Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-11-16 | 216 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Проф. Давыдова Т.Т.
План дисциплины «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА». 2 курс, д/о. 34 часа лекций, 17 – практических занятий
1-я неделя.
Л-1. Введение. Общая характеристика символизма. /5/, с.5-20; с.231-311; с.271-305./2/, с.8-50.
Пз-1. Творчество К.Д.Бальмонта и русский символизм. /5/, с.231-237.
СРС /2, 5 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебнику /2 часа/, /5/, с.5-20; с.231-311; с.271-305.
2-я неделя.
Л-2. Творчество младосимволистов и поэзия А.Блока.
СРС /2 часа/. Изучение УМ по учебнику /1 час/, /5/, с.231-237; работа по тексту /1 час/.
3-я неделя.
Л-3. Общая характеристика акмеизма /5/, с. 312-337.
Пз-2. «Петербург» А. Белого как роман-миф.
СРС /2, 5 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебнику /2 часа/, /5/, 312-337.
4-я неделя.
Л-4. Н. Гумилев и акмеизм
СРС /2 часа/. Изучение УМ по учебнику /1 час/, /5/, с. 323-325; работа по тексту /1 час/.
5-я неделя.
Л-5. Общая характеристика футуризма. /5/, с.338-364.
Пз-3. Творческие принципы акмеизма и поэзия О.Мандельштама. /5/, с.323- 325.
СРС /2 часа/ Отработка УМ по конспекту лекций /1 час/; изучение УМ по учебнику /1час/, /5/, с. 338-364.
6-я неделя.
Л-6. Философско-мифологическая направленность ранней поэзии В. Маяковского.
СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /1 час/; работа над текстом /1 час/, /4/, с.178-190.
7-я неделя.
Л-7. Пути развития реализма (И.Бунин, А.Куприн, М.Горький).
Пз-4. Поэма В.В.Маяковского «Облако в штанах». /4/, с.178-190.
СРС /2 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /1 час/; изучение УМ по учебнику /1 час/, /5/, с. 26-163.
8-я неделя.
Л-8.Идейно-художественное своеобразие неореалистического течения (Е.Замятин, И.Шмелев, М.Пришвин, С. Сергеев-Ценский). /5/, с.181-195; /6/, с.57-90.
СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /5/, с.379-398, /1 час/; работа по тексту /1час/.
|
9-я неделя.
Л-9. Экспрессионистическая тенденция в русском реализме начала ХХ в. (проза Л.Андреева). /5/, с.379-398.
Пз-5. Проблематика и образы героев в повестях «Поединок» А.Куприна и «На куличках» Е.Замятина /5/, с.51-60; /7/, с.90-106.
СРС /2, 5 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебнику /2 часа/, /5/, с. 181-195.
10-я неделя.
Л-10. Основные закономерности развития литературы 20-х гг. Борьба литературных группировок в литературе 20-х гг. /1/, с.13-70
СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /5/, с.51-60; /6/, с.90-106 /0, 5 часа/; работа над текстом /1, 5 часа/.
11-я неделя.
Л-11. Идейно-художественное своеобразие прозы первой пол. 20-х гг. Модернистские традиции в романе Б. Пильняка «Голый год» и цикле новелл И. Бабеля «Конармия»..
Пз-6. Основные мотивы, образ лирической героини в поэзии М. Цветаевой.
СРС /2, 5 часа/ Отработка УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебной литературе /2 часа/, /1/, с.13-70; /2/, с.8-26.
12-я неделя.
Л-12. Проблемы счастья и свободы в романе-антиутопии «Мы» Е. Замятина.
СРС /2 часа/ Изучение УМ по учебнику /2/, с.238-242. /1 час/; работа по тексту /1 час/.
13-я неделя.
Л-13. Своеобразие прозы второй пол. 20-х гг. Проблематика, образы героев, жанр романа М.А.Булгакова «Белая гвардия».
История русской литературы 20 века
Тема 1. Творчество К.Д.Бальмонта и русский символизм
1.С каким периодом русского символизма связана творческая деятельность К.Д.Бальмонта?
2.Что представляет собой картина мира в стихотворениях "Завет бытия", цикле "Мимолетное", стихотворении "Здесь и там"?
3.Как раскрываются образы Дон-Жуана и Лермонтова в одноименной поэме и лирическом цикле? Как трактует Бальмонт тему поэта и поэзии?
4.В чем состоит техническая сторона стиха Бальмонта?
5.Охарактеризуйте зарубежный период творчества поэта.
6.Сделайте вывод о жанровом составе поэзии Бальмонта и его месте в русской литературе ХХ в.
Литература к занятию
Бальмонт К. Д. Стихотворения. Л., 1969. (Большая серия «Библиотеки поэта»)
|
Бальмонт К.Д. Стихотворения. М., 1990.
Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000.
Тема 2. 1) Символистская проза (роман Ф.Сологуба "Мелкий бес")
1.Какие традиции русской литературы XIX в. прочитываются в "Мелком бесе" и в чем своеобразие их трактовки писателем?
2.Какова созданная в произведении картина мира и концепция личности? Что преобладает здесь - детерминизм или индетерминизм?
3.Какие способы характерообразования использут писатель (пейзаж, портрет, монолог, диалог и т.д.)?
4.Что стоит за драматической развязкой романа?
5.Как Вы понимаете сюжетную линию Людмилочка Рутилова - Саша Пыльников? Выражается ли через нее мировидение Сологуба?
6. Кто из двух критиков, по Вашему мнению, прав в оценке любовных игр Людмилы и Саши: А.Блок, увидевший в этих невинных играх "родник нескудеющей чистоты и прелести... в обыденности" или В.Келдыш, усмотревший в эротической линии романа "языческие зовы тела - и пряный душок эротики в провинциально-декадентском вкусе"?
Петербург» А. Белого как роман-миф
Модель мира. Проблематика
А) Как можно охарактеризовать реальное время и место действия романа?
Б) Каковы художественное время и пространство романа?
В) Какие проблемы поставлены в романе «Петербург»?
Литература к занятию
Белый Андрей. Петербург. Л.: Наука, 1981 (Сер. «Литературные памятники»)
Долгополов Л. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л., 1988.
Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000.
Тема 3. Творческие принципы акмеизма и поэзия О.Мандельштама
1.Какое место в кругу акмеистов занимал Мандельштам? К какой разновидности этого течения можно отнести мандельштамовскую поэзию?
2.Охарактеризуйте особенности понимания Мандельштамом акмеизма на примере его статьи "Утро акмеизма".
3.Каковы основные мотивы и темы стихотворений сборников "Камень" и "Tristia"?
4.В чем своеобразие историко-культурной темы в поэзии Мандельштама (стихотворения "Я ненавижу свет", "Notre Dame", "Нет, не луна, а светлый циферблат...")?
5.Каков художественный хронотоп в стихотворениях "Я не слыхал рассказов Оссиана", "Я не увижу знаменитой "Федры""?
6.Раскройте философию истории на примере цикла "Петербургские строфы". Близка ли она трактовке русской истории у А.Белого?
|
7.Охарактеризуйте образность лирики Мандельштама. Каков ее жанровый состав? Что можно сказать о стиле двух дореволюционных сборников?
Литература к занятию
1. Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т.1-2.
2. Аверинцев С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. М., 1990. С.5-64.
3. Жирмунский В.М. На путях к классицизму (О.Мандельштам – «Tristia») // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. С. 138-141..
4. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. С.106-133.
5. Лекманов О.А. Осип Мандельштам. М., 2004 (сер. «ЖЗЛ»).
Тема 4. Творчество В.В.Маяковского и футуризм
1. Какие стихотворения дооктябрьского периода творчества Маяковского тематически близки его поэме "Облако в штанах"? С какими частями поэмы они соотносятся?
2. Есть ли в произведении социальные и философские мотивы?
3. В чем своеобразие мифотворчества поэта?
4. Что представляет собой лирический герой поэмы?
5. Каков художественный хронотоп?
6. В чем состоит своеобразие языка «Облака в штанах»?
Литература к занятию
Шкловский В.Б. Вышла книга Маяковского «Облако в штанах» // Шкловский В.Б. Гамбургский счет. М., 1990. С.42-45.
Самостоятельная письменная работа
Литература к занятию
Бугров Б.С. Леонид Андреев: Проза и драматургия. М., 2000.
Самостоятельная письменная работа
Литература к занятию
Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. М., 1989.
Солнцева Н.М. Сергей Есенин. М., 2000.
Тема 5 1)Роман В.В. Набокова «Машенька»
1. К какому периоду эмигрантского творчества Набокова относится это произведение?
2. Связано ли оно с русской литературной традицией? Как?
3. Что стоит за мотивом железной дороги?
4. Есть ли в «Машеньке» библейские мотивы и ситуации, характерные ля сюжетов западноевропейских романов?
5. Как изображены в романе русские эмигранты?
6. Что можно сказать об образе Ганина?
7. Как раскрываются в романе проблемы любви и родины?
8. В чем заключается смысл образа Машеньки?
9. Каков язык этого произведения?
Литература к занятию
Давыдова Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте русской литературы первой трети XX века. М., 2000..
|
Тема 7. Авторская позиция в романе Ю. Олеши «Зависть». Типы героев, стиль.
1. На какие типы можно разделить героев произведения?
2. Как изображаются два века – минувший и нынешний?
3. Что можно сказать о позиции автора: формулируется ли она явно или выражается с помощью формальных средств – композиции, особенностей повествования?
4. Близка ли точка зрения Олеши героям какой-нибудь группы?
5. С помощью каких художественных приемов созданы образы героев – психологических или стилистических?
6. Все ли образы героев получились достаточно полнокровными?
7. Относится ли «Зависть» к «орнаментальной» прозе?
Литература к занятию
Чудакова М.О. Мастерство Юрия Олеши // Чудакова М.О. Избранные работы. Т.1. Литература советского прошлого. М., 2001. С.13-77.
Тема 8. Проблематика, образы героев и жанровое своеобразие романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
1.Назовите проблемы, разрабатываемые в романе. Согласны ли Вы с мнением Е.А.Яблокова о том, что центральная проблема произведения - соотношение "Мир - Человек - Истина"?
2.Сравните проблематику двух романов - о Понтии Пилате и мастере.
3.В чем своеобразие в трактовке писателем евангельских мотивов? Сравните тексты евангельских глав романа с Евангелием от Матфея.
4.На какие группы можно разделить персонажей романа? Какой герой является центральным в каждой из групп?
5.С героями каких известных Вам произведений сопоставимы Воланд, Иешуа, мастер, Маргарита, Гелла, Варенуха, иные персонажи?
6.В чем состоит жанровое своеобразие "Мастера и Маргариты"? Выберите правильный ответ и аргументируйте его: а)это роман-эпопея, главное в нем - изображение судеб человечества во временной перспективе; б)это роман-миф, основанный на творческой обработке евангельских мотивов, главное здесь - судьбы Иешуа Га-Ноцри, Понтия Пилата, Левия Матвея и похожих на них современных героев; в)это - роман-антиевангелие ("евангелие от Воланда"), в котором образы евангельских персонажей резко переосмыслены и где показывается большая активность и сила зла по сравнению с силами добра; г)это - нравственно-философский роман-миф, произведение неореализма.
Литература к занятию
Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.
Чудакова М.О. Творческая история романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" // Вопр. лит. М., 1976. № 1. С.218-253.
Тема 9. "Тихий Дон" М.А.Шолохова как роман-эпопея
1.Что представляет собой "шолоховский" вопрос?
2.Какие исторические события отражены в произведении?
3.К каким политическим лагерям тяготеют главные герои произведения?
4.В чем своеобразие трактовки взаимоотношений личности и истории?
|
5.Возможен ли третий путь в годы революции и гражданской войны?
6.Расскажите о "блуканиях" Григория Мелехова.
7. В чем идейно-художественная функция женских образов в романе-эпопее?
8.В чем состоит своеобразие языка (прежде всего лексики)? Какое жанровое содержание раскрывается с помощью такого стиля - эпопейное, романическое либо эпопейно-романическое?
Тема 10. Роман Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго"
1. Какой художественный эффект дает соединение в романе стихов и прозы?
2.К какому литературному роду относится это произведение?
3.Найдите соответствие между мотивами «Стихотворений Юрия Живаго» и судьбами Юрия Живаго и Лары.
4.В чем своеобразие понимания истории в романе? Сравните пастернаковскую философию истории с философией истории в «Белой гвардии» М.Булгакова.
5.Есть ли у Пастернака философия природы? Если да, в чем она состоит?
6.Проанализируйте образы заглавного героя, Антипова-Стрельникова и Лары. Какие черты преобладают в личности Юрия Живаго — гамлетовские или фаустовские?
7.Сделайте вывод о принадлежности произведения к модернизму или новому реализму.
Литература к занятию
Скороспелова Е.Б. Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М., 2003.
Проф. Давыдова Т.Т.
План дисциплины «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА». 2 курс, д/о. 34 часа лекций, 17 – практических занятий
1-я неделя.
Л-1. Введение. Общая характеристика символизма. /5/, с.5-20; с.231-311; с.271-305./2/, с.8-50.
Пз-1. Творчество К.Д.Бальмонта и русский символизм. /5/, с.231-237.
СРС /2, 5 часа/ Изучение УМ по конспекту лекций /0, 5 часа/; изучение УМ по учебнику /2 часа/, /5/, с.5-20; с.231-311; с.271-305.
2-я неделя.
Л-2. Творчество младосимволистов и поэзия А.Блока.
СРС /2 часа/. Изучение УМ по учебнику /1 час/, /5/, с.231-237; работа по тексту /1 час/.
3-я неделя.
Л-3. Общая характеристика акмеизма /5/, с. 312-337.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!