Проблематика и основные образы «Мертвых душ» Гоголя. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Проблематика и основные образы «Мертвых душ» Гоголя.

2017-11-16 355
Проблематика и основные образы «Мертвых душ» Гоголя. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Гоголь прибегает к общим приемам реалистической типизации - изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговоры о городских чиновниках и мертвых душах...

В образе Манилова запечатлен тип праздного мечтателя, "романтического бездельника".

Хозяйство помещика находится в полном упадке.

Мечты Манилова вздорны и нелепы. "Иногда... говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост..." Гоголь показывает, что Манилов пошл и глуп, реальных духовных интересов у него нет. "В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года". Пошлость семейной жизни - отношения с женой, воспитание Алкида и Фемистоклюса, притворная слащавость речи ("майский день", "именины сердца") - подтверждает проницательность портретной хар-ки персонажей. За внешней привлекательностью скрывается духовная пустота.

Образ накопительницы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. "Крепколобая" и "дубинноголовая" Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову мертвые души.

Галерею мертвых душ продолжает в поэме Ноздрев. Как и другие помещики, он внутренне не развивается, не меняется в зависимости от возраста. "Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять". Жизнь помещика абсолютно бездуховна. В кабинете "не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья..." Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели или, напротив, не сварились.

Попытка Чичикова купить мертвые души у Ноздрева - роковая ошибка. Именно Ноздрев разбалтывает на балу у губернатора тайну. Приезд в город Коробочки, пожелавшей узнать, "почем ходят мертвые души", подтверждает слова лихого "говоруна".

Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению - сравнению помещика с медведем. Собакевич - чревоугодник.

В деревне Плюшкина Чичиков замечает "какую-то особенную ветхость". Войдя в дом, Чичиков видит странное нагромождение мебели и какого-то уличного хлама... Плюшкин - ничтожный раб собственных же вещей. Он живет хуже, чем "последний пастух Собакевича". Бесчисленные богатства пропадают зря...

Помещиков в "МД" объединяют многие общие черты: праздность, пошлость, духовная пустота. Однако, падение Плюшкина не связано прямо с его положением помещика. Разве потеря семьи не может сломить даже самого сильного человека, представителя любого класса или сословия? Словом, реализм Гоголя включает в себя и глубочайший психологизм. Этим-то поэма и интересна.

В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В этом неукротимом движении чувствуется уверенность писателя в великом предназначении России, в возможности духовного воскресения человечества.

36. Динамика развития лит. 1-й пол. XIX в. от романтизма к реализму (на примере произв. Пушкина и Лермонтова).

Ранняя поэзия А. С. Пушкина развивалась в рамках романтизма. Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее ходовыми и распространенными определениями романтизма. П. заявил, что романтическая лит-ра это необязательно “все произведения, носящие на себе печать уныния и мечтательности”. П. рассматривал романтизм как отмену классических правил. С точки зрения его эстетических теорий отличительной чертой поэта-романтика яв-ся разрыв с общепринятыми нормами и образцами. Романтизм для П. значит страсть. Романтический герой Пушкина, отнюдь не уныл и не разочарован. Скорее наоборот ему чужды эти чувства, а свойственны бурные страсти и необыкновенные приключения.

Самый яркий романтичный герой Пушкина Алеко (Цыганы) – «беглец»,превыше всего он ценит свободу и надеется обрести ее в естественной вольной жизни цыганского табора. Выявляются странности личности (хочет примкнуть к цыганам! А потом развращает их кровью – убил Земфиру). «Бахчисарайский фонтан» (Заремой владеют «порывы пламенных желаний», она «для страсти рождена» и говорит «языком мучительных страстей». Но тут же нарисован образ разочарованного героя - татарского хана Гирея. Он ещё в начале поэмы «скучает бранной славой», а после смерти Марии приходит к полному унынию) и «Кавказский пленник» (Черкешенка- «страстная дева», полная «восторгов сердца». Ей противопоставлен Пленник, который погубил «страстями сердце», стал «жертвою страстей». Он почти совсем охладел душой). Пушкин с презрением и осуждением относился ко всем литературным канонам.

Вершиной рус романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова. “Мцыри” - это последняя чисто романтическая поэма Лермонтова. В ней мы можем выделить все мотивы, характерные для лермонтовского романтизма: это тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания, проблема человека и природы, тема бунта и борьбы. В основе сюжета “Мцыри” лежит не ситуация бегства от цивилизации на лоно природы, как это было у Пушкина, а ситуация бегства к людям, на родину. Романтические черты можно выделить в каждом произведении Лермонтова.

В то же время можно видеть и глубокие различия между поэтическим миром Пушкина и Лермонтова. Пушкин обращается к самому широкому кругу тем, мотивов, образов, а для Лермонтова характерна сосредоточенность на достаточно узком круге тем. В самых общих чертах можно сказать, что Пушкину больше свойственны оптимизм и разнообразие мотивов, а Лермонтова отличают пессимизм, дисгармония, ощущение неудовлетворенности собственной судьбой и современной эпохой, трагическое мироощущение, чувство тревоги, тоски, безысходности. Пушкин старше Лермонтова на 15 лет, примерно такой же разрыв между периодами наивысшего расцвета их творчества. К примеру «Узник» Пушкина и «Узник» Лермонтова. Пушкин при любых обстоятельствах помнит: он - "царь земли", а Лермонтов все время стремится избавиться от ощущения, что он "прирос к земле".

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.