Тема №4. Понятие конституционного строя РФ. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема №4. Понятие конституционного строя РФ.

2017-11-17 2717
Тема №4. Понятие конституционного строя РФ. 5.00 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Задание 1.

Логическая схема «Принципы конституционного строя».

 

Принципы основ организации Принципы основ взаимоотношений Принципы основ организации жизни

Государственной власти государства, человека и гражданина гражданского общества

-народовластие - признание прав и свобод человека - идеологическое и политическое

-федерализм высшей ценностью многообразие (плюрализм)

-разделение властей - первостепенная обязанность государства - - светский характер государства

-верховенство права защита и соблюдение прав человека и гражданина – свобода экономической деятельности

-государственный суверенитета - многообразие и равноправие различных

-вхождение в мировое сообщество форм собственности

как его часть - социальный характер государства

Задание 2.

Несколько известных предпринимателей обратилось с предложени­ем к Президенту РФ назначить всероссийский референдум по вопросу об изменении системы федеральных налогов и сборов, мотивируя тем, что действующие налоги и сборы тормозят развитие экономики России. Оцените данное предложение с точки зрения ф.к.з. «О референдуме в Российской Федерации».

Согласно ф.к.з. «О референдуме в Российской Федерации» на референдум не могут выноситься вопросы: отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти (подп.10, п.5, ст. 6). Статья 71 пункт З Конституции РФ относит федеральные налоги и сборы к исключительному ведению Российской Федерации. Соответственно данное предложение о проведении референдума по заданному вопросу не состоятельно.

Тема № 10. Гражданство Российской Федерации

Задание 1.

Понятие и принципы гражданства

Конституционные принципы гражданства Основания приобретения гражданства Основания прекращения гражданства
Принцип единого гражданства Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению 1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка: а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка); б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство. 2. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения. Выход из гражданства Российской Федерации 1. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона. 2. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона. 3. Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.  
Принцип равного гражданства Гражданство Российской Федерации приобретается: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.   Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.
проживание гражданина Российской Федерации за пределами Фе­дерации не прекращает его гражданства Российской Федерации Восстановление в гражданстве Российской Федерации Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.  
гражданин не может быть лишен гражданства Российской Федера­ции или права изменить его Выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.  
гражданин Российской Федерации не может быть выслан за преде­лы России или выдан иностранному государству;   Принудительная высылка граждан России за ее пределы по воле государства запрещена, однако в отношении иностранных граждан предусмотрена депортация в тех случаях, когда ими нарушены сроки пребывания или проживания в РФ  
Российская Федерация поощряет приобретение российского граж­данства лицами без гражданства, проживающими на территории Рос­сийской Федерации лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке Гражданство Российской Федерации прекращается: а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.    

 

 

Задание 2.

1. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству содержащуюся в постановлении законодательного органа власти субъекта Российской Федерации норму, предусматривающую во вкладыше к паспорту нового образца указание на принадлежность гражданина к какой-нибудь национальности.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» паспорт гражданина Россий­ской Федерации является документом, подтверждающим гражданство России. Вопросы гражданства в Российской Федерации согласно п. «в» ст. 71 Конституции РФ находятся в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России.

Представитель законодательного собрания в судебном заседании заявил, что возможность указания по желанию гражданина во вкладыше к паспорту своей национальной принадлежности является мерой обес­печения конституционного права граждан этого субъекта Российской Федерации.

Какое решение должен принять суд?

В части 1 статьи 26 Конституции РФ говорится: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности».

Национальность не может иметь юридического значения для статуса гражданина, поэтому указание в паспорте сведений о национальности не может быть обязательным требованием к содержанию данного документа, но это не лишает граждан возможности определять и указывать свою национальность. Гражданство России является единым и не зависит от оснований его приобретения. Национальность в России не может служить причиной ни для расширения, ни для ограничения прав гражданина. Поэтому законодательный орган власти субъекта Российской Федерации имел право ввести норму, предусматривающую во вкладыше к паспорту нового образца указание на принадлежность гражданина к какой-нибудь национальности. Это не противоречит основному закону страны – Конституции.

2. Иностранная гражданка В., имеющая нетрудоспособную мать - гражданку РФ и проживавшая в течение 2,5 лет на территории Санкт-Петербурга, 18 августа 2002 года обратилась в паспортно-визовую службу с заявлением о приеме её в гражданство РФ в упрощенном порядке. Ей было отказано в приеме заявления на том основании, что она
должна обратиться в паспортный стол по месту жительства её родителей и не ранее истечения 4-х летнего срока проживания в РФ, поскольку срок постоянного проживания может сокращаться органами внутренних дел максимум на 1 год.

Можно ли обжаловать отказ в приеме заявления и если да, то по ка­ким основаниям?

Решение обжаловать можно. Заявление должны были в любом случае принять, а отказ возможен только при существенном нарушении требований.

С заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, предусмотренном статьей 14 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» вправе обратиться иностранные граждане и лица без гражданства, оформившие разрешение на временное проживание с последующим получением вида на жительство без соблюдения условий о пятилетнем сроке проживания, если указанные граждане и лица имеют одно из нижеследующих оснований: 1. Имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации….

Для упрощенного получение (оформления) гражданства РФ (России) иностранному гражданину потребуются: вид на жительство, паспорт состоящего в гражданстве РФ нетрудоспособного родителя,

А также документы, которые подтверждают: существование законного источника средств к существованию, владение русским языком, свидетельство о рождении заявителя, нетрудоспособность родителя, состоящего в гражданстве РФ, просьбу заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства

Статья 32. Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя:

а) лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

б) лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

2. Заявление подается заявителем лично.

В упрощенном порядке все вопросы, связанные с принятием в Российское гражданство или с выходом из него, решаются соответствующим территориальным или федеральным органом исполнительной власти, который выполняет функции надзора и контроля миграции.

В упрощенном порядке заявления о получении Российского гражданства или о выходе из него рассматриваются в продолжение шести месяцев. Срок рассмотрения документов и заявления отсчитывается со дня их подачи. Заявление и пакет документов должны быть оформлены надлежащим образом.

Итоговое решение по вопросам гражданства России оформляется в письменной форме, при этом обязательно указываются основания принятия того или иного решения.

3. Жительница Уфы Эльвира Саниатуллина инициировала судебное
разбирательство по вопросу о соответствии Конституции РФ Приказа
МВД России, который запрещает фотографироваться на паспорт в го­ловных уборах. По мнению заявительницы, это правило противоречит
свободе вероисповедания, поскольку ношение покрывала (или хиджаба) для женщин - такое же обязательное требование ислама, как чтение Корана. Кроме того, ограничение прав граждан в соответствии со стать­ей 55 Конституции возможно только Федеральным законом. Ссылаясь на ту же статью Конституции, другой житель Уфы потребовал, чтобы в паспорт была вклеена фотография, где он улыбается во весь рот.

Возражая на заявление, МВД РФ заявило, что осуществление прав не должно ущемлять права и охраняемые законом интересы других лиц, в целях обеспечения безопасности которых и установлена паспортная система. Паспорт, выполняющий одновременно функции удостоверения личности, документа, подтверждающего принадлежность лица к граж­данству РФ и документа учета постоянного места жительства, преду­смотрен многими федеральными законами, а правила выдачи паспортов устанавливаются подзаконными актами. Следовательно, указанные пра­вила Конституции не противоречат. Тем не менее, решение Верховного Суда РФ и внесенные в соответствии с ним изменения в Приказ МВД предусмотрели возможность фотографироваться в хиджабах, хотя, на­пример, в штате Флорида (США) суд посчитал, что поднятие хиджаба для моментального фотографирования не представляет собой достаточ­ного основания считать, что конституционные права мусульманок на­рушены. Может ли паспортная система ущемлять либо ограничивать права человека и при каких условиях? В каких случаях ограничения прав граждан, связанные с паспортами, правомерны, а в каких случаях - нет?

Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 55) допускает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, но только федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (ст. 10) документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.

Паспортно - регистрационная система едина для всей страны. Ее действие направлено на упорядочение передвижения как российских граждан, так и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также на розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов, на укрепление государственной и общественной безопасности. Она играет важную роль в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также предупреждения и раскрытия преступлений. В основном требования паспортной системы относятся к тому, чтобы паспорт гражданина соответствовал действительной ситуации: 1) фотография: по ней должна быть узнаваема личность гражданина (возраст, четкие черты лица). 2) фамилия, имя, отчество – должен меняться с учетом изменений

3) место жительства или место пребывания.

Регистрация по месту жительства и пребывания ограничивает право на свободу передвижения и выбор места жительства, что не является правомерным. Технически реализация большинства основных прав и свобод оказывается обусловленной наличием регистрации.

Задание 3.

Имеют ли право иностранные граждане на доступ к государственной службе в Российской Федерации?

Иностранные граждане в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" ст. 12 не могут быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации.

Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Согласно ст. 14 этого федерального закона Иностранный гражданин не имеет права находиться на муниципальной службе, быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.