Сирано де Бержерак» Э. Ростана: герой, конфликт и стиль. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Сирано де Бержерак» Э. Ростана: герой, конфликт и стиль.

2017-11-15 1795
Сирано де Бержерак» Э. Ростана: герой, конфликт и стиль. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

"Сирано де Бержерак" - героическая комедия (1897) и одновременно поэтическая драма. В основе драмы - реальная жизненная история современника Корнеля и Расина. Поэт-вольнодумец, драматург, философ Савиньен де Сирано де Бержерак (1619-1655) - сын своей эпохи. Личность Бержерака импонировала Ростану, который опираясь на факты биографии, так вдохновенно их преобразил, что герой заслонил своего прототипа.

Пятиактная пьеса написана редкими по красоте стихами, сверкающими блеском и остроумием.

Образ Сирано дан в окружении реальных исторических фигур (граф де Гиш, Рагно, Монфлери). Образ Сирано де Бержерака - образ поэта-храбреца, знающего себе цену человека. Такой герой «может ускорить движение жизни», возбудить «жажду жизни», это «славный воин» «с солнцем в крови» (так писал Горький).

В основе сюжета драмы - история любви героя к красавице Роксане (она была его кузиной). У Сирано (некрасивой наружности - "усы кверху, страшный нос") счастливый соперник, товарищ по гвардейскому полку, граф Кристиан де Невилет. Не надеясь на ответное чувство Роксаны, некрасивый, но великодушный Сирано помогает своему конкуренту Кристиану, пустому и легкомысленному красавцу. От имени Кристиана он сочиняет стихи, исполненные восхищения Роксаной, выдумывает за него страстные признания. Но Кристиан погибает (в бою), и лишь через десять лет после его смерти Сирано решается признаться в своей тайной любви Роксане (которая после смерти Кристиана уходит в монастырь), и та начинает понимать, кого она любила на самом деле. В патетическом финале смертельно раненый Сирано бросает вызов "смерти курносой", вступает в бой со своими "старыми врагами": ложью, предрассудками, подлостью, глупостью. Его шпага крушит воображаемых недругов. Он уходит из жизни со словами, выражающими пафос героической комедии:

Я знаю, что меня сломает ваша сила,

Я знаю, что меня ждет страшная могила,

Вы одолеете меня, я сознаюсь,

Но все-таки я бьюсь, я бьюсь, я бьюсь!

Пьеса пленяет читателя и зрителя поэтической атмосферой, эмоциональностью. Драматург использует поэтику контраста и гротеска. Сирано долговяз, у него некрасивое лицо, но чистая душа; Кристиан хорош собой, но глуповат; Роксана умна, но рассудочность убедняет в ней чувства.

Пьеса относится к стилю неоромантизма со свойственной ему героикоромантической тональностью.

 

(с) Разговор про нос Сирано с вельможей де Вальвером в театре:

Де Вальвер. О, жалкий фат!

Я так его пугну, что он не пикнет даже.

 

(Подходя к Сирано.)

 

Ваш нос... Hy, в общем... крупноват...

Сирано.

Да. Он крупней, чем красноречье ваше,

А я бы о таком, заметьте,

О выдающемся предмете

Острот набрал бы целые тома,

Меняя жесты и топа...

Вот, например, из не особо острых --

Тон описательный -- так шутит новичок:

Как называете вы этот полуостров,

Который вырос между ваших щек?

Развязный тон, каким острят друзья:

Вам из стакана пить нельзя --

Побьет ваш нос посуду вашу!

Позвольте подарить вам чашу?

Или почтительно-умильный;

Вы этой башнею фамильной

Давно владеете? Наивный: С дальних мест

Вы этот монумент везли для дам столичных?

Любезный: Сударь любит птичек?

Он приготовил им вместительный насест!

Ехидный: Это что? Крючок для шляп? Удобный!

Платить не надо в гардеробной!

Тон нежный: Боже мой! От дождичка и ветра

Вы заказали зонтичек ему?

Тон удивленный: Извините, это --

Вам одному?

Доброжелательный: В пылу житейских гроз,

Фиаско потерпев в каком-нибудь вопросе,

Вам нелегко повесить нос,

Зато легко повеситься на носе!

Язвительный, чуть в сторону и косо:

Но, сударь, вам решительно везет:

Не видя дальше собственного носа,

Вы все же видите широкий горизонт!

Практический: Советовать вам смею

Для носа вашего устроить лотерею;

Я вам скажу с открытою душой,

Что получивший вещь такую

Имел бы выигрыш большой,

Имея радость небольшую.

Вот так острить могли б вы наобум,

Когда бы знания имели или ум.

Но нет y вас ума и так немного знаний,

Что вы не знаете еще, что вы дурак.

И, будучи умны, вы так бы не сказали, --

Лишь сам я над собой могу смеяться так!

 

Кристиан. Пускай решит сама
Спор красоты моей и твоего ума!
Расторгнуть тайный брак легко!
Сирано.
Ты слишком, Кристиан, заходишь далеко.
Кристиан.
Поверь, мой друг, что неспроста.
Сирано.
Но будешь выбран ты.
Кристиан. Догадываться рано.
Покамест я пройдусь до нашего поста,
Ты ей расскажешь все!

(Зовет.)

Роксана!
Роксана (вбегая).
Что, Кристиан?
Сирано. Не надо! Нет!
Роксана.
Вид y тебя такой... зловещий..,
Кристиан (в сторону Сирано).
Он должен рассказать тебе один секрет
И сообщить о важной вещи.

(Уходит.)
СЦЕНА 10

Сирано, Роксана.
Роксана.
О важной вещи?
Сирано. Нет. О случае пустом.
Он слишком молод, много пыла.
Роксана.
А может быть, он усомнился в том,
Что я ему недавно говорила,
Что если б красоты он даже был лишен...
Сирано.
И надо верить этим фразам?
Роксана.
Что безобразным...
Сирано. Безобразным?
А если бы он был смешон?

Выстрел.
Роксана.
Смешным он быть не мог!
Сирано. Но вы б его любили?
Роксана.
Любила б все равно!
Сирано. Любили б все равно?
Но если так, то я молчать не в силах.
Послушайте, Роксана...

Входит гвардеец.

Гвардеец. Сирано!

(Говорит ему на ухо.)
Сирано.
Что?
Гвардеец. Tcc!
Сирано. А!
Роксана. Что такое с вами?
Сирано.
Все кончено!
Гвардеец. Что это? Вновь стрельба?
Уже атака?
Сирано. Нет, едва ли.
Я не успел сказать. Ну, что же, -- не судьба!

Вносят труп.
Роксана.
Кто эти люди?
Сирано. Так, оставьте!
Роксана.
Но вы не досказали мне...
Сирано.
Что я хотел сказать вам?.. Кстати.
Поклясться вам могу вполне,
Что Кристиана вашего душа
Была настолько хороша,
Что он заслуживал, чтоб вы его любили.
Блестящей красоте был ум блестящий дан,
И качества другие были...
Роксана. Как -- были?

(Оглядывает всех.)

Сирано. Кончено, Роксана!

Роксана бросается на тело Кристиана. Вновь выстрел. Тревога.
Бой барабана.

Роксана. Кристиан!!!
Сирано (указывая на труп Кристиана).
Вот -- первый выстрел!
Роксана. Кристиан!!!
Карбон (за холмом). Атака!
Эй, шпаги наголо! К мушкетам!
Роксана. Кристиан!!!
Сирано.
Роксана!
Роксана. Кристиан!!!
Сирано. Он жив еще, однако.
Карбон.
Мушкеты на прицел!
Один из гвардейцев. Готово, капитан.
Сирано (Кристиану).
Я рассказал ей все. И, я клянусь собою,
Принадлежит тебе ее любовь!
Роксана.
Он жив еще?
Карбон. Равняйтесь к бою!
Роксана (находя в руке Кристиана письмо).
Письмо ко мне? На нем слеза и кровь?
Куда вы, Сирано?
Сирано. Туда! В огонь!
Роксана (плачет). Нет-нет!

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.