Вступил в силу 6 июля 2010 года — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Вступил в силу 6 июля 2010 года

2017-11-16 306
Вступил в силу 6 июля 2010 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

1. Предмет, метод таможенного права. Способы правового регулирования в таможенном праве.

2. Функции, цели, задачи и принципы таможенного права. Их классификация, краткая характеристика таможенного права.

3. Соотношение таможенного права с другими отраслями права.

4. Источники таможенного права. Понятие, классификация.

5. Таможенные правоотношения. Понятие, виды, характерные особенности таможенных правоотношений.

6. Таможенный кодекс Таможенного союза и его структура.

7. Таможенная территория и таможенные границы Республики Беларусь. Свободные таможенные зоны.

8. Общие правила действия норм таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

9. Таможенные органы Республики Беларусь как субъекты таможенных правоотношений.

10. Основные задачи и функции таможенных органов.

11. Государственный Таможенный Комитет Республики Беларусь, его задачи и структура.

12. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь.

13. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь физическими лицами.

14. Виды ограничений на перемещение товаров и транспортных средств.

15. Таможенные операции.

16. Декларирование. Понятие, виды, особенности заполнения и сроки подачи таможенных деклараций.

17. Место, время и процедура проведения собственно таможенных операций.

18. Понятие, значение и формы декларирования товаров и транспортных средств.

19. Правовой статус декларанта, таможенного перевозчика и владельца таможенного склада.

20. Правовая основа таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

21. Понятие, функции и виды таможенного тарифа. Правовая характеристика Единого таможенного тарифа таможенного союза.

22. Общие положения, относящиеся к таможенным платежам. Виды таможенных платежей.

23. Понятие и виды таможенных сборов, акцизов.

24. Правовая основа начисления НДС. Сравнительно-правовая характеристика государств-участников таможенного союза при взимании НДС.

25. Таможенная стоимость и методы ее определения.

26. Правовая основа корректировки таможенной стоимости в государствах-участниках таможенного союза.

27. Страна происхождения товаров и транспортных средств. Критерии определения страны происхождения товара.

28. Товары, полностью произведенные в данной стране. Критерии достаточной переработки.

29. Представление документов, подтверждающих страну происхождения товаров. Декларация о происхождении товара. Сертификат о происхождении товара.

30. Правовая основа предоставления тарифных преференций и тарифных льгот.

31. Правовая основа таможенных льгот. Таможенные льготы отдельным категориям иностранных лиц.

32. Взыскание таможенных платежей и меры ответственности.

33. Понятие таможенного контроля. Его место в системе государственного контроля. Виды таможенного контроля.

34. Формы таможенного контроля. Особенности отдельных форм таможенного контроля.

35. Место, время и порядок проведения таможенного контроля.

36. Правовая основа применения соответствующих форм таможенного контроля в отношении физических лиц (подконтрольных лиц) в пограничных пунктах пропуска.

37. Правовая основа применения соответствующих форм таможенного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в пограничных пунктах пропуска.

38. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля. Правовая основа привлечения эксперта.

39. Валютный контроль.

40. Понятие и порядок сбора таможенной статистики таможенными органами государств-участников таможенного союза.

41. Правовая основа ведения таможенной статистики таможенными органами. Специальная таможенная статистика.

42. Порядок возбуждения уголовных дел в таможенной сфере.

43. Правоохранительная деятельность таможенных органов. Виды правоохранительной деятельности.

44. Система оперативно-розыскных мер, осуществляемых таможенными органами.

45. Понятие, цели и формы взаимодействия таможенных органов с другими субъектами в таможенной сфере.

46. Таможенные органы Республики Беларусь как органы дознания.

47. Таможенные органы Республики Беларусь как органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

48. Уголовно-правовая характеристика уклонения от уплаты таможенных платежей.

49. Уголовно-правовая характеристика контрабанды.

50. Понятие и виды ответственности в таможенном праве.

51. Общая характеристика преступлений в таможенной сфере.

52. Понятие и виды таможенных правонарушений.

53. Административные правонарушения в области таможенного дела.

54. Правовая основа составления протоколов об административном правонарушении должностными лицами таможенных органов.

55. Общие правила назначения административного наказания за совершение административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил). Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

56. Право, порядок, сроки, форма обжалования решения, действия или бездействия таможенных органов и их должностных лиц.

57. Порядок обжалования судебных постановлений по таможенным делам.

58. Понятие и виды таможенных процедур. Общие положения их применения.

59. Выпуск для внутреннего потребления, экспорт.

60. Таможенный транзит, таможенный склад.

61. Переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории, переработка для внутреннего потребления

62. Временный ввоз (допуск), временный вывоз.

63. Реимпорт, реэкспорт

64. Беспошлинная торговля, специальная таможенная процедура

65. Уничтожение, отказ в пользу государства

66. Свободная таможенная зона, свободный склад

67. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза.

68. Правовая основа сотрудничества таможенных органов государств-участников таможенного союза.

69. Международные правительственные организации в таможенной сфере как форма международно-правового сотрудничества Республики Беларусь с иными государствами мирового сообщества.

70. Конвенционное регулирование в таможенной сфере.

№ 1. Предмет, метод таможенного права. Способы правового регулирования в таможенном праве

Таможенное право таможенного союза -это комплексная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государствами-членами таможенного союза и предназначены для регулирования отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. Есть точка зрения, что таможенное право является не более чем подотраслью административного права Некоторые авторы отрицают существование таможенного права как отрасли права. В общей форме структура общественных отношений в сфере таможенной деятельности определена Таможенным кодексом таможенного союза. В нем обозначены основные виды общественных отношений, совокупность которых и составляет предмет регулирования таможенного права. В зависимости от конкретных целей возникновения и, соответственно, их создания и регулирования в качестве таможенных отношений выделяют общественные отношения, связанные: 1) с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза; 2) с их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем; 3) с временным хранением товаров; 4) с тамож. декларированием; 5) с выпуском товаров и их использованием в соответствии с тамож. процедурами; 6) с проведением тамож. контроля; 7) с уплатой тамож. платежей; 8) с властн.отнош. между тамож. органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами и т.п. Особенность перечисленных видов общественных отношений состоит в том, что все они возникают в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза. Указанные виды общественных отношений многообразны по своему характеру и составляют предмет таможенного права. Все они непосредственно связаны с таможенным регулированием и потому называются таможенными отношениями. Административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления. Гражданско-правовой метод основан на принципе равенства сторон и исходит из принципа «разрешено все, что не запрещено». Способы: В связи с этим в правовом регулировании таможенных отношений превалирует административно-правовой метод, который выражается в установлении 1) обязательных предписаний, 2) запретов, 3) ограничений, 4) разрешений. Обязательные предписания в тамож. сфере - это возложение прямой юрид. обязанности совершить те или иные действия в условиях, предусмотренных тамож-правовой нормой. Все тамож. органы тамож. союза обязаны действовать строго в рамках своей

компетенции и с соблюдением установленного порядка. При этом они не имеют права уклоняться от принятия решений. Любое лицо вправе обжаловать решения (в том числе нормативные акты), действия или бездействие тамож. органов государств-участников таможенного союза и их должностных лиц, если считает ущемленными свои права и интересы. Тамож.органам запрещено все, что не разрешено актами, определяющими их компетенцию. Запреты - это предписания, возлагающие юридическую обязанность не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных таможенно-правовой нормой. Правовые формы запретов в таможенной сфере разнообразны. Нередки прямые запреты: запрет совершать таможенные преступления, запрет совершать административные таможенные правонарушения и др. Запреты в таможенной сфере выражаются и в другой правовой форме - путем указания исчерпывающего перечня действий. Например: установлен порядок декларирования товаров и транспортных средств, включающий определение формы, места, сроков подачи таможенной декларации, представление документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, принятия таможенной декларации, ее изменения, дополнения и изъятия. Запреты в таможенной сфере устанавливаются и посредством определения порядка совершения действий. Например: установлен четкий порядок действий должностных лиц таможенных органов на всех этапах таможенного оформления: на этапе приема, регистрации и учета таможенных деклараций и на этапе контроля за правильностью определения кода товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и страной происхождения и т.д. Исполнение запретов обеспечивается установлением уголовной ответственности физических лиц и административной ответственности физических и юридических лиц за их нарушения.Метод запретов в таможенном праве тесно соприкасается с методом официального разрешения на совершение определенных действий. Например: предусматривается разрешительный порядок перемещения через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств. Суть его заключается в том, что перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза разрешается таможенными органами только при заявлении товаров в определенную таможенную процедуру. При этом право принятия решения о возможности помещения конкретного товара под определенную таможенную процедуру принадлежит исключительно таможенным органам. Широко используется в таможенном праве и гражданско-правовой метод - диспозитивный подход к установлению правомочий субъектов таможенных отношений. Для этого метода характерен принцип равенства прав лиц (юридических и физических) на ввоз на территорию тамож. союза и вывоз с территории тамож. союза товаров и трансп. средств. Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз на территорию тамож. союза и вывоз с территории тамож. союза товаров и трансп. средств, за искл. случаев, установленных ТК ТС и другими законодательными актами государств-членов таможенного союза. ТК ТС предоставляет лицам, перемещающим товары через таможенную границу, право выбора любой таможенной процедуры. По желанию лица одна таможенная процедура может быть заменена другой. Этот метод регулирования прав лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, примененный в Таможенном кодексе, называется методом общих дозволений, в отличие от иных форм проявления гражданско-правового метода регулирования.


№ 2. Функции, цели, задачи и принципы таможенного права. Их классификация, краткая характеристика таможенного права

Основными целями таможенного права являются:

►создание условий для эффективной деятельности таможенных и других государственных органов по осуществлению таможенного дела, его развитию и совершенствованию; ►обеспечение оптимальной научно обоснованной организации таможенной системы, объединяющей таможенные и иные государственные (исполнительные) структуры, обеспечивающие реализацию таможенной политики; ►создание надежных условий обеспечения законных прав и свобод граждан, их общественных объединений при осуществлении таможенного дела; обеспечение соблюдения прав и исполнения обязанностей граждан РБ, иностранцев и лиц без гражданства, а также юридических лиц в процессе их участия в таможенно-правовых отношениях; ►обеспечение соблюдения социально-экономических приоритетов РБ, экономического суверенитета и экономической безопасности, защиты рынка. ►Стимулирование развития национальной экономики, а также активизация связей национальной экономики с мировым хозяйством.

Принципы: ►Одним из главных принципов таможенного права является принцип верховенства Конституции Республики Беларусь. принцип законности, гласности и учета общественного мнения. ►принцип приоритетности интересов государства в определении всей таможенной политики в современных условиях. ►принцип единства системы таможенной службы и центра управления ее деятельностью, т.е непосредственного осуществления таможенного дела, выполняют таможенные органы Республики Беларусь ►принцип равенства граждан перед законом ►гласности и общедоступности сведений об актах в области таможенного права. Из российского учебника:

К общим принципам таможенного права относятся:

Законность — действиякак таможенных органов, так и подконтрольных имсубъектов (ФЛ И ЮЛ, перемещающих товары через таможенную границу) должны строгосоответствовать положениям Конституции,законов и иному законодательству,международно-правовымнормам.

Равноправие — одна из характеристик демократическогообще-ства.

Разделениевластей — существование и функционирование трех Ветвейвластисказывается и на правовом регулировании таможенного дела. Сочетание публичных и частных интересов — преследуя публичные цели (формирование доходной части бюджетной системы,усилениеборьбы с неправомерными деяниями вобласти таможенного дела), органы гос. Власти должны ориен. на частнопр. начала. (содействии развитию внешней торговли, ускорении товарооборота, унификации тамож. процедур.

Характерные черты отрасли таможенного права выражены вего специальных принципах:

Охрана интересов государства и его граждан – пример: таможенные органыпресекают попыткинезаконногоперемещениячерезтаможеннуюграницунаркотических средств,оружия, ядовитых веществидругих «нежелательных» товаров. Свобода выбора таможенного режима - Лица, перемещающеетовары,вправевлюбоевремя выбратьлюбойтаможенный режим для таких товаров, а такжеизменить его надругой. При этом не имеют значения потребительские свойстватовара, его количество, страна происхождении и другие условия,предусмотренные таможенным законодательством.

Обязательность соблюдения запретов и ограничений применя-ется при помещениитоваров под любые таможенные режимы.

Задачи таможенной политики ►установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования; ►осуществление государственного таможенного контроля таможенными органами Республики Беларусь; ►участие белорусского государства в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами.


№ 3. Соотношение таможенного права с другими отраслями права

Таможенное право таможенного союза, являясь комплексной отраслью права, по своему содержанию непосредственно связано со многими отраслями права. Административное право регулирует значительную часть отношений, отнесенных к предмету таможенного права, свойственными ему методами. Но это вовсе не дает оснований считать таможенное право подотраслью административного права и тем более его институтом. Таможенные административно-правовые нормы в силу специфики предмета регулирования таможенных отношений обособляются от общего массива административно-правовых норм и занимают самостоятельное центральное место в системе таможенного права. К предмету регулирования таможенных административно-правовых норм относятся общественные отношения, складывающиеся в процессе: ►организации таможенного регулирования и управления в таможенной сфере; ►таможенного контроля; ►организации и прохождения службы в таможенных органах государств-членов таможенного союза и т.д. административно-процессуальному праву: производство по делам об административных таможенных правонарушениях, и их рассмотрение. Финансовым правом. Таможенное право определяет виды таможенных платежей, порядок их исчисления и уплаты, определения компетенции таможенных органов в осуществлении контроля при перемещении через таможенную границу таможенного союза объектов валютного контроля; документального контроля за валютными операциями и т.п. Таможенное и гражданское право соприкасаются в вопросах регламентации прав и обязанностей по договорам хранения и перевозки, заключаемым в связи с использованием услуг таможенного перевозчика, хранением товара на таможенном складе и складе временного хранения и в других случаях. С трудовым правом таможенное право связано в регламентации отношений, возникающих в процессе труда служащих таможенных органов. Нормами таможенного права регулируются служебные обязанности и права должностных лиц, прохождение службы в таможенных органах и др. Осуществляя свои служебные обязанности и права, государственные служащие таможенных органов вступают в государственно-служебные отношения, регулируемые таможенным правом. Вместе с тем в качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых отношений, которые регулируются трудовым правом. Таможенное право и уголовное право регламентируют общественные отношения в связи с совершением таможенных преступлений. С уголовно-процессуальным правом и оперативно-розыскной деятельностью таможенное право имеет тесную связь по вопросам правоохранительной деятельности таможенных органов. Последние осуществляют дознание и оперативно-розыскную деятельность по делам, отнесенным к их компетенции. Гражданское процессуальное право применяется в деятельности таможенных органов в случаях судебного рассмотрения споров в таможенной сфере, например взыскания по суду штрафов и денежных сумм за нарушения таможенных правил, исполнения постановлений о наложении взысканий через судебного исполнителя, при подаче в суд жалобы на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц. Таможенное право связано с международным публичным правом в вопросах режима Государственной границы государств-участников таможенного союза, приграничной территории, дипломатического иммунитета, режима наибольшего благоприятствования, международного сотрудничества государств, статуса международных и региональных организаций, представительств иностранных государств при них. Таможенное право связано с такими комплексными отраслями права, как воздушное, экологическое право и др. Эта связь состоит, например, в том, что в нем содержатся нормы названных отраслей о правовом режиме воздушного пространства над территорией государств-членов таможенного союза.


№ 4. Источники таможенного права. Понятие, классификация

Содержание там права определяется системой источников к которой относится там 1) кодекс там союза

2) межд договоры гос участников там союза, рег там отношения в там союзе

3) решения высшего еврозийского экономического советы – Межгосударственного совета еврозес и евразийской экономической комиссии (ЕФ) ранее называлась комиссия там союза.!!!ОЧЕНЬ ВАЖНО!!!

Система таможенного права:норма (содержащая правила поведения участников правоотношений) - правовые институты (помещение товаров под таможенные процедуры временного вывоза, экспорта, выпуска для внутреннего потребления; «таможенного декларирования», и т.п.)- отрасль. Система таможенного законодательства: Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС), вступившего в силу 6 июля 2010 г. Согласно статье 3 ТК ТС Таможенное законодательство таможенного союза состоит из: 1) непосредственно ТК ТС; 2) международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе; 3) решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов таможенного союза. 4) внутреннее законодательство государств-членов таможенного союза; 5) международные обычаи. В настоящее время в рамках таможенного союза принято более 60 международных договоров и около 590 Решений Комиссии таможенного союза. Cистема таможенного законодательства Республики Беларусь представляет собой совокупность нормативных правовых актов (законов, указов и декретов Президента Республики Беларусь, постановлений СМ, постановлений Государственного таможенного комитета и др.), содержащих нормы права, регулирующие отношения при перемещении товаров через таможенную границу. Если говорить об источниках таможенного права, то в целом под источниками таможенного права можно понимать нормативные правовые акты, в которых устанавливаются нормы таможенного права. Основным критерием классификацию источников права является их юридическая сила. 1) международные договоры и иные соглашения по таможенному делу, участниками которых является Республика Беларусь; 2) Конституция Республики Беларусь, нормы которой являются нормами прямого действия и закрепляют исходные начала и основные принципы таможенного дела в Республике Беларусь; 3) законодательные акты, к которым относятся законы (в том числе и законы сводного характера — кодексы), указы и декреты Президента, нормы которых рассчитаны на длительный период действия и так или иначе регулируют общественные отношения в сфере таможенного дела; 4) подзаконные нормативно-правовые акты по вопросам таможенного дела, издаваемые СМ, Государственным таможенным комитетом, а также совместные акты ГТК с другими министерствами и ведомствами и др. Обычаи в таможенном праве - неписаные правила поведения, которые сложились давно, систематически применяются и отступление от них рассматривается как нарушение права. Обычаи могут носить правовой и неправовой характер. Правовой характер они имеют в тех случаях, когда санкционированы соответствующим компетентным органом государства. Примером санкционированного обычая может быть положение, сформулированное в ст. 1093 ГК: «Право, подлежащее применению к г-п отношениям с участием иностранных граждан или иностранных ЮЛ либо осложненным иным иностранным элементом, определяется на основании Конституции, настоящего Кодекса, иных законодательных актов, международных договоров РБ и не противоречащих законодательству РБ международных обычаев».

Источники таможенного права

Под источниками права принято понимать внешние формы права. В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются условным термином «источники права».

Под источниками таможенного права таможенного союза понимаются акты компетентных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы таможенного права таможенного союза.

Содержание таможенного права таможенного союза определяется системой его источников, к которым по общему правилу относятся:

1) Таможенный кодекс таможенного союза;

2) международные договоры государств-участников таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе;

3) решения Комиссии таможенного союза (Комиссия таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза), регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемые в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами государств-участников таможенного союза;

4) внутреннее законодательство государств-членов таможенного союза;

5) международные обычаи.

Источники таможенного права таможенного союза имеют определенную специфику, они носят тройственный характер.

С одной стороны, источниками являются международные договоры и международные обычаи, с другой - Таможенный кодекс таможенного союза и решение Комиссии таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемые в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами государств-участников таможенного союза, а с третьей стороны - нормы внутреннего (национального) законодательства.

В Таможенном кодексе таможенного союза, как базовом источнике таможенного права таможенного союза, содержатся все основные материально-правовые, процессуальные и процедурные таможенные нормы.

Таможенный кодекс таможенного союза определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного регулирования на территории государств-участников таможенного союза и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности таможенного союза, активизацию связей политики государств-участников таможенного союза с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан государств-участников таможенного союза, юридических лиц и государственных органов и соблюдения ими обязанностей в области таможенного регулирования.

Международные договоры (конвенции, договоры и соглашения — название в данном случае значения не имеет), т. е. те внешние формы права, которые являются результатом нормотворчества государств-членов таможенного союза и других субъектов таможенного права таможенного союза, составляющие договорно-правовую базу таможенного союза

Международно-правовые договоры и соглашения с участием Республики Беларусь, касающиеся таможенных вопросов, - важнейшие источники таможенного права.

Решения Комиссии таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемые в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами государств-участников таможенного союза являются обязательными для всех государств-членов таможенного союза.

Резолюции иных международных организаций, если иное спе-циально и должным образом не оговорено, не создают юридических обязательств для участвующих государств.

Еще одним источником международного частного права, связанным происхождением с международной жизнью, является международный обычай.

Учитывая значительную роль обычаев международного делового оборота в регламентации международных экономических связей и трудность установления их содержания и применения (в силу их неписаного характера), многие международные организации изучают, обобщают и публикуют своды обычаев по таким группам вопросов, как Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в редакции 2000 г., повсеместно применяемые таможенными органами в целях определения таможенной стоимости для начисления пошлин и статистического учета в сфере внешнеторговой деятельности государств и т.п.

Обычаи в таможенном праве - неписанные правила поведения, которые сложились давно, систематически применяются и отступление от них рассматривается как нарушение права. Обычаи могут носить правовой и не правовой характер. Правовой характер они имеют в тех случаях, когда санкционированы соответствующим компетентным органом государства.

Примером санкционированного обычая может быть положение, сформулированное в ст. 1093 ГК Республики Беларусь: «Право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иным иностранным элементом, определяется на основании Конституции Республики Беларусь, настоящего Кодекса, иных законодательных актов, международных договоров Республики Беларусь и не противоречащих законодательству Республики Беларусь международных обычаев».

Внутреннее (национальное) законодательство – один из основных источников таможенного права таможенного союза.

Говоря о Республике Беларусь, мы констатируем, что таможенное регулирование в республике отнесено к ведению Президента Республики Беларусь, поэтому законодательство о таможенном деле представлено исключительно юридическими актами государственного уровня.

Национальными или внутренними источниками таможенного права в Беларуси являются:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.)

Принципиальное значение для таможенного законодательства имеет положение Конституции о том, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст. 8).

Согласно ст. 137 Основного Закона, Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Это касается и актов, регулирующих вопросы таможенного дела.

2. Комплексный характер таможенного законодательства обусловливает использование отдельных норм, содержащихся в актах иной отраслевой принадлежности. Например, ответственность за таможенные преступления установлена Уголовным кодексом Республики Беларусь, ведение дознания по делам о таких преступлениях предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Аналогичным образом дело обстоит с Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь, в которых содержатся нормы предусматривающие ответственность за совершение административных таможенных правонарушений и ведение административного процесса по делам о таких правонарушениях.

3. Важными и многочисленными источниками таможенного права являются подзаконные акты. Это во многом объясняется характером таможенной деятельности. В процессе ее осуществления часто возникает необходимость решения задач, требующая немедленного оперативного реагирования. Достижению таких целей и способствует админи-стративное нормотворчество.

Подзаконными нормативными актами являются нормативные правовые акты ГТК Республики Беларусь. Изданные ГТК Республики Беларусь в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу обязательны для исполнения всеми таможенными органами и иными государственными органами Республики Беларусь, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами.

ГТК Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты совместно с другими органами исполнительной власти. В данном случае совместные нормативные правовые акты являются не только источниками таможенного права, но и других отраслей права.

4. Судебный прецедент также может рассматриваться в качестве национального источника таможенного права. Судебный прецедент как источник права – это конкретное судебное решение, за которым признается государством сила закона. Для полного понимания сущности прецедентного права необходимо уяснить содержание следующих категорий:

- Staredecisis (придерживаться того, что было решено) – принцип, в соответствии с которым решение, вынесенное судебным органом, является обязательным при последующем разрешении аналогичного дела тем же судом или судом соответствующей юрисдикции низшей инстанции.

- Ratiodecidenti – часть решения, где сформулированы принципиальные правовые положения, на которых основано само решение и которые в дальнейшем подлежат применению.

- Obiterdictum – заявления, ремарки, замечания, нашедшие отражение в решении суда, но не составляющие его правовую основу.

В Республике Беларусь судебная практика по гражданским делам с 1 июля 1999 г. рассматривается в качестве источника права. Она имеет важное значение и для толкования норм таможенного права. В этом смысле особого внимания заслуживают руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Издание руководящих разъяснений направлено на обеспечение единства судебной практики, соблюдения законности и правопорядка.

При рассмотрении источников таможенного права не могут быть не выделены и средства, так называемого, негосударственного ре-гулирования.

Вырабатываются они по инициативе самих участников внешнеэкономической деятельности и носят рекомендательный ха-рактер, это, например доктрина. Она не относится к числу источников таможенного права таможенного союза, но судебно-арбитражной практике известны случаи обращения к доктрине для обоснования принимаемого решения. Некоторые авторы считают правовую доктрину источником таможенного права. На наш взгляд, вряд ли с этим можно согласиться. Дело в том, что высказывания ученых-юристов по вопросам таможенного права для таможенных органов, суда и других органов, применяющих нормы права, не являются обязательными, не имеют юридической силы. Такого рода высказывания носят ре-комендательный характер. Разумеется, что не должно умалять значения правовой доктрины для разработки и уяснения норм таможенного права таможенного союза.


 

№ 5. Таможенные правоотношения. Понятие, виды, характерные особенности таможенных правоотношений

Таможенные правоотношения представляют собой урегулированные нормами таможенного права общественные отношения, участники которых в ходе перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств выступают в качестве носителей соответствующих прав и обязанностей. Правоотношения в таможенной сфере возникают по поводу т


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.