Понятие «педагогической задачи», её связь с педагогическими целями и педагогической деятельностью. Задачный характер ПД. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Понятие «педагогической задачи», её связь с педагогическими целями и педагогической деятельностью. Задачный характер ПД.

2017-11-27 1318
Понятие «педагогической задачи», её связь с педагогическими целями и педагогической деятельностью. Задачный характер ПД. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для начала необходимо определить место педагогических задач в их связи с педагогическими целями, организуемой деятельностью и возникающими (организуемыми) педагогическими ситуациями.

Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание. Это будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание всегда целенаправленно. Бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает (либо это не воспитание).

Целям подчиняется всё: содержание, методы, формы, организация. Поэтому, проблема целей в педагогике – одна из основных. И формулируется она – всегда в русле какой-либо концепции.

Цель выражает общую направленность, целеустремлённость воспитания.

На практике цель выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, как система и её компоненты. Поэтому справедливо будет сказать, что цель воспитания – это система решаемых воспитательных задач.

Однако, если задач, определяемых целью воспитания, обычно много, то цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы, - всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспитание стремилось к различным целям.

Цель – определяющая характеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличают одни воспитательные системы от других. История педагогики – это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем.

Понятие «задача» неразрывно связано с понятием «цель». Задача возникает при членении целей на подцели. Задача есть порция, часть цели. Но так как каждая задача затем еще может быть разбита на свои более конкретные составляющие, то она по отношению к своим частям становится целью.

Следовательно, каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели, в которую она входит на правах подцели, и одновременно она является целью по отношению к задачам, вытекающим из нее.

Виды педагогических задач:

По характеру:

а) воспитательные (в т.ч. развития, формирования, становления);

б) дидактические (в т.ч. развития, обучения, образования);

в) управленческие (в т.ч. организации, стимулирования, поддержки).

По степени сложности:

а) по воспитанию и обучению;

б) по перевоспитанию и переобучению.

По педагогическим целям:

а) стратегические – направлены на достижение некоего педагогического идеала, связаны с перспективным планированием и решаются через совокупность более конкретных педагогических задач;

б) тактические – направлены на формирование качеств и состояний воспитуемых (не знал – узнал, не умел – научился и т.п.); связаны с предстоящей конкретной ситуацией (с отбором учебного материала для урока, с выбором конкретных методов обучения или воспитания с выбором тактики своего поведения или типа общения с учениками и т.д.);

в) оперативные - эти задачи соответствуют конкретным этапам педагогической деятельности, в рамках которых они ставятся и решаются;

г) ситуативные - задачи, которые педагог ставит перед собой и учащимися в той или иной конкретной ситуации.

Задачи а) и б) связаны с предстоящей, планируемой деятельностью. Их ещё называют «педагогическими задачами в широком смысле слова», и связаны они с прогностической и проектировочной деятельностью педагога.

Задачи в) и г) ставятся педагогом «здесь» и «сейчас».

Оперативные задачи касаются конкретных этапов педагогической деятельности: диагностико-проектировочного, организационно-деятельностного, коммуникативно-коррекционного, рефлексивно-аналитического. И в этом смысле педагогическая деятельность носит задачный характер, т.е.предполагает решение одна за одной педагогических задач.

Ситуативные задачи называют ещё «педагогическими задачами в узком смысле слова», и понимаются как осмысление, осознание педагогом педагогической ситуации, и на этой основе – определение для самого себя и всех участников конкретных вариантов выхода из создавшейся ситуации.

Будучи связанными с целями воспитания и образования, задачи понимаются в «широком смысле»- (задачи -а)б)в)-).

А будучи связанными с конкретными ситуациями, задачи понимаются в «узком смысле».

 

При этом, педагогическая ситуация также может трактоваться в широком и узком смысле:

-в широком смысле- как совокупность условий и обстоятельств специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе. И в этом смысле –она есть часть, «клеточка» педагогического процесса.

 

 

-в узком смысле – как кратковременное взаимодействие учителя с учеником, группой, на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку ожившихся взаимоотношений в лучшую или худшую сторону. Это- фрагмент (акт) реальной педагогической действительности, требующий разрешения.

 

Каждая конкретная педагогическая ситуация в момент осознаний её педагогом, становится для него педагогической задачей, которую необходимо решать «здесь и сейчас». И в этом смысле педагогическая деятельность предполагает решение одна за другой педагогических задач, т.е. носит задачный характер.

 

Педагогическая задача есть осмысление, осознание педагогом педситуации, связанной с необходимостью перевести учеников с одного уровня (обученности, воспитанности, умения и т.д.) на другой уровень по наиболее оптимальному пути. Задача возникает также, если нужно перевести из одного состояния в другое (незнание – в знание, распущенность – в дисциплинированность, от неумения – к умению, от отрицательного отношения – к положительному и т.д.), а также если нужно разрешить конфликт.

Педзадача есть результат не только осмысления ситуации, но и результат осознания педагогом цели и реальных условий ее достижений. Если педситуация в большей степени является явлением объективным, то педзадача в каждой конкретной ситуации всегда субъективна. В одной и той же педситуации разными педагогами могут быть вычленены разные задачи, а также по-разному определены приоритеты в их решении. Более того, одна и та же педзадача может иметь достаточно большое число решений, т.к. всегда субъективна, и способы ее решения зависят от особенностей учеников и учителя. Процесс решения педзадачи представляется как поиск выхода из затруднения в характере взаимодействия с учащимися (коллегами, родителями).

 

Любая педагогическая задача связана с педагогической деятельностью.

Поэтому, педагогическая деятельность всегда носит задачный характер.

 

Формулировать ЦЕЛЬ, ставить ЗАДАЧИ, отбирать СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМЫ воспитательной работы,- являются важнейшими умениями педагога.

 

СРС 4:. Составьте сводную таблицу ведущих задач воспитания в зависимости от возраста воспитанников: 5-6; 7-9; 10-11кл.

Задачи воспитания в работе С уч-ся 5-6 классов Задачи воспитания в работе С уч-ся 7-9 классов Задачи воспитания в работе С уч-ся (9)10-11 классов
1. ….    

 

При этом вспомните ранее изученный теоретический материал, дополните его. Например:

Общая характеристика учащихся подросткового возраста

-11-15лет— (Белкин А.С.):

- доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных потребностей;

- решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей;

- возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды, которая сочетается со склонностью к подчинению им при неблагоприятных условиях;

- возникает юридическая ответственность за правонарушения;

- сохранение зависимости от влияния взрослых (родителей, учителей) в развитии самопознания, личного самоопределения;

- ускорение физического и физиологического становления, бурный процесс полового созревания.

 

Психолого-педагогические доминанты развития:

- возникновение чувства «взрослости»: потребность во «взрослом» обращении;

- превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности;

- потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе;

- возникновение потребности в активной познавательной деятельности;

- потребность в половой идентификации.

 

Ведущая идея в работе с подростками:

- создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного самоутверждения личности;

- формирование ценностных ориентаций и установок;

- предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.

 

Основные направления педагогической деятельности:

- создание ситуации успеха в учебной деятельности; помнить: подростки живут настоящим;

- организация педагогического влияния на индивидуально-групповое и коллективное мнение подростков (формирование общественного мнения);

- психолого-педагогические подходы к предупреждению невротических расстройств и аномальных влечений у подростков, профилактика вредных привычек и девиантного поведения;

- организация совместной и индивидуальной творческой деятельности;

- конструктивное разрешение сложных педагогических ситуаций, возникающих в жизни подростков;

- вовлечение в деятельность различных кружков, клубов, секций, общественных организаций и объединений.

 

Общая характеристика старшеклассников

-15-18лет- (Белкин А.С.):

- сохранение материальной, эмоционально-комфортной функции семьи, усиление её роли в самоопределении на будущее;

- возрастание возможности школьников в удовлетворении части материальных потребностей;

- сохранение решающей роли школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей;

- значительное возрастание роли самообразования, самовоспитания;

- значительное возрастание способности противостоять отрицательным влияниям среды;

- формирование полной юридической дееспособности;

- замена защитной роли взрослых функцией социально-профессионального ориентирования на будущее.

 

Психолого-педагогические доминанты развития:

- формирование соматотипа, т.е. определённого типа внешности;

- формирование представлений о собственной уникальности, появление синдрома «Колумба»;

- эмансипация от родителей, стремление к автономизации по отношению к культуре взрослых;

- возникновение потребности в любви;

- возникновение новой системы отношений с родителями;

- поиски смысла жизни.

 

Ведущая идея в работе со старшеклассниками:

- ориентировка на развитие способности к самопознанию, самореализации, самообразованию;

- помощь семье в социально значимом определении на будущее;

- создание условий для мобилизации потенциальных возможностей личности в соответствии с её реальными притязаниями;

- помнить: старшеклассники живут будущим.

 

Основные направления педагогической деятельности:

- ориентация старшеклассников на самовоспитание;

- помощь старшеклассникам в развитии взаимоотношений со сверстниками;

- помощь в формировании научного мировоззрения;

- помощь в профессиональном самоопределении;

- помощь в формировании осознанной гражданской позиции;

- организация интересного развивающего досуга;

- организация дискуссий, позволяющих отстаивать и формировать жизненную позицию.

СРС 5: Составьте сводную таблицу ведущих задач воспитания на основе его направлений.

Направления воспитания сформулируйте либо на основе одной из концепций воспитания, либо используйте опыт, полученный в период педагогических практик.

Осн. Направления воспитания Основные задачи воспитательной деятельности.
   

 

В качестве примера – материал из пособия Спирина Л.Ф. (6,стр.18):

Ведущие направления Основные задачи
Физическое воспитание 1.Укрепление здоровья и содействие нормальному физическому развитию организма. 2.Формирование потребности в здоровом образе жизни, любви к спорту. 3.Развитие волевых качеств. 4.Приобщение к походам.
Умственное воспитание 1.Овладение системой научных знаний, умений, навыков. 2.Расширение кругозора. 3.Формирование исследовательских творческих интересов.
Нравственное воспитание 1.Форм-ие нравственных понятий, убеждений. 2.Форм-ие нравственных чувств, привычек. 3.Форм-ие характера, воли. 4. Нравственное самовоспитание.
Эстетическое воспитание 1.Форм-ие художественного вкуса, любви к прекрасному. 2.Форм-ие умений распознавать и воспринимать прекрасное. 3.Развитие самодеятельности, творческих способностей и дпрований.
Гражданско- правовое восп-ие 1.Форм-ие правовых знаний и культуры. 2.Форм-ие единства правовых знаний и поведения. 3.Форм-ие социальной ответственности и общественной активности. 4.Форм-ие демократических взглядов и умения отстаивать свою позицию
Патриотическое воспитание 1. Форм-ие интереса и любви к истории своей малой родины и Отечества. 2.Восп-ие на народных традициях и культуре. 3.Форм-ие ответственности за судьбу страны.
Трудовое воспитание 1.Восп-ие потребности трудиться и уважения к людям труда. 2.Профессиональная ориентация уч-ся. 3.Форм-ие основ экономических знаний.
Экологическое воспитание 1.Форм-ие экологических знаний. 2.Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.

 

6. Коллективное планирование как обязательное условие жизнедеятельности детского коллектива. Планы воспитательной работы.

Включение учащихся в процесс анализа и планирования собственной жизнедеятельности,- важное педагогическое требование.

Приведём примерный алгоритм этого процесса:

1. Коллективный анализ деятельности класса с участием всех учащихся, привлечением родителей и работающих в классе учителей. Определение основных задач на следующий учебный год.

–апрель – май.

2. Составление анализа работы классным руководителем и формулировка целей и задач на следующий год. – начало июня.

3. Составление предварительного варианта плана работы классного руководителя с учётом педагогических и организационно-педагогических задач. - июнь.

4. Коллективное планирование работы в ученическом и родительском коллективах с привлечением учителей и друзей класса.

-1-2недели сентября.

4.1. Знакомство учащихся с предполагаемыми событиями в стране в очередном году, с возможными формами участия в них детей, обзор событий школьной жизни.

4.2. Сбор предложений в план работы:

- поиск творческими группами полезных дел –«разведка интересных дел и друзей» (для нашего коллектива, для младших, для школы, совместно с родителями, другими классами и т.д.);

- конкурс на лучшее предложение по результатам «разведки»;

- анкетирование (что учесть из опыта прошлого года, других коллективов, что провести для себя, школы, друзей и пр.);

- предложения ответственных за разные участки работы, членов общественных организаций, тех, кто был в профильных лагерях и т.п.

4.3. Определение или уточнение тематики классных часов, предложенных классным руководителем, системы их подготовки и проведения.

4.4. Игра «Интерес». ЕЁ этапы:

- предлагается написать на листочках перечень своих увлечений, любимых занятий;

- фиксация увлечений на доске, составление списка любимых занятий класса;

- объединение учащихся в микрогруппы по увлечениям, любимым занятиям; подготовка по группам «презентации» своего общего увлечения;

- составления по группам плана общего мероприятия, связанного с общим увлечением с целью привлечения к нему других (одноклассников, младших, школы);

- защита по группам своих планов, проектов, предложений; отбор идей в план жизнедеятельности классного коллектива в текущем году;

- сюрпризы: песни, игры поздравления летних именинников т пр.

4.5. Обсуждение содержания и предложенных форм работы с родителями на родительском собрании с участием детей.

4.6. Обработка всех предложений классным руководителем. Подготовка сбора-планирования.

4.7. Проведении сбора-планирования.

4.8. Окончательное составление классным руководителем и оформление плана жизнедеятельности классного коллектива. Утверждение плана на ПЕДСОВЕТЕ. - не позднее конца сентября.

 

СРС 6: Задание: выписать в педкопилку примерный сценарий

СБОРА-ПЛАНИРОВАНИЯ- см. 4, стр.182-185. Возможно- «проигрывание»

СРС 7: Составьте примерный план воспитательной работы с коллективом класса, ориентируясь на конкретный возраст. (5)

 

Структура ПЛАНА работы классного руководителя:

1. Анализ воспитательной работы за прошедший год (выделение «+» и

«-«работы).

2. Цели и задачи воспитательной работы на предстоящий год.

3*. Основные направления и формы работы.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

5. Работа с родителями.

6. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.

*3. Основные направления и формы работы.

А) –структура:

Направления и ФОРМЫ работы Сроки  
       

 

Б)- варианты направлений воспитательной работы:

ü По задачам, поставленным на год;

ü По общечеловеческим ценностям (Отечество, Земля, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек)

ü По видам деятельности (познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-эстетическая, и пр.).

ü По основным сферам жизнедеятельности (Учение, Общение, Здоровье, Досуг, Образ жизни).

ü По тематическим программам (Я и общество, Я и природа, Я и школа, Я и моя семья, Я и моё «Я»).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

К вопросу о ценностях.

Педагогические ценности – это нормы, регламентирующие деятельность учителя и выступающие звеном между сложившимся общественным моровоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они представляют собой систему общих ценностных ориентаций на эмпатическое общение (эмпатия = сопереживание), творчество в педагогической деятельности, развитие личности, сотрудничество, и пр., образуя гуманистически ориентированное педагогическое мировоззрение учителя.

Ц енностные мировоззренческие аспекты педагогической культуры: - признание ребёнка высшей ценностью; - переориентация целей образования с приоритетности обучения на воспитание и развитие личности; - гибкость мышления, предполагающая возможность многовариативного достижения целей обучения и воспитания; - гуманизм и сотрудничество с детьми; - творческая, созидательная направленность на разработку эффективных методик обучения и воспитания.

 

Ценностные характеристики педагогической деятельности во многом связываются с утвердившимся в общественном сознании образом УЧИТЕЛЯ как носителя духовных, нравственных ценностей; с отношением к его личности как к своего рода эталону.

Среди нравственных характеристик педдеятельности называются: - нравственная мотивация; - нравственный характер общения и взаимодействия учителя с уч-ся; -целостное влияние учителя на личность ученика, что требует от учителя эмпатии, искусства понимания другого человека; -способность учителя предвидеть и оценивать нравственные последствия своих действий, решений, поступков; -учитель сам должен быть воплощением и носителем духовной, нравственной культуры.

Соединение высокой образованности, профессиональной компетентности и нравственной направленности личности педагога определяет сущностные ценностные характеристики учительства как части интеллигенции.

Работая с учащимися, педагог должен в первую очередь думать о том, какие ценностные ориентации будут сформированы у растущего человека в школьный период.

Караковский В.А. предлагает в основу воспитания положить общечеловеческие ценности.

Общечеловеческие ценности – это принятые людьми образцы того, что должно быть. Это идеалы, которыми человек руководствуется в своих поступках и отношениях с другими людьми. Они- общие, общечеловеческие, т.е. имеют одинаковый для всех людей положительный смысл. В качестве таких ценностей Караковский В.А. выделяет следующие:

1) Земля –общий дом Человечества, вступающего в 21 век.

Земля людей и живой природы.

2) Отечество – одно на всех, завещанное предками. Это единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой и завещанная предками.

3) Семья – начало всех начал. Начальная единица (ячейка) общества, естественная среда развития ребёнка, закладывающая основы его личности.

4) Труд – основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность человека. Сфера самоопределения человека и источник богатства общества.

5) Знания – источник саморазвития; непреходящая ценность, результат разнообразного творческого труда.

6) Культура –великое богатство, накопленное человечеством как в материальном, так и в духовной жизни людей.

7) Мир между странами и народами как условие существования Земли и Человечества.

8) Человек – как абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство и результат воспитания.

Составляя основное содержание воспитания, эти общечеловеческие ценности должны одновременно отражать ведущие направления (разделы) планов воспитательной работы.

Именно эти ценностные ориентации призвано формировать организуемое педагогом воспитание.

 

 

Цель воспитания согласно концепции Щурковой Н.Е. – личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека, то есть жизнь, построенную на Истине, Добре и Красоте, которая позволяет человеку реализовать себя как человека разумного (homosapience), осуществить в себе способность быть человеком творческим и созидающим (homocreatus и homofaber), проявить себя как человека нравственного (homomoralis).

Содержанием воспитания должно быть формирование отношения к ценностям, главные из которых- Истина, Добро и Красота.

В дополнение к ним Щуркова Н.Е. предлагает «пирамиду» ценностей, на вершине которой- Человек, как наивысшая ценность. Поразмышляйте над этой пирамидой:

1) Человек.

2) Жизнь, Природа, Общество.

3) Добро, Истина, Красота.

4) Труд, Познание, Общение, Игра.

5) Свобода, Счастье, Совесть, Равенство, Справедливость, Братство.

Л огика построения процесса воспитания (формирования отношения к ценностям) - следующая:

«знаю» ( освоение культуры) -

«умею» (усвоение культуры) -

«люблю» (присвоение культуры).

Задачи-доминанты, стоящие перед педагогом-воспитателем:

1-4 кл. –Формирование социоценностных отношений.

5-7 кл. –Формирование способности к саморегуляции.

8-9 кл. –Расширение представлений о социальном устройстве жизни.

10-11кл .- Формирование индивидуального идеала человека.

Эти задачи-доминанты автор предлагает решать, планируя воспитательную работу по шести ведущим направлениям в каждой возрастной группе (см.: Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: 1998.).

 

Основные разделы программы воспитания (направления):

1) Формирование ценностного отношения к природе как к общему дому человечества.

(природа; жизнь; экология; человек и так далее.).

2) Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни.

(гигиена; физкультура; поведение» общение; культура умственного труда, культура физического труда, духовная культура, экономическая культура и пр.).

 

 

3) Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле.

(человек и: природа, семья, профессия, увлечения, общение; человек в отношении к себе, человек как носитель идеи, стратег жизни и пр.).

4)Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни.

(Родина; история; общество; государство; герои и пр.).

5) Формирование образа жизни, достойной Человека.

(добро; истина; красота; свобода; идеалы и пр.).

6) Формирование жизненной позиции.

(я в окружающем мире, моя судьба, моя позиция…).

 

Кроме программы, автор с коллегами разработали целый сборник социально-психологических игровых методик (форм) в помощь классным руководителям.

См: Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики.-М,2000.

 

 

Для того, чтобы общие ценности превратились в индивидуальные и стали руководить поведением отдельного человека, они должны быть им прочувствованы, прожиты, присвоены, т.е. стать его личным достоянием, иметь смысл и значимость именно для него.

Важно также, чтобы растущий человек владел ценностным восприятием окружающего мира.

Ценностное восприятие мира – это восприятие окружающей действительности, сопровождаемое проживанием отношения к объектам действительности, как к некоей ценности для жизни человека. Владея ценностным восприятием- услышишь то, чего не услышат уши, увидишь то, чего не увидят глаза.

К примеру, для кого-то роза- просто цветок, а для кого-то- красота, жизнь, любовь…

 

 

Сопоставим вслед за Щурковой Н.Е. ценностное и предметное восприятие мира:

Предметное восприятие мира Ценностное восприятие мира
Конкретно Статично Исчерпывается быстро Требует нового предмета Недолго сохраняется интерес Корыстно Разрушительно Бездуховно Оценка подвластна моде   Абстрактно Динамично Неисчерпаемо Самоценно без другого предмета Неизменное сохранение интереса Бескорыстно Защитительно-созидательно Духовно Не подвластно общему мнению  

Согласитесь, что ценностное восприятие мира куда более симпатично, чем предметное.

Оно же влияет и на выбор педагогом той или иной методики.

Сравните:

При предметном восприятии педагог: При ценностном восприятии педагог:
«Показывает» мир детям. Призывает детей к запоминанию. Учит детей, инструктируя и контро- лируя. Оценивает.   Требует, чтобы дети были похожи на него в восприятии мира. «Открывает» мир детям. Призывает детей к осмыслению. Инициирует их активность и само- контроль. Выражает своё «Я», откликаясь на действия ребёнка. Предоставляет свободу проявления индивидуальности.

 

Дополнительная литература по теме ценностей:

1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/ Под ред. Щурковой Н.Е..- М.:1998, С.29-41, 103-138.

2. Караковский В.А. Стать человеком.- М.:1993.

3. Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под ред. Степанова Е.Н.- М.:2000, С.25-30.

4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию.- Ростов н/Д.: 2000,

С.88-112, 204-208.

5. Маленкова Л.И. Человековедение: программа и метод.материалы для шк.педагога.- М.: 1999.

6. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Кн. Для учителя.- М.:1999.

7. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики.- М.:2001.

 

См. также ПЕДКОПИЛКУ: ФОРМЫ РАБОТЫ.

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.142 с.