общественности о результатах деятельности образовательного учреждения. Подготовка публичных докладов. Разграничение мониторинговых функций на разных уровнях управления школы. Аппарат мониторинга

При подготовке, публикации и использовании данных Публичного доклада сотрудники школы руководствуются следующими нормативными документами:

- ст. 32 Закона РФ «Об образовании»,

- письмо Департамента стратегического развития Минобрнауки РФ от 28.10.2010 г. №13-321 «О подготовке Публичных докладов»,

Использование в докладе персональных данных участников образовательного процесса - обучающихся, их родителей (законных представителей), работников школы осуществляется с соблюдением конституционных гарантий прав граждан в области информации, неприкосновенности тайны личной и семейной жизни, требований Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации",

В методических рекомендациях Минобрнауки РФ дается следующее определение: Публичный доклад – аналитический публичный документ в форме периодического отчета образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития образовательного учреждения.

Публичный доклад адресован широкому кругу читателей: представителям органов законодательной и исполнительной власти, учащимся и/или их родителям, работникам системы образования, представителям средств массовой информации, общественным организациям и другим заинтересованным лицам.

Основными целями Публичного доклада являются:

- обеспечение информационной основы для организации диалога и согласования интересов всех участников образовательного процесса, включая представителей общественности;

- обеспечение прозрачности функционирования образовательного учреждения;

- информирование потребителей образовательных услуг о приоритетных направлениях развития учреждения, планируемых мероприятиях и ожидаемых результатах его деятельности.

Основными источниками информации для Публичного доклада являются:

-государственная статистическая отчетность системы образования,

-официальные региональные и муниципальные мониторинговые исследования,

-репрезентативные социологические и психологические исследования, данные внутреннего мониторинга школы.

Подготовка Публичного доклада включает следующие этапы:

- утверждение приказом по школе состава рабочей группы, ответственной за подготовку разделов Публичного доклада в соответствии со своими функциональными обязанностями и курируемыми направлениями деятельности школы и сроков подготовки ПД (Приказ «О подготовке Публичного доклада за 2011-2012 уч. год, плана работы МБОУ СОШ № 10 г. Павлово на 2012 – 2013 уч. год» от 28.04.2012 г. № 149);

- разработка членами рабочей группы структуры Публичного доклада в соответствии с Положением;

- сбор необходимых для Публичного доклада данных (в том числе посредством опросов, анкетирования, иных социологических методов, мониторинга);

- написание отдельных разделов Публичного доклада с обсуждением на заседаниях различных органов государственно-общественного управления школой (Педсовет, родительский комитет и т.д.);

- представление проекта Публичного доклада на заседании Совета Учреждения

- доработка проекта Публичного доклада с учетом обсуждения на заседании Совета Учреждения;

- утверждение Публичного доклада председателем Совета Учреждения и директором школы

- подготовка Публичного доклада к публикации;

- размещение Публичного доклада на сайте школы и выпуск сборника (брошюры) с полным текстом Публичного доклада.

В подготовке Публичного доклада принимают участие представители всех групп участников образовательного процесса: педагоги, руководящие работники, обучающиеся, родители (законные представители).

Публичный доклад школы № 10 включает 8 разделов.

1 раздел «Общая характеристика учреждения»

- полное наименование, тип, вид;

- лицензия на образовательную деятельность, государственная аккредитация;

- характеристика контингента обучающихся;

- педагогические основы деятельности школы;

- основные позиции плана (программы) развития школы (приоритеты, направления, задачи, решавшиеся в отчетном году);

- вехи развития школы;

- социальная характеристика семей;

- структура управления;

- органы государственно-общественного управления и самоуправления;

- наличие сайта учреждения;

- контактная информация.

2 раздел «Особенности организации и содержание образовательного процесса»

- характеристика образовательных программ по ступеням обучения;

- информация об обеспеченности учебниками;

- дополнительные образовательные услуги;

- особенности системы воспитания;

- образовательные технологии и методы обучения, используемые в образовательном процессе;

- инновационная и опытно-экспериментальная деятельность;

- виды внеклассной, внеурочной деятельности;

- характеристика психологического и логопедического сопровождения образовательного процесса.

3 раздел «Условия осуществления образовательного процесса»

- режим работы;

- учебно-материальная база и ресурсная база;

- IT-инфраструктура;

- условия для досуговой деятельности и дополнительного образования;

- организация введения ФГОС;

- организация летнего отдыха детей;

- организация питания, медицинского обслуживания (данные о состоянии здоровья обучающихся (в динамике по группам здоровья));

- данные о достижениях и проблемах социализации обучающихся (правонарушения, поведенческие риски);

- обеспечение безопасности;

- условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

- кадровый состав (административный, педагогический, вспомогательный; уровень квалификации; система повышения квалификации; награды, звания, заслуги);

4 раздел «Результаты деятельности учреждения, качество образования»

- результаты мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся;

- результаты промежуточной аттестации обучающихся;

- результаты единого государственного экзамена;

- результаты государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах;

- внутришкольный контроль знаний обучающихся. Качество знаний и уровень обученности по предметам;

- результаты внутришкольной оценки качества образования;

- результаты работы с одаренными детьми;

- достижения обучающихся в олимпиадах;

- достижения обучающихся в районных, областных, федеральных конкурсах, соревнованиях и т.п.;

- достижения учреждения в конкурсах;

5 раздел «Социальная активность и внешние связи учреждения»

- проекты и мероприятия, реализуемые в интересах и с участием местного сообщества, социальные партнеры учреждения;

- взаимодействие с учреждениями профессионального образования;

- участие учреждения в сетевом взаимодействии;

- оценки и отзывы потребителей образовательных услуг.

6 раздел «Финансово-экономическая деятельность учреждения»

- годовой бюджет;

- распределение средств бюджета учреждения по источникам деятельность их получения;

- соотношение статей консолидированного бюджета по направлениям;

- использование средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также средств спонсоров, благотворительных фондов;

- объемы и источники финансирования программы перспективного развития.

7 раздел «Информация о решениях, принятых образовательным учреждением в течение учебного года по итогам общественного обсуждения, их реализация»

- информация о решениях, связанная с исполнением решений, которые принимаются учреждением с учётом общественной оценки его деятельности по итогам публикации предыдущего доклада;

- информация о решениях, принятых образовательным учреждением в течение учебного года по итогам общественного обсуждения органами государственно-общественного управления учреждением и их реализации.

8 раздел «Заключение. Перспективы и планы развития»

- подведение итогов реализации программы развития учреждения за отчетный год;

- задачи на следующий год и в среднесрочной перспективе;

- новые проекты, программы и технологии;

- программы, проекты, конкурсы, гранты, в которых планирует принять участие учреждение в предстоящем году.


27. Разграничение мониторинговых функций на разных уровнях управления школы. Аппарат мониторинга

Мониторинг системы образования призван обеспечить органы ее управления объективной, достоверной, надежной и развернутой информацией, описывающей достижения учащихся (школьников, студентов и т.д.) в интересующих их образовательных учреждениях. Эта информация позволяет обеспечить новый уровень принятия управленческих решений, а также оценить их эффективность их реализации.

В интересах организации и осуществления мониторинга образовательная система Российской Федерации рассматривается на трех уровнях.

Первый уровень - это учащийся, который должен сознательно управлять своей деятельностью, направляя ее на достижение целей обучения. Если управление на этом уровне отсутствует или не согласовано с целями обучения, то создается ситуация, когда учащегося учат, но он сам не учится.

Второй уровень педагог (преподаватель, учитель). Это главная фигура управления учебным процессом образовательного учреждения. Он организует деятельность каждого учащегося и учебной группы (класса) в целом, направляет и корректирует ход учебного процесса. Объектами управления для педагога служат отдельные учащиеся и учебные группы.

Третий уровень - органы управления системы образованием. Этот уровень представляет собой иерархическую систему рассмотренных ранее элементов управления, что предопределяет целесообразность ее рассмотрения в целом, не разделяя на отдельные составляющие.

Решения, принимаемые по результатам мониторинга на различных уровнях управления системой образования, относясь непосредственно к учебному процессу, затрагивают, как правило, его разные стороны. Например, педагог управляет деятельностью отдельных учащихся или групп, в то время как органы муниципального управления - деятельностью целых систем, в которые учащиеся оказываются включенными вместе со своими педагогами. Отличие в объектах управления приводит как к различию в методах сбора мониторинговой информации, так и к различию ее характера для принятия управляющих решений. В результате, на разных уровнях управления используется специфическая информация о состоянии образовательного процесса.

Используемые методики сбора информации зависят и от уровня управления, в котором осуществляется мониторинг, и от его целей. Например, при проведении мониторинга знаний учащихся в интересах органов управления федерального округа в качестве объектов изучения рассматриваются не отдельные учащиеся, а их группы или даже образовательные учреждения муниципального образования в целом. В то же время возможности современных компьютерных технологий позволяют не задавать эти группы раз и навсегда, а хранить информацию на уровне отдельного учащегося, объединяя их в группы по любым интересующим органы управления признакам (например, по различию учебных показателей городских и сельских жителей, учеников с разными уровнями интеллекта) по мере возникновения новых проблем, связанных с управлением.

В современной педагогической литературе задачи мониторинга системы образования рассматриваются с трех позиций:

Выявление различий в имеющихся объектах управления. Так, в системе педагог – учебная группа речь идет об отличиях в уровне подготовленности различных учащихся данной группы, существующих рассматриваемому этапу обучения. В системе территориального (муниципального) управления речь уже идет об отличиях в уровне подготовки учащихся различных образовательных учреждений или в уровне подготовки учащихся различных типов учебных заведений. Следовательно, решение этой задачи связано с необходимостью учета конкретных особенностей объектов управления для повышения эффективности процесса управления еще на стадии его планирования. Кратко это можно охарактеризовать как отслеживание различий между объектами управления, находящимися на одном и том же этапе обучения, выявление изменений, произошедших в объектах управления в результате некоторого этапа обучения.

На уровне учебной группы (класса) это означает раскрытие изменений в знаниях конкретных учащихся. На территориальном уровне это рассматривается как констатация изменений в уровне подготовки учащихся того или иного образовательного учреждения по завершении ими всего процесса обучения или его какого-либо цикла (этапа, раздела, курса). Кратко это характеризуется как отслеживание изменений в одном и том же объекте во времени.

Решение этой задачи мониторинга призвано оценить эффективность используемой системы обучения и применяемых в ней приемов управления;

Выявление влияния, оказываемого на объекты управления разными средствами управления.

В этом случае исходно берутся схожие объекты, к которым в дальнейшем применяются различные по своему характеру способы управления. После этого полученные результаты сравниваются с целью выявления наиболее эффективных управляющих воздействий.

Мониторинг двух последних типов связан с проведением пролонгированных (продленных во времени) обследований состояния знаний интересующих групп учащихся. Последовательное накопление информации по конкретным дисциплинам за несколько лет позволяет выявить, описать и проанализировать тенденции, присущие данной образовательной системе, увидеть отдаленные последствия некоторых управленческих решений. Обмен информацией, полученной в ходе мониторинга в различных частях Российской Федерации, позволяет фиксировать общие и особенные черты образовательных процессов, протекающих в различных территориях, дает возможность лучше обеспечить сохранение единого образовательного пространства, гарантирующего полноту прав учащихся на желаемое образование, оценка качества которого также осуществляется по соответствующим требованиям.

Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а также дающая возможность прогноза развития педагогической системы.

Педагогический мониторинг тесно связан как с содержанием, так и с методами обследования, осуществляемыми в рамках медицинского, социологического и психологического мониторингов.

Мониторинг предполагает отслеживание результатов на трех уровнях (объекты мониторинга): ученик, учитель, родители, руководитель. В зависимости от выбранного объекта мониторинга определяется вид мониторинга, постановка специфических целей и задач, связанных с их реализацией на практике. Мониторинг реализуется по двум основным направлениям. Во-первых, отслеживаются параметры деятельности, процессуальные характеристики, поскольку эти данные являются наиболее информативными и оперативными по сравнению с результативными. Во-вторых, осуществляется наблюдение, даются оценка и прогноз изменения состояния объекта мониторинга.

Практики часто путают такие понятия как мониторинг и диагностика. Хотя мониторинг очень сходен с педагогической диагностикой, но данные понятия следует различать.

Диагностика – есть деятельность, направленная на раскрытие сущности явления, уже открытого ранее в ходе научного исследования, и имеющего достаточно полное, конкретное описание, которое содержится в памяти диагноста, и с которым он соотносит полученную информацию.

По мнению Л.С. Выготского, диагностическое исследование предполагает наперед готовую, уже установленную систему понятий, с помощью которой устанавливается сам диагноз, с помощью которой данное частное явление подводится под обще понятие.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.