Описание опыта педагогической деятельности — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Описание опыта педагогической деятельности

2017-11-16 359
Описание опыта педагогической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

 

 

Остапук Светлана Петровна,

учитель начальных классов

 

 

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности.

Речь - совершеннейшее орудие общения людей, именно речь является могучим фактором развития культуры. Главная задача школы научить владеть этим орудием. На уроках литературного чтения с 1 по 4 класс учителя начальных классов уделяют большое внимание правильному грамотному чтению, последовательному пересказу, умению кратко и емко ответить на вопросы, четко и правильно произносить звуки, обогащению словарного запаса новыми словами. Программа начальной школы включает большое разнообразие произведений: произведения малых форм (потешки, небылицы, песни, загадки и т.д.), рассказы, сказки, былины и, конечно, стихи. Чем старше становится ребенок, тем сложнее стихотворение изучается. Стихотворениекак фактор развития речи детей имеет большее преимущество. Зарифмованные слова, особый ритм, созвучие строф, красота построения запоминаются лучше. Вот почему основные правила, представленные в стихотворной форме, запоминаются лучше и на долго. Списки произведений, рекомендованных «Образовательной программой», обеспечивают подбор произведений для заучивания наизусть. Кроме того, учитель может сам подбирать стихи, учитывая темы уроков и интересы детей сверх программы, а также предлагать самостоятельно найти стихи на заданную тему.

По мнению педагогов и психологов, оптимальным для заучивания стихов является возраст детей начальной школы. Именно в этот период память ребенка начинает особенно быстро развиваться. До6 лет изучение стихов происходит преимущественно непроизвольно. После 6 лет необходимо целеустремленно учить ребенка запоминать текст наизусть, т.е. развивать произвольную память.

Произвольное запоминание — это сложная интеллектуальная работа. Она помогает более быстрому обогащению речи ребенка; интенсивнее развивает эстетичные чувства (чувство поэзии, чувство прекрасного); укрепляет образную память (связанную с воображением) и словесную память (связанную с мышлением, которая по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти).

Заучивание стихов развивает память, обогащает речь детей устойчивыми словосочетаниями. Знакомство с ними развивает чувство юмора, учит понимать шутки. Чем меньше ребёнок, темчетче должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нём воплощаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребёнка, обогащает словесный фонд, формирует его собственную речь.

Целенаправленная и постоянная работа даёт неоспоримые результаты, а польза такой формы работы с учащимися очевидна.

Актуальность темы позволила определить цель и задачи моей работы.

Цель: создание условий, способствующих развитию произвольного запоминания учащихся через систематическое проведение на уроках литературного чтения приемов, направленных на заучивание стихотворных форм наизусть; обеспечение положительной динамики развития у учащихся темпов запоминания.

Задачи:

1. Повышение способности запоминания стихотворных форм.

2. Формирование учебно-интеллектуальной и познавательной активности личности ребенка средствами чтения.

3. Развитие общеучебных умений и навыков учащихся по предмету; устной речи учащихся.

4. Содействие воспитанию у учащихся старательности, самостоятельности, умения слушать, стремления к преодолению трудностей, воспитывать любовь к поэзии.

5. Разработка эффективных приемов запоминания стихов для учащихся.

6. Проведение диагностики по определению эффективности использования приемов запоминания стихотворных форм.

Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве.

Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ученика начальных классов отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С.Михалкова, С. Маршака и других.

Из опыта работы замечено, что ученики начальной школы быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. В 3-4 классах дети запоминают значительно большие по объему стихи с эпитетами и метафорами. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов наизусть для хорошей отметки; заучивание к празднику, внеклассному чтению, классному часу; чтение родителям, чтобы их порадовать; выступить перед классом и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.

Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на уроках, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности. Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 6 лет. Задача учителя с 1 класса – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить.

Характерной чертой памяти учеников 1-2 классов является ее механический характер.Но смысловую память необходимо развивать, так как осмысленное запоминание гораздо прочнее механического. Поэтому важно проводить работу над смыслом произведения, для подготовки их к восприятию.

Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста. С другой стороны, существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их учителем.

Существуют методические требования к заучиванию стихов.

Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные учащиеся при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

Короткое стихотворение заучивается целиком, длинное разбивается на столбики, строки или строфы, именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

Не все дети запоминают стихотворение на уроке, для лучшего запоминания остальным ученикам рекомендуют повторять его на протяжении некоторого отрезка времени.Продуктивно менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы. Важно заучивать стихи систематически в течение учебного года, развивать потребность слушать и запоминать.

Рекомендуется подбирать к стихам, соответствующие иллюстрации. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления.

Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для учащихся, так как им приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для учителя, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти. Поэтому существует ряд приемов запоминания стихов.

Повторение

1. Дети повторят каждую фразу не более 2-3 раз. Через 30 мин. вновь повторяют её 2-3 раза.

2. Если стихотворение большое – заучивают примерно половину, а потом – всё остальное.

3. Если стих маленький (не больше трёх четверостиший), то лучше всего постараться запомнить его целиком.

“Фотоаппарат”

1. Чтение стихотворения.

2.Перевод текста в мысленные “иллюстрации” (дети читают вслух первую строфу стихотворения и представляют то, о чём говорится в этой строфе). Точно также поступают и с другими строфами.

3.Ясно представляют себе картину образов, содержащихся в стихотворении.

4. Пробуют рассказать стихотворение, отталкиваясь от образов.

5. Ещё раз читают выразительно стихотворение вслух.

6. Рассказывают кому-нибудь о стихотворении.

7. Рассказывают само стихотворение вслух.

«Разрезанное стихотворение»

1.Всем вместе читают стихотворение вслух.

2.Убирают первую строку. Необходимо повторить вслух стихотворение от начала до конца.

3.Строчки убираются по очереди. После каждого снятия с доски очередной строки стихотворения обязательно повторяется стихотворение все вместе вслух, а затем каждый индивидуально про себя.

«Шторка»

1. Читают стихотворение 2 раза, пытаясь его запомнить.

2. С правой стороны закрывают карточкой небольшую часть текста (1 или 2 слова). Пытаются прочитать произведение целиком, включая спрятанные за «шторку» окончания строк.

3. Затем закрывают шторкой уже значительно большуюобласть справа и вновь читают стихотворение целиком. Если всё прошло гладко- отлично. Если дети не смогли вспомнить какие-то слова, повторяют этот шаг ещё раз.

4. Закрывают почти все слова в строчках, оставляют в левой части только по одному слову. Читают ещё раз.

5. Оставляют не закрытыми только первые буквы строк и пытаются, глядя на них, восстановить произведение полностью. В данном случае первые буквы будут служить вам ориентирами, и запускать процессы запоминания.

6. Смотрят на ряд, состоящий из букв, и запоминают его.

7.Настало время убрать текст полностью и пытаются воспроизвести стихотворение.

Поющее стихотворение

Детям предлагается спеть стихотворение на хорошо знакомый мотив любой песни.

Стихи и перевёртыши

Заучивание стихотворений для многих детей кажется очень нудным и потому трудным занятием. Предлагается превратить этот процесс в игру или состязание, и отношение ребёнка может сразу измениться. Например, читается четверостишие без последнего слова, а дети должны догадаться, какое это должно быть слово. Затем читается это же четверостишие ещё раз, но уже без последних двух слов, потом трёх слов и т.д. Недостающие слова должны называться учениками. Так постепенно им нужно будет назвать все слова стихотворения, т.е. фактически выучить его наизусть.

Или можно разыграть стихотворение в виде маленького спектакля (играть можно самим или с помощью кукол). Процесс инсценировки должен быть эмоциональным. Показывают спектакль всему классу.Для того чтобы превратить заучивание стихов в состязание, необходимо как минимум два участника. Предлагается импосоревноваться, кто быстрее выучит стихотворение из 4-6 строк. Причём скорость будет измеряться не в минутах и секундах, а в количестве повторений. Так, учитель читает стихотворение первый раз, даёт 1-2 минуты на то, чтобы каждый участник повторил (про себя или вслух) то, что запомнил. Затем читает его второй раз, третий и т.д. Кто первым повторит вслух всё стихотворение без единой ошибки, тот и выиграет состязание.

Для разнообразия вместо стихотворений можно использовать и весёлые перевёртыши.С одной стороны, их труднее запомнить, так как они лишены обычной логики, а с другой – своей фантастичностью, необычностью они создают такой эмоциональный фон, который делает процесс запоминания более эффективным. Вот, например, несколько таких перевёртышей:

(Из зарубежного фольклора)

Я видел озеро в огне,

Собаку в брюках на коне,

На доме шляпу вместо крыши,

Котов, которых ловят мыши.

Я видел утку и лису,

Что пироги пекли в лесу,

Как медвежонок туфли мерил

И как дурак всему поверил!

 

(Из русского фольклора)

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадьела сало, а мужик овёс,

Лошадь села в сани, а мужик повёз.

 

Игры, связанные с заучиванием стихотворений и перевёртышей, позволяют развивать у детей словесно-логическую память, мнемический приём «повторение», умение переводить словесную информацию в образную форму и репродуктивное воображение.

Визуальный метод

Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, дается ребёнку установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Вы будете запоминать, а я - вам помогать». Если учитель хорошо рисует, то можно построчно читать стихотворение и на глазах учеников на доске изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что детей устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания это особенно не влияет. Главное - принцип. Затем, по «картинному плану» учителядети несколько раз воспроизводят стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.

Двигательный метод

Опять же, после проведения предварительной работы, даётся детям установка на запоминание. Затем предлагается взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с учителем, ритмично, дети как бы «наматывают» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем прячутся руки вместе с клубочком за спину и «наматывается понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), дается необходимая для запоминания опору - подкрепляется запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода учитель можетпредложить детям класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамиду, бусы.

Слуховой метод

Это самый распространенный метод. Учитель говорит детям, что сейчас вместе будут учить стихотворение наизусть. Пусть они включат в голове магнитофон, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала слушает учителя. Потом повторяют этот отрывок хором. Потом один ученик повторяет, а за ним снова хором. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе учитель опирается не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

Логический метод

Для тех, у кого из детей преобладает логическая память, предлагается следующий метод. После предварительной работы, учитель читает первые строки произведения, а потом останавливается и предлагает детям своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читает строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Учитель побуждает ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после прочтения четверостишия, пусть дети вспомнят, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.

Для подтверждения предполагаемых результатов данной работы и выполнения поставленных соответствующих задач, мною была проведена диагностика, целью которойявлялось выявление эффективности изучения стихотворных форм, способствующих развитию памяти и речи учащихся.

На первом этапе – подготовительном было проведено анкетирование с целью: выявить интерес или его отсутствие к изучению стихотворных форм. Анализ вопросов анкеты (Приложение 1) и результативность анкетирования позволил установить приоритетные отношения учащихся. Результаты исследования предоставлены в таблицах 1, 2; в диаграммах 1, 2.

Таблица – 1

Отношение учащихся к предмету

Какой предмет в школе тебе больше всего нравится?
Русский язык Литературное чтение Математика
6 уч. 24% 11 уч. 44% 8 уч. 32%
           

 

Диаграмма – 1

Отношение учащихся к предмету

 

Таблица 2

Нравится ли тебе читать стихотворения?
Нравится Не нравится Не знаю
19 уч. 76% 2 уч. 8% 4 уч. 16%
           

Отношение учащихся к стихотворным формам

 

Диаграмма – 2

Отношение учащихся к стихотворным формам

 

На втором этапе – констатирующем былпроведён анализ запоминания стихотворных форм учащимися с целью определения уровня эффективности приемов запоминания (Приложение 2). Анализ результатов исследования предоставлен в таблице 3, в диаграмме 3.

Таблица – 3

Диаграмма – 3

Результаты контроля запоминания стихотворения В. Данько «Спасибо» к концу урока

На третьем этапе - формирующем систематически проводиласьработа с использованием эффективных приемов по заучиванию стихотворений, повышалась мотивация дополнительно заучивать наизусть.

На четвертом этапе - контрольном была поставлена цель: выявить, как отразилось систематическая работа с эффективными приемами запоминания.В конце 1-го полугодия 2 класса было замечено, что многие учащиеся самостоятельно заучивали наизусть вместо выразительного чтения, готовясь к уроку. Многие заучивали стихи, готовясь к внеклассному чтению по теме «Книги С. Маршака». Результаты исследования представлены в таблицах 4, 5; в диаграммах 4, 5.

Таблица – 4

Результаты самостоятельного заучивания наизусть по собственному желанию при подготовке к уроку

Результаты подготовки к уроку (дополнительно заучивают наизусть)
Заучивают наизусть регулярно Заучивают наизусть периодически Не учат наизусть по собственному желанию
7 уч. 28% 14 уч. 56% 4 уч. 16%
           

 

 

Диаграмма – 4

Результаты самостоятельного заучивания наизусть по собственному желанию при подготовке к уроку

Таблица – 5

Результаты самостоятельного заучивания наизусть по собственному желанию при подготовке к внеклассному чтению по теме «Книги С. Маршака»

Результаты подготовки к внеклассному чтению по теме «Книги С. Маршака»
Выучили несколько стихов наизусть Выучили стихотворение наизусть Не выучили наизусть
4 уч. 16% 15 уч. 60% 6 уч. 24%
           

 

 

Диаграмма – 5

Результаты самостоятельного заучивания наизусть по собственному желанию при подготовке к внеклассному чтению по теме «Книги С. Маршака»

Анализируя полученные результаты можно сделать вывод: скорость запоминания стихотворных форм повысился, уровень самостоятельного заучивания наизусть по собственному желанию повысился, что свидетельствует о росте интереса к предмету и качеству подготовки домашнего задания.

Заучивание стихотворений наизусть - одно из важных заданий школьных домашних работ. Это не только обогащает кругозор учащихся новыми произведениями, но и тренирует память, учит систематизировать запоминаемую информацию, развивает интеллект.

Моя задача - научить детей как можно легче и качественней запоминать стихотворные отрывки.Я стараюсь, пробуждая интерес к литературе, не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого ребенка, независимо от его способностей. Следует развивать речь и памятьу слабых учеников, не давать остановиться в своём развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремленность при выполнении заданий различной сложности.

Опыт моей педагогической деятельности позволяет сделать следующие выводы:

1. Целенаправленное использование эффективных приемов запоминания на уроках литературного чтения является важным средством воспитания и обучения учащихся. Видя даже незначительные победы, неуспевающие ученики начинают проявлять интерес.

2. Использование эффективных приемов запоминания стихотворных форм способствует повышению мотивации учебной деятельности, углублению навыков самостоятельной работы, развитию познавательной активности младших школьников.

3. Систематическое применение эффективных приемов запоминания показало повышение скорости запоминания учащимися стихотворных форм.

4. В результате успешного использования эффективных приемов запоминания время на подготовку домашнего задания сократилось, а многие учащиеся запоминают стихи на уроке, что сокращает перегрузку учащихся.

Исходя из выше сказанного, считаю, что реализация используемых мноюэффективных приемов запоминания на уроках обеспечивает положительную динамику индивидуального развития каждого учащегося.

 

 

Список использованной литературы:

1.Агеева И. 500 загадок-обманок для детей. М., 2011.

2Алябьева Е.А. Как научить ребенка запоминать стихи. М., 2010.

3.Алябьева Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей М., 2012.

4.Алябьева Е.А. От слова к диалогу. Дидакт. материалы по развитию речи детей. М., 2013.

5.Волина В.В. Праздник букваря. М., 1997.

6.Власова Т.М. Фонетическая ритмика: пособие для учителя. М., 1996.

7.Васильева Е.В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов. М.:ТЦ Сфера, 2013.

8.Выгодский Л.С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. Издательство «Лабиринт», М. 1999.

9.Красильникова Л.В. Развитие речевой активности детей 6— 7 лет. Учебно-методическое пособие. М., 2010.

 

 

Приложение 1

Расставь учебные предметы на пьедестал почета:

 

Приложение 2

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

 

 

Остапук Светлана Петровна,

учитель начальных классов

 

 

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности.

Речь - совершеннейшее орудие общения людей, именно речь является могучим фактором развития культуры. Главная задача школы научить владеть этим орудием. На уроках литературного чтения с 1 по 4 класс учителя начальных классов уделяют большое внимание правильному грамотному чтению, последовательному пересказу, умению кратко и емко ответить на вопросы, четко и правильно произносить звуки, обогащению словарного запаса новыми словами. Программа начальной школы включает большое разнообразие произведений: произведения малых форм (потешки, небылицы, песни, загадки и т.д.), рассказы, сказки, былины и, конечно, стихи. Чем старше становится ребенок, тем сложнее стихотворение изучается. Стихотворениекак фактор развития речи детей имеет большее преимущество. Зарифмованные слова, особый ритм, созвучие строф, красота построения запоминаются лучше. Вот почему основные правила, представленные в стихотворной форме, запоминаются лучше и на долго. Списки произведений, рекомендованных «Образовательной программой», обеспечивают подбор произведений для заучивания наизусть. Кроме того, учитель может сам подбирать стихи, учитывая темы уроков и интересы детей сверх программы, а также предлагать самостоятельно найти стихи на заданную тему.

По мнению педагогов и психологов, оптимальным для заучивания стихов является возраст детей начальной школы. Именно в этот период память ребенка начинает особенно быстро развиваться. До6 лет изучение стихов происходит преимущественно непроизвольно. После 6 лет необходимо целеустремленно учить ребенка запоминать текст наизусть, т.е. развивать произвольную память.

Произвольное запоминание — это сложная интеллектуальная работа. Она помогает более быстрому обогащению речи ребенка; интенсивнее развивает эстетичные чувства (чувство поэзии, чувство прекрасного); укрепляет образную память (связанную с воображением) и словесную память (связанную с мышлением, которая по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти).

Заучивание стихов развивает память, обогащает речь детей устойчивыми словосочетаниями. Знакомство с ними развивает чувство юмора, учит понимать шутки. Чем меньше ребёнок, темчетче должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нём воплощаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребёнка, обогащает словесный фонд, формирует его собственную речь.

Целенаправленная и постоянная работа даёт неоспоримые результаты, а польза такой формы работы с учащимися очевидна.

Актуальность темы позволила определить цель и задачи моей работы.

Цель: создание условий, способствующих развитию произвольного запоминания учащихся через систематическое проведение на уроках литературного чтения приемов, направленных на заучивание стихотворных форм наизусть; обеспечение положительной динамики развития у учащихся темпов запоминания.

Задачи:

1. Повышение способности запоминания стихотворных форм.

2. Формирование учебно-интеллектуальной и познавательной активности личности ребенка средствами чтения.

3. Развитие общеучебных умений и навыков учащихся по предмету; устной речи учащихся.

4. Содействие воспитанию у учащихся старательности, самостоятельности, умения слушать, стремления к преодолению трудностей, воспитывать любовь к поэзии.

5. Разработка эффективных приемов запоминания стихов для учащихся.

6. Проведение диагностики по определению эффективности использования приемов запоминания стихотворных форм.

Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве.

Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ученика начальных классов отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С.Михалкова, С. Маршака и других.

Из опыта работы замечено, что ученики начальной школы быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. В 3-4 классах дети запоминают значительно большие по объему стихи с эпитетами и метафорами. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов наизусть для хорошей отметки; заучивание к празднику, внеклассному чтению, классному часу; чтение родителям, чтобы их порадовать; выступить перед классом и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.

Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на уроках, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности. Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 6 лет. Задача учителя с 1 класса – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить.

Характерной чертой памяти учеников 1-2 классов является ее механический характер.Но смысловую память необходимо развивать, так как осмысленное запоминание гораздо прочнее механического. Поэтому важно проводить работу над смыслом произведения, для подготовки их к восприятию.

Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста. С другой стороны, существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их учителем.

Существуют методические требования к заучиванию стихов.

Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные учащиеся при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

Короткое стихотворение заучивается целиком, длинное разбивается на столбики, строки или строфы, именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

Не все дети запоминают стихотворение на уроке, для лучшего запоминания остальным ученикам рекомендуют повторять его на протяжении некоторого отрезка времени.Продуктивно менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы. Важно заучивать стихи систематически в течение учебного года, развивать потребность слушать и запоминать.

Рекомендуется подбирать к стихам, соответствующие иллюстрации. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления.

Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для учащихся, так как им приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для учителя, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти. Поэтому существует ряд приемов запоминания стихов.

Повторение

1. Дети повторят каждую фразу не более 2-3 раз. Через 30 мин. вновь повторяют её 2-3 раза.

2. Если стихотворение большое – заучивают примерно половину, а потом – всё остальное.

3. Если стих маленький (не больше трёх четверостиший), то лучше всего постараться запомнить его целиком.

“Фотоаппарат”

1. Чтение стихотворения.

2.Перевод текста в мысленные “иллюстрации” (дети читают вслух первую строфу стихотворения и представляют то, о чём говорится в этой строфе). Точно также поступают и с другими строфами.

3.Ясно представляют себе картину образов, содержащихся в стихотворении.

4. Пробуют рассказать стихотворение, отталкиваясь от образов.

5. Ещё раз читают выразительно стихотворение вслух.

6. Рассказывают кому-нибудь о стихотворении.

7. Рассказывают само стихотворение вслух.

«Разрезанное стихотворение»

1.Всем вместе читают стихотворение вслух.

2.Убирают первую строку. Необходимо повторить вслух стихотворение от начала до конца.

3.Строчки убираются по очереди. После каждого снятия с доски очередной строки стихотворения обязательно повторяется стихотворение все вместе вслух, а затем каждый индивидуально про себя.

«Шторка»

1. Читают стихотворение 2 раза, пытаясь его запомнить.

2. С правой стороны закрывают карточкой небольшую часть текста (1 или 2 слова). Пытаются прочитать произведение целиком, включая спрятанные за «шторку» окончания строк.

3. Затем закрывают шторкой уже значительно большуюобласть справа и вновь читают стихотворение целиком. Если всё прошло гладко- отлично. Если дети не смогли вспомнить какие-то слова, повторяют этот шаг ещё раз.

4. Закрывают почти все слова в строчках, оставляют в левой части только по одному слову. Читают ещё раз.

5. Оставляют не закрытыми только первые буквы строк и пытаются, глядя на них, восстановить произведение полностью. В данном случае первые буквы будут служить вам ориентирами, и запускать процессы запоминания.

6. Смотрят на ряд, состоящий из букв, и запоминают его.

7.Настало время убрать текст полностью и пытаются воспроизвести стихотворение.

Поющее стихотворение

Детям предлагается спеть стихотворение на хорошо знакомый мотив любой песни.

Стихи и перевёртыши

Заучивание стихотворений для многих детей кажется очень нудным и потому трудным занятием. Предлагается превратить этот процесс в игру или состязание, и отношение ребёнка может сразу измениться. Например, читается четверостишие без последнего слова, а дети должны догадаться, какое это должно быть слово. Затем читается это же четверостишие ещё раз, но уже без последних двух слов, потом трёх слов и т.д. Недостающие слова должны называться учениками. Так постепенно им нужно будет назва


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.157 с.