Н. П. Стародворцева, В.Г. Афанасьев — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Н. П. Стародворцева, В.Г. Афанасьев

2017-11-16 401
Н. П. Стародворцева, В.Г. Афанасьев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_________________________________________________

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ» в г. Смоленске

 

 

Н. П. Стародворцева, В.Г. Афанасьев

 

 

 

Методические указания

По организации

самостоятельной работы студентов

По курсу«ИСТОРИЯ»

(для студентов заочной формы обучения)

 

 

Смоленск, 2017

 

 

УДК 94 (076.5)

С 77

 

Утверждено учебно-методическим Советом филиала МЭИ в г. Смоленске вкачестве методических указаний для студентов заочной формы обучения по направлениям:

 

(09.03.01) «Информатика и вычислительная техника»(квалификация (степень)

«бакалавр»);

(13.03.01) «Теплоэнергетика и теплотехника» (квалификация (степень)

«бакалавр»);

(15.03.02) «Технологические машины и оборудование» (квалификация (степень)

«бакалавр»);

(13.03.02) «Электроэнергетика и электротехника» (квалификация (степень)

«бакалавр»).

 

 

Подготовлено на кафедре гуманитарных наук

 

Рецензент:

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России,

зам. декана факультета истории и праваСмолГУ О.А. Петухова

 

С 77 Стародворцева, Н.П., Афанасьев, В.Г.История. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по курсу «История» (для студентов заочной формы обучения) [Текст]: методические указания / Н.П. Стародворцева, В.Г. Афанасьев. – Смоленск: РИО филиала МЭИ в г. Смоленске, 2017. – …с.  
Учебно-методическое пособие содержит вступительную статью, раскрывающую «логический стержень» курса «История» в проблемно-хронологическом изложении; общие методические рекомендации по подготовке студентов к семинарским занятиям. Рассматриваются темы двух семинарских занятий по курсу «История», приводятся рекомендации и задания по организации самостоятельной работы студентов по всем темам курса. Приведены критерии оценок различных форм работы обучающихся, охарактеризованы условия получения зачета по дисциплине по итогам работы в течение первогогода обучения. Рекомендовано для студентов заочной формы обучения, в том числе по другим направлениям бакалавриата.
   
© Филиал НИУ «МЭИ» в г. Смоленске, 2017 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Содержание дисциплины, структурированное по темам

2. Общие методические рекомендации для обучающихся по освоению

дисциплины

3.Перечень основной и дополнительной учебнойлитературы,

необходимой для освоения дисциплины

4.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной

сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

5.Перечень терминов, обязательных к изучению

6. Проблема «Исторический путь России между Востоком и Западом»

– «логический стержень» изложения курса

7. Планы семинарских занятий

-Семинар № 1.Поиски путей модернизации России в XIX– начале XX вв.

Реформы и реформаторы

-Семинар № 2.Исторический эксперимент социалистического

строительства в СССР и его итоги

8. Контрольные вопросы и задания по курсу «История»

-Контрольные вопросы по лекционному материалу

-Контрольные вопросы к практическим занятиям

-Вопросы и задания по темам, запланированным для самостоятельного

изучения

9.Приложения

-Приложение 1. Общие правила работы по методу малых групп

-Приложение 2. Методические материалы, определяющие процедуры

оценивания знаний, умений, навыков

-Приложение 3. Методические рекомендации по подготовке доклада

-Приложение 4.Методические рекомендации по написанию и оформлению реферата(контрольной работы)

-Приложение 5.Образец титульного листа

-Приложение 6. Темы рефератов (контрольных работ)

-Приложение 7. Форма промежуточной аттестации

-Приложение 8. Вопросы для повторения

-Приложение 9. Типовые тесты

 

Введение

Цель дисциплины – на основе имеющихся у выпускников средних учебных заведений знаний дать им представление об основных закономерностях мирового цивилизационного процесса и специфике развития российской цивилизации, обеспечить процесс формирования таких общекультурных компетенций, как способность анализировать основные этапы и законы исторического развития общества для формирования гражданской позиции и способность к самоорганизации и самообразованию.

Задачами дисциплины является изучение понятийного аппарата дисциплины, основных теоретических положений и методов, привитие навыков применения теоретических знаний для решения практических задач.

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

-общую методологию исторического познания, категориальный аппарат, позволяющий адекватно воспринимать историческую информацию;

-движущие силы и закономерности исторического процесса, этапы развития истории, место и роль России в истории человечества и в современном мире;

уметь:

-пользоваться различными источниками информации в целях самообразования;

-применять методы исторического познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

-воспринимать, обобщать и анализировать историческую информацию, ставить учебные цели и выбирать пути их достижения;

-уважительно относиться к многообразному историко-культурному наследию;

владеть:

- методикой анализа исторических событий и процессов с позиций принципов историзма и объективности;

-навыками групповой работы по исследованию исторических событий и процессов; навыками руководства малой группой, установления и развития общественных и личных контактов, основанных на уважении к историческому наследию и культурным традициям;

-навыками свободного и ответственного поведения, взаимодействия в поликультурной и полиэтнической среде;

-методикой работы с различными источниками информации, навыками самостоятельной работы.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ

ПО ТЕМАМ

 

№ п/п Темы дисциплины Всего часов на тему Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу студентов, и трудоемкость (в часах)
лк пр лаб СРС контроль
               
1. Методологические основы исторической науки            
2. Славянские земли, Киевская Русь в эпоху раннего европейского средневековья (VI-XI вв.)            
3. Удельная Русь, Московская Русь и средневековая европейская цивилизация (XII-XV вв.)            
4. Россия и мир в поисках путей модернизации в Новое время (XVI-пер. пол.XIX вв.)            
5. Россия в условиях ускорения буржуазного развития (втор.полXIX в. - 1917 г.)            
6. Основные особенности мирового развития и советский вариант модернизации (1918-1953 гг.)            
7. Поиски путей разрешения глобальных проблем в мире и в стране (50-е – 80-е годы)            
8. Мир и Россия в конце ХХ – начале ХХI века.            
9. Дополнительная тема на СРС: История и опыт российского парламентаризма (XVI – XVII вв.; нач.XX в.) (составление аннотированного каталога)            
10. Дополнительная тема на СРС: Великая Отечественная война в современной российской историографии            
11. Написание реферата (или контрольной работы)            
12. Контроль            
Всего по видам учебных занятий:            

 

Содержание по видам учебных занятий

Тема 1. Методологические основы исторической науки

Лекция. Методологические основы исторической науки. Многообразие концепций общественного развития (Л. Гумилев, К.Маркс, Н. Данилевский, Д. Белл, А. Тоффлер, А.Дж. Тойнби и др.). Исторический путь России между Востоком и Западом. (2 часа)

Самостоятельная работа.

Изучение материалов лекции и изучение темы по рекомендованной литературе – по вопросам к лекционному материалу дисциплины (см. Раздел 8 данного пособия). (4 часа)

Текущий контроль. Проверка ответов на контрольные вопросы по теме, присланных студентом на e-mail.

 

Тема 2. Славянские земли, Киевская Русь в эпоху раннего европейского средневековья (VI-XI вв.)

Переход Европы от античности к феодализму. Славяне в ранней истории Европы. Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке. Древнерусское государство в оценках современных историков. Византия – мост между цивилизациями.

Самостоятельная работа. Изучение темы по учебной литературе. Ответы на контрольные вопросы (см. Раздел 8 данного пособия) (4 часа)

Текущий контроль. Проверка ответов на контрольные вопросы по теме, присланных студентом на e-mail.

Тема 3. Удельная Русь, Московская Русь и средневековая европейская цивилизация (XII-XV вв.)

Русские земли в XII-XV вв. и европейское Средневековье. Монгольская экспансия: причины, ход, результаты. Русские земли в борьбе с натиском Запада и Востока. «Другая Русь» (Великое княжество Литовское и Русское). Возрождение русской государственности вокруг Москвы.

Самостоятельная работа. Изучение темы по учебной литературе. Ответы на контрольные вопросы (см. Раздел 8 данного пособия) (4 часа)

Текущий контроль. Проверка ответов на контрольные вопросы по теме, присланных студентом на e-mail.

 

Проверка реферата (контрольной работы) (готовность 50%).

Тема 4. Россия и мир в поисках путей модернизации в Новое время (XVI-пер.пол.XIX вв.)

Европа в эпоху позднего феодализма. Возрождение. Реформация. XVI век– «столетие выбора» для России. Первые буржуазные революции в Европе. XVII век в истории России. Церковный раскол и его последствия.

Промышленный переворот в Англии. Просвещение и политика просвещенного абсолютизма в Европе. Россия в XVIII-пер.пол. XIXвв.: шаг навстречу Европейской цивилизации.

Самостоятельная работа. Изучение темы по учебной литературе. Ответы на контрольные вопросы(см. Раздел 8 данного пособия) (6 часов)

Текущий контроль. Проверка ответов на контрольные вопросы по теме, присланных студентом на e-mail.

Тема 5. Россия в условиях ускорения буржуазного развития (втор.пол. XIX в.-1917 г.).

Практическое занятие. Модернизация России во втор.пол. XIX в.- начале XX в. Реформы и контрреформы. «Конституционный эксперимент» 1906-1917 гг. Опыт российского парламентаризма. Столыпинские реформы и их последствия.Первая мировая война и нарастание общенационального кризиса в России; историческая обусловленность революций. Причины победы большевиков в октябре 1917 г. (2 часа)

Самостоятельная работа.

Подготовка к практическому занятию(см. Разделы 2, 7 данного пособия). (6 часов)

Текущий контроль. Устный опрос.

Тема 6. Основные особенности мирового развития и советский вариант модернизации (1917-1953 гг.)

Поиск путей строительства нового общества в послереволюционной России. «Военный коммунизм» и НЭП. Национальное и государственное строительство в СССР в 20-30 годах. Особенности международных отношений в межвоенный период (1918-1939 гг.). Предпосылки и ход Второй мировой войны. Международные отношения в послевоенном мире.

Самостоятельная работа. Изучение темы по учебной литературе. Ответы на контрольные вопросы(см. Раздел 8 данного пособия).(4 часа)

Текущий контроль. Проверка ответов на контрольные вопросы по теме, присланных студентом на e-mail.

 

Тема 7. Поиски путей разрешения глобальных проблем в мире и в стране (50-е – 80-е годы)

Мир на пути от « холодной войны » к «разрядке». НТР и ее влияние на ход мирового общественного развития. Экономические циклы и кризисы.

Практическое занятие. СССР: тоталитарное общество и государство в конце 40-х – начале 50-х годов. Либерализация общественной и государственной жизни и экономические эксперименты в СССР в 50-х - начале 60-х годов. Нарастание кризисных явлений в экономической, политической и духовной сферах к середине 80-х годов. (2 часа)

Самостоятельная работа.

Подготовка к практическому занятию(см. Разделы2, 7 данного пособия). (6 часов)

Текущий контроль. Устный опрос.

 

Проверка реферата (контрольной работы) (готовность 100%).

Тема 8. Мир и Россия в конце ХХ – начале ХХI века

Лекция. СССР на завершающем этапе своей истории. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. Кризис мировой социалистической системы. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. (2 часа)

Самостоятельная работа. Изучение материалов лекции (изучение темы по рекомендованной литературе – по вопросам к лекционному материалу дисциплины (см. Раздел 8 данного пособия).(4 часа)

Текущий контроль. Проверка ответов на контрольные вопросы по теме, присланных студентом на e-mail.

 

Итоговое тестирование.

 

Практические занятия (семинары) (в количестве 4 часов) могут проводиться в интерактивной форме по методу «малых групп», описанном в Приложении 1.

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.

Во время лекции студент должен вести краткий конспект. Работа с конспектом лекций предполагает просмотр и доработку студентом конспекта в тот же день после занятий. При этом необходимо пометить материалы конспекта, которые вызывают затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя рекомендуемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь за помощью к преподавателю по электронной почте, на консультации или ближайшей лекции.

Регулярно отводите время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам.

На семинарские занятия выносятся темы, наиболее важные для
понимания закономерностей и особенностей российского исторического
процесса. Цель семинарского занятия – помочь студенту освоить программу курса, научить работать с учебной литературой, с таблицами и схемами, проконтролировать его самостоятельную работу с целью формирования требуемых компетенций и подготовить студента к сдаче дифференцированного зачета.

Студенту необходимо получить зачет по каждой теме семинарских занятий. Зачет можно получить:

• если студент активно работает на семинаре, выступая с ответом по
основному вопросу, с дополнением, с комментарием ответа, задает вопрос(-ы) отвечающим на семинаре, участвует в дискуссии;

• если студент делает сообщение или доклад на семинаре;

• если студент сдает конспект ответов на вопросы семинара (конспект
не засчитывается, если не все вопросы семинара раскрыты, если вместо конспекта предлагается ксерокопия страниц учебника или распечатка из Интернета).

Конечная цель подготовки к занятиям – умение ответить на вопросы плана.

 

► Какподготовиться к семинару?

Ø Заблаговременно начать подготовку к семинару.

Ø Вопросы плана и методические указания к ним необходимо внимательно прочитать, так как они помогут Вам правильно отвечать на вопросы, то есть заострят Ваше внимание на наиболее важных аспектах темы, помогут найти соответствующий материал в учебной литературе.

Ø Основная учебная литература, с которойВы должны ознакомиться, предложена в плане семинара.

Ø Дополнительная учебная литература. При наличии у Вас достаточных навыков самостоятельной работы, Вы можете готовиться и по другим пособиям. Их на сегодняшний день издано множество. Мы же рекомендуем в те, которыми располагает библиотека филиала НИУ «МЭИ» и которые можно легко найти через электронные библиотечные системы.

При этом список литературы к семинару содержит указание на тот отдел библиотеки филиала НИУ «МЭИ», где находится данный источник. Используются следующие обозначения:

Аб – абонемент учебной литературы;

Чз – общий читальный зал;

Чзп – читальный зал периодики;

Ахл – абонемент художественной литературы;

Исо – информационно-справочный отдел.

Если при указании источника информации отсутствует ссылка на отдел библиотеки, значит, данного пособия нет в библиотеке филиала, его можно найти в электронной библиотеке или в областной научной библиотеке им А.Т. Твардовского.

Старайтесь не ограничиваться одним источником информации, так как это сделает Вашу работу поверхностной и не даст глубоких знаний по предмету, а также не позволит Вам получить высокую оценку. Не стремитесь также использовать очень большое количество литературы, так как Вы можете просто «утонуть» в материале. Оптимальное количество источников для подготовки к семинару – 2-4.

Список дополнительной литературыпредлагаетсяк каждому семинару. Вы можете воспользоваться этими источниками информации, если Вы подробно изучили основную литературу и хотите расширить свои знания по вопросам.

► Какработать с литературой?

Шаг 1. Прочтите информацию по одному и тому же вопросу семинара,содержащуюся в разных учебных пособиях. Составьте план письменногоответа и только после этого приступайте к письменному изложению
материала. Вы должны дать самостоятельные ответы на поставленные
вопросы, чтобы доказать понимание тех или иных исторических
процессов и событий, а не автоматически переписывать страницы или абзацы
из учебников. При этом ответ на вопрос должен быть кратким, четким, логически связным (см. термин «конспект» в словаре иностранных слов).

Шаг 2. Все вопросы семинара должны быть выделены (обозначены) в тексте конспекта. Старайтесь структурировать текст, то есть подчеркивать определения, начинать рассмотрение новых проблем с новой строки, выделять главные моменты, перечислять причины, итоги, определенные признаки какого-либо явления «в столбик», то есть каждый тезис – с новой строки.

Шаг 3. Особое внимание необходимо уделять причинам, особенностям, ипоследствиям тех или иных процессов и событий. В истории все
процессы и события взаимосвязаны и влекут за собой цепь новых
событий и процессов. Необходимо учиться понимать, почему именно в этот век (год), именно в этой стране произошли именно эти события. Уделяйте внимание определению хронологических (временных) рамок тех или иных исторических событий или процессов, так как это помогает лучше представлять материал и конкретизирует информацию.

Помните: студент отличается от школьника умением анализировать материал. Школьник, как правило, отвечает на вопросы «Что? Где? Когда?». Студент анализирует факты и явления и строит ответ по иному плану: в первую очередь, отвечает на вопрос «Почему данное явление возникло?». Затем характеризует его, отвечая на вопросы «Что? Где? Когда?». В итоге делает выводы об итогах и значении данного явления – отвечает на вопрос «Каковы его итоги и последствия?».

Шаг 4. Если Вам необходимо охарактеризовать какой-либо период истории России или иной страны, то постарайтесь построить свой ответ по следующему плану:

• характеристика экономических процессов;

• характеристика политического устройства (развитие органов власти и управления в этот период);

• характеристика внутренней и внешней политики;

• характеристика социальной сферы (общества);

• характеристика духовной культуры (мировоззрения, религии, науки и образования, искусства).

Шаг 5. Правильно употребляйте термины. Значения всех незнакомых, непонятных слов, встречающихся в учебной литературе, должны быть Вами изучены по справочной литературе (Большой энциклопедический словарь, Словарь иностранных слов и др.). Термины, включенные в задание к семинару, обязательно должны быть раскрыты в конспекте. Посмотрите упоминаемые географические названия на исторических или географических картах, так как это поможет Вам лучше понять материал.

Шаг 6. В конце конспекта необходимо поместить список учебной литературы, электронных образовательных ресурсов и источников информации, которые были использованы Вами для подготовки к семинару. Образцы библиографических описаний в соответствии с действующим ГОСТ и ссылок на электронные ресурсы Вы можете получить в читальном зале библиотеки филиала (к. 203а), а также на сайте библиотеки (sbmpei.ru/content/ library).На него можно зайти и с сайта филиала.

Шаг 7. Последний этап работы заключается в систематизации накопленного материала, составлении плана устного ответа и в тренировке ответа, то есть в пересказе материала по составленному плану.

Шаг 8. На семинарских занятиях, за счет ответов выступающих и участвующих в обсуждении студентов, следует дополнить сделанные дома записи по теме. Таким образом, накапливается материал для повторения перед итоговым собеседованием.

Самостоятельная работа студентов (СРС) по дисциплине играет важную роль в ходе всего учебного процесса. Методические материалы и рекомендации для обеспечения СРС содержатся в данном пособии (Разделы 1-9), а также готовятся преподавателем по отдельным темам и выдаются студенту.

При подготовке к зачёту в дополнение к изучению конспектов лекций и конспектов вопросов семинарских занятий, других письменных работ, необходимо пользоваться учебной литературой, рекомендованной в настоящем учебно-методическом пособии.

 

НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

- Всемирная история в лицах [электронный ресурс] - Режим доступа:http://rulers.narod.ru

- Русский биографический словарь [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rulex.ru

- История (античность, средневековье, XX век) [электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/

- Российская и всемирная история [электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.hrono.ru/

- Всемирная история (новости истории, монографии, источники, карты) [электронный ресурс] - Режим доступа: http://historic.ru/

Тема 1.

Гуманитарные науки, история, историография, культура, цивилизация, общественно–экономическая(социально–экономическая) формация, мировоззрение, фактор, концепция, тенденция, плюрализм, толерантность, социальное развитие, политическое развитие, конспект, студент, университет.

Тема 2.

Государство, монархия, феодализм, раннефеодальная монархия, фетишизм, анимизм, тотемизм, политеизм, антропоморфизм, религия, церковь, догматы, культ, таинства.

Тема 3.

Демократия, республика, олигархия, аристократия, авторитаризм, иго, митрополит, патриарх, автокефальная церковь.

Тема 4.

Парламентаризм, самодержавная монархия, сословно-представительная монархия, легитимность, Реформация, церковный раскол, раскольники, старообрядцы, уния, капитализм, мануфактура,гуманизм, рационализм, Просвещение, просвещенный абсолютизм, социальная революция, промышленный переворот.

 

Тема 5.

Традиционализм, модернизация, западники, славянофилы, реформа, бюрократия, консерватизм, либерализм, радикализм, мессианство, народничество, марксизм, социал–демократия, земства, терроризм, революция.

Тема 6. Социализм, коммунизм, «военный коммунизм», новая экономическая политика, культ личности, тоталитаризм, коллективизация, индустриализация, культурная революция, аннексия, контрибуция, «холодная война».

Тема 7.

Научно-техническая революция, карибский кризис, «разрядка», «оттепель», хозрасчет, «Пражская весна», «неосталинизм», стагнация, теневая экономика, диссидент.

Тема 8.

Перестройка, новое политическое мышление, путч, референдум, Конституция, санкции, интеграция, сепаратизм, постиндустриальное общество, патриотизм.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Шубарт В. Европа и душа Востока // Общественные науки и современность.– 1993.– №2. – С. 176.

2. Федотов Г. Россия и свобода // Знамя. –1989. – № 12. – С. 203.

3. Эйдельман Н. «Революция сверху» в России. – М.: Книга, I989. – С. 48.

4. Данилевский Н. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991. – С. 263.

5. Согрин В.В. 1985–1995: реалии и утопии новой России // Отечественная история.– 1995. –№2.

6. Вяземский Е.Е. Национальные образовательные стандарты по истории: западный опыт // Новая и новейшая история.– 2011. –№ 6.– С.118.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ

СЕМИНАР № 1. Поиски путей модернизации России в XIX– начале XX вв.Реформы и реформаторы

1. Модернизация – объективная потребность Нового времени.

Реформы второй половины XIX в. и контрреформы правительства
Александра III.

2. «Конституционный эксперимент» начала XX века и столыпинская аграрная
реформа.

1. Альтернативы политического развития России в 1917 году.

Термины

Традиционализм, модернизация, западники, славянофилы, реформа, бюрократия, консерватизм, либерализм, радикализм, мессианство, народничество, марксизм, социал–демократия, земства, терроризм, революция.

Темы докладов

ЛИТЕРАТУРА К СЕМИНАРУ № 1

- основная:

1.Артёмов, В. В. История для технических направлений: учебник для тех. напр. / В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. – М.: Академия, 2014.– 254, [2] c.

2. История для бакалавров: учебник для студентов вузов / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2014. – 573 с. (ГРИФ).

3. Данилевский И.Н., Шубин А.В., Земцов Б.Н. История России. – СПб.: Питер, 2013. – 810 с. – ISBN 978-5-496-00153-3; То же [Электронный ресурс]. – URL:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219343&sr=1

4. Семин В.П. История России: учебник. – М.: КноРус, 2013. – 438 с. – ISBN: 978-5-406-02755-4; То же [Электронный ресурс]. – URL:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253116.

-дополнительная:

– Ольштынский, Л.И. Курс истории для бакалавров [электронный ресурс]: учебное пособие / Л.И. Ольштынский. – М.: Логос, 2012. – 407 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119480&sr=1

Чз – Фортунатов, В. В. История: учеб.пособие [для бакалавров] / В. В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2014.– 462, [2] с.

Чз – История России для технических вузов: учебник для бакалавров / [А. А. Чернобаев [и др.] ]; под ред. М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева.– 4-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт, 2014.– 639,[1] c.

–Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник [электронный ресурс]: Учебник для бакалавров / И.Н. Кузнецов. –М.: Дашков и Ко, 2011. –815 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116019&sr=1

Чз, Аб – Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: НОРМА, 5-е изд., перераб. и доп. 2009. – Гл. 5, § 2,3; Гл. 7, § 1.

Чз, Аб –Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 10-е изд., 2009. – Тема 5.

Чзп – Белянин Д.Н. Переселение крестьян в Сибирь в годы Столыпинской аграрной реформы//Российская история.– 2011.– № 1. – С. 86-95.

Чзп– Демин В.А. Государственный совет Российской империи в начале ХХ века: механизм формирования и функционирования// Отечественная история.– 2006.– № 6. – С. 74–85.

Чзп – Канищева Н.И. Столыпинские реформы в области образования, культуры и науки//Российская история. –2012.– №2.– С. 139-146.

Чзп – Медушевский А.Н. Великая реформа и модернизация России// Российская история.– 2011.– № 1. – С. 3-27.

Чзп– Новикова Л.И. П.А. Столыпин как государственный деятель //Политические исследования.– 2001.– №4. – С. 60–70.

–Стародворцева Н.П. Представительство Смоленской губернии в I Государственной Думе // Проблемы безопасности Российского общества. – 2016. – № 1. – С. 46-52.

Чзп – Туманова А.С. «Отечество наше должно превратиться в государство правовое»: кабинет П.А. Столыпина и разработка закона о свободе союзов//Российская история. –2012.– №2. – С. 126-138.

Чзп – Шелохаев В.В. Столыпинский тип модернизации России//Российская история. –2012.– №2. – С. 18-36.

– История России. Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити–Дана, 2012. – 687 с. – ISBN: 978-5-238-01639-9. То же [Электронный ресурс]. – URL:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299&sr=1

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ К СЕМИНАРУ № 1

1 Методические указания по подготовке к семинару

Цель занятия – раскрыть диалектику реформ и контрреформ в России в XIX– начале XX вв.

1. Раскрывая первый вопрос, следует подчеркнуть, что модернизация
в традиционалистском обществе осуществляется с большим трудом. При
этом, чем глубже и последовательнее реформы, тем больше вероятность
контрреформ. Последовательная смена реформ и контрреформ (или, как
минимум, реформ и периодов стагнации) – характерная черта российской
истории XVIII– начала XX вв. Так, например, за реформами Петра I следует консервативная политика его преемников, за реформами «просвещенного абсолютизма» Екатерины II – полицейский режим Павла I, за конституционными проектами Негласного комитета Александра I – николаевская реакция. Итогом политики правительства Николая Iстановится глубокий кризис крепостнического хозяйства, что делает буржуазные реформы в России необходимыми и неизбежными.

Изучая материал по вопросу, целесообразно систематизировать его, составив таблицу:

Термины

Социализм, коммунизм, тоталитаризм, коллективизация, индустриализация, культурная революция, «оттепель», хозрасчет, стагнация, диссидент.

Темы докладов

ЛИТЕРАТУРА К СЕМИНАРУ № 2

- основная:

1.Артёмов, В. В. История для технических направлений: учебник для тех. напр. / В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. – М.: Академия, 2014.– 254, [2] c.

2. История для бакалавров: учебник для студентов вузов / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2014. – 573 с. (ГРИФ).

3. Данилевский И.Н., Шубин А.В., Земцов Б.Н. История России. – СПб.: Питер, 2013. – 810 с. – ISBN 978-5-496-00153-3; То же [Электронный ресурс]. – URL:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219343&sr=1

4. Семин В.П. История России: учебник. – М.: КноРус, 2013. – 438 с. – ISBN: 978-5-406-02755-4; То же [Электронный ресурс]. – URL:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253116.

-дополнительная:

– Ольштынский, Л.И. Курс истории для бакалавров [электронный ресурс]: учебное пособие / Л.И. Ольштынский. – М.: Логос, 2012. – 407 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119480&sr=1

Чз – Фортунатов, В. В. История: учеб.пособие [для бакалавров] / В. В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2014.–462, [2] с.

Чз – История России для технических вузов: учебник для бакалавров / [А. А. Чернобаев [и др.] ]; под ред. М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева.– 4-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт, 2014.– 639,[1] c.

–Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник [электронный ресурс]: Учебник для бакалавров / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 815 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116019&sr=1

Чз, Аб – Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: НОРМА, 5-е изд., перераб. и доп. 2009. – Гл.11, §1, 3; Гл.13, §2,3; Гл.14, §1.

Чз, Аб –Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 10-е изд., 2009. – Тема 8, Тема 10.2.

Чзп – Быстрова И.В. Военно-промышленный комплекс СССР на международной арене //Отечественная история.– 2006.– №2. – С. 56–73; №3. – С. 139-152.

Чзп – Васин А.Н., Велембовская К.М. Комитет «Помощь России в войне». Американская гуманитарная помощь СССР в годы Великой Отечественной войны//Новая и новейшая история.– 2013.– №4. – С. 84-99.

Чз – Геллер М., Некрич А. История России. 1917–1995. В 4-х т. – М.: «МИК», «Агар», 1996. – Т. 3, 4.

Чзп – Савельев А.В. Политическое своеобразие диссидентского движения в СССР 1950–70-х гг. //Вопросы истории.– 1998.– №4. – С. 109–121.

Ахл – Стародворцева Н.П. Альтернативы политического развития России в 1917 году. – Смоленск: СГИИ, 2000. – С. 3-41.

– Стародворцева Н.П. Власть и общество в 1917 году в современной историографии //Известия СмолГУ. – 2015. – №3. – С.305-317.

Чзп – Шестаков В.А. Политика Н.С. Хрущева в аграрной сфере: преемственность и новации //Отечественная история.– 2006.– № 6. – С. 106–119.

– История России. Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити–Дана, 2012. – 687 с. - ISBN: 978-5-238-01639-9. То же [Электронный ресурс]. – URL:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299&sr=1

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ К СЕМИНАРУ №2

1 Методические указания по подготовке к семинару

Цель семинара – проследив процесс создания «государственного социализма» в СССР, показать историческую обусловленность преобразований в экономической, политической и идеологической сферах.

1. Раскрыв значение термина «тоталитаризм», выделите основные черты тоталитарного государства (наличие единственной партии, лидер которой является и лидером государства; сращивание партийного и государственного аппаратов; господство единой общеобязательной идеологии; подавление оппозиции; репрессии; милитаризация общественной жизни; централизованное плановое хозяйство; всесторонний контроль за жизнью общества) и докажите (проиллюстрируйте конкретными примерами) их наличие в СССР во второй половине 40-х – нач. 50-х гг.

 

2. Вопрос № 2 предполагает анализ попыток смягчить административно-командную систему, не меняя ее принципиально, расширить хозяйственную самостоятельность предприятий, демократизировать внутриполитическую жизнь. Особое внимание следует уделить содержанию хозяйственной реформы 1965 г., разработанной под руководством А.Н. Косыгина (изменение системы оценки деятельности предприятия, сокращение числа показателей, доводимых «сверху», создание из отчислений от прибыли фондов, стимулировавших развитие предприятий, и т. д.).

 

3. Рассматривая последний вопрос, следует показать нарастание консервативных тенденций в идеологии и в политике правящей партии,
формирование механизма торможения в экономической сфере, распространение кризисных явлений на духовно-нравственную сферу:

­ упадок этики, снижение моральных критериев, массовое воровство;

­ неуважение к честному труду и агрессивная зависть к любым
повышенным трудовым доходам;

­ неверие в провозглашаемые цели и намерения, апатия и
безразличие;

­ паразитическая уверенность в гарантированной работ


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.188 с.