Тема 1. Две культуры как отражение двух типов мышления — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема 1. Две культуры как отражение двух типов мышления

2017-11-17 257
Тема 1. Две культуры как отражение двух типов мышления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание курса

  • Тема 1. Две культуры как отражение двух типов мышления
  • Тема 2. Физика глазами гуманитария: образы физики
  • Тема 3. Физика необходимого
  • Тема 4. Физика возможного
  • Тема 5. Физика как целое
  • Тема 6. Химия
  • Тема 7. Жизнь
  • Тема 8. Живые системы
  • Тема 9. Биосфера и цивилизация
  • Тема 10. Основные концепции и перспективы биологии
  • Тема 11. Эволюционно-синергетическая парадигма
  • Тема 12. Гуманитарные приложения синергетики

Тема 1. Две культуры как отражение двух типов мышления

Проблема двух культур: от конфронтации к сотрудничеству. Развитие личности и потребность в гармонии. Специфика естественнонаучного и художественного метода познания действительности. Этапы развития естественнонаучного мышления и смена типов научной рациональности. Типы времени и фундаментальные парадигмы естествознания. История естествознания до начала ХХ века. Панорама современного естествознания и ее незавершенность.

Тема 2. Физика глазами гуманитария: образы физики

Поиски принципов объективного описания природы. Пространственно-временные масштабы и физическое моделирование.

Тема 3. Физика необходимого

От физики Аристотеля к физике Ньютона. Состояние физической системы и его изменение со временем. Импульс, энергия и момент системы как меры движения. Классические представления об объективности познания природы: концепция независимости результатов познания от средств наблюдения.

Тема 4. Физика возможного

Недостаточность классического описания природы. Как отличить "большое" от "малого": роль внешнего воздействия. Микро- и макроописание природы. Вероятность как атрибут сложных систем. Понятие ансамбля в естественных и гуманитарных науках. Тепловое равновесие и флуктуации. Неравновесные состояния и релаксация. Энергия, температура, энтропия. Фазовые переходы и симметрия. Необратимость - неустранимое свойство реальности. Стрела времени.

Тема 5. Физика как целое

Иерархия структур природы. Мега-, макро- и микромир. Гармония в физике. Эволюция Вселенной. Этапы эволюции горячей Вселенной, неоднозначность сценария и антропный принцип.

Тема 6. Химия

Роль химии в системе "Человек - Общество - Природа". Особенности химии как науки. Основная задача химии и способы ее решения. Неорганические и органические соединения и их многообразие. Химическая эволюция.

Тема 7. Жизнь

Макромолекулы, гиперцикл и зарождение жизни. Жизнь во Вселенной. Особенности биологической формы организации материи. Белки: ферменты и живые машины. Биологическое узнавание. Информационные макромолекулы. Уровни организации живых систем. Эволюционное учение.

Тема 8. Живые системы

Термодинамические особенности живых систем. Целостность, гомеостаз. Многообразие биологических видов - основа организации и устойчивости биосферы. Принципы систематики и таксономии. Организм как целостная система, его системная организация. Управление высшим организмом как системой. Эмоции, творчество и работоспособность. Стресс и тренировка. Психика и телесное здоровье. Смерть. Большие биологические часы.

Тема 9. Биосфера и цивилизация

Популяции, сообщества, экосистемы. Принципы их организации. Формы биологических отношений в сообществах. Круговороты вещества и энергии. Биосфера, ее эволюция, ресурсы, пределы устойчивости. Биопродуктивность. Антропогенные воздействия на биосферу. Экология. Принципы взаимодействия организма и среды обитания. Эволюция экологии. Глобальные экологические проблемы. Причины их возникновения. Понятие здоровья населения как комплексного критерия состояния окружающей среды. Экология и мировоззрение. Экология и культура.

Тема 10. Основные концепции и перспективы биологии

Биология ХХ в. Биотехнология и перспективы ее развития (микробиология, инженерная энзимология, генная и клеточная инженерия).

Тема 11. Эволюционно-синергетическая парадигма

Принципы синергетики. Бифуркации. Диалектика и теория катастроф: структурная устойчивость, универсальность, признаки и непредсказуемость катастроф. Бифуркационное дерево как модель эволюции природы, человека, общества. Аттракторы. Параметры порядка. Странные аттракторы. Универсальные сценарии перехода к хаосу. Гармония в хаосе.

Микро-, макро- и мегамир

2.1. Происхождение Вселенной. (Теория Большого Взрыва. Факты, подтверждающие теорию Большого Взрыва, альтернативные теории).
2.2. Строение Вселенной (звезды, галактики, планетные системы).
2.3. Геометрия и структура Вселенной. Вопрос о конечности и бесконечности Вселенной. Космологическое расширение Вселенной.
2.4. Эволюция звезд и образование планетных систем.
2.5. Мировые константы и антропный принцип.
2.6. Законы сохранения и симметрия мира.
2.7. Корпускулярная и континуальная концепции описания мира. Квантово-волновой дуализм.
2.8. Вероятность и элементарные частицы. Принцип неопределенности.
2.9. Пространство и время в классической и в релятивистской механике. Специальная и общая теория относительности.

Содержание курса

  • Тема 1. Две культуры как отражение двух типов мышления
  • Тема 2. Физика глазами гуманитария: образы физики
  • Тема 3. Физика необходимого
  • Тема 4. Физика возможного
  • Тема 5. Физика как целое
  • Тема 6. Химия
  • Тема 7. Жизнь
  • Тема 8. Живые системы
  • Тема 9. Биосфера и цивилизация
  • Тема 10. Основные концепции и перспективы биологии
  • Тема 11. Эволюционно-синергетическая парадигма
  • Тема 12. Гуманитарные приложения синергетики

Тема 1. Две культуры как отражение двух типов мышления

Проблема двух культур: от конфронтации к сотрудничеству. Развитие личности и потребность в гармонии. Специфика естественнонаучного и художественного метода познания действительности. Этапы развития естественнонаучного мышления и смена типов научной рациональности. Типы времени и фундаментальные парадигмы естествознания. История естествознания до начала ХХ века. Панорама современного естествознания и ее незавершенность.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.