И времени, отводимого на письменные работы — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

И времени, отводимого на письменные работы

2017-11-17 404
И времени, отводимого на письменные работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

№ п/п Тема занятия Практич.работы Письм.зан.  
 
1. Сатиры А. Кантемира и их место в литературе классицизма      
2. Реформа стихосложения В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова. Поэтика од М.В. Ломоносова. Ода на день восшествия на престол… Елисаветы Петровны 1747 года.        
3. Русская трагедия эпохи расцвета классицизма («Дмитрий Самозванец», «Хорев»)      
4. Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»      
5. Новаторский характер поэзии Г.Р. Державина (на примере од «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» и «Фелица»)      
6. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза      
7. Тестирование по литературе русского классицизма      
8. Тестирование по литературе раннего русского реализма и сентиментализма      
9. Итоговая письменная работа в форме сочинения      

Итого: 14 ч. 3ч.

Приведенный тематический план и расчасовка даны для студентов дневной формы обучения. На ОЗО на дисциплину «История отечественной литературы 18 века» отведено 6 ч. лекционного времени и выполнение контрольной работы.

 

Планы практических занятий

Практическое занятие № 1

Тема: Сатиры А.Д. Кантемира и их место в литературе классицизма

 

Задание: К практическому занятию необходимо прочитать 1,2,7 сатиры А.Кантемира. В читательских дневниках провести самостоятельный анализ вышеназванных сатир. Изучить статью В.Г. Белинского «Кантемир» (Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: в 13 т., т.8. М., 1955, с. 613-634, или: Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т., т. 7. М., 1981, с.282-300), составить краткий конспект статьи.

Вопросы к обсуждению:

1. Эстетические, философские взгляды А.Д. Кантемира, его литературная деятельность.

2. Поэтика сатир А.Д. Кантемира:

а) раскрыть основные приемы сатирической типизации (гипербола, гротеск, сравнения и т.д.) и автоирония;

б) дидактическое начало смеха и особенности речевого стиля (введение пословиц, поговорок, просторечия, вульгаризмов);

в) особенности стиха в сатирах А.Д. Кантемира;

г) своеобразие их композиции (диалогическое и монологическое повествование, кольцевая композиция и т.д.);

д) основные приемы создания образа (саморазоблачение персонажа, гиперболизация главного нравственного качества героя; роль портрета, художественной детали, интонация речевой характеристики).

 

Литература

1. Кантемир А.Д. Собрание стихотворений. Л., 1956.

2. Западов А.В. Поэты XVIII века: А. Кантемир, А. Сумароков, В. Майков, М. Херасков. Литературные очерки. М., 1984.

3. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1936.

 

Практическое занятие№ 2

Реформа русского стихосложения

В.К.Тредиаковского и М.В. Ломоносова

1. Основные системы стихосложения к началу XVIII века: силлабическая, оснометрическая, тоническая (народных стих) (ответы надо обосновать примерами).

Задания:

а) дайте характеристику каждого их типов стихосложения;

б) подробно остановитесь на определении силлабического стиха; объясните, почему возникло осознание необходимости преобразования русского стиха в самом начале XVIII века.

2. Начало реформирования стиха В.К. Тредиаковским: «Новый и краткий способ к сложению российских стихов».

Задание: определите, какие принципы были заимствованы Тредиаковским из каждой системы стихосложения; проследите, в чем выражаются результаты его разысканий и в чем ограниченность его реформы.

3. Завершение реформы М.В. Ломоносовым: «Письмо о правилах российского стихотворства».

Задание: объясните, какие новые элементы были внесены ученым в созданную систему стихосложения; как разработанные им принципы реализовались в его поэтической практике.

4. Вклад А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, М.Н. Муравьева в разработку формы поэзии.

Задание: новаторские открытия поэтов проиллюстрируйте на конкретных примерах их поэзии.

Основные понятия: ритм; система стихосложения; стопа; двусложная стопа; трехсложная стопа; ямб; хорей; анапест; амфибрахий; дактиль; стих (строка); метр; размер; строфа; рифма; женская рифма; мужская рифма; перекрестная рифма; смежная рифма; опоясывающая (кольцевая) рифма.

 

Литература

1. Западов В.А. Русский стих XVIII - начала IXI вв. (Ритмика). Л., 1974.

2. Илюшин А.А. Русское стихосложение. М., 1988.

3. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966.

4. Клейн Й. Реформа стиха Тредиаковского в культурно-историческом контексте // «XVII век»: Сб. 19. СПб., 1995. С. 15-42.

5. Краткая литературная энциклопедия. М., 1967. Т. 4. Стб. 810-811; 1971. Т. 6. Стб. 819-820; 1972. Т. 7. Стб 575-577.

6. Скрипов Г.С. О русском стихосложении. М., 1970.

7. Тредиаковский В.К. Новый и краткий способ к сложению российских стихов; Ломоносов М.В. Письмо о правилах российского стихотворства» // Русская литература XVIII века: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1979. С. 83-85; С. 93-97 (и др. источники).

8. Федотов О.И. Основы русского стихосложения: Метрика и ритмика. М., 1997.

9. Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. Л., 1972.

10. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991.

Практическое занятие № 3

Тема: Поэтика од М.В. Ломоносова. Ода на день восшествия на престол… Елисаветы Петровны 1747 года.

 

Вопросы к обсуждению:

1. Особенности жанра оды. Изучить главу «Ода» из книги Г.В.Москвичевой «Русский классицизм» (М.: Просвещение, 1986. С.20-47).

2. Тематика од Ломоносова и художественные особенности.

3. Герои оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 г. Приемы построения образа монарха-адресата оды и Петра I (подробно проследить по тексту оды образные средства, раскрывающие героев).

4. Построение оды: по какому принципу группируется материал; соотношение панегирического содержания с просветительским. Композиционный центр оды – образ Родины. Раскрыть этот образ. Гимн науке заучить наизусть.

5. Особенности стиля оды Ломоносова.

а) охарактеризовать лексический строй оды;

б) система образных средств (приведите примеры метафор, олицетворений, сравнений, эпитетов и укажите на их характер и цель использования);

в) синтаксические приемы создания высокого стиля. Приведите примеры риторических фигур;

г) дайте анализ стиха и строфики оды.

 

Литература

1. Западов А. Отец русской поэзии. М.: Советский писатель. 1961. Гл. 2,3.

2. Ломоносов М.В. Одна на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 г. // Хрестоматия по русской литературе XVIII в.

3. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М.: Просвещение, 1986. С.20-47.

4. Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. М.;Л.,1966.

5. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр//Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

 

Практическое занятие № 4


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.