Проблема милости и справедливости в Капитанской дочке, ее сюжетно-композиционное воплощение — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Проблема милости и справедливости в Капитанской дочке, ее сюжетно-композиционное воплощение

2017-11-16 1719
Проблема милости и справедливости в Капитанской дочке, ее сюжетно-композиционное воплощение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как дыхание необходимо для тела, как без него человек не может существовать, так и без милости, справедливости, любви, сострадания, добродетели не способен он жить настоящей, истинно христианской жизнью. Но что же должен сделать человек, чтобы в его душе, зародившись однажды, окрепли и развились эти ценнейшие ростки? Как прожить, чтобы не оказаться «плевелами», «семенами сорных трав», то есть злыми людьми, ведущими недостойный,нехристианский образ жизни? Как исправиться и из «плевелов» стать «пшеницей», человеком добрым и благочистивым?

Ответ прост: нужно жить честно, по- совести, по – справедливости, любовь к себе приносить в жертву любви к ближнему. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» Творить и проявлять милость и добро, жить по заповедям Божиим – вот истинный путь спасения грешной души человека.

«Блаженны» милостивые, ибо они помилованы будут»,-учит нас пятая заповедь блаженств.

Приобрести же блаженство, то есть высшую степень счастья, могут только люди милостивые, милосердные, те, которые сострадательны к другим, все сердцем жалеют людей, попавших в беду или несчастье, и стараются им помочь добрыми делами.

Это и накормить голодного, и напоить жаждущего, и одеть нагого или имеющего недостаток в одежде, и посетить больного или находящегося в тюрьме.

Это и помощи духовная:слову и примером оградить другого человека от неправильного поступка, научить истине и добру незнающего, подать ближнему хороший и своевременный совет в затруднении и опасности, утешить печального, никогда не отвечать злом на зло, от всего сердца прощать обиды.

Нравственные правила, которым необходимо следовать человеку, изложены в Евагелиевском учении в притчах, иносказательных рассказах, для которых Иисус Христос брал примеры из природы или жизни людей.

Это притчи о заблудшей овце, о блудном сыне, о немилосердном должнике, о милосердном самарянине, о безрассудном богаче, о мудром строителе, о судье неправедном и другие.

Христианские уроки милости и справедливости в художественной литературе преподносит нам А.С.Пушкин в романе «Капитанская дочка».

Всё произведение Пушкина проникнуто духом милости и справедливости, поэтому его можно назвать романом о справедливости и милости.

Главная сюжетная линия «Капитанской дочки» - история взаимоотношений Гринёва и Пугачёва. Четыре встречи героев –это четыре ярчайших примера милости, сочувствия, сострадания, жалости, человеколюбия, готовности помочь добрыми делами, глубокой признательности, справедливости. С милости и справедливости начинается эта история, ими и кончается.

Первая встреча Гринёва с будущим самозванцем происходит во время бурана, когда Пугачёв показывает ему и Савельичу дорогу к постоялому двору.

Вот замёрзший Гринёв входит в избу.

«- Где же вожатый?- спросил я у Савельича

«Здесь, ваше благородие»,- отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел чёрную бороду и два сверкающих глаза. «Что, брат, прозяб?» - «Как не прозябнуть в одном худеньком армячке! Был тулуп, да что греха таить? заложил вечор у целовальника: мороз показался не велик.»

Дворянин обращается к босяку, голяку «брат»,тем самым нарушает социальные условности, барьер между «барским дитятей» и холопом. Гринёв ценит людей не по социальному положению, а по внутренним качествам, их поступкам.

Завязывается дружеская, братская беседа. Пугачёв раскрылся сразу, он почти исповедался: «…что греха таить? заложил вечор у целовальника.» Есть грех, мол, по страсти к выпивке и последнее с себя снимешь, а потом сам страдаешь.

Гринёв предлагает Пугачёву чай, а после по просьбе последнего и стакан вина. Вот здесь и завязалась ниточка сочувствия, жалости, милости, благодарности. Но на этом она не обрывается. Наутро Гринёв ещё раз благодарит Пугачёва и хочет подарить ему полтину денег на водку. Савельич ропщет. Тогда Гринёв приказывает отдать Пугачёву свой заячий тулуп. Савельич изумлён, он открыто заявляет: «Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьёт, собака, в первом кабаке…» Да и не полезет этот юношеский тулуп на пугачёвские «окаянные плечища». И Савельич прав: тулуп трещит по швам, когда Пугачёв надевает его. Но Пушкин пишет: «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком».

В данном эпизоде мы видим два отношения к человеку. Для одного -«собака», «пьяница оголтелый», для другого- «брат». Две правды: одна по - хамски тычет пальцем в греховную душу другого, другая как бы говорит: но ведь и он человек. Здесь проявляется не просто благодарность Гринёва, желание поступить по - справедливости, а больше жалость, милость, уважение. Какой бы он ни был, но это человек, ему холодно, ему надо помочь, нельзя пройти мимо того, кто нуждается в помощи. И это почувствовал Пугачёв. Вот почему он так радуется подарку и тепло напутствует Гринёва: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».

Так завязались между героями понимание, чувства взаимной благодарности, симпатии.

Тема милости и справедливости ярко раскрывается во время встречи Гринёва и Пугачёва в Белогорской крепости.

При занятии крепости Пугачёв должен был повесить Гринёва, как и других офицеров, но, узнав Савельича, сохраняет ему жизнь. Вечером в беседе наедине он говорит: «… я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принуждён я был скрываться от своих недругов».

Неужели равны стакан вина, заячий тулуп и жизнь, подаренная офицеру противного войска? Конечно, нет! Поведением Пугачёва управляет благородный закон милости, выше которого нет ничего в этом мире.Он благодарен Гринёву за то, что тот разглядел однажды в нём человека, его душу.

Не может этого забыть Пугачёв. Он просто обязан помиловать Гринёва. А если забудет, то перечеркнёт, собственноручно убьёт в себе самое святое и дорогое, что заметил в нём Гринёв в первой встрече.

Вот почему так примирительно звучит финал их диалога: «Так и быть, - сказал он, ударяя меня по плечу.- Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».В бунтаре и разбойнике побеждает человек со свойственными ему добром, милостью, справедливостью, а в Гринёве – человек долга, присяги, чести.

Напряжённо, драматично звучит мотив милости и справедливости в эпизоде, когда Гринёв обращается к Пугачёву с просьбой помочь дочери коменданта Белогорской крепости Маше Мироновой.

Откровенный и рискованный диалог вновь убеждает героя в благосклонности, милосердии, доброте Пугачёва.

«-О чём, ваше благородие, изволил задуматься?

- Как ни задуматься, - отвечал я ему.-Я офицер и дворянин; вчера ещё дрался против тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя.

- Что же? – спросил Пугачёв. – Страшно тебе

Я отвечал, что, быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.

- И ты прав, ей- богу прав!- сказал самозванец.

- …Ты видишь, что я не такой ещё кровопийца, как говорит обо мне ваша братья».

Молодой человек надеется не только на пощаду, но и на помощь. Гринёв верит, что в душе Пугачёва живут добрые начала «Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою,куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобой не случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души…»

Не мог устоять Пугачёв перед такою мольбой. Как верующий человек, он рад вернуться к себе истинному, умеющему миловать, сострадать, делать добро, поступать по – справедливости «Казалось, суровая душа Пугачёва была тронута. «Ин быть по- твоему!-сказал он.- Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези её куда хочешь и дай вам Бог любовь да совет!»»

Да, на совести Пугачёва много крови, зла, но в нём сильны и вера в добро, в справедливость, желание поступать по заповедям Божиим.

Вот почему Гринёв так хочет, чтобы совершилось чудо, в результате которого исчезли бы кровь, ужас, боль гражданской войны. И этот враг, предводитель врагов, навсегда был бы дорогим другом.

«Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока ещё было время.»

Но одного желания Гринёва мало, надо, чтобы сам Пугачёв захотел и поверил в возможность милосердия.

Если же не возможно спасти от насильственной смерти врага – друга,то пусть хотя бы смерть его будет лёгкой и быстрой: «Емеля, Емеля!- думал я с досадою, - зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не мог бы ты придумать».

Гринёв думает о Пугачёве не как об атамане – бунтовщиков, не как о самозванце, а как о человеке, в душе которого живут добрые силы.

До последней минуты жизни Пугачёва обоюдная симпатия героев не угасала. Можно только догадываться, почему в повести нет сцены казни Пугачёва.Видимо, не мог Гринёв спокойно и равнодушно рассказывать о гибели человека, которому был обязан многим. Наверное, немало пришлось ему пережить во время казни. «Мы точно с ним увиделись, но в каких обстоятельствах!..»

Пугачёв увидел Гринёва «в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».

Это последний штрих на героическую, трагическую и необыкновенную фигуру вождя крестьянской войны.

На примере взаимоотношений Гринёва и Пугачёва А.С. Пушкин раскрывает Божию правду о милости и справедливости. Встретились два совершенно разных человека: один переступил закон, другой сохранил честь и совесть, но как они оказались близки по духу! Главной связующей ниточкой в их отношениях оказались сострадание, милость, справедливость. На примере этих героев А.С. Пушкин хотел сказать, что основой отношений людей друг с другом всегда должна быть христианская добродетель.

Но всё ли так просто и однозначно в мире? Всегда ли мы поступаем справедливо, милостиво? Оказывается, нет. Вот почему в романе «Капитанская дочка» Пушкин Божией правде о милости и справедливости противопоставляет «мирскую правду», где живёт зло, месть, ненависть.

Яркий пример тому – история Швабрина. Его поступки и поведение от начала и до конца пропитаны бессильной злобой, завистью, неспособностью простить.

Отвергнутый Марьей Ивановной, Швабрин не может смириться и вступает на путь насилия, предательства, мести.

Он не желает добра другим, думает и только печётся только лишь о себе. Зависть Швабрина рождает в нём ненависть и к Гринёву, и к любимой девушке. Забыв честь, совесть, он желает близким когда – то людям причинить только зло. Именно завистью продиктованы его самые мерзкие, злые поступки.

Так, Швабрин сознательно оклеветал Машу Миронову, на дуэли ранил Гринёва, воспользовавшись тем, что Петруша отвернулся, написал донос отцу Петра, перешёл на сторону мятежников только потому, что была «велика их сила», тем самым предал честь офицера.

Озлобленный и униженный отказом Марьи Ивановны выйти за него замуж, он выдал её Пугачёву.

В отличие от Швабрина, Гринёв проявляет милость к своему врагу. Так, после дуэли он прощает ему оскорбление, и они примиряются. Пётр Гринёв не радуется победе над уничтоженным врагом,так как он не злопамятен. «Я слишком был счастлив, чтобы хранить в сердце чувство неприязненное. Я стал просить за Швабрина…Будучи от природы не злопамятен, я искренно простил ему и нашу ссору, и рану, мною от него полученную. В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.»

Вырвав с помощью Пугачёва Марью Ивановну из рук Швабрина, Гринёв имеет все основания ненавидеть насильника и изменщика. Но совсем в ином духе заканчивается глава «Сирота»: «Мы поехали. У окошка комендантского дома я увидел стоявшего Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу. Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону».

Вновь Гринёв поступает благородно, по Божиим заповедям. По христианской морали нельзя торжествовать даже над врагом, так как пока жив человек, Бог надеется на него, на его исправление.

На суде Швабрин сознательно клевещет на Гринёва, хотя знает, что от его показаний зависит жизнь последнего. Но тот спокойно реагирует на это.«Генерал велел нас вывести. Мы вышли вместе. Я спокойно взглянул на Швабрина, но не сказал ему ни слова. Он усмехнулся злобной усмешкой и, приподняв свои цепи, опередил меня и ускорил свои шаги».

Злобе, злодейству Швабрина Гринёв противопоставляет спокойствие, трезвый взгляд. Без всяких слов он укоряет и осуждает своего противника сдержанностью и благородством. Может быть, его спокойный взгляд поможет преступной душе остановиться и не упасть в бездну ада.

На примере столь отрицательного персонажа, как Швабрин, Пушкин вновь хочет сказать, что Божественное начало не умерло и в этом «злодее», в его мятущейся душе. Оклеветав Гринёва в глазах властей, Швабрин ни разу не упомянул Марью Ивановну Миронову.

Тема милости и справедливости в романе «Капитанская дочка» иллюстрируется и историей изувеченного башкирца. Он был пойман в Белогорской крепости за распространение листовок, подбивающих казаков к бунту. На допросе башкирец молчит.

«-«Якши,-сказал комендант,- ты у меня заговоришь. Ребята! Сымите с него дурацкий полосатый халат да выстрочите ему спину. Смотри ж,Юлай:хорошенько его!

Два инвалида стали башкирцараздевать. Лицо несчастного изобразило беспокойство. Он оглядывался на все стороны, как зверёк, пойманный детьми. Когда ж один из инвалидов взял его за руки и, положив их себе около шеи, поднял старика на свои плечи, а Юлай взял плеть и замахнулся,-тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок».

Эта сцена нужна была Пушкину не только для осуждения жестокости при допросе. Автор хотел сказать большее.

Вот крепость взята повстанцами Пугачёва, и башкирец уже среди тех, кто вершит суд над капитаном Мироновым. «Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице.

На её перекладине очутился верхом изувеченный башкирец, которого допрашивали ещё накануне. Он держал в руке верёвку, и через минуту увидел я бедного Ивана Кузмича, вздёрнутого на воздух».

Эти две сцены, идущие одна за другой,-яркий пример того, что нельзя совершать зло, потому что оно обязательно возвратится местью, немилостью.

Для выявления той же темы милости и справедливости служит и история урядника Максимыча.

Комендант Миронов не очень доверял ему ещё до приступа Белогорской крепости. Максимыч тайно встречался с Пугачёвым. После разоблачения его в Белогорской крепости сажают по арест, но он бежит и возвращается вместе с Пугачёвым. Именно Максимыч указывает Пугачёву, кто комендант крепости.

Когда отпущенные Гринёв и Савельич бредут по дороге, происходит первая личная встреча героя и Максимыча. «Он, подскакав, слез с своей лошади и сказал, отдавая мне поводья другой: Ваше благородие! Отец наш вам жалует лошадь и шубу с своего плеча...Да ещё,- примолвил, запинаясь, урядник,- жалует он вам … полтину денег… да я растерял её дорогую; простите великодушно».

Гринёв простил Максимычу по своей милости украденную полтину денег. Смотря уряднику в глаза, он как бы говорит ему, что тот не прав. Но слабости есть у каждого человека, и он способен на хорошее. Милость Гринёва, его вера в человека задели Максимыча за душу, и бывший предатель, вор, хитрый и коварный, начинает носить любовные записки офицеру вражеской армии через линию фронта.

«- Здравствуйте, Пётр Андреич! Как вас Бог милует?

Я взглянул и узнал нашего урядника. Я несказанно ему обрадовался.

- Здравствуй, Максимыч, - сказал я ему. – Давно ли из Белогорской?

- Не давно, батюшка Пётр Андреич; только вчера воротился. У меня есть к вам письмецо …».

Наконец, реабилитация Гринёва – это тоже следствие милости.

Не закон, не решение суда спасают его от позора и смертной казни, а именно повеление императрицы, её милость. Но ведь Екатерина II простила по сути дела невинного человека, выполнявшего свой долг и никогда не нарушавшего присяги. И прощение это произошло, как видно, случайно. Прочитав первые строки прошения Марьи Ивановны, она сразу сказала: «Вы просите за Гринёва?..Императрица не может его простить …»

Если бы вторая встреча с царицей состоялась в официальной обстановке, вряд ли Маша сумела бы так непосредственно и убедительно рассказать историю Гринёва, как это произошло в саду. Акт милосердия, наверное, не совершился бы. Нужна была встреча с «незнакомой дамой» и не во дворце, а в саду, как со случайной собеседницей, чтобы справедливость наконец восторжествовала.

Реабилитация Гринёва- это заслуга Марьи Ивановны. Ей удалось спасти его будущее, его честь, его семью. Милость императрицы – прощение невиновного. Не проявила она своих «щедрот» и по отношению к дочери капитана, отдавшего жизнь за спасение её власти. Обещание императрицы: «Я беру на себя устроить ваше состояние»- в повести ничем не подтверждается. «Благоденствие» Петра Андреевича – село, принадлежащее десятерым помещикам, в одном из барских флигелей которого есть «собственноручное письмо Екатерины второй за стеклом и в рамках». Письмо адресовано отцу Петра Гринёва, оно содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова.

Читая эти страницы романа, невольно сопоставляешь «щедроты» императрицы с великодушием Пугачёва. Он щадит офицера, своего врага из чувства благодарности за сделанное добро.

Широко, всесторонне решает А.С. Пушкин тему милости и справедливости в романе «Капитанская дочка». Он предстаёт перед нами как мудрый человек с глубоким нравственным опытом. Главное внимание автор романа направляет на открытие внутренненего человека в человеке перед лицом Бога и другого человека.

А.С.Пушкинутверждает, что главными качествами души истинного христианина являются доброта, человеколюбие, милость, справедливость. Они облагораживают, преображают человека, помогают ему жить в ожесточённом мире, преодолевать зло, зависть и несправедливость, бушующие страсти и вокруг, и в собственном сердце.

Как актуальна и злободневна тема, поднятая Пушкиным в «Капитанской дочке», для нашего времени. Писатель помогает нам выбрать правильный ориентир в жизни, найти ответ на главный вечный вопрос: «Как жить в этом грешном мире, как спасти свои души?»

Всем содержанием романа Пушкин даёт однозначный ответ: спасти и мир, и наши души может только милость, жизнь по – справедливости, по заповедям Божиим.

Из далёкого 18 века А.С. Пушкин призывает нас, живущих в 21 веке, не оказаться «плевелами», «сорняками», то есть ненужными и никчёмными людьми, растерявшими честь и совесть, человеколюбие и справедливость, сохранить в себе эти непреходящие ценности, постоянно думать о «чистоте» своей души и всего нашего грешного мира, раздираемого сегодня противостоянием политических систем, войнами, разгулом международного терроризма, расовой и религиозной ненавистью.

Автор «Капитанской дочки» зовет нас духовно расти, развиваться, любить людей, заботиться о счастье других.

«…во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними …»

«Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию».

 

Вопрос 10


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.