Билет 9. Начало книжного просвещения при святом князе Владимире. Ревнители духовного просвещения, первые училища и библиотеки. Характер книг. Переводная письменность. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Билет 9. Начало книжного просвещения при святом князе Владимире. Ревнители духовного просвещения, первые училища и библиотеки. Характер книг. Переводная письменность.



С принятием православия на Руси в народных массах произошли глубокие внутренние процессы духовного возрождения. Недавние грубые язычники под влиянием учения Православной Церкви становились благочестивыми христианами: среди них увеличивались добродетели и поднялась нравственность

Святая Евфросиния, княжна полоцкая, в миру Предислава, с юных лет подвизавшаяся в женском монастыре в г. Полоцке. Она была дочерью полоцкого князя Георгия Всеславича. Двенадцати лет она тайно постриглась в монахини и с разрешения полоцкого епископа первое время жила при храме святой Софии в том же Полоцке. Затем она основала близ города монастырь и убедила постричься там в инокини своих родственниц. В преклонных летах преподобная совершила паломничество в Иерусалим для поклонения Гробу Господню. В 1173 году она там и скончалась. Мощи ее были перевезены в 1187 году в Киев, где почивали в пещерах Киево-Печерской лавры. В 1910 году ее мощи перенесли в Полоцкий Спасов монастырь.

Кроме этих подвижниц в Полоцке прославились святостью своей жизни три полоцких епископа: Мина, умерший около 1116 года; Дионисий, умерший около 1182 года и Симеон, переведенный на тверскую кафедру, скончавшийся в 1280 году.

В Смоленске прославился святостью своей жизни преподобный Авраамий, родившийся в 1172 году. После смерти родителей он роздал свое имение бедным и, облекшись в рубище, некоторое время вел жизнь нищего юродивого. Затем в молодом еще возрасте принял монашество в пригородном Богородичном монастыре, где показал себя строгим аскетом, пребывавшем “в бдении и алкании день и нощь.” Преподобный Авраамий скончался около 1220 года.

Современником Авраамия в Смоленске был святой Меркурий, прославившийся иным подвигом — жертвою своей жизни на поле брани. Он был убит татарами во время их нашествия в 1239 или 1240 году.

Учеником преподобного Авраамия был преподобный Ефрем, скончавшийся около 1238 года в Смоленске.

Начало образованию на Руси положено было одновременно с введением христианства, которое, пробудив в русском обществе первую потребность книжного учения, принесло с собой и первые книги. В Киеве создаются школы. Владимир побуждал родителей “даяти на учение книжное” своих детей.

Школы создаются и в других городах Руси, начиная с Новгорода. Учителями в них могли быть почти исключительно иноземцы— священники. Обучение же простой грамотности велось не только в крупных городах, но и в многих захолустных городах.

Ярослав сам любил читать книги, он собрал переписчиков и переводчиков, которые перевели с греческого языка на славянский и переписали много книг. Это первое на Руси собрание рукописей — библиотека — сохранялось при Софийском соборе в Киеве.



Дочь Всеволода переяславского, Янка, завела при Андреевском монастыре в Киеве женское училище. Во Владимире-Волынском в конце XI в. были училища, над которыми Для “смотрения” назначен был некто Василий; князь Галицкий Ярослав Осмомысл распорядился, чтобы школы и учителей содержали на свой счет монастыри. Кн. Константин Ростовский имел у себя библиотеку, в которой было до 1000 книг. Ревнителями просвещения были и многие другие князья.

Но главными ревнителями и распространителями христианского образования были, конечно, люди духовные, между которыми всего более было людей, по выражению летописей, “хитрых книгам и учению”. От того и самые средоточия образования — школы и библиотеки — были при церквях и монастырях.

Кроме упомянутых школ в Киеве, Новгороде, Курске и на Волыни, в житиях Авраамия Смоленского и Феодосия Печорского упоминается еще школа в Смоленске, наверное, были они и в других местах, где были церкви и монастыри. Духовные же лица заботились главным образом и об умножении книг, усердно занимаясь их перепиской. Для списывания и собирания книг некоторые монастыри иногда нарочно посылали своих иноков на восток в Константинополь, — в монастырь Студийский, и на Афон.

Переводная письменность была преобладающей. Свящ. Писание употреблялось в переводе свв. Мефодия и Кирилла. Полного кодекса Библии не было, так как неканонические книги не были переведены свв. братьями.

Кроме переводной письменности, распространялась и оригинальная письменность (самобытная). Некоторые русские митрополиты из греков писали на греческом языке, и их труды распространялись среди народа в переводах. К таким сочинениям относятся: труд м. Леонтия “Об опресноках”, направленный против латинян; полемическое “Послание м. Иоанна II к папе Клименту III” и его же “Церковное правило”. Митр. Никифор написал: два послания к русским князьям о латинах, послание к Мономаху о посте и поучение к народу в неделю сыропустную.

 






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.005 с.