Роль теории в психологическом консультировании — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Роль теории в психологическом консультировании

2017-11-17 1255
Роль теории в психологическом консультировании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Нет ничего практичнее хорошей теории

Курт Левин

 

Консультативная психология в нашей стране (шире – в постсоветском пространстве) находится на стадии оформления в самостоятельную дисциплину. Одной из наиболее проблемных областей консультативной психологии является создание теории практики.

"Теория" в широком смысле этого слова – это любое объяснение какого-либо явления (феномена). Говоря о теориях вообще, необходимо помнить, что, во-первых, все теории – это различные способы видения реальности, не являющиеся этой реальностью. Во-вторых, любая теория является лишь частичным объяснением: фокусируясь на одних аспектах проблемной области, она оставляет вне своих рамок другие аспекты. В-третьих, все теории являются абстракциями реальности, но абстракциями, имеющими под собой некоторые основания в реальной практике.

Практика и теория оказывают взаимное влияние друг на друга. Исследования, непосредственная практика создают основания для построения теории. Процесс развития теории предполагает постоянную проверку ее верности и формулирование новых гипотез и уточнений (В.А.Янчук).

Важно понимать, что теоретические конструкции могут строиться в разных системах координат и на разном концептуально-понятийном аппарате. Существующее на сегодняшний день многообразие теорий и подходов в психотерапии и консультировании не позволяет выделить какую-либо одну, устраивающую всех описательную и объяснительную модель. Поэтому, несмотря на то, что теоретики подчеркивают различия между разными школами и системами психотерапии, многие практики широко заимствуют друг у друга методы работы. Если же консультант строго придерживается единственной теории, он должен помнить об ограничениях любых теоретических построений. Альтернативные теории консультирования не должны рассматриваться в рамках подхода "какая теория вернее, правильнее и лучше". Наличие альтернатив предоставляет дополнительные возможности в углублении представлений о клиенте и особенностях его психологической реальности.

ХХ век был свидетелем появления множества новых направлений и теорий психотерапии и консультирования, часто сопровождаемых ажиотажем и огромной популярностью. Некоторые из этих направлений были достаточно успешными и "жизнеспособными", со временем став частью культуры, другие (например, оргонная теория В.Райха) через какое-то время ушли со сцены. Большинство теорий претендует на широкую генерализацию. Однако на сегодняшний день уже не вызывает сомнения, что одним больше "подходит" психоанализ, другим – когнитивная терапия. Существуют клиенты, как бы "списанные" с работ Фрейда и Адлера. Тем не менее, в каждой из теорий есть определенные "дыры", заполнение которых идет путем интеграции (эклектики) с другими теоретическими подходами.

Способ, при помощи которого психолог вычленяет и интерпретирует ключевые проблемы своего клиента, обычно отражает его теоретический фундамент и его взгляды на природу человека. Разные определения одной и той же проблемы отражают различные теоретические подходы и ведут к различным терапевтическим действиям, так как из теории вытекает не только набор концепций, объясняющих человеческое поведение, но также довольно четкий арсенал методик и техник психологической помощи. Важная задача саморазвития психолога-консультанта заключается в том, чтобы выбрать из каждой теории идеи, которые, по его мнению, наиболее точны, и построить свою собственную теорию1.

Некоторые психологи ограничивают себя рамками одного теоретического подхода. Такая приверженность полезна, когда психолог достаточно компетентен и подходит к клиентам дифференцированно. Но узость мышления, ригидность делает невозможной психологическую помощь клиентам, которые "не вкладываются" в прокрустово ложе той или иной теории. В таких ситуациях психолог, храня честь профессионального мундира, может пытаться редуцировать проблему клиента до той степени, которая позволит определить ее в терминах используемого психологом теоретического подхода. Безусловно, такой подход является не "клиент-центрированным", а "теория-центрированным". Поэтому для психолога так важно быть гибким в выборе методик и теории и оставаться открытым для новых идей.

Таким образом, существуют следующие возможности развития психологом-консультантом концепции психологической помощи (подробно об этом говорят А.Айви с соавторами):

МОНОТЕОРЕТИЗМ. Сильная сторона – углубленное изучение техники, методологии и возможность "подстроить" теорию под потребность индивидуального клиента. Хорошее психологическое образование с углубленным изучением методологических основ данной теории, технических методов и приемов, практических приложений дает возможность стать квалифицированным специалистом, получить супервизию, адекватную освоенному теоретическому подходу. Критика приверженности одному теоретическому подходу связана с малой степенью гибкости и нежеланием изменить свою точку зрения, когда случай не укладывается в данную теорию. Углубляясь во что-то, мы всегда теряем в широте охвата. Любая теория – это всего лишь набор линз, через которые психолог рассматривает реальность. И какими бы совершенными не были эти линзы, они позволяют увидеть лишь одну часть реальности, какую-то одну ее сторону.

Пример: к психологу обратился за помощью мужчина, бывший инженер, в настоящее время работающий продавцом на рынке. Свою проблему видит в том, что из-за изменения социального статуса окружающие (в частности, покупатели) относятся к нему как к человеку второго сорта. Ключевые проблемы этого человека могут определяться по-разному в зависимости от теоретической позиции, на которой стоит психолог: комплекс неполноценности, несправедливость общества, нарцистизм, придуманная проблема (с точки зрения безработного), подход к себе как к объекту и др. Но выяснить, как нам выстроить процесс консультирования мы сможем только в том случае, если построим общее с ним смысловое пространство, вступим с ним в диалог и постараемся понять этого конкретного клиента, его потребности, ожидания от взаимодействия с психологом.

ЭКЛЕКТИЗМ. Под эклектиком понимается тот, кто не создает собственной психологической теории, и не присоединяется к взглядам какого-либо одного теоретика, а берет из различных систем то, что находит правильным, и связывает это в одно более или менее законченное целое. Этот подход используется примерно половиной практикующих психологов. Эклектик признает достоинства многих методов и теорий и намеренно подбирает различные аспекты этих теорий, которые могут оказаться полезными для его клиентов. Сильная сторона эклектизма – в гибкости и широте охвата. Критики эклектизма считают эту позицию чересчур "бесхребетной" и не имеющей систематического мышления, а также говорят о "лени" психологов, не пожелавших изучить как следует одну концепцию.

ОБОБЩЕННАЯ ТЕОРИЯ. Дж.Келли отмечает, что эклектики становятся все более систематичны в своем мышлении, что они развивают собственную теорию или обобщенную теорию психологической помощи, в которую объединены различные подходы. Обобщенную теорию или метатеорию можно рассматривать как более общий концептуальный подход, чем эклектизм или приверженность одной теории. Обобщенная теория пытается соединить и организовать части теорий с согласованности и систематическом построении (систематический эклектизм). Можно быть с самого начала преданным одной теоретической ориентации и одновременно быть приверженцем обобщенной теории. Суть концепции обобщенной теории:

1. Понимание того, что реакция клиента может быть разной и, возможно, потребуется какой-нибудь другой теоретический подход.

2. Уважение к мировоззрению или теории, отличной от собственной.

3. Умение видеть то, каким образом различные теории можно увязать вместе для пользы клиента.

При этом необходимо помнить об опасности, которую таит в себе эклектика либо интеграция несовместимых друг с другом теоретических подходов. Невозможность такой эклектики связана, прежде всего, с тем, что такие подходы часто строятся на диаметрально противоположных методологических основаниях и несовместимых позициях (А.Лазарус).

 

1. Какие существуют требования к профессиональной деятельности консультанта?

2. Перечислите ролевые функции психолога-консультанта.

3. Какие существуют требования к личности консультанта?

4. Какие личностные качества психолога-консультанта способствуют эффективности процесса консультирования?

7. Как ценности консультанта проявляются в процессе консультирования?

8. На каких этических нормах строится психологическое консультирование?

5. Какую роль играет теория в психологическом консультировании? Объясните различия между монотеоретизмом, эклектизмом и обобщенной теорией.

6. Как проявляется перенос в консультировании? Какие черты ему свойственны?

7. Что такое контрперенос и каковы его проявления?


 

ПОДГОТОВКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

 

Подготовка психологов-консультантов

 

Начиная с конца 80-х гг. в нашей республике ведется подготовка психологов. С каждым годом увеличивается потребность в специалистах с высоким профессиональным уровнем. Быстрое развитие психологии и ее прикладных областей, появление новых возможностей для получения как психологических знаний, так и психологической помощи, узкая специализация и другие факторы приводят к удлинению периода подготовки специалиста.

Чтобы получить профессиональную подготовку в области психотерапии и психологического консультирования за рубежом, необходимо иметь базовое образование в области психологии, медицины или социальной работы. Для получения лицензии психолога-консультанта требуется пройти специальную, обычно двухгодичную докторскую программу по клинической или консультативной психологии и получить степень "доктора философии" по одной из этих дисциплин (В.Н.Цапкин).

Спецификой подготовки психотерапевтов и психологов-консультантов в зарубежных институтах является необходимость выполнения трех программ:

· собственно обучающей в области теории и методов консультирования (психотерапии);

· прохождение личной психотерапии у квалифицированного психолога (психотерапевта);

· работа с клиентами под супервизорством психотерапевта-преподавателя.

Таким образом, во всем мире подготовка психологов-практиков – длительный и многоступенчатый процесс. Такую систему подготовки обеспечивают многочисленные высокоразвитые структуры. Очевидно, что в нашей стране пройдет много лет, прежде чем будет обеспечена аналогичная система подготовки. В то же время подготовленные нами психологи после получения образования практически сразу приступают к профессиональной деятельности (например, школьные психологи), и их подготовка в области психологического консультирования должна (исходя из системы образования) обеспечить базовые знания, умения и навыки, необходимые для консультативной работы.

В нашей республике профессиональная подготовка психолога-консультанта включает в себя, прежде всего, получение высшего психологического образования. Психолог-консультант должен знать общую психологию, социальную психологию, психологию развития, клиническую психологию, педагогическую психологию, психофизиологию, психологию личности, психологическую диагностику, историю психологии. Также необходимо знание дисциплин, связанных с конкретными направлениями профессиональной деятельности психолога-консультанта: психология семьи, детская психология, психология рекламы, психология управления и другие необходимые предметы. Практическая подготовка консультанта включает в себя специальные занятия, направленные на овладение практическими умениями и навыками в области консультирования. Изучение этих дисциплин, практические и семинарские занятия обеспечивают базовую (фундаментальную) подготовку психологов-консультантов, позволяющую начать собственную консультативную практику. К сожалению, у нас практически отсутствует институт супервизорства, позволяющий начинающему психологу получить необходимую поддержку на пути последипломного профессионального развития.

Необходимо отметить, что в нашей стране все более острым становится вопрос о квалификации практикующих консультантов. Для этого необходимо разработать стандарт для аккредитации программ профессиональной подготовки. Выпускники институтов и университетов, успешно окончившие обучение в соответствии с утвержденными программами, смогут подавать документы для вступления в профессиональную организацию. Лицензирование и сертификация являются удостоверением того, что уровень профессиональной подготовки консультанта отвечает определенным стандартам. Лицензия дает право самостоятельной работы. Сертификат позволяет практиковать, но не дает звание специалиста в данной области, а лишь удостоверяет тот факт, что подготовка психолога-консультанта отвечает определенным стандартам.

К сожалению, на сегодняшний день вопросы о квалификации психолога-консультанта и о возможности получения официальных документов, подтверждающих квалификацию, остаются нерешенными, и в ряде случаев наблюдается подмена психотерапевтической деятельности другими видами практики (колдовством, экстрасенсорным целительством, предсказаниями судьбы и др.)


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.