Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Руссо, Дюпре, Добиньи, Коро, Милле, Домье, Курбе, Менцель

2017-11-17 720
Руссо, Дюпре, Добиньи, Коро, Милле, Домье, Курбе, Менцель 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Само понятие «реализм» имеет широкое зна­чение: мы с полным правом можем говорить и о реализме XVII или XVIII в. Но термин ре­ализм в применении к художественному творчеству вошел в обиход только в XIX в. Именно тогда в ряде европейских стран впервые появляется стремление сознательно и последо­вательно руководствоваться принципами реа­листического метода, т. е. объективно и прав­диво изображать действительность. К этому периоду относятся и попытки сформулировать и дать теоретическое обоснование реализма как целостной художественной системы, как основ­ного направления в искусстве середины XIX в.

Начало реалистическому направлению во Франции положила пейзажная живопись ху­дожников так называемой барбизонской школы. В начале 1830-х годов группа художников-пейзажистов поселилась в деревушке Барбизон в 60 км от Парижа (отсюда название школы). Они рисовали сельские пейзажи. «Обыкновен­ная природа является неисчерпаемым мате­риалом для искусства», — утверждал глава барбизонской школы Теодор Руссо (1812—1867).

Руссо требовал глубокого изучения при­роды. Он делал точные эскизы с натуры, пере­нося их затем в свои картины. Барбизонцы на­ходили поэзию во всем: в хмуром дне, в пред­грозовом затишье, в темном силуэте пахаря на фоне вечернего неба. Каждый из них созда­вал в своих пейзажах своеобразный портрет природы, у каждого из них была своя излюб­ленная тема. Жюль Дюпре (1811 —1889) писал главным образом несложные по мотиву пейза­жи, но его часто увлекали стихийные явления природы. Излюбленными мотивами Диаса де ла Пенья (1807—1876) были лесные чащи с лужай­ками, а Тройон (1810—1865) предпочитал сель­ские виды со стадами животных. Шарль Добиньи (1817—1878) подолгу работал, путешест­вуя в лодке по Сене и Уазе. Ему особенно уда­валась спокойная гладь воды, поля и селения, раскинувшиеся по берегам рек.

Близок к барбизонцам был и один из круп­нейших пейзажистов XIX в. Камиль Коро (1796—1875). Он был истинным поэтом приро­ды. Его интересовал тот или иной пейзаж в це­лом, настроение, которое он создает. «Я был всегда влюблен в прекрасную природу»,— го­ворил Коро. Тонкое понимание красоты окру­жающего мира пронизывает все творчество пейзажиста. В отличие от большинства барбизонцев Коро не ограничивался пейзажами, он писал фигуры на фоне интерьера, а также портреты. Пользуясь различной светосилой того или иного тона, т. е. обратившись к живописи полутонами, Коро достиг замечательного бо­гатства цветового звучани.

Самым близким другом Теодора Руссо, рабо­тавшим с ним в Барбизоне, был Жан Франсуа Милле (1814—1875). Тема его творчества значи­тельна и важна — это изображение тяжелого сельского труда. Милле сам вышел из кресть­янской среды и долго жил в деревне, поэтому он хорошо знал жизнь своих скромных героев. Его внимание привлекали то величавая фигура сеятеля, то уставший виноградарь с обожжен­ным от солнца лицом, то крестьянки, несущие из лесу вязанки хвороста, то освященные тра­дицией патриархальные обычаи и нравы. В кар­тине «Собирательницы колосьев» (1857) бедные женщины подбирают оставшиеся на поле колоски; их склоненные фигуры, тяже­ло ступающие по земле, олицетворяют трудо­любие и покорность судьбе. Живописи Милле свойственны приглушенный, сдержанный коло­рит, удивительный лаконизм композиции и обобщенная трактовка форм, контуры которых растворяются в мягкой светотени. Высокое мас­терство и монументальность образов делают ис­кусство Милле одной из вершин французского реализма прошлого века.

Критика социальной несправедливости и протест против нее нашли свое выражение в искусстве замечательного французского гра­фика и живописца Оноре Домье (1808—1879).

Как график, Домье работал в технике лито­графии и был мастером политической карика­туры. Произведения художника, появлявшиеся в сатирических журналах, имели огромный общественный резонанс в 30 — 60-х годах XIX в. Домье создал свыше четырех тысяч ка­рикатур. Толстый Луи Филипп — король-бур­жуа, с головой, похожей на грушу; его реакци­онные министры — продажные уроды, заполнив­шие скамьи «законодательного чрева»; тупые мещане, корыстолюбивые «люди правосудия» — все они узнавали себя в обличительных лито­графиях Домье. Впервые сатирическая графика во Франции стала в его произведениях высо­ким искусством.

Домье никогда не работал с натуры, но об­ладал исключительной зрительной памятью. Утрируя отдельные черты персонажа, он за­острял внимание на самом характерном, в то же время не нарушая глубокую реалистичность образа.

Беспощадно разоблачая реакционность пра­вительственных кругов и пороки буржуазного строя, Домье умел создавать и положительные образы. Людям из народа — рабочим, прачкам, ремесленникам, бродячим актерам ж музыкан­там — он посвящал и графические и живопис­ные работы. Художник создавал их для себя и никогда не выставлял при жизни. В образе прачки («Прачка», ок. 1860, Лувр, Париж) Домье сумел передать заботливость матери и величие человека труда.

Главой реалистического направления во французской живописи середины XIX в. был Гюстав Курбе (1819—1877). Демократическое искусство Курбе вызывало нападки со стороны представителей буржуазных кругов вплоть до того, что однажды Наполеон III чуть не ударил одну из картин художника хлыстом. Вкусам буржуазных завсегдатаев салонов (официальных выставок в Париже) Курбе противопостав­лял искусство, которое передавало нравы, идеи и облик эпохи. Курбе считал, что для картин не следует придумывать никаких сложных сю­жетов, а нужно лишь с достаточной убедитель­ностью изображать то, что видит художник вокруг себя. Он писал жанровые сцены, портре­ты, пейзажи, натюрморты, умея оттенками красок и характером мазков передать силу и крепость человеческой фигуры, разнообразную поверхность земли, пенящийся гребень морской волны.

Лучшие произведения Курбе были созданы в его родном городе Орнане. Однажды, когда художник возвращался к себе в Орнан, он уви­дел у обочины дороги сцену, которую и изобра­зил на картине, названной «Каменщики» (1849). Вот как он сам описывает содержание картины: «Перед нами старик семидесяти лет, сгорбленный под тяжестью работы, с поднятым молотком в руках... его штаны из грубой ткани все в заплатах... Рядом с ним юноша с головой покрытой пылью, с почерневшим лицом; сквозь рубашку, грязную и разорванную, просвечи­вают руки и спина... ремень поддерживает его штаны, а рваные заскорузлые ботинки печально улыбаются своими дырами. Старик стоит на коленях, юноша сзади, держа корзину с битым щебнем. Увы! Так начинают жизнь и так ее кончают...»

Последние слова художника раскрывают глубокий социальный смысл, который он при­давал своей картине. «Я хочу,— писал он да­лее,— поставить французское общество перед зрелищем тяжелого изнурительного труда и беспросветной жизни». Бесстрашие Курбе перед жизненной правдой и присущая ему сила худо­жественного воплощения самых обыденных яв­лений делают его одним из самых могучих пред­ставителей реалистического направления в жи­вописи.

Картина «Каменщики» находилась в Дрез­денской галерее, но погибла весной 1945 г. (см. ст. «Дрезденская картинная галерея»).

В другом своем произведении Курбе изобра­зил церемонию похорон в Орнане («Похороны в Орнане», 1850). Враждебные ему официальные критики воз­мущались прозаичностью сюжета и не оценили мастерства, с которым художник создал целую галерею образов своих современников в момент мрачного события. Курбе справедливо утверж­дал, что «реализм есть по существу искусст­во демократическое». Верный своим прогрес­сивным убеждениям, он в 1871 г. без колебаний встал на сторону восставшего пролета­риата и активно участвовал в деятельности Парижской коммуны.

В Германии самым значительным художни­ком-реалистом XIX в. был Адольф Менцель (1815—1905). Удивительная зоркость глаза, умение подмечать все самое характерное, выра­зительность образов, острое чувство современ­ности и умение проникать в исторические собы­тия прошлого были свойственны Менцелю: на всем протяжении его длительной жизни. Отто­ченное мастерство Менцеля проявилось не толь­ко в живописи, но и в различных областях гра­фики — рисунке карандашом, акварелью, гу­ашью, в гравюрах на дереве. В картине «Железопрокатный завод» (1875, Берлин) он одним из первых обратился к теме труда промышленных рабочих.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.