фактор эмоционального восприятия цвета — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

фактор эмоционального восприятия цвета

2017-11-17 382
фактор эмоционального восприятия цвета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эмоциональные ассоциации

Красный цвет - возбуждающий, оживляющий, активный, энергичный, богат ассоциациями. Желтый цвет - теплый, бодрящий, веселый, привлекательный. Оранжевый цвет - веселый, жизнерадостный, пламенный. Зеленый цвет - спокойный, создает приятное, мирное настроение, богат ассоциациями. Синий цвет - спокойный, серьезный, нежный, печальный, тоскливый, сентиментальный. Фиолетовый цвет - соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов, одновременно притягивает и отталкивает, полон жизни и в то же время вызывает тоску и грусть.

Эмоциональное восприятие цвета

Можно ли описать словами музыку? Можно ли выразить словами значение взгляда? Как бедны привычные понятия, когда мы пытаемся описать словами чувства, переживаемые нами ярко и сильно!

Цветовое восприятие является общепонятным языком ощущений, не требующим словесного выражения – визуальный язык. Эмоциональное восприятие цвета – это и есть его объективное значение.

Темно-синий цвет вызывает ощущение глубочайшего умиротворения. Общепринятое значение темно-синего цвета – покой. Темно-синий цвет вызывает расслабленность и удовлетворение. Он дает чувство глубокой гармонии, упорядоченности, единения и защищенности. Поэтому покрывало Девы Марии синее. Синий соответствует чувству самосознания, а также удовлетворения или самоотдачи. Синий цвет символизирует вечность, отсутствие временных рамок, поэтому его выбирают как символ традиции, единения и сплоченности.

Зеленый, темный, с оттенком синего, как еловая хвоя, выражает стабильность, твердость, настойчивость и постоянство. Зеленый не обладает воздействующей на других экспансивной энергией (как оранжево-красный), а содержит накопленную внутри энергию напряжения, находящуюся не в состоянии покоя, а готовности к действию. Отдающий предпочтение такому зеленому, может быть охарактеризован как человек, твердый в своих убеждениях, умеющий противостоять внутренним и внешним воздействиям, в т.ч. соблазнам, искушениям; человек, обладающий глубоким чувством самоуважения.

Красный оказывает самое сильное активирующее действие. Значение этого цвета – возбуждение, стимуляция, активность. Это также реакция на требования и вызов. Человек, выбирающий красный, воспринимает его как стимуляцию, захват, сильное движущее желание. Это «аппетит» во всех его проявлениях: от страстной любви до жадного обладания. Красный – это вера в собственные силы, уверенность в себе.

Желтый – самый яркий цвет. Подобно солнцу, светлый и сияющий. При попадании света на желтый цвет, за счет сильного отражения создается впечатление скольжения по поверхности. Желтый соответствует чувству свободного развития, поэтому желтый предпочитают люди, ищущие саморазвития, меняющиеся, любящие свободу. Желтый – это решение, освобождение, изменение, развитие, широкий простор. Это поиск нового. Желтый также считается цветом «освещения» и избавления. Беззаботное веселье можно назвать «желтым настроением».

Фиолетовый цвет получается при смешивании красного и синего. Красный – это импульс для завоевания и переживания. Его удовлетворение осуществляется в синем. Красный стремится достигнуть согласия и единства путем борьбы и захвата. Синий же стремится к тому же путем спокойной самоотверженности. Оба пути, и красного, и синего нацелены на единение. Оба цвета переходят свои границы и трансформируются. Поэтому фиолетовый можно охарактеризовать как разрушающий барьеры. Фиолетовый цвет– это единство противоположностей. Фиолетовый является также выражением любознательности, увлеченности, впечатлительности (колебания от красного к синему, от импульсивного желания до осторожной чувствительностью). Подходит для творчески личностей.

Белый из всех цветов – самый светлый. Он может восприниматься как ослепительный. Радикально противоположные цвета черный и белый отражают полярность (черный – отрицание; белый – подтверждение). Белый является цветом чистоты и невинности (подвенечное платье невесты), часто используется в рекламе моющих средств; в христианских традициях представляет собой цвет святости.

Черный – самый темный из всех цветов, практически отсутствие цвета. Белый - излучение, черный - поглощение. Черный – противоположность всему позитивному, абсолютное отрицание, безоговорочное «нет». Проявляется также как воля к уничтожению существующего, оппозиция, авторитарное давление по отношению к любому другому мнению и образу жизни.

В то же время, по нынешним представлениям, воздействие цвета на человека принято подразделять на две составляющие — культурную и физиологическую.

Культурная составляющая, фигурально выражаясь,— величина переменная, меняющаяся в зависимости от этнических особенностей.

К примеру, в Америке, как и у нас, красный цвет означает любовь. В Китае тот же красный ассоциируется с добротой, праздником, удачей. В Индии — с жизнью.

Для американцев желтый цвет — цвет процветания, для нас — разлуки и одновременно солнечности, для сирийцев — траура, для индусов — великолепия, для бразильцев — отчаяния.

Зеленый цвет и у нас, и в Америке ассоциируется с надеждой, в Китае — с роскошью, в Индии — с миром и надеждой.

Голубой цвет в Америке означает веру, в Индии — правдивость, в Китае — траур. Фиолетовый цвет для индусов и бразильцев — цвет печали, но для индусов — еще и утешения.

Белый цвет в Америке символизирует чистоту и мир, в Европе — молодость, в Китае — подлость, опасность, траур.

Черный цвет у американцев ассоциируется со сложной ситуацией, у китайцев — с честностью.

В отличие от культурной, физиологическая составляющая вне зависимости от этнических особенностей определяется исключительно реакцией нервной системы на цвет: активизацией симпатической нервной системы под влиянием ярких, теплых цветов (к примеру, красного или оранжевого) и парасимпатической нервной системы под действием холодных, спокойных цветов (к примеру, голубого или синего). Другими словами, цветам теплым, ярким свойственно повышать тонус, вызывать прилив активности, а спокойным, холодным, напротив, действовать успокаивающе.

Характерно, при движении по цветовому кругу от самого агрессивного и самого активного — красного — в сторону оранжевого и желтого на смену ощущению активности и агрессивности приходит нарастающее чувство легкости и радости. При продвижении в сторону фиолетового и синего постепенно увеличивается успокаивающее действие. Зеленый же цвет, сочетающий в себе легкость и живость желтого со спокойствием и тяжестью синего, приносит с собой ощущение полного покоя.

И что интересно, восприятие одной и той же картинки разнится в зависимости от ее цвета. Как писал Гете в «Избранных сочинениях по естествознанию», при взгляде на зимний пейзаж через желтый фильтр «глаз радуется, сердце расширяется, настроение просветляется, кажется, что повеяло теплом». Тот же самый пейзаж в красном варианте вызывал у него впечатление грубого насилия. В синем — печали. В фиолетовом — невыносимой тоски. В пурпурном — ужаса. В зеленом — покоя. А в оранжевом — радости.

При этом цвета желто-красной части спектра вызывают ощущение тепла, а цвета сине-голубой части спектра — холода. Именно ощущение, а не истинное изменение температуры: как показали исследования, проведенные в США, при совершенно одинаковых температурах синей и оранжевой поверхностей оранжевая поверхность воспринималась испытуемыми как более теплая и при одном взгляде на нее (не говоря уже об «ощупывании») у людей учащался пульс, повышалось артериальное давление.

Кроме того, цвета влияют на восприятие времени, пространства, веса и вкуса.

Сине-голубые цвета как бы увеличивают пространство, замедляют ход времени вплоть до полной его остановки и порождают ощущение тяжести.

Оранжево-желтые, наоборот, как бы приближают предмет к наблюдателю, заставляют время течь быстрее и вызывают ощущение легкости.

Синий создает ощущение горечи, желтый и зеленый усиливают кислый вкус, красный придает продукту сладость. (К слову, в литературе описана история одного фабриканта, который, заметив, что красные леденцы кажутся несколько слаще желтых и намного слаще зеленых, уменьшил в красных леденцах содержание сахара и совсем неплохо заработал на этом.)

И еще известно, что светлые и темные цвета воспринимаются по-разному: светлые — как более веселые и легкие, темные — как печальные и тяжелые. С учетом этого обстоятельства на одном американском заводе решили перекрасить тяжелые черные ящики в светло-зеленый цвет. И не ошиблись: после перекраски они стали казаться рабочим более легкими.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.