Регулятивная ценность института защиты прав человека — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Регулятивная ценность института защиты прав человека

2017-11-17 236
Регулятивная ценность института защиты прав человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Регулятивная ценность института защиты прав человека от­ражает, с одной стороны, необходимость осуществления факти­ческой защиты прав человека, а с другой — реальную возмож­ность ее правового способа осуществления. Полномасштабное уяс­нение этого, казалось бы, сугубо теоретического положения яв­ляется обязательным условием решения прикладных задач в об­ласти законотворчества и правореализации.

В отечественной юриспруденции учение о праве как о соци­альной ценности сложилось в конце 60-х — начале 70-х годов 115 В рамках этого учения обособился и личностно-ценностный ас­пект права "б, который самым естественным образом нашел свое продолжение в современных исследованиях по аксиологической проблематике права человека на правовую защиту, в том числе и в плоскости различных отраслей права "7

В социологии под социальной ценностью принято понимать явления объективной действительности либо их свойства, спо-

115 См Алексеев С С Социальная ценность права в советском обще­
стве М, 1971, Шаламов М П Проблема социальной ценности и эффектив­
ности уголовно-процессуального права в свете решений XXV съезда КПСС
// XXV съезд КПСС и дальнейшее укрепление социалистической законнос­
ти М, 1977 С 89 и след, Петрухин И Л, Батуров Г П, Морщакова Т Г
Теоретические проблемы правосудия М, 1979, Глистин В К Проблема уго­
ловно-правовой охраны общественных отношений М, 1979, Рабинович П М
Социалистическое право как ценность Львов, 1985, и др

116 См Матузов Н И Личность Права Демократия, Орзих М Ф Указ
соч, Чхиквадзе В М Социалистический гуманизм и права человека Ленин­
ские идеи и современность М, 1978, и др

117 См Петрухин ИЛ Свобода личности и уголовно-процессуальное
принуждение М, 1985, Бережное А Г Указ соч, Ляхов Ю А Новая уголов­
но-процессуальная политика Ростов н/Д, 1992, Шадрин В С Указ соч, и др


Р а 5 д е л 1. Защита прав человека как проблема правового регулирования

собные удовлетворять потребности и интересы субъекта, и пото­му необходимые и полезные для его существования и разви­тия ш. Иными словами, ценность — это полезность чего-либо для удовлетворения потребностей субъекта. Применительно к праву данное понятие «можно определить как его положительную зна­чимость (роль) в удовлетворении потребностей субъектов»119. При этом в теории права и государства различают собственную и инструментальную ценность права.

Суть собственной ценности права заключается в его спо­собности выражать собой справедливость и равенство, олицетво­рять в юридической форме свободу и ответственность человека, а специфика инструментальной ценности — в его способности регулировать общественные отношения, то есть в способности выступать средством, орудием, механизмом осуществления важ­нейших задач, стоящих перед обществом.

Однако не все авторы согласны с таким наиболее распрост­раненным пониманием существа собственной и инструменталь­ной ценности права. Так, П.М. Рабинович, рассматривая вопрос о соотношении инструментальной и собственной ценности пра­ва, утверждает прямо противоположное. Он пишет: «Вопрос о связи и соотношении инструментальной и собственной ценнос­тей права может решаться на основе следующего положения: первая обусловливается тем, что распределяет (защищает) пра­во, а вторая — как оно это осуществляет»120.

С нашей точки зрения, ближе к истине С.С. Алексеев, по­лагающий, что «право в идеале (по определению) — это цен­ность, которая не присуща никакому другому социально-поли­тическому явлению, ценность упорядоченной свободы человека, справедливости, консенсуса....И именно в этом отношении пра­во и является значительной, и притом — самостоятельной соци­альной ценностью»121. Инструментальную ценность права указан­ный автор увязывает с институциональным статусом права, бла­годаря чему право приобретает «набор весьма эффективных ре-

118 Попов СИ. Проблема происхождения и функционирования поня­
тия ценностей в социологии // Социологические исследования. 1979. № 3.
С. 42.

119 Рабинович П.М. Указ. соч. С. 10.
■*>Тамже.С.ЗО.

121 Алексеев С.С. Право: Азбука — теория — философия... С. 345.


Глава 2. Юридическая природа, источники и регулятивная ценность

\ гулятивных свойств. А это значит, что оказалось возможным ис-

? пользование права с его свойствами как орудия, инструмента,

средства для решения разнообразных задач...»ш.

Приведенные рассуждения применимы и к существу юри­дического основания института защиты прав человека. Однако путь к уяснению регулятивной ценности права человека на пра­вовую защиту и, следовательно, всего института защиты прав человека лежит через установление и анализ соответствующей характеристики прав человека в целом.

Собственная ценность прав человека заключается в том, что
они аккумулируют и выражают собой притязания человека на
такие блага (материальные и духовные полезности), которые обес­
печивают ему достойный уровень жизни. При этом собственная
* ценность прав человека выражается как в том, что они «не "дар"

законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие чело­веку определенный стандарт жизни»123, так и в том, что «законо­датель не может искусственно "занижать" или "завышать" объем прав и свобод; он связан принципами и нормами естественного права, условиями социальных взаимосвязей людей»124.

Собственную ценность прав человека можно рассматривать и как результат сложения положительной значимости каждого вида прав человека.

Вместе с тем следует иметь в виду, что права человека приобретают собственную ценность только тогда, когда они реально «работают», достигая тех целей, во имя которых и в связи с которыми они только и существуют. А это и теорети­чески, и практически возможно только в том случае, если они выражены институционально, то есть завоевали право высту­пать в качестве реально действующего средства регулирования соответствующих общественных отношений. В этой связи, види­мо, не будет преувеличением утверждение о том, что смысл борьбы за права человека заключается в борьбе за их инстру­ментальную ценность.

Главное в инструментальной ценности прав человека состо­ит в их способности обязывать государство, общество и между-

122 Алексеев С.С. Право: Азбука — теория — философия... С. 344—345.

123 См.: Общая теория прав человека... С. 34.

124 Там же


Р а 5 д е л 1. Защита прав человека как проблема правового регулирования


. i


народное сообщество содействовать осуществлению правовых притязаний человека на блага. Это свойство полезности прав че­ловека ставит их выше государства. При этом собственная цен­ность прав человека задает параметры такого рода содействия, выраженного в механизме реализации соответствующего права. «Формы, способы и стадии реализации каждого субъективного права, — пишет Е.А. Лукашева, — определяются его сущнос­тью...»125. Однако надо иметь в виду, что эта программирующая роль собственной ценности прав человека по отношению к инст­рументальной имеет доминирующее значение только в подлинно демократических государствах.

Российская Федерация провозгласила курс на построение правового государства, а следовательно, признала, что права че­ловека обладают регулятивной ценностью. Поэтому полное и адек­ватное закрепление прав человека в нашем законодательстве оз­начает и последующее нормативно-юридическое оформление при­сущих им ценностей, в том числе и регулятивных.

Таким образом, можно констатировать, что собственная и инструментальная ценности прав человека — это именно свой­ства прав человека, выражающие их полезность как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом. В этих свой­ствах и заключена, по нашему мнению, поистине революцион­но-преобразующая роль прав человека в законодательстве Рос­сийской Федерации. Через международно-правовые механизмы, законотворческую деятельность органов государства они, хотя и с трудом, но все-таки «материализуются» в нашем праве. В целом же реализация данных свойств прав человека в национальной системе права — это показатель ее зрелости, культурности и демократичности.

Право человека на правовую защиту обладает как собствен­ной, так и инструментальной ценностью. Это означает, что и весь институт защиты прав человека имеет соответствующие цен­ностные свойства.

Собственная ценность права человека на правовую защиту заключается в том, что оно является международно-правовым стандартом утверждения каждым своего человеческого достоин­ства. И этот стандарт именно правовой, поскольку складывается


125 Общая теория прав человека.. С. 34—35.


Глава 2. Юридическая природа, источники и регулятивная ценность

на основе принципа формального равенства людей на защиту правовым законом. Все иные способы, формы и виды защиты, не выражающие собой правового равенства (формального равен­ства в свободе и ответственности), не могут быть отнесены к правовой защите.

В более конкретной, юридической плоскости собственная ценность права человека на правовую защиту, с одной стороны, олицетворяет, во-первых, признание этого права в качестве имен- но права человека, во-вторых, действенную, реальную возмож­ность осуществления человеком защиты своих прав именно пра­вовым способом (юридически признанным и потому не унижа­ющим его достоинство способом), а с другой — оно обусловли­вает фактом своего существования необходимость соответствую­щей системы правовых средств, с помощью которой и осуще­ствляется это право на правовую защиту. В последнем случае пра­во человека на правовую защиту высвечивается со стороны сво­ей инструментально-регулятивной ценности.

В этой плоскости право человека на правовую защиту пред­ставляет собой сложный юридический механизм, который не без оснований может быть назван системой правозащитного ре­гулирования общественных отношений и определен как сово­купность взаимосвязанных форм, приемов и иных средств осу­ществления защиты прав и свобод человека.

Наличие инструментальной ценности у права человека на правовую защиту объясняется тем, что «конституционно-право­вое закрепление основных прав и свобод, не будучи одновре­менно оснащенным эффективным механизмом защиты этих прав, становится не более чем популистской декларацией»126. В этой связи нельзя не согласиться с тезисом о том, что каждое право человека должно охватываться единой системой правого регули­рования их защиты 127. Такая система как раз и есть проявление и организационно-правовое оформление инструментальной ценно­сти права человека на правовую защиту.

126 Калинина Т.М. Правозащитная система: опыт зарубежных стран и
технико-юридические стандарты международного права // Законотворчес­
кая техника современной России: Состояние, проблемы, совершенствова­
ние: В 2 т. / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2001. Т 2 С. 70

127 См Романовский Г Б. Указ соч. С. 363.


Р а э д е л 1. Защита прав человека как проблема правового регулирования

К числу особенностей инструментальной ценности защиты права человека следует отнести: а) его нормативную основу, которая представлена совокупностью международно-правовых стандартов в области защиты прав человека, а также соответ­ствующими нормами конституций государств и специальных за­конов; б) включенность в него набора средств правовой защи­ты, обеспечивающего исполнимость права человека на правовую защиту; в) соответствие содержания, форм осуществления и га­рантий этого механизма правам всех участников процедуры пра­вовой защиты; г) подконтрольность механизма осуществления права человека на правовую защиту.

Осуществленный общетеоретический анализ содержания соб­ственной и инструментальной ценности права человека на пра­вовую защиту свидетельствует о том, что в своей совокупности эти ценности сообщают всему институту защиты прав человека свойство юридического регулятора общественных отношений.

Таким образом, можно констатировать, что, во-первых, регулятивная ценность защиты прав человека вытекает из соб­ственной и инструментальной полезности права человека на пра­вовую защиту, а во-вторых, она находит предметное выражение в совокупности правовых средств обеспечения осуществления этого права, что в упорядоченном виде представляет не что иное, как систему правового регулирования тех общественных отноше­ний, которые складываются и функционируют по поводу и в связи с реализацией права человека на правовую защиту.

С позиции признания предложенного понимания регулятив­ной ценности защиты прав человека появляется возможность обо­сновать основные контуры теоретической модели такого рода сис­темы правового регулирования. При этом необходимо подчерк­нуть, что речь идет о таком виде правового регулирования, кото­рое представляет собой достаточно обособленную и самостоятель­ную структуру в правовой системе демократического общества, что эта структура не поглощается ее правоохранительным элемен­том, а предполагает адекватный особенностям своей сущности, юридической природе и регулятивной ценности набор норматив­но-правового и организационно-правового инструментария прак­тического воплощения, специфика которого выражается и в соот­ветствующем понятийно-терминологическом аппарате. Поэтому, исходя из существа и логики излагаемого материала, данный вид


Глава 2 Юридическая природа, источники и регулятивная ценность

правового регулирования вполне обоснованно может быть назван правозащитным, поскольку он включает в себя такой набор пра­вовых средств, которые, с одной стороны, выражают юридичес­кую природу и регулятивную ценность защиты прав человека, а с другой — функционально предназначены для регулирования про­цесса осуществления права человека на правовую защиту.

Как отмечалось ранее, логика современного развития право­вой системы РФ в значительной степени обусловлена необходимо­стью адекватного отражения в ней международных стандартов прав человека и правовых средств их защиты. Указанные тенденции об­наруживают себя практически во всех элементах правовой системы и отраслях российского права, а это, в свою очередь, предполагает глубокое научное «сопровождение» данных процессов, включаю­щее как пересмотр традиционных проблем правоведения, так и обоснование новых. Проблема модели правозащитного регулирова­ния общественных отношений как раз и относится к числу нетра­диционных проблем, ранее не исследовавшихся правовой наукой.

Следует заметить, что термин «модель» (от лат. — modulus) обозначает меру или образец чего-либо. Применительно к поня­тию «правовое регулирование» данный термин был впервые ис­пользован С.С. Алексеевым. По его мнению, «модель правового регулирования» — это запрограммированная соответствующими задачами система юридических средств (особые формы, комплек­сы средств, юридические режимы), предназначенная для исполь­зования в любом случае, когда возникает потребность128. При этом автор ставит знак равенства между понятиями «модель правового регулирования» и «система правового регулирования». Он пишет: «Модели (или системы) правового регулирования во многом со­пряжены с задачами, которые ставятся перед людьми (государ­ством, законодателями, гражданами) на данном участке жизни общества»129. И если сопряженность моделей правового регулиро­вания с задачами не вызывает сомнений, то тождество «модели» и «системы» правового регулирования вряд ли допустимо, посколь­ку последняя обозначает собой целенаправленный и целостный, активно функционирующий срез всей реально существующей пра­вовой системы общества. Этот срез включает в себя и модель пра-

128 Алексеев С С Право- Азбука — теория — философия. С 382

129 Там же


Р а а д е л 1. Защита прав человека как проблема правового регулирования

вового регулирования в качестве необходимого и системообразу­ющего элемента. И по отношению к системе правового регулиро­вания этот элемент выступает своеобразной матрицей ее склады­вания и осуществления.

Модель правового регулирования — это закрепленная в нор­мативно-правовых предписаниях схема, логика результативного вмешательства права в общественную жизнь.

Формирование модели правового регулирования — процесс сложный, многосторонний, так или иначе отражающий основные политические, правовые, социальные, экономические, нравствен­ные и другие характеристики конкретного общества. И поскольку модель правового регулирования — это своеобразная стратегия оп­ределения места и роли права в жизни общества (а следовательно, и государства в обществе), то государство берет под явный или скрытый контроль важнейшие вопросы ее законодательного офор­мления. Оно не может быть безразличным к стратегическим вопро­сам правового регулирования. И от того, каким с точки зрения политического режима является государство, в решающей степени зависит ценностная ориентированность модели правового регули­рования. Именно здесь, по нашему мнению, кроются особенности современной российской модели правового регулирования, одну из которых удачно подметила И.А. Есипова. Обосновывая проблему правовой защищенности граждан от бездействия властных струк­тур, она пишет: «Типичными для России являются ситуации, при которых государство вмешивается в жизнь общества там, где не должно этого делать, а там, где должно, — бездействует»130.

Представляется, что такое положение не случайно и явля­ется предметным выражением господства чиновничьих интере­сов государственной власти в российской модели правозащитно­го регулирования. Также не вызывает сомнений и то, что такого рода модель входит в противоречие со ст. 18 Конституции РФ, которая гласит: «Права и свободы человека и гражданина явля­ются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодатель­ной и исполнительной власти, местного самоуправления и обес-

130 Есипова И.А О правовой защите граждан от бездействия власти // Общество Право. Власть- Межвуз. сб. науч тр. Волгоград, 1997. Ч. Г Совре­менные проблемы правовой реформы. С. 105


Глава 2. Юридическая природа, источники и регулятивная ценность

печиваются правосудием». И тот факт, что государственная власть, государство игнорирует эти конституционные требования, а подчас и само нарушает их, свидетельствует о значительно заниженной роли права в жизни нашего общества и каждого человека. Пре­одоление этого «перекоса» — задача не одного дня, а целого периода, который и переживает Российская Федерация. Поэтому сегодня важно выявить и обосновать такие правовые механиз­мы, которые бы были пригодны для выполнения обозначенных задач и обеспечивали бы в последующем эволюционное развитие всей правовой системы. С нашей точки зрения, этой цели отвеча­ет постановка вопроса о всемерном возвышении в общественном сознании и внедрение в соответствующие области юридической практики правозащитной модели правового регулирования.

Целесообразность и теоретическая допустимость использова­ния в правовой науке и юридической практике (законотворчес­кой и правореализационной) понятия «правозащитная модель ре­гулирования общественных отношений» имеет под собой широкое и достаточно глубокое основание, которое охватывает филосо­фию прав человека, учение о правозащитном регулировании об­щественных отношений, а также соответствующие области юри­дической практики развитых демократических государств.

Правозащитная модель регулирования общественных отно­шений складывается под воздействием цели, стоящей перед ней. Эта цель должна, с одной стороны, отражать в себе смысл суще­ствования естественных прав человека, с другой — в идеальной форме программировать результат их действия. Под влиянием этой же цели формируются и правовые средства ее достижения.

Правозащитная модель правового регулирования общественных отношений предполагает, во-первых, провозглашение права каждо­го человека на правовую защиту как цели всей правовой системы. Данное замечание имеет принципиальное значение» ибо, и на это обстоятельство уже было обращено внимание выше, ставит государ­ство, его правоохранительные органы в подчиненное положение по отношению к правам человека. В этой связи представляется не слу­чайным высказывание А.Г. Братко о том, что правоохранительная система — «это соответствующая идеям правового государства сово­купность государственно-правовых средств, методов и гарантий (ох­ранительная функция правовой системы, правоохранительная дея­тельность, юридические нормы и правоотношения, правоохрани-


Р а 5 д е л 1 Защита прав человека как проблема правового регулирования

тельные органы и законность, правосознание и правовая культура), обеспечивающих защиту прав и свобод граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств»131.

Конечной целью правозащитной системы выступает состояние защищенности прав человека. Идеальным выражением этого состоя­ния является правовая комфортность носителя прав человека.

Состояние защищенности прав человека, являющееся це­лью правозащитного регулирования, программирует и правовые средства его достижения. В модели правозащитного регулирова­ния эти правовые средства представляют собой тот набор юри­дического инструментария, действие которого в обязательном порядке должно привести в ожидаемому результату — состоя­нию правовой защищенности личности.

Правовые средства, как структурно-функциональные компо­ненты правозащитной модели правового регулирования обществен­ных отношений, по формам и месту своего существования в право­вом регулировании имеют самые разнообразные характеристики. Это и нормативно-правовые предписания, юридические факты, субъек­тивные права и обязанности, правомерное поведение, правоотноше­ния и т. д. Особое место в модели правозащитного регулирования занимают такие элементы, как формы и средства защиты. От полно­ты их закрепления в действующей системе права и их включенности в правореализационный процесс защиты, по существу, зависит ре­зультативность правозащитной модели регулирования.

При анализе форм защиты прав человека следует учитывать особенности их взаимосвязи со средствами защиты как со своим содержанием Главное здесь заключается в том, что содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних про­цессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ его существования и выражения вовне ш.

В самом широком плане под формой защиты прав человека надо понимать порядок их защиты ш. В последующих параграфах это

131 Братко А Г Правоохранительная деятельность и применение права
// Проблемы обеспечения законности в механизме правоприменения Тез
докл Волгоград, 1991 С 64—65

132 См Философский энциклопедический словарь М, 1983 С 621

133 См Воеводин Л Д Указ соч С 279


Глава 2 Юридическая природа, источники и регулятивная ценность

понятие будет рассмотрено более подробно. Здесь же отметим, что в специальной литературе выделяют такие формы защиты прав чело­века, как судебная и внесудебная. «Под судебной формой защиты следует понимать рассмотрение споров, дел о защите нарушенных или возможных быть нарушенными правах и законных интересах физических и юридических лиц в любом суде Российской Федера­ции [федеральный, конституционный (уставный), мировой судья]. Под внесудебной формой защиты прав и законных интересов следу­ет признать порядок рассмотрения жалоб, заявлений, обращений и т. д. административными органами, органами прокуратуры, упол­номоченным по правам человека, общественными объединениями, а также нотариальная форма»134. К вышеперечисленным формам вне­судебной защиты надо отнести и самозащиту т

Закрепленные в законодательстве формы защиты прав че­ловека определяют порядок, согласно которому лицо, управо-моченное на осуществление защиты прав человека, использует средства защиты. В этом и заключается их (форм) регулятивное значение в правозащитной модели.

Средства правовой защиты как элемент правозащитной мо­дели, хотя и приобретают юридическую природу путем законо­дательного закрепления той или иной формы защиты, тем не менее обладают известной самостоятельностью и выполняют в правовом регулировании свою, присущую только им, функцию — функцию общей и конкретной превенции. Поэтому они должны быть соизмеримы с ценностями, которые защищаются ими, а их применение должно быть неотвратимо. Только в этом случае оп­равдывается их существование в системе защиты прав человека.

Средства правовой защиты — это инструменты принудитель­ного обеспечения права человека на правовую защиту. Они вклю­чают в себя как меры защиты, так и меры юридической ответ­ственности. Надо заметить, что имеющееся в литературе чрезмер­ное преувеличение различий этих, единых по своей сути, средств принуждения привело наряду с позитивными и к негативным последствиям. Примером последних выступает известная теорети­ческая и практическая трудность подведения всего института прав

134 См Шубина Т Б Указ соч С 148

135 См Грибанов В П Осуществление и защита гражданских прав М,
1970 С 168


Р а» д е л 1. Защита прав человека как проблема правового регулирования

человека под обеспечительное воздействие юридической ответ­ственности. Благодаря этому, как подчеркивалось выше, создает­ся возможность уклонения государственных чиновников от спра­ведливого и сурового возмездия за нарушения прав человека.

Правозащитная модель, будучи идеальной конструкцией пра­возащитного регулирования, позволяет обосновать единую систему мер защиты и мер юридической ответственности, сориентировать их на достижение общей цели — состояние правовой защищеннос­ти человека — и таким образом включить их в арсенал действенных средств предупреждения нарушений прав человека, восстановления нарушенных прав, а также обосновать применение наказания за виновное, противоправное причинение ущерба носителям прав че­ловека. «В арсенале правовых средств, выражающих государствен­ную защиту прав и свобод человека, — пишет С. Колобова, — не­сомненно, важное место занимает реальная юридическая ответствен­ность (прежде всего, должностных лиц) за ненадлежащее исполне­ние служебных обязанностей (или бездействие)»136.

Правозащитная модель правового регулирования общественных отношений включает в себя и правовой результат данного воздей­ствия, под которым следует понимать достижение целей этой моде­ли, восходящих к смыслу существования прав и свобод человека.

На базе всесторонне обоснованных теоретических представ­лений о правозащитной модели регулирования прав человека по­является возможность осуществления широкомасштабных зако­нотворческих мероприятий, направленных на формирование дол­жного режима «правового бытия» прав человека. В этой связи необходимо приветствовать предложения о необходимости раз­работки и принятия специального законодательного акта в фор­ме Основ законодательства Российской Федерации о правах че­ловека, определяющего задачи и конкретные цели развития пра­возащитного права, правозащитного законодательства, задачи и цели деятельности правозащитных учреждений '".

136 См ■ Колобова С. Как защитить трудовые права' // Российская юс­
тиция. 2000. № 10 С 36

137 См: Мелешников А.В. Международно-правовая культура прав че­
ловека и проблема развития российской государственности // Московский
журнал международного права. 1996. № 2 С. 42.


Раздел 2


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.