Правовая регуляция социальных коммуникаций в России — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Правовая регуляция социальных коммуникаций в России

2017-11-16 269
Правовая регуляция социальных коммуникаций в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выражение общественного мнения

В современном обществе привычными каналами (и формами) выражения общественного мнения являются: выборы органов власти, участие населения в законодательной и исполнительной деятельности, средства массовой информации, собрания, митинги, манифестации, пикеты и др. Наряду с этим широкое распространение имеют также и высказывания, вызываемые политическим, экономическим, социальным, культурным, а также исследовательским интересом и принимающие форму референдумов, массовых обсуждений.

12) Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, развитие) – совокупность ценностей, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе.

Социально-коммуникативная культура:

— характеризует состояние общества с точки зрения его способности обеспечить развитие социальных отношений;

— выступает как продукт материально и духовно преобразующей деятельности людей, достигнутый ими уровень овладения социальными феноменами и своей внутренней природой.

Структурно-функциональные элементы социально-коммуникативной культуры:

- совокупность функционирующих в обществе социальных, художественных и нравственно-этических ценностей

- профессиональные группы деятелей культуры и работников, обеспечивающих трансляцию социальных и нравственно-этических ценностей

- технические средства производства, тиражирования и трансляции художественных ценностей

- социальные институты, обеспечивающие функционирование и управление социально-коммуникативной культурой (музеи, театры, библиотеки, издательства, теле- и радиокомпании, академии и др.)

В процессе развития культуры изменяются:

— средства передачи информации;

— ее содержание (идеи);

— люди.

Культура человека – процесс развития человека как общественного существа, способ существования человека как субъекта деятельности, мера его индивидуального - творческого, социального, интеллектуального, нравственного, эстетического и физического – совершенствования.

 

Сферы психической деятельности человека и коммуникативная культура

 


Социальная коммуникация предполагает овладение культурой производства, распространения и потребления информации (когнитивной, экспрессивной, волюативной).

Особенности коммуникации в молодежной среде:

- Экспансивность в распространении информации;

- Высокая скорость;

- Стремление к разнообразию;

- Динамичность;

- Отрицание ценностей предыдущего поколения;

- Варьирование средств передачи;

13) Межкультурная коммуникация - коммуникация между представителями разных культур (гендерных, возрастных, профессиональных, этнических и др.) Дифференциация регуляторов поведения представителей разных культур затрудняет понимание и интерпретацию коммуникативного поведения в межкультурной коммуникации

Восприятие межкультурных различий:

- защита собственного культурного превосходства,

- принятие существования культурных различий,

- адаптация к новой культуре,

- межкультурная интеграция.

Формы межкультурной коммуникации:

- Аккультурация – принятие ценностей иной культуры;

- Культурная экспансия – распространение ценностей собственной культуры;

- Культурная диффузия – нивелирование культурных различий, формирование «усредненных» ценностей;

- Культурный конфликт – обострение противоречий разных культур.

- Этнические особенности коммуникации

- Национальная культура представляет собой свод предположений о мире, нормах и правилах социальных отношений, доминирующих ценностях. Психологические элементы национальной культуры (правила поведения, мотивы деятельности, ценности) могут не осознаваться, но структурируют и направляют поведение людей

14) Семиотика (греч. "знак, признак") - это наука, которая изучает общие свойства знаков, строение и функционирование знаковых систем, способных хранить и передавать информацию

Виды слушания

Американский исследователь общения Келли выделяет четыре вида слушания.

Направленное, критическое слушание. Участник общения сначала осуществляет критический анализ сообщения (зачастую делая это превентивно, то есть приходя с установкой на критическое восприятие информации), а потом делает попытку его понимания. Такое слушание бывает уместно там, где обсуждаются решения, проекты, идеи, точки зрения т.д. Там же, где обсуждается новая информация, сообщаются новые знания, критическое слушание малоперспективно. Установка на отторжение информации не позволяет прислушиваться к ней, требует акцентирования внимания только на том, что подтверждает нежелательность слушания. В результате все ценное как бы проходит мимо, интерес к информации отсутствует, человек просто теряет время и остается неудовлетворенным.

Эмпатическое слушание. При эмпатическом слушании участник делового взаимодействия уделяет большее внимание «считыванию» чувств, а не слов. Такое слушание бывает эффективным, если говорящий вызывает у слушающего положительные эмоции, и неэффективным, если говорящий вызывает своими словами отрицательные эмоции.

Нерефлексивное слушание. Этот вид слушания предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней. Такое слушание целесообразно в следующих ситуациях:

· партнер горит желанием выразить свою точку зрения, отношение с чему-нибудь;

· партнер хочет обсудить наболевшие вопросы, он испытывает отрицательные эмоции;

· партнеру трудно выразить словами то, что его волнует;

· партнер застенчив, неуверен в себе.

Активное рефлексивное слушание. При таком слушании с говорящим устанавливается обратная связь. Обратная связь с процессе слушания может осуществляться различными способами:

· расспрашивание (прямое обращение к говорящему, которое осуществляется с помощью разнообразных вопросов);

· перефразирование, или вербализация (перефразировать – значит высказать ту же мысль, но другими словами. Слушающий перефразирует мысль говорящего, то есть возвращает ему суть сообщения, чтобы он смог оценить, правильно ли его поняли);

· отражение чувств (при отражении чувств основное внимание уделяется не содержанию сообщения, а чувствам, которые выражает говорящий, эмоциональной составляющей его высказываний);

· резюмирование (тем самым партнер дает понять говорящему, что его основные мысли поняты и восприняты).

Рекомендации идеальному слушателю

· Не прерывайте и не перебивайте собеседника. (Дайте человеку закончить свою мысль. К тому же тишина стимулирует людей продолжать говорить. Выслушивайте клиента, и он будет стараться заполнить тишину, продолжая отвечать на заданный вами вопрос.)

· Не смотрите на часы. (Если вам очень надо посмотреть на часы, сделайте это незаметно. В противном случае клиент интерпретирует этот жест как отсутствие интереса к нему и как желание поскорее от него избавиться.)

· Не заканчивайте предложение за собеседника. (Прервав человека словами «Это я уже слышал», вы отбиваете у него всякое желание продолжать общаться с вами.)

· Задав вопрос, дождитесь ответа. (Очень многие задают вопрос и сами же на него отвечают, говоря при этом, что это происходит из-за возникающей паузы. Но пауза – это хорошо, значит, клиент обдумывает ваш вопрос, он ведь не должен выдавать ответ моментально. Пауза нервирует, но если вы задали вопрос, то дождитесь ответа.)

· Примите соответствующую позу. (Не разваливайтесь на стуле, говоря тем самым клиенту: «Ну рассказывай, я тебя слушаю». Сидите прямо, наклонитесь слегка вперед. Наклон вперед свидетельствует о заинтересованности человека.)

· Не ведите переговоры, если вы себя плохо чувствуете.

Покажите собеседнику, что вы его слушаете:

· Поддерживайте визуальный контакт. (Даже если вы внимательно слушаете собеседника, а при этом смотрит куда угодно, он сделает единственный вывод – вам неинтересно и вы его не слушаете.)

· Повернитесь к собеседнику лицом. (Беседовать с клиентом, повернувшись к нему боком или спиной, а лицом к компьютеру или к чему угодно, просто некрасиво. Беседуя с клиентом, развернитесь корпусом к нему, одного поворота головы недостаточно.)

· Кивайте. (Это очень эффективный способ показать собеседнику, что вы его слушаете и понимаете. Соглашаясь или понимая, о чем говорит наш собеседник, мы киваем произвольно. Но, кивая слишком часто, вы сообщаете собеседнику, что ваше терпение закончилось и ему пора закругляться.)

· Установите вербальную обратную связь. («Да, конечно, это интересно…» и т.д. – все это вербальная реакция, подтверждающая, что мы слушаем нашего собеседника. Всем нам необходимо подтверждение того, что нас слушают.)

· Задавайте уточняющие вопросы. (Если вам что-то неясно или вы не уверены, что правильно поняли клиента, не стесняйтесь – задавайте уточняющие вопросы. Вы произведете впечатление человека, старающегося не упустить важные моменты беседы. Существует множество уточняющих вопросов: «Вы имеете в виду, что…», «Правильно л я вас понял…», «Поясните, пожалуйста…», «Вы хотите сказать…», др.)

· Не поддавайтесь соблазну опровергать новую для вас информацию. (Люди предпочитают спорить. Если вы услышали от собеседника что-то не соответствующее вашим убеждениям или отличное от ваших представлений, не накидывайтесь на него и не обороняйтесь, отстаивая свою точку зрения. Лучше просто спросите: «Откуда у вас такие сведения?», «Почему вы так считаете?», «Чем объясняется ваша позиция?»)

· Избегайте синдрома: «А у меня». (Клиент может рассказывать о чем угодно, не надо пытаться произвести на него впечатление своим «еще более крутым» личным опытом, выхватывая у него инициативу. Похвастаться собой вы всегда успеете, а вот клиент, после того как его перебили, может вообще замолчать и закрыться. Вам это надо?)

· Делайте себе пометки. (Это имеет следующие преимущества: вы подавляете в себе импульс прервать говорящего; вы на бумаге можете отреагировать на возможную начинающуюся злость с вашей стороны и успокоиться для вашего ответа в дальнейшем; уже при слушании вы сможете отделить важное от второстепенного; вы можете быть уверены в том, что действительно детально вошли во все существенные проблемы, когда придет ваша очередь говорить; ваш партнер по переговорам видит, что к нему серьезно относятся, если вы считаете нужным делать для себя заметки во время выступления).

 

22) К разновидностям речевой коммуникации относят также спор, полемику, дискуссию. Под спором обычно понимается всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, при котором каждая из сторон отстаивает свою правоту. Полемикой называется такой спор, при котором имеется конфронтация, борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Дискуссия – публичный спор, целью которого в отличие от полемики является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается наиболее эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Существуют два способа подтверждения собственной правоты: убеждение, связанное с воздействием на эмоции человека; и доказательство, базирующееся на логике. При убеждении выделяют следующие разновидности человеческих желаний, к которым следует апеллировать с целью одержать победу в споре: физическое благополучие (самосохранение), экономические интересы, общественные интересы (семья, репутация, авторитет), чувство собственного достоинства.

Доказательство – логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей. Всякое доказательство состоит из трех частей: тезиса, доводов, демонстрации. Тезис – мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Тезис должен быть суждением ясным и точно определенным, оставаться тождественным, не содержать логических противоречий, быть обоснованным фактами. Аргумент - составная часть всякого доказательства, под которым понимается мысль, истинность которой проверена и доказана и которая поэтому может быть приведена в обоснование истинности или ложности высказанного положения. Демонстрация – логическое рассуждение, в процессе которого из аргументов выводится истинность или ложность тезиса.

23) Письменная коммуникация — весьма распространенный вид речевой деятельности. Правда, больше исследований посвящено ее рецептивной форме — чтению, поскольку чтение как форма извлечения информации из различных источников всегда актуально. Однако необходимость продуктивного письма в разных сферах деятельности также неоспорима.

Письмо - продуктивный вид коммуникации, осложненный (по сравнению с говорением) целым рядом обстоятельств, связанных с условиями письменной формы общения. Специфические условия протекания формируют качества письменной речи:

• отсутствие непосредственного реципиента и промежуточной обратной связи с ним;

• невозможность для пишущего интонировать свою речь и, следовательно, необходимость более тщательно строить фразы, подбирая более адекватные языковые средства;

• отсутствие ограничений во времени общения и в связи с этим более качественная шлифовка формы речи;

• отсутствие возможности использования «немого» языка и др.

Чтобы более точно понять сказанное, уточним понятия «письмо» и «письменная речь». Понятие письмо в обиходном употреблении обозначает саму технику написания текстов, включающую навыки каллиграфии и орфографии. Письменной речью называют умение сочетать слова и фразы, контролировать эту сочетаемость с лексической, грамматической, стилистической точки зрения, что позволяет создать связные тексты.

Еще один взгляд на приведенные понятия таков: письмо — способ общения, а письменная речь — процесс общения. Есть иди гие определения, но наиболее приемлемой для целей изучения' рии коммуникации нам представляется точка зрения Е.И. Пассоа который утверждает, что существует лишь одна деятельность передаче мыслей в письменной форме — письмо, но оно осуще вляется в целях коммуникации на двух уровнях: 1) уровень ее венного письма — грамотная орфографически и графически офе мленная фиксация собственной устной речи при сохранении вс ее особенностей (за исключением интонации); 2) уровень письме ной речи — продуцирование письменной речи со всеми присущи* ей особенностями (полнота, синтаксическая сложность, лог ность, лексическое разнообразие, грамматическая нормативное и т.п.).

Запись несобственной речи также осуществляется на двух урс нях: 1) запись-репродукция (писание), которая не преследует опрделенную речевую цель и выражается в записи букв, слов, фраз, без обязательного использования их в непосредственной коммункации (например, списывание или запись чужой речи под дикто ку); 2) запись-продукция — действие, предполагающее владение 1 другими видами речевой деятельности.

Запись чужой речи реализуется в определенной форме — кой спект, реферат, резюме, цитата, тезисы и т.д.

Главная цель овладения навыками и умениями письменно речи — развитие умений фиксировать устную (собственную ил чужую) и письменную (чужую) речь для последующего использовй ния в коммуникативных актах.

Обучаясь письменной речи, необходимо прежде всего развиват ее психофизиологические механизмы.

24) Документная коммуникация соответствует коммуникационной деятельности только в случае непосредственной переписки между коммуникантом.

В документально - коммуникационную систему входят институты документной коммуникации и документные каналы. В книговедческой и библиотечно-библиографической литературе документально - коммуникационную систему называют «Система книга - читатель».

Основными институтами документной коммуникации, существующими в настоящее время являются:

- архивы

- библиографические службы

- библиотеки

- издательства и типографии

- книжная торговля

- реферативные службы

Документам, подобно языку и речи, присущи сущностные и прикладные функции. Существующие функции не исчерпывают область практического применения предмета: они дополняются прикладными функциями. Прикладные функции - это те свойства предмета, которые не обязательно ему присущи, а привнесены извне. Прикладные функции - результат приспособления данного предмета к потребностям момента. Документам свойственно изначально социальное назначение, которое вытекает из авторского замысла.

Документ - это стабильный вещественный объект, предназначенный для использования в социально смысловой коммуникации в качестве завершенного сообщения.

25) Одной из самых важных мировых тенденций двух последних десятилетий ученые считают чрезвычайно возросшие возможности коммуникации. Слияние компьютерных и коммуникационных технологий, особенно в рамках Интернет, разрушает стоимостные, временные и дистанционные связи, возвещая о начале эры глобальных информационных сетей.

Как и всего, у глобальной сети есть свои плюсы и минусы.

К плюсам можно отнести следующее:

оперативность – пользователю Интернет нет необходимости идти в библиотеки, искать необходимый материал, достаточно только открыть любую поисковую систему и задать в строке поиска условие и из предложенных вариантов выбрать то, что необходимо;

информативность – на любую предложенную тему можно найти несколько точек зрения, сравнить их, получить полную информацию;

технологичность - использование новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;

творчество – пользователь может использовать в своей работе готовые наработки, предлагаемые для свободного доступа в сети Интернет, а может на основе предложенной информации представить что-то свое, непохожее на то, что было предложено, самовыразиться;

общение на расстоянии – возможность общения, обмена опытом, знаниями на форумах, с помощью электронной почты с коллегами;

возможность постоянного самообразования.

И все же есть и очевидные минусы:

при поиске информации пользователь встречает много не нужной, сопутствующей информации. При этом тратиться время на просмотр открывающихся ссылок, проверку содержимого сайтов, отсеивание ненужного мусора. Часто бывает так, что нужные сведения не находятся или они низкого качества, или необходимое тонет в потоке информации;

отсутствие очного общения – очень часто в Интернет можно найти целые блоки обучающих программ, которые предполагают самостоятельное изучение и рассмотрение предложенной темы, но все-таки общение с преподавателем, который может объяснить непонятный материал, не заменишь никакой машиной;

техническая оснащенность – при достаточно большом распространении сети Интернет большинство пользователей имеют возможность пользоваться ее возможностями только на работе. Кроме того, скорость подключения оставляет пока желать лучшего. Только в последнее время, когда появилась возможность ADSL-подключения, пользователь может больше и дешевле для своего кармана использовать Интернет в своей работе и обучении.

Кроме того, последнее время появилась такая проблема как интернетомания. Понятие «интернетомания» было введено в научный обиход нью-йоркским психиатром Иваном Гольдбергом (Ivan Goldberg), употреблявшим его в значении «болезненная зависимость от интернета». Он квалифицировал эту зависимость как психическую. Его научные оппоненты, тем не менее, отвергают данное понятие на том основании, что факторы, вызывающие зависимость от интернета не до конца исследованы. Они также аргументируют свою точку зрения тем, что так называемая «интернетомания» в отличие от других форм маний не связана с телесной зависимостью, выражающейся в крайне тяжелом чувстве, возникающем при отсутствии объекта желания.

26) убрали

27) Внутриличностная коммуникация этопроцесс обращения человека к самому себе в ходе порождения персонального смысла.

Переживание как психологический феномен проявляется в тесном сплаве эмоциональной реакции на жизненную ситуацию с рефлексией, то есть процессом размышления. Эмоциональное окрашивание мысли, образа, идеи позволяет не просто осознавать, а проживать их ценность. Осознание переживания позволяет прояснить для себя причины, вызвавшие его, объекты, на которые оно направлено, действия, в которых оно может быть реализовано. Таким образом, интеграция мышления и эмоций в структуре сознания определяет глубинные процессы смыслообразования и ценностного самоопределения человека. Рефлексивное мышление – свойство самосознания, поэтому в процессе переживания человек осознает не только значимость событий, людей, вещей, но осмысляет свою роль в сложившейся ситуации, свое отношение к себе, к людям, к миру. Тем самым внутриличностная коммуникация становится средством самопонимания.

Сознание и самосознание существует как диалог человека с самим собой. Сознание исторически формировалось в процессе совместной деятельности людей. Рассуждение есть внутренний диалог человека с самим собой, и по-другому сознание не существует. В психологии есть 2 подхода к пониманию внутриличностного диалога.

Согласно теории В.В. Столина человек с раннего возраста в процессе социальных коммуникаций усваивает идеи, мнения, отношения окружающих его людей (родителей, друзей, учителей и т.д.). Во внутриличностном диалоге человека, размышляющего о проблемной ситуации можно «услышать голоса», в которых проявляются позиции близких значимых людей.

Т.А. Флоренская описывает внутриличностный диалог как диалог человека с его внутренним духовным Я, проявляющимся на уровне сознания голосом совести (нравственной интуиции), потребностью в созидательном труде, готовностью к самопожертвованию, стремлением к творчеству. Иногда в силу разных причин человек подавляет в себе свое духовное Я или искажает этот образ в себе. Но эти качества продолжают жить в нем как проявление его уникальной неповторимой личности, его духовной сущности, и затем снова и снова в душе человека звучит голос его духовного Я. Человек может либо прислушаться к себе и реализовать свое предназначение в жизни, или заглушить этот голос в угоду сиюминутным проблемам. Путь самопонимания и личностного становления – это путь внутриличностного диалога и следования голосу духовного Я.

 

28) Понятие «межличностная коммуникация» означает процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.

Межличностный характер коммуникации предполагает, что имеет место обмен сообщениями между небольшим числом людей; это непосредственное взаимодействие, когда его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность легко осуществлять обратную связь; это взаимодействие личностно ориентировано, т.е. предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимают во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик и в свою очередь рассчитывает на встречное внимание

Результаты наблюдений за поведением людей в межличностном взаимодействии позволили сформулировать важный вывод теории межличностной коммуникации: эффективная межличностная коммуникация предстает как система конкретных действий, умений и навыков, которые не являются врожденными, им следует учиться, отрабатывать и тренировать.

Единицей межличностной коммуникации является событие, которое называется коммуникативным актом, который формируется и разворачивается поэтапно.

1. Возникновение потребности в общении. Потребность в коммуникации возникает, если человеку необходимо получить или передать информацию, организовать взаимодействие с партнерами в совместной деятельности, более подробно узнать о личностных особенностях собеседника.

2. Ориентировка в целях общения, мотивах общения. Человек пытается определить для себя, какой результат от коммуникации он хочет получить и зачем ему это нужно.

3. Ориентировка в личности собеседника и ситуации, в которой проходит коммуникативный акт.

4. Планирование содержания сообщения. Человеку нужно решить, информацию какого объема и какого качества он хочет получить или передать, в какой последовательности это лучше сделать.

5. Выбор средств общения. Человек выбирает лексические средства, интонацию, громкость голоса, жесты и другие средства передачи информации и установления взаимоотношений с партнером по общению.

6. Восприятие реакции партнера, установление адекватной обратной связи. Человек воспринимает и оценивает, насколько правильно понимает его партнер, и сам подает сигналы, которые могли бы помочь собеседнику ориентироваться в ситуации общения, эмоциональном состоянии говорящего, его отношении к партнеру.

7. Корректировка средств и стилей общения. Если общение проходит эффективно, то есть человек достигает поставленную цель, то ему не нужно изменять средства и стиль общения. Если коммуникация неэффективна, цель общения не достигнута, то необходимо снова проанализировать причины неудавшейся коммуникации и изменить или цели и мотивы общения, или ситуацию общения, или средства, или способы подачи обратной связи и проч.

. Коммуникативная компетентность складывается из следующих элементов:

- способности человека прогнозировать коммуникативную ситуацию, в которой предстоит общение; ориентироваться в ситуации, в которой он оказался;

- коммуникативного исполнительского мастерства, т.е. умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру и реализовать коммуникативный замысел;

- способности разбираться в самом себе, собственном психологическом потенциале и Среди типичных социальных ситуаций межличностного взаимодействия следует выделить так называемые трудные, или стрессовые. Стрессовая ситуация это ситуация, которая становится для человека, переживающего или воспринимающего ее, причиной стресса или тревоги. В качестве стрессовых определены следующие ситуации межличностного взаимодействия:

1) ситуации неодобрения или критики со стороны других;

2) ситуации публичного выступления и социальной активности;

3) ситуации конфронтации и выражения недовольства;

4) ситуации недобровольного сексуального контакта;

5) ситуации утраты близкого человека или значимых отношений.

Таким образом, важнейшим условием межличностной коммуникации является способность человека выделять типичные социальные ситуации и соответствующими действиями конструировать свое поведение.

29) Межличностная коммуникация понимается как процесс одновременного речевого взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга. Для межличностной коммуникации характерен ряд особенностей, которые составляют ее специфику как типа коммуникации.
Неотвратимость и неизбежность межличностной коммуникации объясняются самими условиями человеческого бытия - человек как социальный феномен не смог бы существовать без общения, которое является его важнейшей потребностью.
Необратимость межличностной коммуникации понимается как невозможность уничтожить сказанное (<слово не воробей>).
Непосредственная обратная связь является непременным условием осуществления межличностной коммуникации.
Межличностные отношения -определяющий фактор в поэтапности процесса межличностной коммуникации. Зги отношения складываются в результате деловых и творческих контактов - официальных и неофициальных, в результате способности людей эмоционально воспринимать друг друга - эмпатии. Следует подчеркнуть, что наряду с психологическим и социальным факторами, большую роль в межличностных отношениях играет эмоциональный фактор. Поэтапность, которая наблюдается в развитии межличностных отношений (установление, поддержание, подъем, спад, прекращение и возможное возобновление), непосредственно связана с характером межличностной коммуникации в плане ее формы и содержания.
В свою очередь, на характер межличностных отношений оказывают влияние условия, в которых происходит общение. Это может быть анонимное общение - взаимодействие между незнакомыми людьми (в самолете, зрительном зале и т.п.), функционально-ролевое общение (взаимоотношения между членами профессионального коллектива), личное или интимное общение (в группе друзей, в семье).
Многоканальность является специфической чертой актуализации межличностной коммуникации. Именно при межличностной коммуникации возможно одновременное использование нескольких каналов передачи и восприятия информации - можно не только слышать и видеть собеседника, но и дотронуться до него рукой, уловить запах, который может сообщать дополнительную информацию о партнере, оценить дистанцию между собой и партнером как показатель межличностных отношений..
В структурных моделях в качестве обязательных компонентов обычно выделяются следующие: кто передает информацию (отправитель), что передается (содержание информации), кому передается информация (получатель), каким способом передается информация (канал), обратная связь (непосредственная или опосредованная). В описательных моделях выделяются еще два компонента - результативность коммуникации и ее ситуативная обусловленность (окружение, число участников, временные и пространственные характеристики и т.п.).

 

30) Социальная группа - это немногочисленная по составу группа, члены которой находятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Признаки социальной группы.

1. Контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга обмениваться информацией.

2. Целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

3. Стабильность состава, обусловленная прежде всего индивидуальной неповторимостью и незаменимостью участников.

4. Устойчивость взаимодействия, обеспечивающаяся взаимным положительным подкреплением активности, направленной на успех группы в целом. Если какой-либо член группы перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то он попросту изгоняется из данной группы.

5. Наличие внутренней структуры, включающей систему неформальных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также механизм социального контроля.

6. Удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наибольшее количество жизненно важных потребностей человека. Если удовлетворение, получаемое в группе, становится ниже определенного уровня, индивид покидает ее.

По характеру и формам организации деятельности выделяют следующие разновидности малых групп: - случайно организованная группа (например, экскурсионная);

- ассоциация, где взаимоотношения определяются преимущественно личностно значимыми целями (группа друзей);

- корпорация, когда объединение происходит на основании только внутренних целей, их достижение осуществляется любой ценой, в том числе и за счет интересов других групп (черты корпорации может приобрести любая малая группа: семья, учебная группа и пр.);

- коллектив — такая форма организации групповой деятельности, при которой связи и
отношения между индивидами опосредованы общественно значимыми целями.

Функции групповой коммуникации

Коммуникация в малой группе, помимо информативной, выполняет следующие функции: формирование согласия, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры группы.

Важнейшей функцией коммуникации в малой группе выступает не просто изменение установок или поведения члена группы под влиянием внешних стимулов, но достижение определенной степени согласия. Согласие есть формирование общей картины мира. Это непрерывный процесс, который состоит из последовательного ряда взаимодействий. Когда возникает согласие, происходит взаимопроникновение картин мира, что позволяет каждому члену группы понимать точки зрения других.

Особая культура группы формируется в результате коммуникации. В малых группах люди общаются друг с другом иначе, чем с посторонними. В результате такого общения устанавливается особая коммуникация, благодаря чему формируется специфическая культура данной группы, включающая в себя особый язык, нормы и правила поведения, традиции и ритуалы.

Таким образом, коммуникация в группе выполняет функцию обмена информацией между членами группы и комплекс функций, направленных на поддержание отношений внутри группы.

Коммуникативная структура малой группы.

Структура малой группы - это совокупность связей, складывающихся в ней между ее членами. При исследовании малых групп чаще всего выделяют:

- структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (экономических, организационных, функциональных);

- структуру связей, возникающую в процессе общения (статусно-ролевую и коммуникативную структуры, структуру эмоциональных отношений).

В коммуникативной структуре группы учитываются информационные потоки (каналы распространения информации в группе) и объем информации, которым владеет каждый участник группы. В этой структуре особое значение имеют:

- положение, занимаемое индивидом в системе коммуникации (доступ к получению и передаче информации, циркулирующей в группе, объем информации, важной для осуществления жизнедеятельности группы);

- направленность и интенсивность коммуникаций в группе.

В малой группе разная информация распространяется разными способами, по разным коммуникативным путям (коммуникативным сетям). Эти сети бывают централизованными и децентрализованными.

Виды централизованных коммуникативных структур (сетей) в малых группах:

- фронтальная — участники не вступают в контакт, но находятся в поле зрения друг друга. Этот факт во многом помогает им, так как позволяет увидеть реакции и поведение других участников взаимодействия;

- радиальная — вся информация передается членам группы только через центральное лицо. Отсутствие единства места и времени передачи информации затрудняет обратную связь с партнерами, которых нельзя увидеть и услышать, зато дает возможность относительно независимо формировать собственную позицию;

- иерархическая — структура с двумя и более уровнями соподчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть — нет. Возможности общения при этом ограничены, и коммуникации могут осуществляться в основном между членами группы, занимающими соседние уровни иерархии.

В децентрализованных сетях участники равны, каждый из них может принимать, перерабатывать и передавать информацию, и прямо общаться с остальными участниками сети. Децентрализованные сети используются, когда необходимо решить творческие задачи, не лимитированные временем, задачи повышенной сложности, развить межличностные отношения, повысить удовлетворенность членов группы.

Виды де


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.