Этические нормы и кодексы, регулирующие деятельность зарубежных журналистов. Проблема политкорректности в зарубежных СМИ. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Этические нормы и кодексы, регулирующие деятельность зарубежных журналистов. Проблема политкорректности в зарубежных СМИ.

2017-11-16 129
Этические нормы и кодексы, регулирующие деятельность зарубежных журналистов. Проблема политкорректности в зарубежных СМИ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профессиональная этика — это юридически не оформленные, но тем не менее известные и чётко прописанные правила, принятые в СМИ и одобренные обществом.

 

Деятельность зарубежных журналистов регулируют международные, государственные кодексы, документы национальных профессиональных и информационных организаций.

 

Интерес к журналистской этике на протяжении истории то увеличивался, то уменьшался, причем можно отметить четыре его "волны". Первая волна - после Первой мировой войны, когда стали появляться этические кодексы и проходили первые международные встречи журналистов. Вторая волна - после Второй мировой войны: комиссия Хатчинса, деятельность ООН, новые международные журналистские организации. Третья волна - конец 60-70-е: Мюнхенская декларация и активная деятельность ЮНЕСКО. Четвертая волна - конец 80-90-е: появления большого количества новых этических кодексов в новых странах Восточной Европы, пересмотр кодексов на Западе.

 

Международные кодексы:

 

Международные и региональные организации, в ряды которых входят 400 тысяч журналистов в разных странах мира, объединились после консультативных встреч, проведенных под эгидой ЮНЕСКО в 1978 году.

Международные принципы были утверждены на консультативных встречах ряда организаций (таких как Международная организация и Международная федерация журналистов, Латиноамериканские, Арабские, Африканский союзы и федерации журналистов и работников прессы, Конфедерация журналистов) в период с 1978 по 1983 год.

 

Международная федерация журналистов не принимала участие в заключительной встрече в Париже ноябре 1983 года, где был принят данный манифест.

 

Общие правила описаны в таких документах как «Международная декларация принципов поведения журналистов» (которая была принята Конгрессом Международной федерации журналистов в 1954 году и отредактирована на сессии Конгресса МФЖ в 1986 года) и «Международные принципы профессиональной этики журналиста» (приняты на консультативной встрече международных и региональных журналистских организаций в Париже 20 ноября 1983 года).

 

Положения из документов:

 

  1. Уважение правды и права общества знать правду – первоочередной долг журналиста.
  2. Осуществляя профессиональную деятельность, журналист обязан отстаивать принцип свободы при честном сборе и публикации информации и права на честный комментарий и критику.
  3. Журналист обязан оперировать только той информацией, источник которой ему известен. Журналист не должен пренебрегать информацией или фальсифицировать документы.
  4. Получая информацию, фотографии и документы, журналист должен использовать только честные методы.
  5. Журналист должен сделать все возможное для исправления или опровержения информации, которая может нанести серьезный ущерб.
  6. Журналист обязан соблюдать профессиональную тайну и не разглашать источник информации.
  7. Журналист должен отдавать себе отчет в той опасности, которую таит в себе призыв к дискриминации, распространенный через СМИ, и должен сделать все возможное для того, чтобы избежать даже невольного стимулирования дискриминации на основе расы, пола, сексуальной ориентации, языка, религии, политических или иных взглядов, национального и социального происхождения.
  8. Журналист должен считать серьезными профессиональными нарушениями:

плагиат;

умышленное искажение фактов;

клевету, оскорбление, необоснованное обвинение;

получение взятки в любой форме за публикацию (непубликацию) того или иного материала.

  1. Журналист, достойный этого высокого звания, считает своим долгом добросовестно выполнять вышеизложенные принципы. Действуя в рамках законодательства своей страны, журналист при решении профессиональных вопросов признает только юрисдикцию коллег, в том числе и в случае вмешательства в такого рода вопросы правительства или других ответственных лиц

 

Вторая консультативная встреча (в Мехико в 1980 году) одобрила Декларации ЮНЕСКО об Основных принципах вклада средств массовой информации в укрепление мира, международного взаимопонимания, развития прав человека и противостояния апартеиду, расизму и призывам к войне.

 

На четвёртой консультативной встрече в 1983 году (в Париже и Праге) была конкретизирована роль, которую «информация и коммуникация играют на национальном и международном уровне, учитывая возросшую социальную ответственность средств массовой информации и журналистов».

 

Там были выработаны принципы профессиональной этики (международные):

Принцип № 1. Право граждан на достоверную информацию

Принцип № 2. Объективное освещение событий — долг журналиста

Принцип № 3. Социальная ответственность журналиста

Принцип № 4. Профессиональная честность журналиста

Принцип № 5. Общественный доступ к информации и участие в СМИ

Принцип № 6. Уважение частной жизни и достоинства

Принцип № 7. Уважение общественных интересов

Принцип № 8. Уважение всеобщих ценностей и многообразия культур

Принцип № 9. Борьба против войн и других бед, грозящих человечеству

Принцип № 10. Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка

 

Государственные кодексы (примеры)

Азербайджан. Кодекс профессиональной этики журналистов Азербайджана

Дания. Национальный кодекс поведения

Ирландия. Кодекс поведения

Исландия. Этические нормы журналистики

 

Государственные кодексы о СМИ приняты также во многих других странах.

Документы национальных профессиональных и информационных организаций (примеры)

Американское общество редакторов газет (АОРГ). Декларация принципов

Ассоциация издателей и пресс-менеджмента. Декларация этических норм

Ассоциация журналистов электронных СМИ (RTNDA). Этический кодекс RTNDA

Национальная ассоциация фоторепортеров. Этический кодекс

 

Кодексы отдельных СМИ

Этический кодекс «Нью-Йорк Таймс» (выдержка: беспристрастное освещение новостей. Необходимо вести себя с читателями, с источниками информации, рекламодателями и другими честно и открыто, так, чтобы всем казалось, что вы именно так себя и ощущаете. Репутация «Нью-Йорк таймс» и сотрудников газеты базируется на исполнении этического кодекса издания. Следовательно, все сотрудники газеты делают все возможное, чтобы избегать конфликтов)

 

Сегодня мы наблюдаем резкий всплеск развития новых технологий, который ставит перед журналистской этикой новые сложные задачи. Появление «гражданской журналистики» (текстов простых людей, которые пишут в блогах о том, что видели своими глазами) уже привело к созданию первых вариантов «кодекса блогера». Многие исследователи отмечают, что в этих условиях и в условиях глобализации, когда любое локальное событие может быстро перерасти в информационный повод мирового масштаба,

моральная ответственность журналиста увеличивается в разы.

В 2008 г. Международная федерация журналистов запустила глобальный проект под названием «За этическую журналистику», призванный способствовать обсуждению вопросов журналистской этики и принятию конкретных мер для повышения этических стандартов СМИ по всему миру.

 

 

Проблема политкорректности

 

Современные исследователи и практики нередко применяют термин "политкорректность" для обозначения целой системы новых критериев и нравственных стандартов в отношениях не только в собственно политической сфере, но и в философии, этике и культурологии. Точного и единообразного определения этого понятия пока не выработано. Но в этом случае важен сам подход, та общепризнанная методология, которая позволяет не только провозгласить независимость СМИ, но и реально обеспечить каждому подлинную возможность самовыражения без нарушения прав и ущемления достоинства других людей.Возникает жизненная необходимость введения нового понятия, которое, с одной стороны, устанавливает с помощью международных и государственных ресурсов единые для всех, более прогрессивные стандарты, с другой исключает непосредственное применение репрессивных мер государственного принуждения. Сегодня политкорректность на практике - это реализация желательных социальных стереотипов силами прогрессивной общественности, в частности журналистским сообществом. Политкорректность можно определить как "бархатную" революцию сознания, реальную вынужденную альтернативу государственной цензуре и расколу общества на противоборствующие группы, классы и нации. Не только политкорректность, но и многие базовые понятия международного права, такие, как "раса", "народ", "нация", "меньшинства" до сих пор не имеют утвержденных общепризнанных дефиниций. Однако их содержание раскрывается через подробное описание составов таких с ними связанных международных правонарушений, как, например, дискриминация, геноцид.

Не посягая на безусловное право СМИ на независимость и свободу распространения информации, международные нормы обязывают журналистов выполнять свои функции с осознанием ответственности перед обществом и гражданами. Для этой цели есть кодекс профессиональной этики журналистов. Это и есть примерная процедура реализации идеи политкорректности на практике. При таком весьма демократичном подходе всякие домыслы о попытках возрождения цензуры под видом политкорректности теряют основу. Роль государства и его профильных органов заключается лишь в том, чтобы постоянно держать эти проблемы в фокусе своего внимания. В некоторых случаях именно политкорректность становится единственно возможным механизмом предотвращения больших социальных потрясений и сдерживания эскалации межнациональных конфликтов. Следуя международным стандартам, обязанность федеральных государственных органов, рассчитывающих на политкорректное отношение к своим действиям и решениям, заключается в том, чтобы всемерно содействовать повышению правовой грамотности и постоянному профессиональному обучению журналистов; обеспечить на практике процедуру приведения уставов СМИ и профессиональных кодексов в соответствие с политико-правовыми реалиями сегодняшнего дня; своевременно предоставить возможности, в том числе и финансовые, для регулярной и плодотворной деятельности общественных советов по разрешению информационных конфликтов. Политкорректность всегда предполагает наличие ясно выраженной и последовательно проводимой государственной воли. Отсутствие четкой правовой позиции приводит к тому, что в случае конфликта данный вопрос получает каждый раз непредсказуемое решение в правоохранительных органах и в суде.

 

СМИ Японии

Газеты 1. «Yomiuri Shimbun» (読売新聞). Первая по выпускаемому тиражу газета Японии – в день выходит около 10 млн. копий. В 1874 г. в Токио начинает печататься небольшой листок с сообщениями о наиболее интересных событиях дня. Первоначальный тираж – 100 тыс. экз «Yomiuri Shimbun» консервативная и очень широко распространена в Японии, занимая самые популярные позиции. Также «Yomiuri Shimbun» заключила специальный контракт с британской «The Times» и поддерживает связь с «TV Asahi».
2. «Asahi Shimbun» (朝日新聞). Вторая по тиражу газета Японии, занимает либеральную позицию. Известна своими главными редакторами, а также частотой, с которой её статьи используются для вступительных экзаменов в университеты. Имеет связи с «Nippon TV». В 1945 г. редколлегия «Асахи» опубликовала декларацию «Оставаться с народом», основные положения которой были сформулированы как кредо газеты в виде принципов, действующих и сегодня. Это 4 принципа: Быть беспристрастными, справедливыми, защищать свободу слова. Быть преданными благосостоянию народа во имя справедливости и гуманизма. Отвергать все формы правонарушения, насилия, жестокости и коррупции. Сообщать правду точно и немедленно, сохранять за редакцией право на собственную точку зрения. Хранить терпимость, защищать чувство ответственности и собственного достоинства. С 1972 г. газета выходит утром и вечером (объем утреннего выпуска – 40 полос, вечернего - 16). В настоящее время «Асахи» - газета с ярко выраженной либеральной ориентацией, которую читают интеллектуалы и люди, придерживающиеся современных взглядов. В Японии существует определение «человек Асахи». В основном это молодежь.


3. «Mainichi Shimbun» (毎日新聞). Третья по величине тиража газета Японии, в день выпускается около 4 млн. копий. Занимает либеральную позицию и имеет связи с TBS.
4. «Nikkei Shimbun» (日本経済新聞). Экономическая газета, очень похожая на «Wall Street Journal». Занимает четвёртое место по величине тиража – в день выходит около 3 млн. копий. Имеет связи с «TV TOKYO». Впервые вышла в декабре 1776 г. в Токио. С 1885 г. газета выходит ежедневно, а в 1970 – утром и вечером.
5. «Sankei Shimbun» (産経新聞). Самая молодая общенациональная газета. Была основана в 1933 г. Консервативная, проамериканская и анти-китайская газета. Занимает шестое место по ежедневному тиражу, выпуская по 2 млн. копий. Известна как националистическая газета и серьёзно стоит на своей позиции. Имеет связи с «Fuji TV».

Первые газеты в Японии появились еще до 1868 г., который знаменует начало новой эпохи в истории страны, связанной с перенесением столицы из Киото в Токио и созданием современного государства с современной промышленностью, политическими институтами и обществом современного типа.

В начале 17 века в Осаке появляются первые японские газеты – каварАбан. От европейских изданий они отличались тем, что каждый номер имел свое название и посвящался какому-либо конкретному событию (обычно скандальным городским новостям или жизни обитательниц увеселительных заведений).

Самый старый сохранившийся листок такого рода относится к 1615 г. Газетное дело в Японии зародилось в 19 веке. Известно, что в 1861 г. дважды в неделю в Нагасаки выходила газета, которая представляла собой информационный листок, содержащий сведения о кораблях и грузах.

Газеты, которые выходили в 1865 – 68 гг. представляли собой небольшие, недорогие издания с мизерными тиражами, выходящие 1 раз в неделю, а то и реже.

Буржуазная революция Мэйдзи 1868 г. положила конец правлению сёгуната. Был открыт путь капиталистическому развитию Японии, что привело к развитию прессы. Чтобы регламентировать газетное дело в 1869 г. был издан указ об издании и распространении газет (устанавливал правительственный контроль над издательским делом).

Первой подлинно Японской газетой была «Йокогама симбун», выходившая с 1870 г. Цель – распространение по всей территории страны внутренней и зарубежной информации. В декабре 1897 г. был принят новый закон, провозгласивший свободу печати, но только в теории, а в 1898 была полностью устранена правительственная цензура.

Формирование современного газетного рынка Японии относят к нач. 1930-х гг, когда в стране издавалось более 7 тыс. газет. Около 30% всех изданий распространялись в Токио и Осаке. Тиражи колебались от 4 тыс – 1.5 млн.экз.

В 1945 г. была создана Ассоциация издателей и редакторов газет «Нихон Симбун Кёкай» в которую входили представители всех СМИ. Основные принципы: Установление стандартов новостной информации и редакционных комментариев, предполагающих точную и правдивую передачу фактов; Исключение из репортажа мнения репортера; Фиксирование принципов редакционного комментария; Большое внимание рекламе.

Японская пресса в 21 веке. Японские общенациональные газеты имеют ряд особенностей, одно из которых – сходное содержание редакционных материалов, отличающимся широким кругом тем, объективностью в изложении событий.

Это объясняется тем, что на протяжении долгих лет основной составляющей Японской журналистики неизменно остается Система пресс-клубов, в соответствии с которым любая государственная или общественная организация делает новости общим достоянием всех СМИ.

Сейчас в Японии функционирует более 1000 пресс-клубов. С одной стороны, Si пресс-клубов вносит некую стандартизацию в работу журналистов и принципы подачи информации. С другой стороны, будучи информационными монополистами пресс-клубы дают правительству возможность контролировать поставщиков новостей.

Газеты имеют ряд преимуществ перед телевидением, радио и журналами. А именно: из 100% опрошенных Японцев более 79% считают газеты самым надежным СМИ, 83% называют газетные материалы точными и проверенными, 50% используют газеты для повышения уровня образования. Еще 50% отмечают полезность газетной информации в бизнесе и 48% считают, что газеты как и телевидение в равной степени формируют их взгляды и мнения. Типология: се японские периодические издания условно можно разделить на коммерческие и некоммерческие. По географическому принципу и тиражу делят на общенациональные и местные.

Местные делятся на региональные и префектурные. В настоящее время в стране издается более 100 ежедневных газет, в том числе 5 общенациональных:«Асахи»; «Ёмиури»; «Майнити»; «Никкэй»; «Санкэй».

Самым популярным видом издания газет в Японии считается сэтто – комплект утреннего и вечернего выпусков. В отличие от европейских стран и США (где утренние и вечерние издания одной компании выходят под разными названиями и представляют собой независимые друг от друга издания), в Японии оба выпуска тесно связаны между собой, причем вечерний является как бы продолжением утреннего. Еще одна отличительная черта: использование газет в качестве распространения рекламы.

В связи с тем что 70% всей территории гористая,передача радио- и тв-сигналов весьма проблематична.Правительственные правила в отношении вещания очень строги и сложны.В Японии 215 АМ и 89 FM станций.Помимо этого есть 885 станций-ретрансляторов низкой мощности,передающих сигналы в уединённые долины и районы.С телевидением дела обстоят сложнее-в стране 7341 ретранслятор и 211 станций.

По большей части вечерние ток-шоу Японии это драмы,новости и варьете.Фильмы снятые на Западе тоже показываются,некоторые идут с ещё одним каналом-для английского языка.Все английские каналы можно посмотреть по кабельному ТВ.Около военных баз США есть возможность словить радио American Forces Network. Кабельное ТВ не так популярно у японцев,в сравнение с американцами.Объявления и реклама показываемые по телевизору оказывают правильное влияние на зрителей.В целом,СМИ в Японии имеют весьма немалую власть.

В Японии существует 6 общенациональных телевизионных сетей:
1. NHK (日本放送協会 Nippon Hōsō Kyōkai). Эн-эйч-кей является японским общественным телевещательным каналом. Компания финансируется «зрительскими сборами», а также системы лицензионного вознаграждения, которая в Великобритании используется для финансирования Би-би-си (BBC). Эн-эйч-кей является государственной сетью, так что её точка зрения на события является беспристрастной. Это чисто теоретически. Практически же Эн-эйч-кей сознательно избегает каких бы то ни было политических заявлений и комментариев. В отличие от прочих ТВ-сетей, Эн-эйч-кей обладает двумя наземными телеканалами в регионе Токио: Первый (он же Главный) канал (Channel 1, Sōgō), а также Третий канал «Просвещение» (Channel 3, Kyoiku).
2. Nippon News Network (NNN), возглавляемая Nippon Television (日本テレビ放送網/日テレ, Nihon-Terebi/Nittere; NTV). Эта сеть относится к консерваторам и в регионе Токио вещает на четвёртом канале. Также является своеобразным филиалом газеты «Yomiuri Shimbun». В последние годы Nittere страдает от скандала со взяточничеством, в котором его председатель Сэйитиро Удзииэ (Seiichiro Ujiie) был вынужден уйти в отставку, а также от скандала, связанного с новостными радиопередачами.
3. Japan News Network (JNN), возглавляемая TBS (東京放送 Tōkyō Hōsō, Tokyo Broadcasting System). Эту телесеть можно отнести к либералам, однако её знаменитая программа новостей «News 23» с Тикуси Тэцуей (Chikushi Tetsuya) периодически фигурирует как «левая» программа. Тэцуя Тикуси в этой программе является, что называется, якорем и служит переводчиком программы Дэвида Хальберстама (David Halberstam) «Власть имущие» («The Powers That Be»). Также Тикуси находится под влиянием CBS News (например, «60 Minutes» и Эдварда Р. Мурроу (Edward R. Murrow)). В регионе Токио этот канал можно найти на 6-й кнопке.
4. Fuji News Network (FNN), возглавляемая Fuji Television (フジテレビジョン; Fuji TV). Консервативная, или «правая», сеть. Является частью конгломерата «Fujisankei Communications», который помимо всего прочего включает также «Sankei Shimbun». В регионе Токио вещает на 8-м канале.
5. All-Nippon News Network (ANN), возглавляемая TV Asahi (テレビ朝日). Относится к либеральному левому крылу и является своеобразным филиалом «Asahi Shimbun». В регионе Токио вещает на 10-м канале. Известна своей программой новостей «News Station» с её главным и бессменным ведущим Хироси Кумэ (Hiroshi Kume). Передача выходила на протяжении 18 лет подряд, её последний эфир состоялся 26 марта 2004 г.

6.TV Tokyo Network, возглавляемая TV TOKYO (テレビ東京). Основной направленностью являются экономические новости. Также известна своими аниме-программами. Имеет связи с газетой «Nihon Keizai Shimbun». В регионе Токио вещает на 12-м канале.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.