Тема 1. Предмет психологии управления — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 1. Предмет психологии управления

2017-11-27 350
Тема 1. Предмет психологии управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Корецкая Е.В.

 

ПЛАНЫ СЕМЕНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

«Психология управления»

для специальности 350500 (040101.65) - «Социальная работа»

 

 

Курск 2012

Планы семинарских занятий по дисциплине

«Психология управления»

Семинар

Тема 1. Предмет психологии управления

 

Цель:

Развить представления студентов об истории науки управления; познакомить с задачами и проблемами психологии управления.

Вопросы для обсуждения:

1. История науки управления. Основные школы науки управления: школа научного управления, «классическая» школа в управлении, школа «человеческих отношений».

2. Общие подходы к теории управления: процессный, системный и ситуативный подходы.

3. Задачи проблемы управленческой психологии.

4. Предмет и объекты управленческой психологии. Проблемы, характерные для предмета управленческой психологии.

5. Современное управление организациями.

6. Противоречия и парадоксы в управлении.

7. Управление в условиях отечественного кризиса.

 

Темы докладов/рефератов:

· Теории лидерства.

· Психологические особенности организации труда и подготовки руководителя.

Формы текущего контроля знаний: опрос, тестирование, выполнение программных заданий.

 

Темы для самостоятельного изучения

· Современное управление организациями.

· Управление в условиях отечественного кризиса.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

1. Какова картина эволюции управленческой мысли и основные вехи её развития?

2. В чем сущность школы научного управления, административной («классической») школы, школы «человеческих отношений»?

3. Каков вклад основных школ в развитие теории управления?

4. В чем сущность процессного, системного и ситуативного подходов в теории управления?

5. Какие проблемы изучает управленческая психология?

6. Что является объектами управленческой психологии?

7. Что должен знать и уметь управленец после изучения курса психологии управления?

8. В чем суть противоречий и парадоксов в управлении и каковы психологические причины этих явлений?

9. Что нужно знать о состоянии управления в стране в условиях отечественного кризиса?

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов: групповое собеседование, аннотирование печатных источников, реферирование.

 

Основная литература: 1.

Дополнительная литература: 1,3,4.

 

Семинар – «Круглый стол».

Тема 3. Психология руководства и лидерства.

Цель: рассмотреть различные подходы к проблеме руководства и лидерства.

Вопросы для обсуждения:

1.Понятия «руководство» и «лидерство».

2. Различия неформального лидерства и формального руководства, специфика их влияния на деятельность организации.

3. Теории лидерства и стили руководства.

4. Развитие лидерского потенциала.

5. Злоупотребление властью. Стратегии приобретения власти.

6. Факторы личной власти.

 

Темы докладов/рефератов:

· Психологический анализ профессиональной деятельности руководителя.

· Профессионально важные психологические качества руководителя.

 

Формы текущего контроля знаний: опрос, тестирование, выполнение программных заданий.

 

Темы для самостоятельного изучения

· Стратегии приобретения власти.

· Факторы личной власти.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

1.В чем отличие понятий «руководство» и «лидерство»?

2. Какие общие черты имеют руководство и лидерство?

3. Какие типы лидеров существуют? Каковы их характеристики?

4. Каковы основные теории лидерства и стили руководства?

5.Какова характеристика модели так называемого триадического лидера, предложенная Д.Э.Зандом?

6. Какой смысл заложен в понятие «злоупотребление властью»?

7. В чем сущность каждого из пяти типов (и соответственно источников) власти?

8. Какие личные качества могут быть отнесены к числу основных источников власти?

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов: групповое собеседование, аннотирование печатных источников, реферирование.

Основная литература: 1.

Дополнительная литература: 3, 4, 5.

Семинар

Семинар

Семинар-практикум

Семинар-практикум

Семинар-дискуссия

Примеры контрольных работ

 

Контрольная работа/точка

 

1.Психология управления изучает следующие проблемы:

1) соответствие работника конкретной организации

2) соответствие работника его профессии

3) изучение личности работника в организации

4) профессиональный отбор

5) профориентация.

2. Объектом управленческой психологии является:

1) закономерности развития трудовых навыков

2) организованная деятельность людей

3) люди, включенные в самостоятельные организации, деятельность которых

ориентирована на корпоративно-полезные цели

4) изучение наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных

пунктах, где протекает деятельность человека.

3.Что из перечисленных характеристик относится к понятию «руководитель» и

НЕ относится к понятию «лидер»?

1) выдвигается неофициально

2) выполняет несколько социальных ролей

3) назначается официально

4) имеет психологическую природу

5) даны права и полномочия законом.

4.Что из перечисленных характеристик относится к понятию «лидер» и

НЕ относится к понятию «руководитель»?

6) не является обладателем права полномочий

7) несет перед законом ответственность за деятельность группы

8) выдвигается неофициально

9) имеет психологическую природу

10) имеет организационную природу.

5.Какому стилю руководства соответствуют перечисленные методы управления?

1 – авторитарный; 2 – демократический; 3 – анархический

1) попустительский

2) коллегиальный

3) директивный.

6. Какой способ принятия решения предпочтительнее?

1 – коллективный; 2 – единоличный

1) для избежания субъективизма

2) для большей продуманности возможных последствий

3) в условиях дефицита времени

4) для снижения сопротивления несогласных

5) при низкой квалификации сотрудников

6) при наличии конфликтной ситуации.

7. Укажите основные направления кадровой работы руководителя:

1) формирование кадровой политики организации

2) разработка системы стандартов и критериев

3) кадровое планирование

4) набор и отбор персонала

5) четко определенна иерархия власти

6) повышение, понижение, перевод, увольнение персонала.

8. Какие пункты НЕ относятся к функциям руководителя по работе с персоналом?

1) воспитательная

2) дисциплинарная

3) профессиональная подготовка и переподготовка персонала

4) арбитражная

5) определение системы заработной платы и льгот

6) экспертная.

9. Какие из перечисленных требований предъявляются к контролю?

1) постоянство

2) тотальность

3) открытость

4) оперативность

5) формальность

10. Укажите последовательность стадий процесса принятия решения:

1) рассмотрение вариантов решений

2) принятие решения

3) изучение проблемы

4) анализ и контроль выполнения решения

5) выработка и постановка цели

6) доведение решения до исполнителей

7) выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий

принимаемых решений

8) выбор и окончательное формулирование решения.

11. Укажите особенности стратегических решений:

1) конкретизируют поступающие сверху указания

2) диктуются внешними обстоятельствами

3) определяют основные пути развития организации

4) определяют конкретные способы достижения стратегических целей.

12. Укажите особенности директивных решений:

1) предназначены для субъектов, независимых от тех, кто эти решения принимает

2) их исполнение желательно, но не обязательно

3) обязательны для исполнения

4) принимаются высшими органами управления.

13. Укажите особенности единоличных решений:

1) принимаются в условиях дефицита времени

2) принимаются в результате взаимного согласия всех участников

3) принимаются при низкой квалификации причастных к ним сотрудников

4) принимаются при наличии конфликтной ситуации.

14. Укажите условия, при которых проводят деловые совещания:

1) чтобы решить вопросы, которые не под силу одному лицу

2) приглашают всех сотрудников

3) повестку объявляют заранее

4) проект решения готовят в ходе собрания.

15. Какой из пунктов НЕ подходит к понятию функции целеполагания?

1) определяет общую направленность деятельности организации

2) регулирует характер между компонентами организации

3) индивидуальная деятельность по планированию

4) интегрирует компоненты организации в согласованную систему.

 

Вопросы для подготовки к зачету

1. История науки управления. Основные школы науки управления.

2. Предмет, объекты управленческой психологии.

3. Задачи и проблемы управленческой психологии.

4. Противоречия и парадоксы управления. Управление в условиях отечественного кризиса.

5. Функция целеполагания.

6. Функция прогнозирования.

7. Функция планирования.

8. Функция принятия решений.

9. Функции контроля и коррекции. Кадровые функции руководителя.

10. Психологические проблемы, возникающие при выполнении функции планирования.

11. Психологические проблемы, возникающие при выполнении функции организации.

12. Психологические проблемы, возникающие при выполнении мотивационной функции.

13. Психологически проблемы, возникающие при выполнении коммуникативно-регулирующей функции.

14. Психологические проблемы, возникающие при выполнении контролирующей функции.

15. Руководство и лидерство.

16. Теории и стили руководства и лидерства.

17. Стили руководства. Их характеристика.

18. Власть. Злоупотребление властью. Стратегии приобретения власти.

19. Коммуникативные умения профессионала.

20. Функции, структура, механизмы и принципы общения.

21. Имидж как средство делового общения.

22. Технологии создания имиджа.

23. Микротехника «внимательное выслушивание». Микротехника «строуксов».

24. Основные функции управленческого общения и подходы.

25. Проблемы межличностного восприятия в управленческом общении.

26. Общение руководителя как обмен информацией.

27. Основные коммуникативные барьеры в управленческом общении.

28. Условия эффективного взаимодействия в управленческом общении.

29. Проблемы уверенности в процессе управленческого общения и пути её формирования.

30. Приёмы улучшения управленческого общения


Учебно-методическое обеспечение изучения дисциплины

Основная литература:

 

  1. Антонова Н. В. Психология управления [Электронный ресурс] /Н. В. Антонова. - М.: НИУ Высшая школа экономики, 2010. - 272 с. - Доступ из «Университетская библиотека онлайн».

 

Дополнительная литература:

  1. Машков В.Н. Психология управления: учеб. пособие / В. Н. Машков. - 2-е изд. - СПб.: Изд.- во Михайлова В.А., 2000
  2. Карпов А.В. Психология менеджмента: учебник / А.В. Карпов. - М.: Гардарики, 2004 МО
  3. Розанова В.А.Психология управления: учеб. пособие / В. А. Розанова; 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-Пресс, 2009
  4. Удальцова М.В. Социология и психология управления: учеб. пособие / М.В. Удальцова, Л.К.Аверченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2001 Мин. труда и соц. раз-вития РФ
  5. Психология управления: хрестоматия: учеб пособие / ред.-сост. Д.Я Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2006.
  6. Королев Л.М. Психология управления: учеб. пособие / Л. М. Королев. - М.: Дашков и К, 2008.
  7. Урбанович А.А.Психология управления: учеб. пособие / А. А. Урбанович. - Минск: Харвест, 2005.
  8. Социология и психология управления: учеб. пособие / Н. А. Воеводина, И. А. Данилова, Р. Н. Нуриева. - М.: Омега-Л, 2011
  9. Руденко А.М. Управленческая психология: учеб. пособие / А. М. Руденко. - Ростов н/Д: Феникс, 2010

Корецкая Е.В.

 

ПЛАНЫ СЕМЕНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

«Психология управления»

для специальности 350500 (040101.65) - «Социальная работа»

 

 

Курск 2012

Планы семинарских занятий по дисциплине

«Психология управления»

Семинар

Тема 1. Предмет психологии управления

 

Цель:

Развить представления студентов об истории науки управления; познакомить с задачами и проблемами психологии управления.

Вопросы для обсуждения:

1. История науки управления. Основные школы науки управления: школа научного управления, «классическая» школа в управлении, школа «человеческих отношений».

2. Общие подходы к теории управления: процессный, системный и ситуативный подходы.

3. Задачи проблемы управленческой психологии.

4. Предмет и объекты управленческой психологии. Проблемы, характерные для предмета управленческой психологии.

5. Современное управление организациями.

6. Противоречия и парадоксы в управлении.

7. Управление в условиях отечественного кризиса.

 

Темы докладов/рефератов:

· Теории лидерства.

· Психологические особенности организации труда и подготовки руководителя.

Формы текущего контроля знаний: опрос, тестирование, выполнение программных заданий.

 

Темы для самостоятельного изучения

· Современное управление организациями.

· Управление в условиях отечественного кризиса.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

1. Какова картина эволюции управленческой мысли и основные вехи её развития?

2. В чем сущность школы научного управления, административной («классической») школы, школы «человеческих отношений»?

3. Каков вклад основных школ в развитие теории управления?

4. В чем сущность процессного, системного и ситуативного подходов в теории управления?

5. Какие проблемы изучает управленческая психология?

6. Что является объектами управленческой психологии?

7. Что должен знать и уметь управленец после изучения курса психологии управления?

8. В чем суть противоречий и парадоксов в управлении и каковы психологические причины этих явлений?

9. Что нужно знать о состоянии управления в стране в условиях отечественного кризиса?

 

Формы контроля самостоятельной работы студентов: групповое собеседование, аннотирование печатных источников, реферирование.

 

Основная литература: 1.

Дополнительная литература: 1,3,4.

 

Семинар – «Круглый стол».


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.