Производственные возможности общества: кривая производственных возможностей. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Производственные возможности общества: кривая производственных возможностей.

2017-11-28 263
Производственные возможности общества: кривая производственных возможностей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ответы.

1. Зкономическая теория как наука.

Экономическая теория как наука изучает экономические проблемы и закономерности, имеющие место в рамках экономической системы, являющейся важной частью общественного устройства. Экономическая система условно поделена на сферы деятельности: производство, потребление, распределение и обмен. Поэтому экономическая теория как наука изучает часть от целого общественного устройства - экономическую систему. При этом экономическая теория в системе наук является общетеоретической дисциплиной и служит теоретической основой многим экономическим наукам: бухгалтерскому учету, экономической статистике, финансам и кредиту, международным экономическим отношениям и другим. Экономическая теория в системе наук играет главенствующую роль. Не стоит забывать о том, что экономическая теория как наука изучает поведение организаций и людей в экономической системе. Исходя из вышесказанного, можно дать более точную формулировку предмета экономической теории. В качестве предмета выступает ресурсы и потребности. Причем, в качестве ресурсов выступают нематериальные и материальные возможности, удовлетворяющие потребности. Их основная особенность в ограниченности, т.е. их не достаточно для удовлетворения всех постоянно растущих нужд общества.

 

Спрос и предложение: понятие, законы, неценовые факторы спроса и предложения.

Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

В условиях рынка действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.

Зависимость между ценой и спросом описывается законом спроса, согласно которому между ценой (Р) и спросом (Qd) существует обратная зависимость: при увеличении цены спрос падает, при снижении – растет.

Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется тремя причинами, т.е. неценовыми факторами:

1. Эффектом дохода. Чтобы понять эффект дохода необходимо различать два понятия: номинальный доход – доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход – то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос его возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар.

2. Эффектом замещения. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет замещаться другими товарами и спрос на первый товар упадет.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.

3. Действием закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то и потребитель готов платить за нее меньшую цену.

Нет правила без исключения. Существуют так называемые товары Гиффена, спрос на которые при повышении цен растет: спрос на товары низшего качества, занимающие большой удельный вес в доходах потребителей, может возрастать и при повышении цен.

Различают: Индивидуальный спрос – это спрос конкретного потребителя с его вкусами и особенностями. Рыночный спрос – это спрос, предъявляемый на товар всеми покупателями.

Предложения.

Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые могут быть реализованы на рынке.

Закон предложения отражает поведение продавцов товара в зависимости от цен и их динамики.

Предложениехарактеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для продажи на рынке по определенным ценам. Такое опре­деление обрисовывает предложение и отражает его сущность с качественной сторо­ны. В количественном плане предложение характеризуется его величиной, объемом. Объем, величина предложения - это количество продукта (товара, услуг), которое продавец (производитель) желает, может испособен в соответствии с наличием или производственными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени по определенным ценам. Предельно низкая цена, по которой продавец еще готов продать свой товар покупателю, называется ценой предложения. Она не может опуститься ниже внутренних издержек произ­водства, ибо производство товаров теряет всякий смысл, произво­дитель не получит прибыли.

Закон предложения заключается втом, чтопри прочих неизменных факторах величина (объем) предложения увеличивается по мере увеличения цены товара.

Таким образом, закон предложения отражает прямо пропорциональную зависимость между ценой и объемом предложения.

Закон предложения может быть выражен с помощью следующей математической зависимости:

QS= (Р, РP, Т, Н),

Рыночное равновесие.

Рыночное равновесие — такое состояние экономики, когда количество товара, на который есть устойчивый спрос при определенной цене, равно количеству товара предлагаемого к реализации по востребованной цене.

Часть экономического пространства, в которой находятся интересы продавцов и покупателей, называется экономической областью.

В привычной жизни купля-продажа товаров может проходить совершенно по разным ценам, ограниченным верхним пределом цены спроса и нижним пределом цены предложения. Цена такой реальной сделки обуславливается рядом факторов: соотношением сил (монополия или монопсония); нерациональностью поведения из-за отсутствия опыта или плохой информированности участников сделок

Существует устойчивая точка (или рыночное равновесие), когда ни покупателю, ни продавцу не выгодно менять установившееся положение дел. В этой точке происходит оптимизация поведения на рынке. Цена, при которой предлагаемый на рынке товар соответствует спросу на него, называется равновесной. Соответствующий ей объем предлагаемого товара на рынке - равновесным предложением. Равновесная цена находится в точке пересечения кривых предложения и спроса. Она представляет собой оптимальную цену. То есть, если на рынке цена упадет, ниже равновесной, это будет свидетельствовать о дефиците товара, а если поднимется выше равновесной – произойдет затоваривание нереализуемой продукцией. В обоих случаях начинает работать рыночный механизм, оказывающий давление на цены с нижней и верхней стороны для достижения равновесной цены.

Рыночное равновесие будет сохраняться, пока стабильными остаются неценовые факторы, влияющие на сдвиги графиков спроса и предложения. В нормальной экономике колебания равновесия носят временный характера. В результате колебания цен в итоге должна быть установлена новая равновесная цена. Это главный принцип функционирования рынка. На микроуровне выделяют равновесие двух видов: частное и общее рыночное равновесие. Частное рыночное равновесие – это ситуация, когда общественное совокупное производство состоит из отдельных групп товаров, которые производят отдельные производители, а реализуются они отдельным группам населения.

Общее рыночное равновесие – это ситуация, когда существует соответствие между общественным совокупным производством и общей величиной национального дохода, который предназначается для потребления населением, то есть это равновесие между покупательной способностью населения и предлагаемым им количеством товаров и услуг.

Рыночное равновесие считается устойчивым в том случае, когда отклонение от него влечет одновременное возвращение к первоначальному состоянию. В ином случае равновесие является неустойчивым. Мгновенное равновесие характеризует ситуацию, когда предложение на рынке не меняется.

 

6. Ценовая эластичность спроса и предложения: понятие, методы определения, факторы. Эластичность спроса по доходу.

Эластичностью называется уровень реакций одной экономической переменной, в то время как изменяется другая. Иными словами, эластичность – это зависимость спроса и предложения на товар от различных ценовых и неценовых факторов.

В теории экономики выделяют понятия эластичности спроса и предложения. Эластичностью спроса на товар является процентное соотношение изменений цен или дохода с изменением спроса. Она существует, чтобы контролировать, как потребитель реагирует на повышение и снижение цен.

В экономической теории выделяется несколько типов эластичности спроса по цене, исходя из показателей коэффициентов:

Эластичный спрос (больше единицы). К нему относятся товары, принадлежащие к категории роскоши.

Неэластичный спрос (меньше единицы). Это категория предметов первой необходимости.

Спрос с единичной эластичностью (равен единице). Сюда входит продукция, которую потребитель подбирает индивидуально.

Совершенно неэластичный спрос (равен нулю). Такие товары, как хлеб, соль, медикаменты.

Совершенно эластичный спрос (равен бесконечности). Существует исключительно в условиях совершенных рынков.

 

Эластичностью предложения по цене является процентное отношение изменений цен с изменением уровня предложения. На данный показатель имеют влияние такие факторы:

- Наличие/отсутствие резерва производства (в том случае, если есть резервы, предложение является эластичным).

- Возможность сохранять запасы готовых изделий (если да, то предложение является эластичным).

Основные виды:

- Эластичное предложение. Даже при однопроцентном увеличении цен значительно повышается предложение на товары.

- Предложение с единичной эластичностью. При однопроцентном повышении цен происходит аналогичное увеличение предложения на рынке.

- Неэластичное предложение. При повышении цен с предложением ничего не происходит. - Эластичность «в мгновенье». Период времени настолько мал, что производители и продавцы не успевают отреагировать на изменение цен.

Высокая эластичность в долгосрочный период. Предложение наиболее эластично, потому что у производителей достаточно времени для того, чтобы создать новые производственные мощности или ускорить процесс производства.

Выделяют три основных варианта зависимости колебания цен на рынке от объемов спроса:

Неэластичный спрос. Имеет место, когда количество приобретаемого товара повышается меньше, чем на один процент, при каждом проценте снижения цены.

Эластичный. При увеличении приобретаемой продукции более чем на один процент и снижении цены на процент спрос становится эластичным.

Понятие единичной эластичности появляется, когда количество продукции увеличивается в два раза вследствие снижения его цены вдвое.

Внешние (побочные) эффекты

Побочные эффекты (переливы ресурсов) возникают тогда, когда некие выгоды или издержки от производства товаров или услуг выпадают на долю так называемых 3-х лиц, не являющихся непосредственными участниками сделки: покупателями или продавцами.

Внешние (побочные) эффекты делятся на положительные (приносящие дополнительные выгоды третьим лицам), либо отрицательные (приносящие третьим лицам дополнительные издержки).Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и другим производителям, порождает отрицательные внешние эффекты.

Услуги в области здравоохранения, образования, орошение, и озеленением порождают положительные внешние эффекты.

Внешние (побочные) эффекты нарушают эффективность работы рыночного механизма. Отрицательные внешние эффекты на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом продукции. При положительных внешних эффектах, наоборот возникают случаи недопроизводства товаров и услуг.

Решить проблему непропорционального распределения ресурсов, связанную с наличием выгод и издержек перелива возможно следующими способами: принятием соответствующих нормативных актов, которые обязывали бы производителя нести затраты по снижению отрицательных побочных эффектов; стимулированием производителей, занимающихся производством товаров, обладающих положительным побочным эффектом; стимулированием и прямым финансированием потребителей, предъявляющих спрос на товары с «положительным побочным эффектом»; государство может само выступить в роли производителя соответствующих товаров и услуг.

Чистый экспорт.

ВНП данной страны увеличивается, если страна экспортирует больше товаров и услуг, чем импортирует из других стран.

Чистый экспорт – это экспорт «минус» импорт. Превышение объёма экспорта страны над объёмом её импорта называется положительным сальдо торгового баланса. И наоборот, если объём импорта превышает объём экспорта, то сальдо торгового баланса будет отрицательным.

4. Валовые инвестиции включают три направления:

- конечные покупки средств производства предпринимательским сектором;

- всё строительство;

- изменение товарно-материальных запасов.

1). Конечные покупки средств производства являются формой инвестиций, т.к. средства производства – это инвестиционные товары, приносящие денежный доход в процессе производства и реализации продукции.

2). Всё строительство. Очевидно, что строительство фабрично-заводских зданий, элеваторов, складских помещений и других сооружений производственного назначения и также многоквартирных жилых домов является формой инвестиций, потому что это инвестиционные товары, приносящие денежный доход.

Но и частные жилые дома относят к инвестициям и, даже в том случае, если они и не сдаются собственником в наём, потому что они могут быть сданы в наём с тем, чтобы приносить денежный доход.

5. Изменение товарно-материальных запасов является формой инвестиций, т.к. инвестиции – это не только производство и накопление средств производства, но также и изменение товарных запасов.

Запасы – это в действительности не потреблённый продукт, а это и есть не что иное, как инвестиции.

Таким образом, следует выяснить, как изменение запасов (увеличение или уменьшение) в каждом конкретном году отражается на стоимости ВНП каждого данного года.

Увеличение запасов.

По определению показатель ВНП отражает стоимость всех товаров, которые были произведены в данном году. Следовательно, все товары, произведённые в течение данного года, должны быть включены в показатель ВНП независимо от того, проданы они в данном году или не проданы.

Увеличение запасов означает, что в течение года объём производства продукции превышал объём её потребления и к концу года по сравнению с началом года запасы увеличились. Это увеличение запасов представляет собой текущее производство данного года. И, следовательно, стоимость этой продукции должна быть включена в показатель ВНП. Иначе, стоимость объёма ВНП окажется заниженной.

Уменьшение запасов.

Уменьшение же запасов должно быть вычтено из показателя ВНП. Уменьшение запасов означает, что в течение года объём потребления продукции превышал объём её производства, и к концу года по сравнению с началом года запасы уменьшились.

Причём, следует отметить, что продукция, которая реализуется на рынке в данном году, представляет собой не столько текущее производство данного года, сколько уменьшение запасов, имевшихся в распоряжении в начале года. А последние представляют собой продукцию, произведённую в прошлые годы.

Любое сокращение запасов в каждом конкретном году означает, что общество потребило весь продукт, созданный в данном году «плюс» некоторые запасы, оставшиеся от прошлых лет.

Учитывая, что ВНП является мерой объёма продукции, произведённой только в данном году, нельзя при определении ВНП учитывать продукцию, произведённую в прошлые годы, т.е. любое сокращение запасов следует вычесть из показателя ВНП, иначе ВНП окажется завышенным.

 

Кривая совокупного спроса.

 

На данном этапе анализа принимается допущение, что кривая совокупного спроса стабильна (не смещается).

 

 

Из рисунков видно, что кривая совокупного спроса AD отклоняется вниз и вправо точно так же, как кривая спроса на отдельный товар D. Но причины такого отклонения у кривых AD и D разные. Для кривой спроса на отдельный товар D причинами являются эффекты «дохода и замещения». Это значит, что при увеличении цены какого-либо товара, потребители всегда могут купить родственный ему товар (аналогичный), потому что он теперь относительно дешевле. А это будет означать, что покупательная способность денежного дохода потребителей не изменится. Следовательно, кривая спроса на отдельный товар D предполагает постоянные доходы потребителей.

Однако, «эффектами дохода и замещения» нельзя объяснять характер кривой совокупного спроса AD.

Т.е. принцип «один товар дешевле другого» в данном случае не применим, т.к. речь идёт о совокупностях, об изменении уровня цен в целом. Это означает, что смещение кривой AD вниз указывает на уменьшение цен, и, следовательно, на увеличение реальных доходов потребителей.

Смещение по кривой AD вверх указывает на увеличение уровня цен, и, следовательно, на уменьшение реальных доходов потребителей.

Таким образом, кривая совокупного спроса AD предполагает изменяющиеся доходы потребителей.

Замечание.

Следует отметить, что «модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов» говорит о том, что повышение уровня цен не обязательно должно означать уменьшение общего номинального дохода страны, потому что более высокие цены, уплаченные потребителями за товары и услуги, вернуться к ним же, но уже как к поставщикам ресурсов в виде возросших доходов, т.е.

более высокого уровня заработной платы, ренты, процентов и прибыли. Таким образом,траекторию кривой совокупного спроса AD определяют следующие факторы:

- эффект процентной ставки;

- эффект богатства;

- эффект импортных закупок.

Эти факторы имеют одну общую черту- являются ценовыми факторами совокупного спроса. Это значит, что они изменяются, когда изменяется уровень цен, и, в свою очередь приводят к изменению спроса на реальный объем национального производства.

Изменение уровня цен Изменение ценового фактора Изменение СОВОКУПНОГО СПРОСА.

Эффект процентной ставки».

Этот эффект определяется воздействием изменяющего уровня цен на процентную ставку и, следовательно, на потребительские расходы и инвестиционные расходы предприятий. При повышении уровня цен повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки приводят к сокращению потребительских расходов и капиталовложений.

Уточнение:

Анализируя стабильную кривую совокупного спроса, исходим из допущения о том, что объем денежной массы в экономике является постоянным.

Когда уровень цен повышается, то потребителям и предприятиям требуется больше денег для соответствующих расходов. Иначе говоря, увеличивается спрос на деньги, а при неизменном объёме денежной массы увеличение спроса на деньги ведёт и к росту цены денег (цены за использование денег). А эта цена и есть процентная ставка. При возросших процентных ставках потребители и предприятия сокращают свои расходы, то есть быстро реагируют на изменение процентной ставки.

Вывод:

Таким образом, рост уровня цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение совокупного спроса на реальный объем национального производства.

Эффект импортных закупок».

Объёмы экспорта и импорта данной страны зависят кроме всего прочего от соотношения уровня цен в данной стране и за рубежом. При повышении уровня цен в стране, объем её экспорта уменьшится, а импорта увеличится. Тем самым сократится чистый объем экспорта в совокупном спросе данной страны. И, наоборот, при уменьшении цен в стране, объем импорта уменьшается, а экспорта увеличивается.

Вывод:

Таким образом, при повышении уровня цен в стране «эффект импортных закупок» вызовет сокращение чистого объема её экспорта, но сравнительное уменьшение цен в стране приведёт к росту чистого объема её экспорта.

Неценовые факторы совокупного спроса.

 
 

 

Таким образом, анализ кривой совокупного спроса показал, что изменение в уровне цен приводит к таким изменениям уровня затрат потребителей внутри страны, предприятий, государства, иностранцев, которые (затраты) дают возможность прогнозировать изменения в реальном объеме национального производства. Это значит, что повышение уровня цен «при прочих равных условиях» вызывает сокращение спроса на реальный объем национального производства, а уменьшение уровня цен «при прочих равных условиях» приводит к росту совокупного спроса на реальный объем национального продута. На рисунке это соотношение представлено движением точек А и В по стабильной кривой совокупного спроса АD1. Если же одно или сразу несколько из этих «прочих условий» меняются, то вся кривая смещается. А эти «прочие условия» и есть неценовые факторы совокупного спроса.

Таким образом, чтобы понять, что приводит к изменению в объеме национального выпуска, необходимо отличать «изменения в объеме совокупного спроса» на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен от «изменений в совокупном спросе», вызванных изменением неценовых факторов, которые приводят к смещению всей кривой.

Смещение кривой совокупного спроса вправо (вверх) от АД1 до АD2 указывает на увеличение совокупного спроса, то есть теперь отечественные и зарубежные потребители, предприятия и государство будут покупать больший реальный объем национального продукта, чем раньше при данном уровне цен. Смещение влево (вниз) от AD1 к АD3 указывает на уменьшение совокупного спроса, то есть объем покупок при данном уровне цен будет меньше, чем раньше.

Таким образом, указанные изменения в совокупном спросе происходят в том случае, когда меняются неценовые факторы.

Рис. Виды денег в современной системе денежного обращения

Форма денежных потоков

Товарные деньги

Долгое время деньгами служили достаточно редкие и дорогие товары: скот, раковины, чай, табак, рис, соль, рыба, пушнина.

В результате интернационализации связей человечество пришло к благородным металламзолоту и серебру.

Драгоценные металлы были выбраны потому что:

· они могли долго сохранять свою ценность

· были однородными по качеству

· обладали делимостью и высокой стоимостью (из-за трудоспособности их добычи и обработки)

Золото и серебро выполняло функцию денег в течение тысячелетий. Окончательное вытеснение драгоценных металлов из статуса денег произошло в середине 70-х годов 20 века, когда произошла демонетизация золота — замена золота и других драгоценных металлов бумажными и кредитными деньгами.

Деньги в своем развитии прошли несколько форм материальных носителей:

1. Товарные, металлические деньги - действительные или полноценные деньги.

Действительные деньги — это деньги, у которых номинальная стоимость соответствует реальной стоимости металла, из которого они изготовлены (медные, серебряные, золотые).

Монета имела установленные отличительные признаки (внешний вид, весовое содержание).

2. Заменители действительных денег (неполноценные) — это деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т. е. выше стоимости труда, затраченного на их производство. К ним относятся: металлические знаки стоимости — стершаяся золотая монета, мелкая монета, изготовленная из дешевого металла (медь, алюминий); бумажные знаки стоимости — сделанные из бумаги. Это бумажные деньги и кредитные деньги.

Бумажные деньги

Право выпуска бумажных денег имеет государство.

Разность между номинальной стоимостью выпущенных денег и стоимостью их выпуска образует эмиссионный доход казны. Сущность бумажных денег заключается в том, что они выпускаются для покрытия бюджетного дефицита и наделены государством принудительным курсом. Бумажные деньги не разменны на металл.

Экономическая природа бумажных денег:

· они всегда неустойчивы (они не могут постоянно фиксировать свой курс);

· их выпуск никогда не регулируется потребностью товарооборота в деньгах;

· отсутствует объективный механизм изъятия из оборота лишних денег.

Обесценивание бумажных денег связано с избыточным выпуском, упадком доверия к правительству, неблагоприятным платежным балансом страны.

Кредитные деньги

Кредитные деньги — это обязательства, суммарный объем заключенных договоров, размещенных заказов или полученных услуг, которые приходятся на определенный период времени независимо от того, когда были выделены необходимые фонды и когда фактически платежи будут осуществлены.

Суть кредита — отдаваемая сумма назад вернется с процентами.

Кредитные деньги появились на базе функции денег как средства платежа.

Выделяют следующие виды кредитных денег: вексель; банкнота; чек; электронные деньги.

Электронные деньги. Выделяются две основные формы электронных денег. В первую группу входят смарт-карты (smart cards) или электронные кошельки (e-purses), имеющие встроенный микропроцессор с указанием внесенной денежной суммы (аналог кредитных карт, но без посредничества банка); во вторую — сетевые деньги (network money), которые представляют собой электронный чип — программное обеспечение, осуществляющее перевод средств по электронным коммуникационным сетям, в том числе через Интернет.

Достоинством электронных денег является то, что они гораздо дешевле в обслуживании, практически не могут быть подделаны или украдены.

В основе их функционирования лежит обычное депозитное обращение. Депозит как взносы денежных средств в различные учреждения, производимые в качестве платежей, для обеспечения требуемой оплаты использует новые информационные технологии. Благодаря этим технологиям появляется возможность переводить деньги и регистрировать информацию о переводах, не прибегая к бумажным деньгам.

Были пущены в оборот кредитные карточки и дебетовые карточки. Последние представляют собой электронную альтернативу наличным деньгам, чекам, кредитным карточкам. На первоначальном этапе обращения электронных денег возникли следующие каналы их использования:

· автоматизированная расчетная палата — сеть банков, связанных с одним вычислительным центром и выполняющих такие же функции, как расчетные чековые палаты;

· автоматизированный кассир — система электронных и механических устройств для обработки, накапливания, анализа и передачи на расстояние информации о денежных платежах, расчетах и других финансово-кредитных операциях (получение наличных денег, прием вкладов, перевод со счета на счет, уплата ссуд);

· система терминалов — электронная система расчета в торговых точках, включая операции с дебетовыми и кредитовыми карточками, с чеками.

Наибольшее распространение получили три основных вида кредитной карточки:

· массовые образцы — расчеты но ним производятся на базе открытого учреждениями-эмитентами револьверного кредита;

· кредитные карточки дорожного типа — для них характерен принцип кредитования при расширении сферы применения и ограниченном круге держателей;

· дебетовые кредитные карточки — платежи по ним осуществляются в пределах остатка средств на текущих счетах клиентов.

Новое поколение кредитных карточек оснащено энергонезависимой программируемой памятью, что защитит их от фальсификаций. Наличие микропроцессора дает возможность управлять всеми видами взаимодействия с памятью и терминалами.

Кредитные карточки нового поколения носят характер персонифицированных денег, поскольку имеют встроенные дисплеи на жидких кристаллах и могут кодировать и декодировать любой диалог с внешним устройством. При соответствующей системе их движения и администрирования почти полностью исключается финансовая преступность.

 

Содержание, инструменты и механизм фискальной политики. Автоматическая и дискреционная фискальная политика.

Фискальная политика – это политика, которая предполагает использование возможностей правительства: взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня в условиях деловой активности и решение различных социальных задач.

Это политика государства в области государственных расходов и налогов.

Эту политику проводят законодательные органы власти, т.к. они контролируют налогообложение и государственный бюджет.

Основные цели фискальной политики:

1. Сглаживание колебаний экономического цикла.

2. Стабилизация темпов экономического роста.

3. Достижение высокого уровня занятости.

4. Снижение темпов инфляции.

Основные инструменты:

1. Государственные расходы.

2. Налоги.

Фискальная политика оказывает воздействие на национальную экономику через товарные рынки. Изменение государственных расходов и налогов отражается на совокупном спросе и через него влияет на макроэкономические цели.

Главная задача фискальной политики – сбалансированность макроэкономической системы. В целом, фискальная политика направлена на сбережение полной занятости и производство неинфляционного валового национального продукта. Обычно фискальная политика проводится в определении инструментов дискреционного и недискреционного характера (в виде «фискальной смеси») и дает максимальный эффект в краткосрочном периоде.

Фискальная политика бывает двух типов:

Дискреционная Это политика активная. Это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами. Проводится в долгосрочном периоде. Основные инструменты: 1. Государственная программа занятости (финансовые биржи труда, размещение государственных заказов на частных предприятиях). 2. Разработка различных социальных программ. 3. Программа общественных работ (производство общественных товаров – общественный транспорт, связь, благоустройство парков, скверов). Изменение налоговых ставок – основной инструмент. Политикавстроенных стабилизаторов пассивная политика. Она основана на том, что налоговые поступления и значительная часть государственных расходов автоматически вызывает изменение в относительном уровне налогов и бюджетных расходов. Основные инструменты: - подоходный налог; - пособия по безработице; - социальные выплаты; - индексация доходов.

В период спада действует стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) – складывается из:

-увеличение государственных расходов;

-уменьшение налогов;

-сочетание роста государственных расходов со снижением налогов.

Это приводит к дефицитному финансированию, но обеспечивается сокращение падения производства.

В условиях инфляции сдерживающая политика.

Она называется фискальная рестрикция:

-уменьшение государственных расходов;

-увеличение налогов;

-сочетание сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

Такая политика ориентируется на положительное сальдо бюджета, которое вызывает сокращение производства.

Социальные издержки.

Безработица по сути своей является не просто отсутствием работы, а серьезной экономическая проблемой, оказывающей довольно сильное воздействие на каждого человека и влияющей на его экономическое, социальное и психологическое состояние. Потеря работы для человека, как правило, означает снижение уровня жизни, а также наносит серьезную психологическую травму. Как писалось выше, потеря работы провоцирует личность на стресс, т.к. воспринимается человеком как своего рода «указание» на его бесполезность, - он становится маргиналом, не приносит пользы обществу, не может обеспечить себя и свою семью, а, в силу мизерного размера пособия по безработице, не живет, а выживает на средства от государства. Безусловно, столкновение с безработицей сказывается на средней продолжительности жизни и состоянии здоровья (причём, далеко не в лучшую сторону), и, как следствие, на уровне смертности. К тому же, потеря работы ведёт потере самоуважение, возникновению различной степени сложности заболевания на нервной почве (депрессии), появлению ощущения безнадежности и пристрастия к алкоголю, в котором человек стремится «утопить горе». Это и будет социальными или внеэкономическими издержками безработицы. К ним можно причислить:

- маргинализацию общества, потерю квалификации и уверенности в себе, снижение уровня самоуважения у людей, оставшихся без работы;

-падение морали в обществе, а как следствие - распад семей, рост преступности;

-ухудшение физического и психологического здоровья, увеличение количества психических и сердечно-сосудистых заболеваний, рост алкоголизма и попыток суицида;

-обострение социальной напряженности, общественные беспорядки

Бреттон-Вудская система

Вторая мировая война привела к кризису и распаду Генуэзской валютной системы, которая была заменена на Бреттон-Вудскую. Вторая валютная система была официально оформлена на Международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 1 по 22 июля 1944 г. в г. Бреттон-Вудсе (США). Здесь также были основаны МВФ и МБРР.

Цели создания второй мировой валютной системы:

1. Восстановление обширной свободной торговли.

2. Установление стабильного равновесия системы международного обмена на основе системы фиксированных валютных курсов.

3. Передача в распоряжение государств ресурсов для противодействия временным трудностям во внешнем балансе.

Вторая мировая валютная система базировалась на следующих принципах:

1) Установлены твердые обменные курсы валют стран-участниц к курсу ведущей валюты.

2) Курс ведущей валюты фиксирован к золоту.

3) Центральные банки поддерживают стабильный курс своей валюты по отношению к ведущей (в рамках +/- 1%) валюте с помощью валютных интервенций.

4). Изменения курсов валют осуществляются посредством девальвации и ревальвации.

5) Организационным звеном системы являются МВФ и МБРР. МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов в целях поддержки нестабильных валют, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами принципов мировой валютной системы, обеспечивает валютное сотрудничество стран.

Под давлением США в рамках Бреттон-Вудской системы утвердился долларовый стандарт МВС, основанный на господстве доллара (США обладали 70% от всего мирового запаса золота). Доллар единственная валюта, конвертируемая в золото, стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютной интервенции и резервных активов. Было установлено золотое соотношение доллара США: 35 долл. за 1 тройскую унцию. СШ


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.149 с.