Понятие конституционного права как науки — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Понятие конституционного права как науки

2017-11-16 298
Понятие конституционного права как науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие конституционного права как науки

КП - система правовых знаний о:

1. Конституционном праве как отрасли права, т.е. системе конституционно-правовых норм

2. Конституционно-правовых отношениях (конст-правовая действительность)

 

то есть это система знаний о государственной (публичной) власти и гражданских свободах, урегулированных нормами конституционного права.

 

Наука права - изучает, а отрасль права – регулирует.

 

Предмет КП

Предмет науки – то, на что направлена мысль в процессе изучения определенной сферы действительности, объективные закономерности, отраженные в системе теоретических понятий соотв науки.

 

Предмет науки КП – понятие КП – предельная и наиболее конкретная категория этой науки, которая раскрывается через системное познание объектов конст-прав действительности.

 

Объект изучения КП:

 

Объект науки – это то, что она изучает, познавая свой предмет.

Объект науки КП – соответствующая отрасль национального права, составляющие ее нормы и институты, а также конст-прав отношения.

 

1. Современное государство и его конституционно-правовые характеристики (государство – носитель государственной (публичной) власти)

2. Гражданское общество. Носитель гражданских свобод.

3. Личность. Тоже носитель гражданских свобод.

Познаются:

· Во взаимосвязи и взаимодействии

· С наиболее важных, принципиальных сторон

· Через их нормативное закрепление

 

Задача КП – обеспечить баланс между публичной властью и свободой.

 

Публичная власть <-> Свобода - Должен быть баланс.

Публичная власть – устанавливает правопорядок (правопорядок - воплощенная в жизнь законность)

Важно установить правила поведения не в ущерб свободам (личности и т.д.)

Система науки КП

1. Общее конституционное право, т.е. это общая теория конституционного права современного государства.

2. Особенное конституционное право:

А) КП отдельного государства

Б) КП групп государства (Европейский союз, СНГ, латиноамериканские государства)

 

Система науки КП – это отличающееся единством и целостностью взаимосвязанное упорядоченное знание о предмете и объектах изучения данной науки, структурированное в соответствии с ее познавательными и практическими задачами.

 

Можно выделить в системе науки структурные части различной сложности по их строению:

· Простые компоненты (понятия и категории)

· Сложноорганизованные теоретические построения (принципы, концепции, теории, научные подотрасли и дисциплины)

 

1)Критерий: уровень обобщения материала об изучаемых объектах и характер нормативной ориентации знания

· Общее КП (выявляет то схожее в конст-правовой теории и практике различных стран, что позволяет подняться над национальными правовыми системами и создать общую теорию КП современного государства)

· Особенное КП (привязано к национальному КП, которое оно изучает с позиции общей теории и в связи с особенностями конст-прав практики конкретного гос-ва)

 

2)Предметно-тематический подход

· Знания о конст праве как отрасли и науке

· Конст-прав основы устройства общества и государства

· Основы правового положения личности

· Политико-территориальная организация публичной власти

· Система гос органов и их конст-прав статус

 

Критерий – статусные характеристики субъектов конст-прав отношений

· Конст-прав статус личности

· Конст-прав статус институтов об-ва

· Конст-прав статус гос-ва

 

Методы

Методология – это учение о путях, принципах построения и применения теории, отражающее специфику предмета познания.

 

Методология науки КП: мировоззренческий и методический компоненты.

· Мировоззренческий компонент – связан с идеологическими убеждениями ученого, в частности философской основой, на которую опирается в выборе пути познания конст-прав явлений и процессов, а также соц-полит направленностью взглядов.

· Методический компонент – раскрывает, как осуществляется познание предмета этой науки, какие специальные правила и способы получения конст-прав знания при этом используются.

1. Юридический

2. Социологический

3. Политологический

4. Исторический

 

Комплексно также используются:

· Формально-юридический

· Сравнительно-правовой

· Историко-правовой

· Политико-правовой

 

Понятие КП

Закрепляет устройство государства и общества, место личности в государстве. Для этой отрасли характерно правовое установление основ, принципиальных начал такого устройства, получающих развитие в др отраслях права.

 

КП соединяет правовые характеристики субъектов регулируемых им отношений в конст-правовые статусы:

· Гос-ва

· Личности

· Общества

 

КП – это отрасль национального права, нормы которого закрепляют основные начала устройства государства и общества, основы правового положения личности в государстве, формализуемые в статусных характеристиках субъектов конст-правовых отношений.

 

Предмет

· Отношения, регулируемые нормами КП, так или иначе связаны с публ властью – гос или мест самоуправлением.

· Складывающиеся при этом отношения можно отнести к властеотношениям

· Рассматриваемая связь может приобретать также форму принципов и общих правил, требований, определяющих сущностные и функциональные характеристики власти.

 

КП как отрасль национального права регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере публ власти по поводу ее принадлежности, основ организации и осуществления, а также ее взаимоотношений с человеком и гражданином.

 

Субъекты, которые вступают в конст-прав отношения:

· Соц и нац общности

· Гос-во, его политико-территориальные части

· Гос органы, их структурные единицы, должностные лица

· Органы мест самоуправления

· Граждане, иностранные граждане, лица без гражданства

· Общественные объединения и коллективы

 

Методы

Методы КП регулирования – это приемы и способы правового воздействия КП на общественные отношения.

 

Для КП характерен прием общего регулирования, состоящий в закреплении принципов, определении основ устройства, организации, деятельности, а также взаимоотношений субъектов КП.

 

Конкретное регулирование осуществляется при установлении компетенции, процедурных правил работы, порядка реализации прав таких субъектов.

 

Способы воздействия:

· Императивный метод – используется чаще

· Диспозитивный метод – менее характерен для КП. Его применение связано с предоставлением субъектам конст-прав отношений возможности выбора варианта поведения в соответствии с условиями и обстоятельствами, предопределенными нормами права

 

Термины «конституционное право» и «государственное право»

Конституционное (государственное) право в правоведении рассматривается в трех аспектах:

  • как отрасль права конкретных государств
  • как наука
  • как учебная дисциплина в системе юридического образования.

 

Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. Действительно, если, как принято прежде всего в европейской литературе (включая нашу отечественную), считать соответствующую систему правовых норм отраслью права, то круг регулируемых ею общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков.

Выбор же термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления. Так, англо-саксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином «конституционное право», тогда как для германской системы характерно употребление термина «государственное право».

 

При более тщательном рассмотрении вопроса можно, однако, заметить, что различие терминологии отражает сущностную разницу между соответствующими понятиями.

ВВеликобритании, США, Франции к началу или в начале XIX века утвердился конституционный строй, минимальными признаками которого являются судебная защита прав человека и разделение властей.

В Германии это произошло позднее. Примечательно, что ныне и в Германии стал употребляться термин «конституционное право», хотя и в более узком значении

 

Что касается так называемых социалистических стран, то по советскому примеру у них первоначально использовался термин «государственное право», за исключением разве что Кубы, где в основном сохранилась традиционная романская правовая терминология, включавшая термин «конституционное право» даже при отсутствии конституционного строя. Позднее в качестве одного из формальных признаков действительной или иллюзорной демократизации в Венгрии, Польше, Румынии, Югославии соответствующую отрасль права стали называть конституционным правом.

 

Иное понимание различия между конституционным и государственным правом, чем изложенное выше. Так, германский конституционалист Конрад Хессе полагает, что поскольку конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает также основы устройства негосударственной жизни (брак, собственность и др.), постольку «"конституционное" право более объемлюще, чем право "государственное", которое по смыслу и содержанию означает лишь право государства. С другой стороны, "конституционное" право ограничено по сравнению с "государственным" в том плане, что "государственное" право включает в себя, например, административное и процессуальное право...»*.

 

В нашей отечественной литературе еще в советские времена высказывалось мнение, в частности В.А. Кикотем, И.П. Ильинским, что конституционное право – это система собственно конституционных норм, которые не образуют отрасли права, будучи его ядром, включающим принципы всех отраслей.

 

Сегодня лишь сравнительно небольшая группа стран пользуется термином «государственное право», подавляющее же их большинство обозначает основополагающую отрасль своего права термином «конституционное право» независимо от того, существует там в действительности конституционный строй или нет.

 

Церковь

В некоторых государствах субъектом конституционного права выступает церковь. Так, в Великобритании главой англиканской и шотландской пресвитерианской церквей является глава государства (монарх), в Палате лордов заседают назначаемые им духовные лорды, церковь обладает правом законодательной инициативы по вопросам, касающимся ее деятельности.

 

Институты КП

Институты конституционного права в зарубежных странах. Нормы конституционного права, как и других отраслей права, с одной стороны, объективно, а с другой — по воле ученых-систематизаторов соединяются в отдельные группы. Например, одна группа норм относится к вопросам гражданства (приобретение гражданства, утрата граждан­ства, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д.), другая регулирует положение главы государства (порядок выборов президента, его полномочия, досрочное отрешение от должности и т.д.), третья — личные свободы граждан (неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки и т.п.). Такие объединения норм образуют институты конституционного права.

Институт конституционного права — это система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права.

Институты конституционного права в зарубежных странах в общем совпадают с институтами, которые вычленяются в российском конституционном праве: институты экономической системы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни об­щества, правового статуса личности, формы государства, избирательно­го права, референдума, парламента, главы государства, правительства, местного самоуправления и др. Нередко членения бывают и более дробными, внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например, институт прав человека, форм правления, правового положения депутата, институт ответственности правительства), кото­рые рассматриваются как подынституты, а последние могут дробиться и дальше.

Названные выше институты существуют, однако, не во всех зарубежных странах. В тех странах мусульманского фундаментализма, где в соответствии с принципами ислама создание политических партий не разрешается, политическая система ограничивается, по существу, госу­дарственными органами и особый институт политической системы не складывается. С другой стороны, есть страны, где реально существую­щая социально-экономическая структура общества не нашла достаточного выражения в нормах конституций, не стала особым институтом конституционного права (например, в султанате Бруней и даже в США). Вместе с тем в конституционном праве зарубежных стран есть такие институты, которых нет в России. Во многих из этих стран они связаны с существованием монархии. Особые институты, связанные с провозглашением господства социалистической собственности, идеей советов как единственных полновластных органов, с руководящей ролью коммунистической партии в обществе и государстве, существуют в странах тота­литарного социализма (КНДР, Куба и др.).

 

Институты

Конституционно-правовые институты представляют собой определенную систему норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.

Примеры:

ü правовой статус человека и гражданина

ü основы общественного строя

ü форма правления

ü избирательное право (в объективном смысле)

ü народное представительство

ü конституционный контроль (надзор) и др.

 

Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более частных.

Например, институт избирательного права включает такие более частные институты, как избирательное право (в субъективном смысле), избирательный процесс. Последний, в свою очередь, включает ряд стадий (назначение выборов, выдвижение кандидатов и др.), которые представляют собой еще более частные институты конституционного права.

 

В то же время крупнейшие институты конституционного права могут рассматриваться как подотрасли конституционного права (например, парламентское право).

 

Нормы

Конституционно-правовые нормы это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

 

В большинстве случаев конституционно-правовая норма полностью содержится в двух или более статьях закона, то есть имеет многостатейную форму выражения. Нередко санкции за нарушение нескольких норм конституционного права содержатся в какой-либо отдельной норме или даже вообще в нормах не конституционного, а уголовного или административного права.

 

Некоторые положения конституций не обеспечены санкциями вообще. Таково, например, положение ст. 27 Конституции Японии «Все имеют право на труд», ибо ни в Конституции, ни в других законах не определены ни условия осуществления этого права (отсутствует, как видим, и гипотеза), ни санкции за его нарушение.

 

Нормам конституционного права присущи следующие особенности, которые отграничивают их от норм других отраслей права:

ü указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения

ü оформляют правовые основы государства

ü многие из этих норм имеют весьма общий характер

ü они не являются предоставительно-обязывающими, то есть в них отсутствует связь между конкретными правами и обязанностями. Провозглашается, скажем, право отдельного субъекта, а обязанность корреспондируется государству в целом. Так, в ст. 6 Конституции Италии записано: «Республика соответствующими мерами охраняет языковые меньшинства».

 

Внешняя форма большинства норм выражается в статьях конституций и других источниках; многие нормы имеют двухэлементную и одноэлементную структуру: чаще всего в них отсутствует санкция, но нередко и гипотеза.

 

Классификация норм

Их можно классифицировать по следующим основаниям:

 

ü По функциональной направленности

  • Регулятивные
  • Охранительные. Большая часть норм конституционного права относится к регулятивным. Они непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы чаще всего представляют собой запреты («Право на ведение государством войны не признается», – гласит, например, ст. 9 Конституции Японии).

 

ü По способу воздействия на субъекты права

  • Управомочивающие
  • Запрещающие

 

ü По характеру регулируемых общественных отношений

  • материальные («Все обязаны участвовать в государственных расходах...» – ст. 53 Конституции Италии)
  • процессуальные («Одно заседание в неделю отводится для обсуждения вопросов, вносимых членами Парламента, и ответов Правительства» – ст. 48 Конституции Франции).

 

ü По действию во времени нормы

  • Постоянные
  • Временные
  • Исключительные

 

Большинство норм – постоянные; у них неопределенный срок действия.

Временные нормы содержатся обычно в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом.

Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств; такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования.

 

№5 Источники КП как отрасли нац права

Старостина (Лк)

Источники права

 

Подходов к определению источников права много.

Существует естественно-правовой подход, мы используем формулярный.

 

Понятия.

Источник права – это внешняя форма выражения права (государственной воли)

 

Требования

Требования, предъявляемые к источникам конституционного права.

1. Нормативность - Акт (источник) должен быть нормативным

2. Это должны быть нормы конституционного права

3. Эти нормы должны регулировать конституционно правовые отношения

(например, международный договор о двойном гражданстве – по характеру норм это чисто конституционное право (вопросы гражданства))

4. Источник должен быть действующим

 

Виды/ Группы

(классификации источников конституционного права)

1. Конституция. По всем канонам современного права. Однако современное право имеет понятие ”конституционный блок”. Например Франция, у неё есть конституция, декларация прав человека и гражданина (1889), документ 1946 года, документы в связи с участием Франции в Евросоюзе

2. Акты государственных органов:

А) Нормативные акты законодательной и исполнительной власти

Б) судебные решения (прецеденты)

3. Декларация. Это политико-правовой акт. Сочетание политических и правовых норм.

Как правило, конституции предшествует декларация.

Примеры: 12 июня 1990 – Д о гос суверенитете России

1774 – Д независимости

4. Внутригосударственные договоры и соглашения.

Для федерации – разграничение компетенции (субъекты, государство-церковь).

5. Акты международного права.

А) Международные договоры

Б) Акты международных организаций (конвенции, сфера регулирования прав человек)

6. Обычное право.

А) Обычное право; Б) Религиозное право; В) Правовая доктрина

7. Политические доктрины.

(мировоззрение, идеология)

Характерны для недемократических государств.

Постановления ЦК КПСС, Верх Совета

 

Французская школа права.

Франция – континентальная система. Идет конкретизация закона, как акта парламента.

 

1. Закон в формальном смысле;

Акт парламента.

 

2. Закон в материальном смысле;

Закон – это акт, принятий парламентом в соответствии с законодательной процедурой, в сфере резервируемой ему статьей 34 конституции Франции.

(это определение содержится в действующей конституции Франции).

В ст. 34 – перечень сфер, в которых парламент принимает законы (перечень закрыт: гражданство, выборы, избир право, налоги)

Таким образом, ограничена законодательная власть парламента.

 

Конституционные законы

Обладают высшей юридической силой.

Среди них следует прежде всего выделить Конституции.

1. Провозглашают основные права и свободы человека и гражданина

2. регулируют основы общественного строя, форму государства

3. устанавливают принципы организации и деятельности государственных органов.

4. В отдельных странах они регулируют не все отмеченные общественные отношения. Иногда их называют основными законами, однако в некоторых странах понятие основного закона не совпадает или не вполне совпадает с понятием конституции.

 

Конституционные законы как источники права имеют различное значение в разных странах.

В Чехословакии было принято, что конституционные законы дополняют Конституцию, которая и сама считалась одним из конституционных законов.

Подчас конституционные законы содержат не нормы, а однократные распоряжения (например, об однократном изменении – продлении или сокращении – срока полномочий представительных органов, если в конституции такая возможность прямо не предусмотрена).

 

В Италии конституционные законы издаются по отдельным указанным в Конституции наиболее важным вопросам и имеют более высокую юридическую силу, чем обычные законы, но меньшую, чем Конституция; это аналог рассматриваемых ниже органических законов.

В Югославии принято издавать конституционные законы одновременно с принятием новой Конституции или группы поправок к ней; в конституционных законах содержатся переходные положения.

 

Органические законы

В ряде стран (обычно романской системы права) определяют статус органов государства и процедуры народного голосования на основе бланкетных статей конституций.

 

Конституция Франции предусматривает урегулирование органическими законами статуса таких государственных органов, как Конституционный совет (ст. 63), Высокий суд правосудия (ст. 67), Суд правосудия Республики (ст. 68-2), Экономический и социальный совет (ст. 71), Высший совет магистратуры (ст. 65), порядка выборов палат Парламента (ст. 25) и др.

 

Обычные законы

В тех странах, где имеются также конституционные, органические и им подобные законы с повышенной юридической силой, регулируют менее важные общественные отношения, образующие предмет конституционного права.

Конституции, конституционные, органические и им подобные законы всегда в полном объеме являются источниками конституционного права, обычные же законы – либо в полном объеме, либо частично в зависимости от места, которое в них занимают конституционно-правовые нормы.

 

Ту же юридическую силу, что и законы, имеют в некоторых странах нормативные акты, издаваемые в порядке замещения парламентов (декреты-законы Государственного совета на Кубе, значительная часть указов Государственного совета во Вьетнаме, законодательные декреты и декреты-законы Правительства в Испании и т. п.). Они зачастую подлежат последующему утверждению парламентом и являются источниками конституционного права, если содержат соответствующие нормы.

 

· Нормативно-правовые акты исполнительной власти

Относятся нормативные акты глав государств (указы, декреты, приказы и т.п.) и нормативные акты правительств, а иногда и ведомств (ордонансы, декреты, постановления и т.п.).

Указанные акты служат источниками конституционного права лишь в той части, в какой содержат его нормы. Между ними существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих государственных органов не должны противоречить актам вышестоящих.

 

· Нормативно-правовые акты органов конституционного контроля (надзора)

Решения Конституционного совета во Франции, конституционных.судов в Италии, Германии, Болгарии, Венгрии, конституционных трибуналов в Польше, Испании, верховных судов в США, Японии, Индии и т.п.

Нормативно-правовой характер имеют такие решения этих органов, которые содержат конституционно-правовые нормы – о конституционности законов и других нормативных актов, о компетенции государственных органов, о толковании конституции и т.п.

Во Франции, например, подобное значение имеют и некоторые решения Государственного совета – высшего органа административной юстиции. Фактически многие акты органов конституционного контроля (надзора) имеют ту же юридическую силу, что и конституционные нормы.

 

· Регламенты палат парламентов

Как источники конституционного права содержат нормы, определяющие порядок деятельности палат и их внутренних структур.

 

· П арламентские прецеденты

Поведение в конкретных ситуациях, которое считается обязательным в случае повторения таких ситуаций. Конституционно-правовые нормы могут содержаться и в регламентах иных органов власти (правительств, конституционных судов и др.).

 

· Решения органов местного самоуправления (например, местные уставы, статуты)

Я вляются источниками конституционного права, когда регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением публичной власти.

 

· Судебный прецедент

Решение суда по конкретному делу, которое признается обязательным при рассмотрении в последующем аналогичных дел. Особенно широко он применяется в Великобритании, США, Индии и ряде других стран, воспринявших англосаксонскую систему права.

Они в значительной степени определяют правовое положение граждан и общественных объединений, а также взаимоотношения между органами государства. Так, в Великобритании именно судебный прецедент обосновал неответственность монарха («Король не может быть неправ»), санкционировал институт контрасигнатуры («Король не может действовать один»).

Признание судебного прецедента источником конституционного права означает, что судебные органы осуществляют не только юрисдикционную функцию (разрешение конфликтов на основе права), но и правотворческую.

 

· Конституционно-правовые обычаи

Лишь в отдельных странах они считаются официальными источниками конституционного права.

Это правила поведения, нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые и молчаливо санкционированные государством.

Судом они в любом случае не защищаются.

Широкое распространение обычай получил в конституционном праве Великобритании (конституционные соглашения). Многие положения британской конституции существуют ныне именно в этой форме: «Король должен согласиться с биллем (законопроектом), прошедшим через обе палаты Парламента»; «лидер партии большинства – Премьер-министр»; «министры выходят в отставку, если перестают пользоваться доверием Палаты общин»; «Палате лордов не принадлежит инициатива финансовых биллей» и др.

 

· Международные договоры

Служат источниками конституционного права в случаях, когда регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их непосредственное применение.

В современных конституциях многих государств содержатся положения о примате международного права перед внутригосударственным.

В Западной Европе формируется единое правовое пространство, охватывающее страны Европейского союза, где непосредственно действуют акты, издаваемые не только национальными органами власти, но также и органами Союза. Такие тенденции обозначились и в некоторых других регионах мира. Впрочем, надо иметь в виду, что имеющие прямое действие в странах Европейского союза акты органов Союза являются не международными договорами, а актами наднационального характера.

 

· Внутригосударственные договоры

Служат источниками конституционного права, если регулируют конституционные проблемы в случае, когда заключившие их субъекты на это управомочены.

В качестве примера можно указать на договоры, заключаемые территориальными общностями между собой или с центральной властью. Например, согласно ч. 2 ст. 145 Конституции Испании статуты автономных сообществ могут предусмотреть случаи, условия и цели, в которых автономные сообщества могут заключать между собой соглашения для управления и взаимного оказания услуг, а также характер и последствия уведомления об этом Генеральных кортесов (парламента страны). В прочих случаях соглашения автономных сообществ о сотрудничестве нуждаются в утверждении Генеральных кортесов.

 

· Доктрины

На Западе – доктрины известных ученых-юристов (У. Блэкстона, А. Дайси и др.).

В древние и средние века трактаты выдающихся юристов, толковавших нормы права, фигурировали в судах как источники права.

В настоящее время в решениях, например, британских судов можно встретить ссылки на труды ученых-юристов, однако они рассматриваются уже не как источники права, а как средство обоснования, дополнительной аргументации судебного решения.

 

· Своды религиозных правил

Их юридическая сила порой превосходит даже силу конституционных норм. Например, в Исламской Республике Иран высшим источником права является шариат – свод норм мусульманского права.

 

Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран служит конституция — основ­ной закон. К другим источникам относятся:

 

1) законы — конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее), органические (регулируют какой-либо институт конституционного права в целом), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента), чрезвычайные (согласно самой конституции, эти законы могут отступать от ее положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламен­та продлить этот срок);

 

2) внутригосударственные публично-правовые договоры (напри­мер, соглашение о разделении Чехословакии с 1 января 1993 г. на Чехию и Слова­кию)

 

3) регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутрен­нюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одоб­рения другой палаты (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай);

 

4) акты главы государства и исполнительной власти (указы мо­нархов, декреты президентов, постановления правительства, акты мини­стров, некоторых ведомств). Осо­бая роль среди актов исполнительной власти принадлежит актам, имею­щим силу закона (они издаются на основе рассматриваемого ниже деле­гирования полномочий парламентом (в Великобрита­нии), или на основе, принадлежащей по конституциям правительству регламентарной власти (Италия), или в соответствии с исключительны­ми полномочиями президента (Франция);

 

5) акты органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные тол­кования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции;

 

6) судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве) — ре­шения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся ос­новой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам. В некоторых странах судебные прецеденты не признаются источ­никами права, т.е., по существу, не являются прецедентами. Во Франции Гражданский кодекс запрещает судам формулировать нормы права, но они делают это, особенно в области административного права;

 

7) конституционный обычай — сложившееся в практике единооб­разной деятельности органов государства правило, имеющее устный ха­рактер, опирающееся на согласие участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писаных конституций;

 

8) религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками, в частности по вопросу о пре­столонаследии. В единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран — священная книга, содержащая, по преданию, записи про­поведей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоя­щим выше конституции;

 

9) правовая доктрина (редко и лишь в отдельных странах суды основывают свои решения по конституционным вопросам не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

 

10) международно-правовые акты, например Европейская конвен­ция о правах человека 1950 г., Договор ФРГ и ГДР о процедуре объ­единения Германии и проведении выборов в парламент 1990 г., В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую деклара­цию прав человека 1948 г. На локальном уровне — в субъектах федерации, автономных образо­ваниях — действуют свои источники конституционного права (напри­мер, конституции штатов в США, конституция Автономной Республики Крым на Украине). В городах не­редко имеются свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

 

Во многих развивающихся странах актами, регулирующими принци­пиальные вопросы, были акты военных и революци­онных советов — временных органов власти, создававшихся после оче­редного военного переворота (декреты, прокламации и т.д.). Иногда важ­нейшее конституционное (и даже надконституционное) значение имели национальные хартии (Алжир), революционные хартии (Мадагаскар), акты правящих (единственных) партий (Конго, Заир и др.).

 

№ 6Понятие конституции и основные этапы конституционного развития современных государств

№7 Сущность и функции конституций

 

Определение конституции

 

Конституция как правовая категория:

Система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством – с другой, а также основы организации и деятельности самого государства.

 

Определение предмета регулирования здесь такое же, как и предмета регулирования конституционного права, но отличие заключается в наивысшей юридической силе конституционных норм, признаваемой в подавляющем большинстве государств.

 

Конституция в материальном смысле (значении)

П


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.187 с.