Египетские музыкальные инструменты — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Египетские музыкальные инструменты

2017-11-16 2583
Египетские музыкальные инструменты 4.80 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

ЕГИПЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

автор: Мустафа Гадалла

Глава 1

МНОГООБРАЗИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Египетские инструменты

Археологические находки и традиционная история музыки Египта гораздо более разнообразны, чем в любой другой стране. На барельефах древнеегипетских храмов и гробниц изображены многочисленные виды и формы музыкальных инструментов, способы игры на этих инструментах, техники их настройки, оркестровые исполнения и многое другое. На таких сценах четко видны руки арфиста, перебирающего определенные струны, и флейтист, берущий нужный аккорд. Благодаря расстоянию между ладами лютни, можно рассчитать соответствующий интервал. Положение пальцев арфиста на струнах четко указывает на позиции – Четвертую и Пятую, а Октавы неоспоримо доказывают знание законов музыкальной гармонии. Контролировал игру на музыкальных инструментах дирижер при помощи движений рук, которые так же позволяют идентифицировать определенные тона, интервалы и функции звуков.

Помимо многочисленных барельефов со стен храмов и захоронений, распространенных по всему Египту и относящихся к разным эпохам, были найдены в гробницах в большом количестве и сами музыкальные инструменты. Сейчас эти артефакты хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру. Некоторые из инструментов перед закладкой в гробницу были тщательно завернуты в полотно (ткань).

Все эти находки совместно с ранними письменными источниками и современными музыкальными традициями жителей долины Нила подтверждают аутентичность истории музыки Древнего Египта.

Основные характеристики египетских инструментов.

1. Изображенные музыкальные сцены в древнеегипетских гробницах, а также инструменты, относящиеся к Древнему и Среднему царствам (2575-1783 до н.э.), указывают на соотношение между струнами арфы, четко упорядоченными ладами на грифе струнных инструментов, так же, как и расстояниями между отверстиями духовых инструментов, что подтверждает следующее:

а. «Narrow-steppedscales» использовалась еще в древнейшей истории Египта (более 5 000 лет назад).

б. Играли на музыкальных инструментах и настраивали их как для сольных, так и для хоровых выступлений.

в. Владели такой техникой игры на духовых инструментах, которая позволяла достигать постепенного нарастания звука и эффекта органа.

2. Древние египтяне славились на весь мир мастерским владением техниками игры на музыкальных инструментах. Их умения подтверждаются и высказыванием Афинея, который утверждал, что и греки, и «варвары» музыке научились у египтян.

После окончания эпохи фараонов, Египет остался центром музыкального искусства для арабских/мусульманских стран.

3. Декоративные элементы на древнеегипетских струнных инструментах имеют жизненно важное значение. Их концы украшены головами нетеру (богов и богинь), животных, людей и птиц. На многих инструментах часто встречается изображение лебедя. У древних египтян лебедь был священной птицей в двух ипостасях: 1) как имеющий подобно ворону дар предсказания/предвидения; 2) как обладатель необыкновенных вокальных данных. Сладость его пения, особенно на пороге смерти, восхвалялась не только античными поэтами, но и историками, философами, была запечатлена в сказаниях.

4. Следует подчеркнуть, что большинство древнеегипетских гробниц было разграблено, в основном иноземными захватчиками, и лишь немногие инструменты уцелели. Именно об этих «немногих» (несмотря на то, что их достаточное количество по сравнению с другими странами) у нас и сохранились записи. Соответственно, не стоит делать вывод, что если каких-то инструментов не найдено в гробницах и храмах (в большинстве своем разрушенных), то их и вовсе не существовало в Древнем Египте. Кроме того, надо отметить, что в некоторых захоронениях находились инструменты, чьих изображений нет на барельефах каких-либо храмов или гробниц. Например, это цилиндрические барабаны-басы.

Музыкальный оркестр

Музыкальные инструменты различаются по диапазону, разнообразию и силе звучания, ударной силе, скорости артикуляции повторной ноты и по тому, какое количество нот одновременно они способны воспроизводить. Для воспроизведения всех музыкальных звуков древними египтянами использовалось большое количество разнообразных инструментов.

Хочу заметить, что диапазон музыкальных инструментов, рассматриваемый в этой книге, ограничен теми, аналоги которых существуют и в наше время. Некоторые инструменты древних египтян слишком сильно отличаются от современных, чтобы их можно было как-то классифицировать.

В Древнем Египте музыкальные коллективы были весьма многочисленны и разнообразны. Малые и большие ансамбли использовались для разных целей, что мы и можем проследить на изображениях в египетских постройках.

Из древнеегипетских скульптур явно следует, что их музыкантам были известны три главные составляющие симфонии – гармония инструментов, голосов, и голосов с инструментами. Игра на музыкальных инструментах происходила под управлением движений рук дирижеров. Положения их рук показывают широкий диапазон: унисон (или созвучие), аккорд, многоголосие (полифония) и др.

Египетский оркестр/ансамбль состоял в основном из 4 видов инструментов:

1. Струнные инструменты с открытыми струнами, такие, как цитра, лира, арфа и др.

2. Щипковые инструменты со струнами, натянутыми над грифом: танбур, гитара, уд/лютня и др.

3. Духовые инструменты, как флейта, дудка/труба и др.

4. Ударные инструменты, как барабаны, трещотки, колокольчики…

В следующих главах будут детально описаны древнеегипетские инструменты согласно выше приведенной классификации.

 

Глава 2

СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Древнеегипетские струнные инструменты делятся на две основные группы:

1. с открытыми струнами – лиры, арфы, цитры и т.д. они, как правило, настраиваются на слух на квинту и кварту. Настройка осуществляется путем зажимания струны (С), поднятием другой струны до верхней квинты (G), затем возврат к нижней четверти (D), и, подойдя к (А), снова поднимаемся к квинте, и так далее. Этот диапазон между квинтой и квартой называется полным звукорядом.

2. с натянутыми над грифом струнами – гитары, лютни и др., их характерной особенностью является четко выраженный гриф. При игре на этих инструментах используется раздельный метод. Игра осуществляется путем зажима струны вдоль грифа на определенном расстоянии (с использованием ладов) следующим образом:

1/2 длины для целой октавы

1/3 длины для квинты

1/4 длины для кварты

Есть, однако, лиры, цитры и арфы, у которых зажимают струны, а также танбуры с открытыми струнами.

Лира

Древнеегипетская лира имеет раму в форме скобы (хомута), состоящую из двух изогнутых дуг, выступающих из резонаторного корпуса, и соединяющей их перекладины.

Два основных вида лиры в Древнем Египте:

1. асимметричной формы, с двумя расходящимися асимметричными дугами, скошенной перекладиной и звукоснимателем.

2. симметричной прямоугольной формы, с двумя параллельными дугами, сходящимися под прямым углом перекладинами и звукоснимателем.

В обоих случаях, качество звука зависело от звукоснимателя, который обычно был квадратной или трапециевидной формы.

Многие древнеегипетские лиры отличались замечательным звучанием и имели по 5, 7, 10 или 18 струн. Лиру прижимали локтем к боку и перебирали струны пальцами или плектром (медиатором). Сам плектор (медиатор) изготавливали из панциря черепахи, слоновой кости или дерева и привязывали к лире веревочкой.

Многочисленные изображения того, как музыканты играют на лирах, показывает, что современная и древняя техники весьма схожи. Лиру держали в наклонном, а иногда даже в горизонтальном положении, на расстоянии от музыканта. Правой рукой при помощи плектра проводят по всем струнам сразу, а пальцами левой прижимают те струны, который в данный момент не используются. У древнеегипетской лиры в диапазоне было несколько октав, благодаря которым достигалось уникальное нарастание звука.

Экспозиция Лейденского музея в Берлине располагает отлично сохранившимися деревянными лирами, украшенными конскими головами. Их форма, дизайн, чередование коротких и длинных струн напоминает те, что изображены в некоторых древнеегипетских гробницах.

Вот еще несколько примеров найденных/изображенных лир:

1. Бронзовая статуя Беса, известного еще с додинастической эры (до 3000 года до н.э.), ударяющего по струнам лиры медиатором;

2. Симметричная лира из гробницы времен 6-й Династии (2323-2150 гг. до н.э., Саккара), идентифицированная ХансомХикманом;

3. Асимметричные лиры времен Среднего Царства (2040-1783 гг. до н.э.), изображенные в гробнице БениХассан;

4. Асимметричная лира с надписью, относящейся к Аменхотепу I (16 век до н.э.).

5. Симметричная 14-ти струнная лира из гробницы Кинебу (12 в. до н.э).

Tri-gonon/Tri-Ka-Nun (Цитра)

Иосиф Флавий в своем труде "История евреев" пишет, что древнеегипетские храмовые музыканты играли на энгармоническом треугольном инструменте (órganontrígononenarmónion). Слово trígonon состоит из двух слогов: «trí» и «gonon». Термин «trí» свидетельствует о форме и характере этого уникального египетского инструмента, который:

- сделан в форме треугольника или трапеции;

- все струны собраны в триплеты. Каждая струна в триплете имеет разную толщину и все они вместе настроены на звучание в унисон.

Греческий термин tri-gonon тесно связан с египетскимKa-Nun (в форме треугольника, треугольный). Тrigonon/tri-Ka-Nun в Египте известен как Ka-Nun – древнеегипетский термин, обозначающий персонификацию/воплощение (Ка) всего мира (Нун).

Ka-Nun/Канун, по свидетельству Иосифа Флавия, играл наиважнейшую роль в Древнем Египте.

- В 10 веке н.э. Ka-Nun/Канун упоминался аль-Фараби как инструмент с 45 струнами или 15 триплетами, который использовался еще в его время.

- Страной происхождения Ka-Nun всегда назывался Египет, который и до сих пор держит пальму первенства по его изготовлению. Название инструмента впервые упоминается в одной из сказок «1001 ночи» об Али ибн Баккари и Шамс аль Нахари (10 в. н.э.).

Современный канун представляет собой плоскую коробку в форме треугольника со струнами. Их количество варьируется от 21 до 28 триплетов (63 или 84 струны), но чаще всего встречается канун с 26 триплетами (78 струн). Каждый триплет настроен на звучание в унисон.

Струны перебирают черепаховым плектром (медиатором), прикрепленным к колечку, которое носят на указательном пальце левой или правой руки. Правой рукой берут нужную ноту, а левой удваивают ее в нижней октаве, за исключением тех пассажей, для проигрыша которых зажимают струну, чтобы изменить высоту тона. Инструмент имеет съемные перемычки, которые можно переместить под струны для изменения их длины и, соответственно, звучания. Техника игры на кануне такая же, как на лире и арфе.

Арфы

Древнеегипетские арфы различались по форме, размеру и количеству струн. Обычно на фресках изображены арфы с 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 17, 20, 21 и 22 струнами.

Арфа считалась преимущественно храмовым инструментом. Она часто изображалась в руках у богов.

Существовало два основных вида арф:

1. маленькая переносная (наплечная) арфа (малая дуга). Такие наплечные арфы можно увидеть во многих музеях мира. Как и у других подобных инструментов, у арф была основа, легко передвигавшаяся из стороны в сторону, сверху вниз и наоборот. Это, своего рода, подвесная рамка для струн, позволявшая быстро настраивать арфы на разные лады.

2. большая дуговая (в форме лука) или угловая арфа. В Египте было несколько вариаций таких арф, различающихся по размеру и конструкции, в зависимости от того, располагался держатель струн сверху или снизу, а также от формы резонатора – прямой или изогнутой. Между дуговой и угловой арфами нет никакой разницы, поскольку они производили одинаковый звук.

Вот несколько древнеегипетских арф, изображенных на фресках или найденных на раскопках:

  • В гробнице Дебхен в Гизе (ок. 2550 г. до н.э.) изображены две дуговые арфы с прекрасно прорисованными корпусами.
  • Огромная арфа с барельефа в гробнице Сешемнофера (5 династия, ок. 2500 до н.э.).
  • Дуговая арфа из гробницы царицы Ти в Саккаре (2400 до н.э.).
  • Дуговая арфа из гробницы Пта-хотепа (2400 до н.э.). Сцена показывает 2-х ударный стиль игры.
  • Изображение арфы с барельефа гробницы Некаухора в Саккаре (2390 г. до н.э., сейчас находится в музее искусств Метрополитан). Сцена изображает 3-х ударный стиль игры.
  • В гробнице Идат в Саккаре (2320 до н.э.) изображены пятеро арфистов.
  • Супруга покойного Мерерука изображена на барельефе в его гробнице играющей на арфе. Она играет на двух разных струнах (полифоническое исполнение).
  • В гробнице Рекхмира (1420 до н.э.) в Та-Апет (Фивы) изображена дуговая арфа. Искусно прорисованные струнные нагели похожи на мундштуки современных труб.
  • Изображение дуговой арфы в гробнице Накхта в Фивах (15 в. до н.э.).
  • В гробнице Рамзеса III (1194-1163 гг до н.э.) в Фивах изображены двое музыкантов, играющих на огромных разновидностях дуговой арфы. Именно из-за них захоронение получило название «Гробница Арфистов». Вот одно из этих изображений

 

  • Рамзес III приносит в дар арфу богам в сцене жертвоприношения в храме Мединет Абу в Фивах.

Техники игры на арфе

Струны на арфе перебирали при помощи пальцев или плектра (медиатора).

Древние египтяне были хорошо знакомы со многими приемами игры, что можно увидеть на фресках гробниц всего Династического периода. На них изображены техники игры как одной, так и двумя руками.

1. Игра одной рукой.

У арфы каждой ноте соответствует своя «открытая» струна. Метод игры одной рукой основан на раздельном способе извлечения звуков путем зажимая струны на определенной длине. В этом случае только одна рука зажимает струну, в то время как другая щиплет ее, извлекая звук.

Чтобы зафиксировать струну в нужном положении, музыкант пальцем левой руки оттягивает и прижимает струну на определенном расстоянии от грифа, таким образом «укорачивая» или останавливая длину вибрации самой струны. Благодаря этому можно получить звучание в заданной тональности.

Техника игры одной рукой дает возможность получать неограниченное количество тонов.

Существует много артефактов, запечатлевших эту технику. На них отчетливо видно, как изгибается зажатая струна. Примеры:

  • На барельефе одной из фиванских гробниц (Новое царство, 1520 до н.э.) арфист зажимает нужную струну пальцами одной руки, а другой рукой щиплет ее же. Четко просматривается, как изгибается эта струна.

 

  • В усыпальнице Идата (2320 г. до н.э.) двое из пятерых изображенных арфистов используют для игры только правую руку, левой же они просто зажимают струну.

2. Игра двумя руками.

Техника игры двумя руками заключается в том, что музыкант может щипать струны всеми пальцами обеих рук по желанию одновременно, либо одну за другой, добиваясь полифонии или хорового звучания. «Ненужные» струны приглушаются ладонью другой руки.

Двухструнный танбур

Двух струн вполне достаточно для произведения большого количества звуков. Например, если их настроить на квартаккорд, то можно извлекать семиступенный звукоряд (гептахорд), состоящий из двух связанных тетрахордов B, c, d, e; E, f, g, a. А если эти струны звучат в квинтаккорде, то получим октаву из двух дизъюнктных (разобщенных) тетрахордов.

Именно этот инструмент доказывает, что древние египтяне нашли способы расширить звуковую гамму, а также увеличить музыкальную производительность двухструнных инструментов наиболее простыми и действенными методами.

Танбуры с двумя струнами и отмеченными ладами изображены в сценках музицирования на фресках фиванских гробниц 14-15 века до н.э.

Трехструнный танбур

Танбур с тремя струнами был одним из широко распространенных музыкальных инструментов в Древнем Египте.

Он настраивался на звучание в квартаккорде, квинтаккорде и октаве. При настройке в квартаккорде, танбур достигал диапазона в 2 октавы.

Подобный трехструнный танбур был найден в усыпальнице Гармозиса.

Одной из популярных разновидностей танбура был похожий на банджо инструмент – те-буни.

 

Четырехструнный танбур

На древнеегипетском обелиске, датируемом 1500 г. до н.э., изображен танбур с четырьмя колками.

Подобные инструменты имели четыре струны одинаковой толщины и были настроены на звучание в квартаккорде, что давало диапазон в одну-две октавы.

Четыре струны с разной толщиной, варьирующейся 6, 8, 9, 12 (настроенные в унисон), дают полную октаву, кварту, квинту и полуоктаву.

Такой танбур до сих пор популярен в Египте.

Лютня с коротким грифом (современный уд)

У древних египтян был распространен тип лютни с короткой шейкой, крепким грушевидным корпусом и широким грифом. Количество струн у него варьировалось от двух до шести. Две такие лютни, обнаруженные в гробницах в Фивах (датируются 16 веком до н.э.), были длиной 35 см и 48,5 см. У меньшей было 2 (возможно, 3) струны, а у большой - 4.

Самые популярные лютни имели по четыре струны. Кроме ладов, у этого инструмента была 17-ти интервальная рамка. Сегодня он известен в арабских и исламских странах как уд.

Кроме вышеперечисленных инструментов, вот еще несколько примеров:

1. Статуэтка музыканта, играющего на лютне с короткой шейкой (Новое Царство, ок. 3500 г. до н.э., находится в Каирском музее).

2. Статуэтка лютниста из обожженной глины (19-20 династия).

Египетские гитары

Египетская гитара состоит из двух частей: длинной шейки и полого овального корпуса. Изображения гитар найдены в многочисленных гробницах разных эпох.

Четыре подобных инструмента с зазубренными краями (относятся к временам Среднего Царства, ок. 2000 г. до н.э.) найдены в районе Карары. Гитары есть также в музее Гейдельберга, в Каирском музее, в Музее искусств в Нью-Йорке, а самая маленькая хранится в коллекции Моек. У всех у них от трех до шести струн.

Корпусы этих гитар сделаны из цельного куска дерева, только шейка самой большой удлинена дополнительными вставками. На всех инструментах есть многочисленные лады.

Современное слово «гитара» происходит от древнего названия кифара. Именно корпус кифары стал прототипом той формы гитары, которую мы знаем сегодня.

Примеры разнообразия танбуров:

1. Танбур с семью ладами изображен на стене одной из усыпальниц Древнего Царства (ок. 4500 г. до н.э.). Музыкант мог сыграть восемь разных интервалов на каждой струне. Пространства между ладами окрашены в разные цвета.

2. Гитара с удлиненной шейкой, резным увеличенным резонатором изображена в усыпальнице Пахекмена (18 Династия, 16 век до н.э.).

3. Инструмент, похожий на танбур, с 25-ти дюймовой (62 см) шейкой был найден в фиванской гробнице 18 Династии. Корпус сделан из панциря черепахи.

4. Огромный, длиной 120 см, танбур найден в гробнице Гармозиса (Дэр-эль-Бахри, 16 век до н.э.). Инструмент с миндалевидным резонатором сделан из дерева. Три струны закреплены в нижней части корпуса специальными зажимами.

5. Два игрока на танбурах изображены на стене в гробнице Рекхмира (1420 г. до н.э., Фивы).

6. Процессия музыкантов, играющих на танбурах, изображена в Храме в Луксоре (время правления Тутанхамона, 1350 г. до н.э.).

7. В сценке музицирования из гробницы Небамун (15 век до н.э.) изображены два вида гитар: с миндалевидным и круглым резонатором. Корпус последней, кажется, изготовлен из панциря черепахи. У обоих инструментов есть грифы. На одном явно видно 8 ладов, на другом – 17 ладов.

8. В фиванской гробнице №52 изображен танбур с длинной шейкой (ориентировочно 15 век до н.э.). У инструмента 9 ладов, отмеченных полосочками. Измерения видимого расстояния между ладами (там, где не закрывает рука музыканта) дает следующие интервалы в египетских коммах: 6–5–15–9–12. Измеренные интервалы согласуются с египетской музыкальной коммой.

Смычковые инструменты (каманга, рабаба)

Существует несколько разновидностей смычковых инструментов, но у всех у них есть свободно закрепленные струны, на которых можно играть смычком или пальцами. У смычковых инструментов было 1, 2, 3 или 4 струны. Наиболее часто встречались 2 или 4 струны.

Струны, как и смычки, изготавливали из конского волоса. Вообще, лошади играли ведущую роль в музыкальной жизни как Древнего, так и современного Египта. Некоторые древнеегипетские музыкальные инструменты украшены лошадиными фигурками. Конский волос – имевшийся в большом количестве и доступный всем – использовался для музыкальных инструментов.

И в древности и сейчас на смычковых инструментах, независимо от того, насколько они маленькие, египтяне играют, уперев корпус в пол или бедро, а не под подбородком. Такой способ дает возможность лучше контролировать инструмент и вращать его вокруг оси для достижения желаемой высоты и продолжительности звуков.

Во многих древнеегипетских захоронениях изображена именно эта манера игры на смычковых инструментах. В гробнице Рекхмира (15 век до н.э., Фивы) музыкантша играет при помощи смычка. Подобное изображение найдено и в другой усыпальнице, на нем музыкант упирает инструмент в бедро.

Смычковые инструменты назывались каманга. У них был прямоугольный или треугольный корпус и округлая задняя часть. Форма и устройство каманги такое же, как у современной скрипки.

Смычковые инструменты с двумя струнами называются малая каманга или ра-ба-ба – по-египетски это означает Двойная душа (ба-ба) Создателя (Ра). Эту дуальность (ба-ба) и символизировали две струны.

Рабаба – это струнный инструмент с длинной шейкой, без ладов, на котором играют смычком или пощипывая струны пальцами. У него короткий узкий чашеобразный корпус.

Производство рабабы недорогое, поскольку и струны, и смычок изготавливают из конского волоса. А сам резонирующий корпус вырезается из кокоса или дерева.

Смычок рабабы и каманги делаю из гибкого, слегка изогнутого прута и конского волоса.

Со смычковыми инструментами (типа рабабы и каманги) выступали египетские сказители, потому что они по звучанию больше других инструментов похожи на человеческий голос.

 

Глава 3

ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Древнеегипетские духовые инструменты подразделяются на следующие виды:

1. инструменты, в которых воздух вибрирует в полом корпусе (поток воздуха рассекается о грань), такие как обычная флейта, одинарная труба, обычные трубы органа и др.

2. инструменты, в которых язычок вызывает вибрацию, такие как кларнет, бас-кларнет, язычковая труба органа и др.

3. инструменты с двойной тростью, которая вызывает вибрацию, такие как двойная труба и гобой.

4. инструменты, в которых упругие мембраны заставляют вибрировать струю воздуха (губы на мундштуке), такие как труба, тромбон и туба.

Большинство труб имеют равноудаленные отверстия для пальцев. Воспроизведение различных музыкальных гамм и нот зависит от размеров отверстий, силы дыхания, движения пальцев и еще некоторых приемов, о которых пойдет речь далее.

Волшебная Най (продольная флейта)

Наи изготавливались из тростника, в изобилии растущего по берегам ирригационных каналов в долине Нила. Именно благодаря этому простому растению египтяне (в древности и сегодня) воспроизводят невероятный диапазон тонов. Ни у какого другого инструмента нет такого неземного звучания, сладчайшего состенэто, берущего за сердце вибрато.

Египетскиенаи от обычных флейт отличаются по двум основным параметрам:

1. наи изготавливают исключительно из тростника, а флейты из дерева и металла.

2. на наях играют, вдувая воздух внутрь через открытый конец. У флейты же один конец закрыт, а воздух вдувают через боковой клапан.

Различия между най и трубой заключаются в количестве и расположении отверстий, а также длине самого инструмента.

Звуки из египетской най извлекают, вдувая воздух слегка приоткрытыми губами в самую грань отверстия и проталкивая его дальше по трубке. Открывая и закрывая отверстия, музыкант изменяется конечную длину воздушной струи, что обеспечивает необходимую высоту звука. Получаемые звуки сливаются в мелодию – плавную и отрывистую, оживленную и тоскливую, стаккато и легато, нежно пульсирующую и льющуюся каскадом.

Египетская най (продольная флейта) немного изменялась с течением времени. Сегодня она остается самым популярным инструментом в Египте.

Длиной наи были от 14,8 дюймов до 26,8 дюймов (37,5 – 68 см). Принципы изготовления, структура, размеры отверстий современных продольных флейт те же самые, что были и в Древнем Египте:

1. всегда вырезаются только из верхней части тростника;

2. най состоит из девяти сегментов/сцепок

3. у каждой най есть шесть отверстий на верхней и одно отверстие на задней стороне. Положение пальцев и отверстий показано на картинке

Египетская флейта относится к разновидности вертикальных флейт. Она обладает большим музыкальным потенциалом. Из-за возможности менять угол вдувания воздуха, музыкант способен добавить экспрессии мелодиям.

Флейтист может держать флейту как совершенно прямо, так и под небольшим углом влево или вправо. Музыканты достигали бесконечного количества полутонов, просто усиливая или снижая силу вдуваемого потока воздуха.

При изменении силы вдувания, звук мог изменятся на октаву выше или ниже. Выдувая воздух с очень большой силой, музыкант достигал даже трех октав.

Игра на флейте требовала определенного мастерства. Чтобы достичь желаемого тона, флейтист должен был контролировать, координировать и умело обращаться со своим дыханием, напряжением губ, движениями языка, губ и головы, а также работой пальцев при открывании и закрытии отверстий в различных комбинациях.

Поскольку одна най определенной длины могла воспроизводить ограниченное количество нот, египтяне использовали семь вариантов длины най, чтобы изменит высоту звука за счет увеличения или снижения тональности. Семь най разной длины в одном оркестре настолько дополняли друг друга, что позволяли достичь полного звукоряда в диапазоне нескольких октав.

Семь основных размеров най: 26.8, 23.6, 21.3, 20.1, 17.5, 15.9 и 14.8 дюймов (68, 60, 54, 51, 44,5, 40,5 и 37,5 см).

Со времен Среднего Царства (20 век до н.э.) древнеегипетские флейты, найденные в храме Арманта III, дают интервалы (по С. Саксу) в 248 центов (11 египетских комм), 316 центов (14 египетских комм), 182 цента (4 египетских коммы), что в общей сложности складывается в общий диапазон квинты в 702 цента (31 египетская комма).

Измерения расстояния между отверстиями най показали, что египтянам были известны некоторые ступени звукоряда с интервалом менее ¼ тона (т.е. 2 египетские музыкальные коммы).

Подобные инструменты разбросаны по музеям и частным коллекциям всего мира. Вот примеры находок най:

  • на сланцевой палетке (3200 г. до н.э., музей Оксфорда) изображена группа животных, среди которых можно увидеть шакала, играющего на най.
  • усыпальница Ненчефтка, Саккара (15 век до н.э., Каирский музей), в которой изображен флейтист.
  • Наи разной длины из Саккары.
  • Барельеф из гробницы Некаухора в Саккаре (2390 г. до н.э.).
  • Изображения в фиванских захоронениях эпохи 18 Династии.

Египетскаянай имела отношение к теме возрождения/реинкарнации. Флейта сохраняет свое мистическое значение и по сей день. Сегодня самая известная из них называется Най Дервишей, потому что под ее аккомпанемент поют и танцуют дервиши во время своих мистерий.

Поперечная флейта

Древним египтянам была знакома поперечная флейта, которую держат перпендикулярно полу и дуют в нее с боку.

Использование поперечных флейт зафиксировано на египетских барельефах начиная с 4 Династии (2575-2465 гг. до н.э.), например, вот на этом изображении из гробницы в Долине Гизы.

У этих инструментов были совершенно замечательные мундштуки, которые использовались, чтобы распределить дыхание, а также в качестве аэродинамической камеры.

Несколько бронзовых поперечных флейт хранятся сейчас в музее Неаполя. Подобные инструменты до сих пор находят в южной части Египта недалеко от Мероэ (Судан).

Флейта Пана (панфлейта)

Панфлейта представляет собой набор или связку трубок разной длины, обычно в количестве семи штук, каждая из которых представляет собой обычную вертикальную флейту. Нижние торцы трубок закрыты, отверстий для пальцев нет. И все они связаны наподобие плота. Верхние концы образуют прямую горизонтальную линию, чтобы рот музыканта мог перемещаться по нему в зависимости от того, какую ноту необходимо воспроизвести.

Найдено много сосудов со священными маслами и косметикой в форме панфлейты. Они датированы периодом Нового Царства, что говорит об их широком применении в то время.

Этих инструментов было найдено относительно немного. Хорошо сохранившаяся флейта Пана обнаружена в храме Себека в Файюме. Иллюстрация еще одной такой флейты размещена в труде Флиндерса Петри «Предметы повседневного обихода».

Двойная свирель

Большое количество древнеегипетских тростниковых и двойных свирелей было найдено в усыпальницах и теперь хранится в музеях всего мира. Двойные свирели были разнообразны по размерам, у одних было только одно отверстие, у других – два, но расположены они так близко друг к другу, что музыкант мог дуть в оба одновременно. Мундштук состоял из тонюсенькой трубочки, закрытой в верхней части. Языком музыкант прикрывает эту трубку, что вызывает вибрацию воздуха у него во рту.

У двойной свирели трубки могут быть как одинаковой длины, так и разной. В них дуют одновременно, что обеспечивает звучание в унисон. Бывает так, что на одной трубке есть отверстия для пальцев, а на другой нет. Иногда, если от свирели требуется только аккомпанемент в виде монотонного гудения, отверстия залеплялись воском. Иногда египтяне вставляли колки или трубочки в отверстия, чтобы регулировать последовательность интервалов или стиль исполнения.

Поскольку расположения отверстий для пальцев (и, следовательно, тонов) не полностью соответствуют друг другу, то возникают определенные эффекты, а также более высокие и резкие тоны, чем у других музыкальных инструментов. Факт использования этого способа монотонной игры (гудения) подтверждается следующими находками: своеобразное расположение пальцев при игре на свирели, изображаемое на фресках; современные практики; обнаружение свирелей с залитыми воском отверстиями (кроме одного).

Свирель со множеством отверстий использовалась для воспроизведения мелодий, а с залитыми воском отверстиями для аккомпанемента, похожего по тональности на звуки волынки. Таким образом, двойная свирель дает возможность играть в диапазоне октавы, чередующимся способом, в дуэте, т.е. одновременно исполнять две мелодии, ритмически похожие или разные.

В Египте до сих пор суфистский орден (подобный дервишам) использует двойные свирели.

Описание видов двойных свирелей в Древнем и современном Египте:

a) Двойной кларнет – это обобщающее название для инструментов, состоящих из двух трубочек одной длины, скрепленных друг с другом. Изготавливались из тростника. Двойные кларнеты изображены на фресках в гробнице Ненчефтка (5-я Династия, 2700 г. до н.э.), на которых можно увидеть, что они состоят из двух тростинок одинаковой длины. Они очень похожи на зуммарах – инструмент, широко распространенный в современном Египте и используемый для исполнения народной музыки.

Древние и современные двойные кларнеты изготавливались и изготавливаются по сей день из двух камышин, склеенных и связанных по всей длине и имеющих отверстия (4, 5 или 6 штук), расположенные симметрично и на равном расстоянии друг от друга. При необходимости музыкант закрывает две дырочки на обеих трубках одним пальцем и, поскольку толщина тростника не везде одинаковая, то получает звучание разной высоты, похожее на вибрацию нижнего регистра органа, так называемую undamaris (морская волна).

Подобно стеклодуву, музыкант дышит только через нос, а ртом постоянно выдыхает струю воздуха. Разная сила выдоха позволяет модифицировать тембр и высоту, и звук испускается с постоянной силой и визгливостью.

Египетский двойной кларнет был двух видов, в зависимости от типа мундштука:

1. зуммарах (zummarah) – у него срез на нижней части мундштука. Этот вид кларнета позволяет брать высокие ноты благодаря тому, что его держат в горизонтальном положении и дуют сверху.

2. машурах (mashurah) – у него срез на верхней части тростниковой трубки. Инструмент держат слегка наклоненным вниз, чтобы играть низкие ноты.

Примеры находок и изображений тростниковых кларнетов:

  • Двойной кларнет изображен в сценах музицирования на фресках эпохи Древнего Царства (4 Династия).
  • Двойной кларнет из гробницы Некаухора (Саккара, 5-я Династия)
  • Кларнетист, изображенный на фреске в гробнице Имери (Древнее Царство, 5 Династия). Хорошо различимы его поза, техника игры и количество отверстий.
  • Кларнет длиной 12 дюймов (31 см) эпохи Нового Царства хранится в Каирском музее.

b) Двойной гобой – общее название для инструментов, которые состоят из двух тростниковых трубок, соединенных так, что их концы расходятся в разные стороны. У каждой трубки есть вибрационный язычок, что обеспечивает полифоническое звучание.

Сохранилось много детальных изображений этого инструмента в древнеегипетских гробницах.

Уцелевшие гобои, датируемые Древним Царством, обнаружены в усыпальницах. Их длина варьируется от 8 до 24 дюймов (20-60 см). Количество отверстий от 3 до 11.

Современные гобоисты, как и их предки, собирают целый инструментальный оркестр, чтобы удовлетворить все требования репертуара.

Примеры обнаруженных гобоев и их изображений:

  • Обнаруженный в гробнице возле Дейр-эль-Бакхит футляр в форме колчана для стрел содержал в себе шесть тростниковых труб (три двойных гобоя). В нем же находились и фрагменты мундштука – соломенные накладки. Для того, чтобы соответствовать всем требованиям воспроизводимого музыкального произведения, некоторые отверстия заливали воском. Кусочки воска даже были найдены в дырочках.

На настенной росписи в гробнице времен 18 Династии изображен двойной гобой, чьи темно-коричневые трубки соединены тростниковым мундштуком.

c) Аргул – это двойной гобой с параллельными трубками разной длины, связанными вместе. Одна из них гораздо длиннее другой. Та, которая по


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.137 с.