Конституционное право - одна из отраслей системы права . — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Конституционное право - одна из отраслей системы права .

2017-11-17 303
Конституционное право - одна из отраслей системы права . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конституционно-правовая ответственность, коллизии в конституционном праве.????

Традиционно в нашей правовой науке юридическая ответственность сводилась к таким ее видам, как административная, уголовная, гражданско-правовая (имущественная) и дисциплинарная. В период существования СССР конституционные нормы воспринимались как декларации, они не имели прямого действия, а применялись лишь тогда, когда в их развитие принимались соответствующие акты законодательства. С провозглашением Республики Беларусь суверенным государством отношение к Конституции стало изменяться. Все более мировое признание получает идея не только о ее верховенстве, но и о непосредственном действии ее норм. В этих условиях становится актуальным развитие конституционно-правовой ответственности, которая должна рассматриваться как самостоятельный вид юридической ответственности, отличающийся субъектами, основаниями, процедурой применения. В качестве источников рассматриваемого вида ответственности следует считать не только Конституцию (как полагают некоторые авторы), но и иные акты, являющиеся источниками конституционного права. Установление конституционно-правовой ответственности необходимо в первую очередь для ограничения всевластия государства, для повышения чувства его ответственности перед народом и страной. Однако речь при этом должна идти не только о высших органах власти – Президенте, Парламенте, Правительстве, это может касаться также депутатов всех уровней, судей, общественных объединений и т.д. Иными словами, потенциально субъектом конституционно-правовой ответственности может быть любой из участников конституционно-правовых отношений. Выделяются коллективные и индивидуальные субъекты конституционно-правовой ответственности. К первым можно отнести Парламент, мерой ответственности, для которого может быть досрочное прекращение полномочий его Палат; Правительство – в определенных случаях может быть отправлено в отставку; местные Советы депутатов – могут быть досрочно распущены в случаях, оговоренных законом. К индивидуальным субъектам конституционно-правовой ответственности можно отнести Президента, Премьер-министра, депутатов и даже рядовых граждан, для которых также возможно наступление тех или иных отрицательных последствий, в случаях оговоренных Законом.

Вопрос № 9

Формы и Виды Конституции.

можно классифицировать:

По сроку действия (временные и постоянные).

В зависимости от формы или структуры Конституции (писанные или неписанные). Писанная в виде единого документа, не писанная виде нескольких (Финляндия).

По способу принятия

Путем народного голосования (референдума) (Франция, Эстония, Россия, Румыния и т.д.

Принятые законодательным органом принятые специально-учрежденным для этого органом

Введенные по принципам октроирования

По порядку изменения (гибкие (обычные), жесткие, смешенные(Конституция РБ)).

По форме правления (монархические (Япония), республиканские (Франция)).

В зависимости от политического режима

Демократические, Авторитарные, Тоталитарные

По форме государственного устройства:

Федеративные, Унитарные

ваемый в ней усложненный порядок ее принятия.

 

Гражданство Республики Беларусь - это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Решения о приеме в гражданство Республики Беларусь и его прекращении принимаются Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке.

Принципы гражданства Республики Беларусь

Гражданство Республики Беларусь основывается на следующих принципах:

- каждый имеет право на гражданство;

- гражданство Республики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусь независимо от оснований его приобретения;

- гражданство Республики Беларусь не может быть предоставлено против воли лица;

- никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство;

Республика Беларусь стремится к избежанию случаев без гражданства.

Основания приобретения гражданства Республики Беларусь Гражданство Республики Беларусь приобретается:

• по рождению;

• в результате приема в гражданство Республики Беларусь;

• в порядке регистрации;

• по иным основаниям, предусмотренным Законом и международными договорами Республики Беларусь.

• Заявление о приобретении гражданства Республики Беларусь может быть отклонено, если заявившее об этом лицо:

• осуждено за совершение преступления против мира и безопасности человечества, военного преступления, преступления против государства;

• имеет судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Республики Беларусь или за ее пределами, признаваемого таковым законодательством Республики Беларусь;

• является подозреваемым или обвиняемым и в отношении его осуществляется уголовное преследование в Республике Беларусь, а также в иностранном государстве за преступления, признаваемые таковыми законодательством Республики Беларусь, - до вынесения приговора или иного итогового решения по делу;

• осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы, - до истечения срока наказания;

• депортировалось из Республики Беларусь, - до истечения срока, позволяющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь повторно обращаться с просьбой о въезде в Республику Беларусь;

• представило ложные сведения или подложные документы;

• состоит на воинской службе, службе в полиции, органах безопасности, юстиции или иных государственных органах иностранного государства.

Решения о приеме в гражданство Республики Беларусь и его прекращении принимаются Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке

42.Основания и порядок прекращения гражданства РБ:

1) добровольный выход из гражданства РБ. Его порядок аналогичен порядку приема в гражданство РБ. Срок от подачи заявления до выяснения окончательного решения не больше 6 месяцев. Существует ограничение выхода из гражданства для некоторых категорий лиц:

• если лицо имеет задолженность перед физическими, юридическими лицами или государством

• если лицо владеет государственными секретами (на установленный законом период)

• если лицо привлечено к уголовной ответственности и в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор суда

• если лицо привлечено в уголовный процесс в качестве обвиняемого

 

2) утрата гражданства происходит в следующих случаях:

• если лицо приобрело гражданство путем предоставления ложных сведений и недостоверных документов

• если лицо поступило на службу в органы государственной безопасности и другие госорганы в иностранном государстве

• если лицо поступило на военную службу в иностранное государство

• утрачивают свое гражданство несовершеннолетние при изменении гражданства их родителей. До 16 лет – автоматически, с 16 до 18 лет – с согласия ребенка.

 

Конституционное право - одна из отраслей системы права.

Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения. Под методом правового регулирования понимаются особые приемы, способы воздействия на общественные отношения со стороны государства (его органов) с помощью правовых норм.

Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1. основ конституционного строя, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

 

2. взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации;

3. устройство РБ, состав и компетенция ее субъектов,

4. организации и функционирования системы органов власти РБ: Президента, Правительства, органов судебной власти, органов власти субъектов, а также местного самоуправления.

По сравнению с другими отраслями права предмет конституционного права отличается существенными особенностями. Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех.сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др., в то время как другие отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Особенность конституционного права и в том, что его нормы регулируют лишь определенный слой отношений в указанных сферах - те отношения, которые можно назвать базовыми в каждой из указанных сфер.

2. Конституционное право, являясь частью единой правовой системы, само является сложной системой. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия конституционно-правовых норм, их связи. Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, совокупность норм, не только обладающих определенным внутренним единством, но и отличающихся от других совокупностей норм конституционного права..

Система конституционного права - это совокупность составных частей и элементов конституционного права, характеризующих его внутреннее строение и обособляющих его от других отраслей права.

Общие принципы конституционного права - это основные начала конституционного права, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм и которые придают этой системе единую направленность.

Основные черты Конституции, как политического документа, характеризуют ее связь с общественным развитием, специфику конституционного воздействия

на жизнь страны. Конституция РБ обладает следующими основными чертами:

1. Основополагающий характер. Конституция регулирует наиболее важные общественные отношения, а конституционное регулирование носит обобщенный характер. При этом Конституция должна решить следующие задачи:

а) раскрыть и закрепить самое главное в общественных отношениях;

б) использовать минимальное количество норм при этом;

в) в нормах четко и ясно отразить суть отношений, дать направление и определить принципиальное содержание их последующей регламентации.

2. Народный характер. Конституция РБ - результат творческой деятельности народа, его непосредственного участия; служит интересам народа, отражает его задачи на будущее.

3. Реальный характер. Конституция РБ соответствует фактически существующим общественным отношениям.

МЕСТО конст. Правовой системе РБ

-Нормы конситуции являются основопологающими для всех иннх норм, поскольку Констититуция это ядро правовой системы.

-Констуционные нормы закрепляют важнешие социально-экономические и политические отношения.

-Конституция служит базой текущего законадательства, определяет его ха-р

-конституция важнейшийполическийдокумен ее политическая направнность обуславливает ее особую роль в правовой системе страны.

3)Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные правила, установленные или санкционированные государством, обеспеченные государственным принуждением или его угрозой и регулирующие конституционный строй страны. Эти нормы содержатся прежде всего в конституции как высшем и основном законе страны, а также в конституционных и иных законах и других правовых актах.Особенностями конституционно-правовых норм являются: а) их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого среза общественных отношений, связанного с конституционным устройством; б) широта охвата многими из них регулируемых сфер и проблем; в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера, которые очень часто не только не исключают, но и предполагают издание на их основе еще и других норм, разъясняющих, конкретизирующих и развивающих эти общие нормы; г) значительно больший, чем в других отраслях права, удельный вес таких видов правовых норм, как нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-программы, нормы-определения, нормы-разъяснения и др.; д) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, который широко используется в конституционном праве лишь при определении прав и свобод человека; е) высшая юридическая сила большинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами; ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций; з) особый порядок и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.Сами же конституционно-правовые нормы могут быть подразделены и классифицированы по различным основаниям. Так, по характеру (степени определенности) предписаний эти нормы могут быть императивными, когда в них правило поведения предписывается повелительно, строго, однозначно, безальтернативно, и диспозитивными, когда правило формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения. Примерами первых может служить ст. 116 Конституции РФ («Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия»)По их назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы принято делить на материальные и процессуальные. Если первые отражают содержание действий и тем самым отвечают на вопрос о том, что именно регулируется, то вторые — формы и процедуры правового регулирования, тем самым отвечая на вопрос о том, как осуществляется такое регулирование.

 

4)Конституционно-правовое отношение - возникающая на основе норм конституционного права общественная связь между субъектами, выражающаяся в форме субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства.Особенностями конституционно-правовых отношений являются:

1) специфика содержания. Конституционно-правовые отношения возникают в области общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права;

2) специфика субъектного состава. Некоторые субъекты могут быть участниками только конституционно-правовых отношений;

3) специфика объектов конституционно-правовых отношений;

4) многообразие видов конституционно-правовых отношений и значительный удельный вес в нем общих (общерегулятивных) отношений.КПО так же специфичны, в том что: 1) имеют политико-правовой характер 2) реализуются в неразрывной взаимосвязи, для КП характерно особо тесные системные связи норм и возникающих на их основе правоотношений.пецифика КПО:

КПО имеют свое собственное содержание, так как возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет КП;

КПО свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений. Специфические субъекты КПО:

Народ — при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента РФ;

Государства — РФ и республики, а также такие субъекты Федерации, как края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;

Органы государства, органы МСУ, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.