Критерии эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Критерии эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога

2017-11-17 9072
Критерии эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога 5.00 из 5.00 7 оценок
Заказать работу

Определение критериев эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога в современной практике являются одной из наиболее сложных задач. С их помощью можно проанализировать ход и результаты психологической работы в различных образовательных учреждениях.

Под критерием мы подразумеваем определенный признак, на основании которого производится оценка, классификация чего-нибудь. Критерий выражает сущностные изменения объекта, представляет собой знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении. Это средство – необходимый инструмент оценки, но сам не являющийся оценкой.

Критерии эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога:

1. Знание психологом теоретических основ психологии, педагогики, философии, социологии;

2. Соблюдение этического кодекса работы психолога,

3. Соответствие нормативам временных нагрузок психолога по всем направлениям профессиональной деятельности,

4. Системность работы психолога с различными категориями в образовательном процессе (ученик, родитель, учитель, администрация и т.д.),

5. Участие психолога в работе различных комиссий и выполнение функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей,

6. Самосовершенствование, участие в семинарах, методических объединениях, конференциях, а также курсах повышения квалификации.

Владение профессионально важными качествами, среди которых:

• умение тактично и корректно высказывать свою точку зрения, обосновывать мировоззренческую позицию,

• умение давать объективную оценку другим людям и возникающим ситуациям,

• умение анализировать конкретные ситуации в образовательном процессе, осуществлять выбор адекватных целей и задач,

• адекватно использовать теоретические знания в своей практической деятельности,

• умение выбирать адекватные способы и приемы при решении профессионально важных задач,

• освоение норм, эталонов профессиональной деятельности, достижение в ней мастерства, стремление индивидуализировать свою деятельность, а также осознанно развивать свою индивидуальность средствами профессии,

• проявление открытость для постоянного профессионального обучения, изменений, накопление опыта,

• способность ориентироваться в современных проблемах психологии и т.д.

7. Результативность работы и роль психолога в деятельности образовательного учреждения. Организация и результативность психологического просвещения и консультирования, соответствие организации диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней: достоверность результатов, доступность и реалистичность рекомендаций по результатам психодиагностической работы, степень учета компетентности должностных лиц при их реализации, эффективность психопрофилактической работы, результативность психокоррекционной работы.

8. Степень включенности психолога в жизнедеятельность образовательного учреждения. реализация поставленных целей и задач в процессе профессиональной деятельности, устанавление внешних и внутренних связей, взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения, участие в создании предметно-развивающей среду в образовательном учреждении для разных категорий сопровождения, обеспечение психологического сопровождения различных участников образовательного процесса, организация обучения общению учащихся и других участников образовательного процесса, обеспечение этичности и соблюдение этикета во взаимодействии учащихся с родителями, педагогами, сверстниками и т.д. создание в коллективе благоприятного психологического климата, который характеризуется продуктивным общением, взаимодействием детей и взрослых, обогащение профессиональный опыт в том числе, за счет личного творческого вклада и т.д., изучение профессионального психологического опыта своих коллег (района, края, региона, страны и т.д.), с использованием Интернет-ресурсов.

9. Реальная материально-техническая база, максимальное и продуктивное использование имеющихся ресурсов в своей профессиональной деятельности, наличие и эффективность использования специально оборудованный кабинет с выделенными секторами для проведения индивидуальных и групповых форм работы, наличие и использование необходимого психодиагностического инструментария, наличие и использование дидактического материала и методических пособий для проведения коррекционно-развивающей работы.

10. Организационно-правовое обеспечение профессиональной деятельности психолога, наличие и знание обязательных нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность педагога-психолога, наличие (ведение) основной документации педагога-психолога.

11. Использование комплексных методик исследования.

12. Согласованность данных психолога с данными других психологов и педагогов.

Основные факторы, служащие показателем эффективности профессиональной деятельности (по В.П. Симонову):

1) актуальность деятельности рассматривается как полное соответствие всех действий и операций поставленным целям и задачам;

2) оптимальность – (необходимость и достаточность) затрачиваемых усилий, средств, времени для достижения поставленных и решаемых в ходе деятельности задач;

3) рациональность способов и приемов деятельности в ее органическом единстве, в ее взаимосвязи и взаимообусловленности;

4) конкретность – как соответствие всех операций (действий) характеру направленности профессиональной деятельности;

5) перспективность – как исключение возможности малозначимости итога деятельности, ее ограниченного тупикового результата;

6) активность и самостоятельность деятельности психолога. При выборе критериев эффективности мы придерживаемся позиции, в которой профессиональная деятельность рассматривается в совокупности всех реальных взаимосвязей и отношений. Сразу заметим, что наш перечень критериев не является исчерпывающим. Деятельность психолога может быть оптимальна при наличии достаточных для этого оснований, например, таких как материальное обеспечение рабочего места психолога. Наряду с этим, эффективность работы психолога определяется и его реализацией и обеспечением основных психологических условий, способствующих, прежде всего, развитию личности ребенка.

 

9.2. Оценка деятельности педагога-психолога образования

 

Оценка деятельности практического психолога включает следующие аспекты:

1. Результативность психологической работы.

2. Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участие в деятельности коллектива.

3. Условия для проведения психологической работы.

4. Социально-правовое, организационное обеспечение профессиональной деятельности психолога.

Рассмотрим подробнее каждый из этих аспектов.

 

1. Оценка результативности психологической работы охватывает следующие вопросы:

1) эффективность психологического сопровождения труда и жизни клиентов, целевая работа с ними в соответствии с текущими задачами;

2) действенность психологической поддержки для развития творческого потенциала клиентов и оказание им помощи в решении различных проблем;

3) результативность психологического просвещения и консультирования;

4) соответствие диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней; правильность выводов и рекомендаций по результатам психодиагностической работы;

5) эффективность психопрофилактической работы, особенно в предупреждении различных проявлений девиантного поведения, в преодолении кризисных ситуаций и решении проблем труда и жизни организации;

6) компетентность и результативность психокоррекционной и психореабилитационной работы.

Результативность работы и роль психолога в деятельности образовательного учреждения может быть оценена по следующим аспектам:

1) организация и результативность психологической подготовки, которая осуществляется в различных обязательных формах психологического просвещения и консультирования;

2) соответствие организации диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней; достоверность результатов, доступных и реалистичных рекомендаций по результатам психодиагностической работы, степень их учета и компетентности должностных лиц при реализации;

3) организация и эффективность психопрофилактической работы;

4) компетентность и результативность психокоррекционной работы, степень включенности их в жизнедеятельность образовательного учреждения.

Конкретными показателями, соответствующими этому критерию, могут быть следующие умения:

– реализовать поставленные цели и задачи в процессе профессиональной деятельности;

– устанавливать внешние и внутренние связи, взаимодействовать с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения;

– создавать предметно-развивающую среду в образовательном учреждении для разных категорий сопровождения;

– обеспечивать психологическое сопровождение различных участников образовательного процесса;

– организовывать обучение общению учащихся и других участников образовательного процесса;

– обеспечивать проявление этичности и этикета во взаимодействии учащихся с родителями, педагогами, сверстниками и т.д.;

– создать благоприятный климат в коллективе, который характеризуется продуктивным общением, взаимодействием детей и взрослых;

– обогащать профессиональный опыт в том числе, за счет личного творческого вклада и т.д.;

– изучать профессиональный психологический опыт своих коллег (района, края, региона, страны и т.д.), с использованием Интернет ресурсов.

 

2. Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участие в деятельности коллектива, жизни клиента характеризуется:

1) временными нагрузками психолога во всей сфере труда, жизни и непосредственно в его профессиональной деятельности;

2) личным участием психолога в работе с различными категориями клиентов (человек-семья-коллектив);

3) эффективностью системы взаимодействия психолога с другими должностными лицами по организации и проведению психологической работы, коммуникабельностью во взаимоотношениях с другими службами;

4) степенью учета информации психолога при принятии управленческих решений;

5) участием психолога в работе различных комиссий и выполнением функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей;

6) соблюдением этических норм работы психолога;

7) самосовершенствованием и овладением продуктивными технологиями психологической работы.

Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности складывается из:

1. Знания теоретических основ психологии, педагогики, философии, социологии.

2. Соблюдения этического кодекса работы психолога.

3. Временных нагрузок психолога по всем направлениям профессиональной деятельности.

4. Системы личного участия психолога в работе с различными категориями в образовательном процессе (ученик, родитель, учитель, администрация и т.д.).

5. Возможного участи психолога в работе различных комиссий и выполнение функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей.

6. Самосовершенствование, участие в семинарах, методических объединениях, конференциях, а также курсах повышения квалификации.

Конкретными показателями, соответствующими этому критерию, могут быть следующие умения:

– тактично и корректно высказывать свою точку зрения, обосновывать мировоззренческую позицию;

– давать объективную оценку другим людям и возникающим ситуациям;

– анализировать конкретные ситуации в образовательном процессе, осуществлять выбор адекватных целей и задач;

– адекватно использовать теоретические знания в своей практической деятельности;

– выбирать адекватные способы и приемы при решении профессионально важных задач;

– осваивать нормы, эталоны профессиональной деятельности, достигать в ней мастерства;

– вместе с тем, стремиться индивидуализировать свою деятельность, а также осознанно развивать свою индивидуальность средствами профессии;

– быть открытым для постоянного профессионального обучения, изменений, накопление опыта;

– ориентироваться в современных проблемах психологии и т.д.

 

3. В качестве основных условий (по И. В. Дубровиной) можно назвать следующие:

1. Максимальная реализация в работе педагогического коллектива возрастных возможностей и резервов развития.

2. Развитие в процессе воспитания и обучения индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода. Их интересов, склонностей, способностей, направленности, ценностей, жизненных планов.

3. Создание благоприятного климата, который определяется продуктивностью общения, взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми.

4. Оценивание работы психолога осуществляется компетентными специалистами, уполномоченными на его проведение.

Оценка условий проведения психологической работы осуществляются по следующим пунктам:

1) оснащение кабинета психолога учебно-методическими, диагностическими материалами;

2) наличие и оснащение комнаты психологической разгрузки;

3) материально-техническая база психологической работы.

4. Социально-правовая, организационная обеспеченность профессиональной деятельности практического психолога включает:

1) наличие рабочего кабинета, шкафов для хранения документов, учетно-отчетной документации;

2) правильность ведения учетно-отчетной документации, которая включает в себя:

а) планы работы практического психолога (перспективный, месячные и профессионального совершенствования);

б) результаты психодиагностики, акты (карты) обследования, психологические портреты клиентов;

в) справки-доклады о проделанной работе;

г) рекомендации должностным лицам и другим категориям клиентов.

 

Важнейшее качество деятельности психолога – профессиональная компетентность, или профессионализм, включающее в себя профессиональные знания, умения, навыки, способности. В число характеристик профессиональной компетентности также входят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Психолог должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция включают в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области философии, истории, культурологии, педагогики, экономики, социологии, политологии, права, филологии, физической культуры, математики и информатики, в области концепций современного естествознания.

Профессиональные умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические «техники».

Профессиональные навыки – это упрочившиеся, легко и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, чем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

Рассмотрим основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам.

В области психологии специалист должен:

1) понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

2) владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

3) понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинам; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;

4)знать историю развития и современные проблемы психологической науки;

5) знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;

6) понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;

7) знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;

8) знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;

9) знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

10) знать механизм внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;

11) иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;

12) знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;

13) знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;

14) знать основные закономерности психологии образования;

15) знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

16) иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;

17) знать основные сферы и виды деятельности психолога;

18) знать основы психодиагностики и психологического консультирования;

19) знать основы психотерапии, коррекционной

и развивающей работы психолога;

20) владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии.

Данные требования как минимум необходимы для профессиональной деятельности психолога. Выпускник высшего учебного заведения по специальности «психология» должен удовлетворять этим требованиям.

Помимо этого для успешной работы психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности.

Профессиональный рост практического психолога оценивается в квалификационных категориях, которые ему присваиваются экспертными комиссиями. В сфере практической психологии система оценки уровня профессиональной квалификации включает в себя первую и высшую квалификационные категории, которые присваиваются в зависимости от опыта работы, качества владения профессиональными умениями.

 

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Дайте определение понятию «критерий»

2. Назовите критерии эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога.

3. Какие факторы служат показателем эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога?

4. Какие аспекты включает в себя оценка деятельности практического психолога. Охарактеризуйте каждый аспект.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.